МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие «альтернативная педагогическая технология»





Альтернативные технологии в зарубежной школе

Вопросы:

Альтернативные педагогические технологии.

Вальфдорская педагогика Р. Штайнера.

Технология свободного труда С. Френе.

Понятие «альтернативная педагогическая технология»

В поисках путей развития системы образования в науке и практике предлагается немало вариантов решения различных проблем. Одни варианты представляют технологии на основе модернизации существующей традиционной системы, другие называются альтернативными.

Альтернативные технологии (в широком смысле) - те, которые отличаются от традиционной системы обучения по целям, содержанию, формам, методам, отношениям или позициям участников педагогического процесса, которые пересматривают, изменяют концептуальные, то есть самые существенные (социальные, психологические, философские) основания традиционного педагогического процесса.

1. Важнейшая консервативная сторона традиционной системы образования - классно-урочная организация учебного процесса. Ее альтернатива — отказ от организационных атрибутов классно-урочной системы, обязательности посещения занятий и других организационно-институциональных характеристик школы, таких, как экзамены, стандарты, деление на классы по возрасту и т.д., некоторые формы дифференциации и индивидуализации, деятельность разновозрастных групп, различные формы внеурочной работы и другие.

В западноевропейских странах получила распространение технология «Иеноплан», которая основывается на постоянных разновозрастных группах и отличном от класса обустройстве помещения для работы.

В Германии в 1924 г. под руководством профессора П. Петерсена (1884—1952) в экспериментальной школе при Йенском университете была разработана и внедрена новая модель орга­низации начального обучения в духе идей нового времени — Йена-план. В основу ее работы положен ряд принципов, опре­деляющих систему взаимоотношений в треугольнике человек — школа — общество:

— признание уникальности каждой личности, ее уважение;

— создание общества, построенного на гармонии взаимоотношений между людьми, стимулирующего развитие индивиду­альности личности;

— признание школы самоуправляющей организацией;

— построение процесса обучения на основе ритмично сменяющих друг друга видов деятельности (игра, диалог, обучение, праздник);

— оценка поведения и успеха конкретного ребенка с точки зрения его развития и др.

По мысли Петерсена, школа должна быть содружеством детей и взрослых. Эта идея нашла реальное воплощение во внутренней организации жизни школы. Все ученики и учителя объединялись в «школьную общину», где отсутствовало всякое подчинение, не было органов самоуправления, вводился патро­наж старших над младшими, все относились друг к другу как братья. В школе нет перемен, уроков, ученики могут свободно входить и выходить, обращаться друг к другу и к учителю, от­сутствуют оценки, табели, наказания, поощрения. Главное — учет, самоучет, оценки и самооценки самих учащихся. В конце года педагоги предлагают две характеристики: первая, достаточ­но объективная — для родителей, вторая — для детей, которая обсуждается в группе. Вместо традиционных парт — передвиж­ная мебель (столы, стулья), доской служит школьная стена.



Руководство школой осуществлял комитет из учителей и ро­дителей, в сфере компетенции которого — вопросы планирова­ния работы, хозяйственной деятельности, организации школь­ных мероприятий.

Характерная черта педагогической системы П. Петерсена — активное включение родителей в жизнь школы, которое осуще­ствляется в самых различных формах: коррекционные, разви­вающие и подвижные игры с детьми, руководство минимастерскими по лепке, вышивке, выпиливанию по дереву.

Вместо классов в школе действуют группы. Все дети делятся на гетерогенные возрастные группы: младшую (4—6 лет), сред­нюю (7—9 лет) и старшую (10—12 лет). В школе четыре вида деятельности: игра, диалоги, обучение, праздник. Помимо групп, которые выполняют различные виды учебной работы, действуют подгруппы по интересам (фото, театр, музыка и др.), которые существуют в течение трех месяцев, а затем распадаются и воз­никают новые.

Как правило, с группой детей работают два учителя. Интересен стиль работы учителя: он ходит по комнате, помогает, инструктирует, ободряет, корректирует, вдохновляет. П. Петерсен в определении роли учителя в Йена-плане нашел золотую середину: отрицал авторитарную позицию, которую занимал учитель в традиционной школе, но и не разделял взглядов сто­ронников «новой школы», где учителю отводилась служебная роль, а эпицентром школьной жизни был ребенок.

Обычный день в школе начинается с того, что дети расса­живаются в круг по группам и обсуждают волнующие их темы, рассказывают о своих проблемах, получают советы и помощь от взрослых и своих товарищей. Затем изучается новый материал, анализируются ошибки, допущенные в предыдущих работах. Учитель задает задания сразу по всем предметам и дает полтора часа на самостоятельную подготовку. Каждый ребенок изучает материал в своем ритме и усваивает тот объем знаний, который он может и хочет усвоить. Старшим детям задания задаются сразу на всю неделю, и они сами решают, как и когда они будут их выполнять. Если учащийся досрочно выполнил работу, он может выбрать дополнительное задание: пойти в библиотеку, поиграть и т.д. В понедельник утром все школьники собирают­ся в кружки по группам и составляют проект на неделю, по ко­торому живут пять дней, в пятницу подводят итоги.

Неотъемлемым элементом жизни Йена-плана являются празд­ники. Раз в две недели по пятницам в школе проводятся ярмарки, раз в год — грандиозные праздники за городом, в рамках которых устраиваются театрализованные представления, конкурсы, игры, аттракционы.

Основные отличия Йена-плана от традиционной школы

 

Традиционная школа Йена-план
Классно-урочная система Замена класса гетерогенной возрастной груп­пой
Четко зафиксированный школьный интерьер «Подвижный» школьный интерьер
Балльная система оценки Введение новых форм оценки
Невмешательство родите­лей в учебно-воспитатель­ный процесс в стенах школы Активное включение родителей в жизнь школы
Предметный принцип изуче­ния учебного материала Учебные интегрированные курсы
Фронтальное обучение Самостоятельное изучение учащимися учеб­ного материала по индивидуальным учебным планам
Четкое планирование (учитель) Работа по недельным планам (группа), по ин­дивидуальному плану (ученик)
Доминирование одного вида деятельности (обучение) Сочетание различных видов деятельности (игра, диалоги, обучение, праздник)
Авторитаризм учителя Учитель — консультант, советчик, помощник

 

 

2. Одной из особенностей современной технологии традиционного обучения, остро проявившейся в последнее десятилетие, является «насилие» над физической и психической природой ребенка (непосильная умственная нагрузка, ограничение физического движения, игнорирование закономерностей развития ребенка и др.). Поэтому второе, альтернативное направление в модернизации образования объединяют так называемые природосообразные технологии.

Традиционному обучению свойственна авторитарность, подчиненное положение ребенка по отношению к педагогу. Альтернатива этой системе - свободное воспитание - зародилось еще в древности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель), прошла сквозь века (В. Ратке, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо) к новым временам (Л. Толстой, М. Монтессори, А. Нейл, К. Вентцель, П. Блонский, П. Каптерев). Оно провозглашает в качестве основной идеи воспитания - обеспечить ребенку независимый свободный выбор поступка и деятельности.

Основные педагогические полоржения

ü Цель – свободное управление;

ü Метод – поляризация внимания;

ü Принцип – свободный выбор работы;

ü Условия :

1)подготовленное окружение:

а) обстановка группы;

б)упражнения, материалы;

2)подготовленный учитель.

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.

Задачей же воспитателя или учителя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.