Этапы становления российской телемедицины Понятие телемедицины По мере перехода к высокоскоростным каналам и развитию широкополосного Интернета формируется техническая основа для интеграции ИМС, телемедицины и Интернета, т.е. переход к системе, получившей название e-Health — электронное здравоохранение. По определению ВОЗ телемедицина — это метод предоставления услуг по медицинскому обслуживанию там, где расстояние является критическим фактором. Телемедицина — это способ дистанционного обмена данными в реальном, встраиваемый в систему практического здравоохранения, образование и медицинскую науку; это высокоспециализированная помощь в любой точке, прямое управление в экстремальных ситуациях и дистанционное телеобучение в целях обеспечения непрерывного повышения квалификации. Основные направления применения телемедицинских технологий определены в приложении к приказу Минздрава РФ и РАМН от 27.08.2001 № 344/76 «Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации». Выделены четыре основных варианта использования телекоммуникаций: 1. Телемедицинская консультация (или теленаставничество), когда связь организуется между двумя абонентами; это обеспечивает обсуждение больного лечащим врачом с консультантом или методическую помощь специалиста или преподавателя врачу (студенту). 2. Телемониторинг (телеметрия) функциональных показателей, когда обеспечивается передача данных контроля жизненно важных функций от нескольких или многих пациентов в консультативный центр. 3. Телемедицинская лекция или семинар, когда преподаватель (лектор) может обращаться ко всем участникам одновременно, они, в свою очередь, могут обращаться к лектору при отсутствии общения друг с другом. 4. Телемедицинское совещание, консилиум или симпозиум, при котором все участники имеют равную возможность общения друг с другом. В ряду телемедицинских консультаций выделяется несколько вариантов: а) врачебные телемедицинские консультации (специалист консультирует врача с больным или врача без больного; б) телемедицинское функциональное или лабораторное обследование, при котором в процессе консультации производится передача объективных данных о больном с медицинской аппаратуры; в) советы спасателям (врач-специалист консультирует сотрудников мобильных спасательных отрядов); г) советы населению — предоставление населению возможности советоваться с врачом. При оказании консультативной помощи первоочередными задачами телемедицины в Концепции определены: - консультации сложных больных на различных этапах оказания помощи; - экстренные консультации больных, находящихся в критическом состоянии; - консультации в процессе оказания помощи в чрезвычайных ситуациях; - догоспитальное консультирование больных для уточнения предварительного диагноза, метода лечения и решения вопроса о месте и сроках предстоящего лечения. В качестве самостоятельного варианта применения телекоммуникационных технологий в медицине Концепция рассматривает «Интернет-медицину» — использование ресурсов Интернет в профессиональной медицинской деятельности. В Концепции рассматриваются основные направления технологических решений, правовые аспекты, вопросы сотрудничества с российскими, зарубежными и международными организациями Этапы становления российской телемедицины На первом этапе становления отечественной телемедицины (1960—1990-е гг.) появились такие достижения, как телеметрическая оценка параметров жизнедеятельности космонавтов, международные телемедицинские проекты по поддержке врачей, оказывавших помощь пострадавшим при землетрясении в Спитаке (1988) и техногенной катастрофе под Уфой (1989), первые отечественные телемосты, организованные в консультативных целях Институтом медико-биологических проблем РАН для медицинских учреждений Сибири. Этот этап характеризуется недоступностью телемедицинских технологий для массового применения в ЛПУ страны. На втором этапе (1995 — 2000 гг.) началось формирование телемедицинских центров в федеральных клинических медицинских учреждениях и ведущих стационарах отдельных регионов; проводился эксперимент по дистанционному контролю состояния здоровья участников антарктической экспедиции на станции «Восток». На третьем этапе (2001 — 2005 гг.) в субъектах Российской Федерации активно создавались территориальные сети, обеспечившие вовлечение центральных районных больниц в телемедицину; была представлена отечественная система «Телемедицина катастроф» для поддержки врачей полевого педиатрического госпиталя в Чеченской республике. На четвертом этапе (с 2006 г.) началось формирование региональных сетей по федеральным округам, создание передвижных телемедицинских систем, базирующихся на автомобилях, поездах, судах, вертолетах. |