Туристский продукт и структура индустрии туризма Темы 5 Туристский продукт Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. В то же время в туризме имеется своя специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. В туризме имеет место как торговля услугами, так и товарами. Доля услуг в туризме составляет 75%, товаров – 25%. Отличительной особенностью туризма является особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их производства, более того в определенной ситуации. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. • Туристский продукт – это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. • Либо туристский продукт – это комплекс услуг, предоставляемых туристско-экскурсионными предприятиями гражданам (туристам). Комплексная система организации производства такого продукта называется индустрией туризма. Отличительные особенности туристического продукта • Во-первых, спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит также от политических и социальных условий. • Во-вторых, в связи с сезонными колебаниями спроса присутствует, так называемый, феномен насыщения. Вследствие этого могут быть выделены достаточно четко выраженные туристские зоны: по фактору «солнце-море» Крым, Кипр и т.д.; по фактору «отдых-лечение» Карловы Вары, Трускавец и т.д.; по фактору «спорт» горнолыжные курорты, Домбай, Чехия и т.д. • В-третьих, предложение туристских услуг отличается негибким производством. Они могут потребляться только непосредственно на месте. Они не могут приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса. • В-четвертых, туристский продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. • В-пятых, не может быть достигнуто высокое качество туристских услуг при наличии незначительных недостатков, поскольку само обслуживание туристов состоит из этих самых мелочей и мелких деталей. Индустрия туризма В систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения. 1. Предприятия, предоставляющие услуги по размещению: гостиницы, мотели, кемпинги, родтели, пансионаты, частные дома и квартиры, туристские базы, дома отдыха и т.д. 2. Предприятия питания: рестораны, столовые, кафе, бары и т.д. 3. Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием и организации, занимающиеся сетями бронирования: автопредприятия, авиационные предприятия, ж/д ведомства, предприятия морского и речного транспорта и т.д. 4. Туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта: туристские и экскурсионные бюро, туристские агентства, бюро реализации путевок. 5. Рекламно-информационные туристские учреждения. 6. Производственные туристские предприятия. 7. Предприятия торговли. 8. Предприятия сферы досуга в туризме. 9. Органы управления туризмом. 10. Учебные туристские заведения, научные и проектные учреждения, а также организации, занимающиеся содержанием, восстановлением и эксплуатацией исторических и архитектурных памятников и музеев. Классификация услуг Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг: • Основные туристские услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся размещение, питание, транспортные услуги, включая трансферт и экскурсионные услуги. • Дополнительные услугиимеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода (дополнительные экскурсии, физкультурно-оздоровительные услуги и т.д.). • Сопутствующие услуги – обеспечение сувенирной продукцией, торговое, валютно-кредитное, информационное, конгрессное и прочее обслуживание, услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и т.д. Между двумя последними нет чёткой границы. В высокоразрядных отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает 500. Часто девизом обслуживания является лозунг «У нас нет таких услуг, которые бы мы не могли Вам предоставить». Самодеятельный туризм Его главная особенность – большое количество различного инвентаря, снаряжения и оборудования. Туристы обеспечиваются на условиях проката, аренды или продажи: палатками, спальными мешками, рюкзаками, велосипедами, лыжами, лодками, байдарками, спасательными средствами, альпинистским снаряжением, кухонным оборудованием, средствами мобильной связи, картографической продукцией и т.д. Технология туристского обслуживания Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, т.е. это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге. • Тур – это индивидуальная или групповая поездка по определенному туристскому маршруту в конкретно определенный срок. • Тур является товарной формой туристского продукта, реализуемого в виде путёвки или ваучера. Если в состав тура входит трансферт, то такой тур называется транстуром. Туристская путевка – это документ, подтверждающий оплату предусмотренных программой услуг, являющийся формой строгой отчетности. В путевке указывается трасса маршрута, перечень основных услуг, срок действия, цена, описание маршрута и др. Ваучер – это документ, на основании которого производится обслуживание иностранных туристов и взаиморасчет с фирмой. Взаимоотношения туриста с обслуживающей его фирмой оформляются также договором на туристское обслуживание. Это основной документ при предъявлении претензии к фирме и удовлетворении её в судебном порядке. Международный туристский ваучер Международный туристский ваучер – это уникальная система, впервые объединяющая ваучер с официальным платежным документом. Над созданием этой системы работали ведущие турагенты (7 лет напряженных исследований и расчётов). Цели: 