Дистанционное образование в медицине Одной из важнейших областей телемедицины является дистанционное медицинское обучение. Современные достижения компьютерных и коммуникационных технологий позволяют обеспечить дистанционное образование в медицине максимально приближенное к очному образованию. Система дистанционного обучения и повышения квалификации медицинских специалистов должна состоять из следующих составляющих: 1. Проведение дистанционных лекций либо в рамках тематических курсов, либо по актуальным направлениям медицины. Данные курсы лекций и специализированные лекции должны вести ведущие медицинские специалисты. 2. Проведение семинаров с углубленным изучением ранее прочитанного лекционного материала. 3. Практические занятия по тем или иным методам диагностики, лечения и хирургических операций, а также индивидуальные телемедицинские консультации. Проведение дистанционных лекций Дистанционные лекции могут проводиться как в рамках тематических курсов, так и по индивидуальной тематике, имеющей актуальное значение. Основной целью дистанционных лекций является доведение до обучающихся тематического материала, который будет являться базовым для последующего более глубокого изучения как в рамках семинаров, так и в рамках индивидуального изучения. ' Для практической реализации лекций дистанционного обучения предназначена телемедицинская установка DiViSy ТМ21 Обеспечение возможности передачи и отображение лекционных материалов, подготовленных в офисных программах: MS Power Point, MS Word, MS Excel и т.д. При этом обеспечивается параллельное отображение: в одном окне — вид преподавателя или аудитории, а в другом окне — текст, иллюстрации, слайд, графика, видеоролик и т.д. Обеспечение возможности сохранения слушателями необходимого материала в собственных базах данных непосредственно в процессе дистанционного обучения. Проведение дистанционных семинаров Методика проведения семинаров в своей основе аналогична методике проведения дистанционных лекций. Однако дистанционный семинар имеет и дополнительные функции, связанные с большей интерактивностью и большим участием обучающихся. В процессе проведения семинара, целесообразно использовать реальное медицинское оборудование, причем не только у преподавателя семинара, но и оборудование, находящееся у обучающихся. Следует особо отметить, что и преподаватель и слушатели в процессе семинара могут находиться в своих клиниках и институтах, на своих рабочих местах и использовать собственное оборудование. Телемедицинские консультации В результате проведения нескольких десятков или сотен дистанционных лекций, семинаров, практических занятий и индивидуальных телемедицинских консультаций произойдет эволюционное реформирование системы образования и предоставления медицинской помощи населению, в результате которого органически соединятся многолетний опыт очного обучения и современные технологии дистанционного взаимодействия преподавателей и обучающихся, консультантов и консультируемых. На сегодняшний день созданные технология и оборудование позволяют обеспечить эффективное дистанционное медицинское обучение и повышение квалификации по различным направлениям диагностики, лечения или хирургического вмешательства. Теленаставничество Теленаставничество — это вариант телемедицины, помогающий удовлетворить реально существующую потребность в распространении хирургических технологий посредством возможностей телекоммуникационной среды Новый, интереснейший способ дистанционного обучения — теленаставничество — позволяет направлять деятельность обучаемого непосредственно на его рабочем месте — именно там, где он на практике применяет вновь полученные знания и навыки. Роль наставника более не требует постоянного физического присутствия учителя и скорее определяется его решимостью добиться полноценного развития своего подопечного — от уровня новичка, через углубление профессионализма и компетентности, к вершинам истинного мастерства. Термин «теленаставничество» обозначает использование телекоммуникаций для проецирования в реальном масштабе времени эффекта присутствия, а также факторов опыта и авторитета учителя в ту область пространства, где обучаемые им ученики практикуются в применении изученных ими ранее процедур. Хотя в данной статье речь пойдет о дистанционном наставничестве применительно к области лапароскопической хирургии, те же принципы могут быть использованы и во многих других клинических дисциплинах, где регулярное присутствие инструктора является традиционным, способствуя закреплению и эффективному применению на практике недавно приобретенных навыков. Таким образом, теленаставничество — это вариант телемедицины, помогающий удовлетворить реально существующую потребность в распространении хирургических технологий посредством возможностей телекоммуникационной среды. 5.Технология и оборудование DiViSy ТМ2000 для телемедицины и медицинских видеосетей Телемедицинские установки для полостных ■I и эндоскопических операций DiViSy ST2000 Назначение установок. Телемедицинские установки предназначены для удаленного наблюдения и консультирования при проведении полосных или эндоскопических операций как в рамках локальных медицинских сетей, так и при использовании различных каналов связи для межбольничных консультаций. Аппаратная конфигурация. Телемедицинские установки состоят из: 1. Аналоговой или цифровой видеокамеры, имеющей специальный адаптер для установки на эндоскопы и ла- пороскопы (при эндоскопических или лапороскопических операциях) или видеокамеры высокого качества с объективом макро для полосных операций. 2. Аналоговой видеокамеры для ввода и оцифровки изображения врача-эндоскописта или изображения операционной для изучения действий хирурга и ассистентов, а также для удаленного контроля за состоянием оперируемого со стороны бригады врачей. 3. Двухпроцессорного цифрового блока обработки ви- део- и аудиоинформации — БОВА2 (на базе IBM совместимых рабочих станций). 4. Канального интерфейса для стыковки с тем или иным каналом связи. 5. Необходимого периферийного оборудования для ввода информации, печати, хранения больших объемов информации и оборудование для передачи информации по каналам связи (при необходимости). Возможности телемедицинских установок для хирургических операций. С помощью данных телемедицинских установок можно проводить телемедицинские консультации при проведении полосных или эндоскопических операций. При этом одна установка размещается в операционной, а вторая, в комнате врача-консультанта, или в демонстрационном зале для удаленного наблюдения за ходом операции. В процессе операции производится передача динамического видеоизображения параллельно двумя информационными потоками: один поток передает видеоизображение из эндоскопа или из видеокамеры высокого качества с режимом макро в случае полосной операции, а второй поток содержит видеоинформацию от видеокамеры, показывающей либо действия врача-эндоскописта, либо действия бригады врачей и ассистентов в операционной. Второй видеопоток можно также использовать для визуального контроля состояния больного со стороны анестезиолога. В процессе консультаций обеспечивается дуплексный звуковой канал связи между операционной и врачом-консультантом или аудиторией. Установки имеют возможность трансляции операции в двухканальном режиме одновременно для нескольких консультантов или аудиторий. |