Тема 6. Групповые конфликты Понятие групповых конфликтов и их структура. Классификация групповых конфликтов. Особенности образа конфликтной ситуации в групповых конфликтах. Конфликт типа «личность — группа» и его особенности. Конфликт между лидером и группой; между рядовым членом группы и группой. Причины конфликта «личность — группа» и их проявления в различных видах профессиональной деятельности. Пути разрешения конфликтов между личностью и группой. Межгрупповые конфликты, их причины и функции. Классификация межгрупповых конфликтов. Формы протекания межгрупповых конфликтов и способы их разрешения. Тема 7. Управление конфликтами Понятие управления конфликтом. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение. Этапы регулирования конфликта. Алгоритмы деятельности руководителя (менеджера) по управлению конфликтами. Понятие методики прямого разрешения конфликта. Методы управления конфликтом: «рефлексивного управления конфликтом», косвенного управления, поэтапного «снятия конфликта». Тема 8. Конфликты в сфере управления Понятие управления и его структура. Источники конфликтов в сфере управления. Типы конфликтов в сфере управления. Конфликт между субъектом и объектом управления и его причины. Конфликты между различными уровнями управления и внутри них. Конфликты стиля управления. Способы предупреждения и разрешения конфликтов в сфере управления. Техника общения с людьми. Методы психологического воздействия на сослуживцев. Сущность и содержание манипулятивной стратегии. Принцип гласности и социальной справедливости в управленческой деятельности как факторы предупреждения конфликтов. Подбор и расстановка кадров как средство предупреждения и разрешения конфликтов. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. — М., 1999. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. — СПб., 1998. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. — СПб., 1992. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2002. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. — СПб., 2003. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М., 1996. Зейгарник Б. В. Теория поля Курта Левина. — М., 1976. Иванов В. Н. Конфликтология: Проблемы становления// Социально-политический журнал. — 1994. — № 7—8. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб., 1999. Левин К. Типы конфликтов. Психология личности: Тексты. — М., 1982. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. — СПб., 1997. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., 1993. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Основными вопросами методики написания контрольной работы являются следующие: последовательность работы над текстом; соблюдение определенных требований к оформлению; использование литературных и других источников; правильное оформление справочного аппарата; редактирование. Как правило, написание контрольной работы начинается с введения. Во введении обосновывается актуальность темы, формируются конкретные цели и задачи работы. Примерный объем введения 1—2 страницы. Основную часть контрольной работы составляют 1—3 вопроса, каждый из которых решает определенные задачи, связанные с общим смыслом. Содержание вопросов должно органически вытекать друг из друга и представлять единое, связанное целое. Такой подход обеспечит законченность и логичность всего исследования. Одно из главных требований к содержанию контрольной работы заключается в том, чтобы автор показал глубокое знание основных источников, излагая свои мысли свободно, грамотно и аргументировано. Сказанное не означает, что студент не может использовать отдельные цитаты. Без них обойтись порой не возможно. Но дело заключается в том, чтобы их применять как можно меньше, только для дополнительной аргументации или полемики. Каждый основной вопрос контрольной работы должен заканчиваться кратким выводом. Логическим окончанием всей работы является заключение. Заключение - это краткие выводы, отражающие уровень выполнения поставленных задач, а также определенного рода контроль правильного понимание преподавателем того, что в действительности хотел сказать автор. «Заключение» обычно не превышает 1 страницы. Одним из важных элементов написания контрольной работы является умелое использование источников и правильное оформление справочного материала. После составления списка литературы, контрольную работу необходимо отредактировать. |