1. создать универсальный ваучер, который гарантирует получение комиссионных «с опережением»; 2. уменьшить издержки при обмене валюты; 3. сократить бумажные работы; 4. обеспечить бронирование для клиентов даже в случае позднего прибытия. Он утвержден ФУААВ (Всемирной Федерацией ассоциаций туристских агентств). Ваучер большое удобство для предприятий обслуживания. Он предназначен для бронирования мест в гостиницах, железнодорожных билетов, аренды автомобилей и пр., требующего предварительной оплаты. • Верхняя часть международного туристского ваучера содержит следующую информацию: имя и адрес агента, имя клиента, информацию о поездке, включая место назначения, время прибытия и отъезда, перечень основных и дополнительных услуг. • Нижняя часть – представляет собой платежный документ (чек) за перечисленные услуги. Туроператор и турагент Туроператор – это туристская организация, занимающаяся комплектацией туров. Турагент – это физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по продаже сформированных туроператором туров. Другие туристские организации и фирмы • Бюро путешествий – фирма, занимающаяся организацией туров и транстуров. • Бюро экскурсий – фирма, организующая и проводящая экскурсии. • Бюро путешествий и экскурсий – организация (фирма), занимающаяся организацией туров, транстуров и экскурсий. • Бюро реализации туристско-экскурсионных путевок – фирма, производящая реализацию туристских и экскурсионных путевок. • Туристское агентство – посредническая организация, занимающаяся продажей туристских и экскурсионных путевок, а также предоставлением других посреднических услуг по организации туристско-экскурсионной деятельности (информационных, рекламных, маркетинговых и др.) В России сформировались 4 группы туристских фирм по виду и формам предоставляемых услуг: • фирмы с минимальным набором услуг (предлагается несколько постоянных маршрутов без достаточного выбора) • фирмы достаточного выбора (10-15 маршрутов) • фирмы полного выбора • фирмы экзотических маршрутов (Северный полюс, Антарктида) Классификация туристских маршрутов 1. По типам: тематические, походные, спортивно-оздоровительные, комбинированные; 2. По сезонности действия: круглогодичные (внесезонные), сезонные; 3. По построению трассы: линейные (посещение одного или нескольких пунктов), радиальные (стационарные с посещением одного пункта), кольцевые (совпадение начала и конца маршрута и посещение нескольких пунктов); 4. По продолжительности: многодневные, несколько дней, несколько часов; 5. По виду транспорта: собственный транспорт фирмы, арендованный (зафрактованный) у других, личный транспорт; 6. По способам передвижения на маршруте: автомобильные, теплоходные (морской, речной), авиационные, ж/д и комбинированные; - По содержанию маршрута: отдых на природе, рыбалка, охота.
Разработка маршрутов Разработка маршрутов – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристического обслуживания. Разработка маршрутов длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Разработка маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута, который используется при формировании туров, а также при расследовании дорожно-транспортных происшествий. В бывшем СССР в системе профсоюзного туризма существовало около 24 тысяч маршрутов, в т.ч. около 400 всесоюзных. Формирование и реализация туров После процедуры разработки и утверждения маршрута приступают к формированию тура. Различают два основных вида тура: • Пэкидж-тур – т.е. комплексная туристская услуга, включающая в себя: размещение, питание, экскурсионное обслуживание, транспортные, бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и пр. услуги; • Инклюзив-тур, т.е. отдельные туристские услуги: питание, размещение, экскурсии, транспорт (по выбору). Наиболее популярный второй вид тура, т.к. путевка стоит дешевле и у туриста больше свободного времени. Дополнением при формировании туров являются товары туристского назначения, т.е. тур – это совокупный продукт, состоящий из услуги и товара. Тур не может сразу стать товарным продуктом для продажи. Для этого следует выполнить ряд этапов. Этапы становления тура товаром • Формирование тура • Экспериментальное внедрение • Реклама и презентация тура • Продажа тура Формирование тура - это «сборка» ряда услуг и товаров в одну «оболочку», которая называется туром. Технико-экономическое обоснование тура – определение уровня рентабельности тура. Формирование тура имеет две границы: верхняя – максимально аттрактивный пакет услуг и товаров; нижняя – экономическая эффективность, влияющая на его цену. Экспериментальное внедрение тура - обычно оно совмещается с рекламным бесплатным (или льготным) круизом, автобусным путешествием. По результатам рекламного тура ведется его презентация, а также последующая рекламная кампания. Затем производится калькуляция затрат, определяется норма прибыли, рассчитывается цена и формируется система льгот и скидок. Продажа тура Сформированный товарный продукт в виде туристской путевки реализуется через турагентов, бюро по реализации или самостоятельно через бюро путешествий и экскурсий, которое является посредником между туристом и предприятиями, оказывающими ему услуги (гостиницы, предприятия питания, экскурсионные службы, музеи и т.д.). Основные свойства тура • Аттрактивность • Надежность • Безопасность • Обоснованность • Целостность (завершенность) • Адресная направленность • Информативность • Гибкость Тема 6 |