МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Электролитическая диссоциация. Ионное произведение воды.





Водородный показатель.

 

79. Сопоставить полярность связи в молекулах HF и HCl. Какая кислота

более сильная? Ответ обосновать. Рассчитать рН в 0,1 М растворах ука-

занных кислот.

80. Ядовитые микроорганизмы botulinus не могут развиваться, если рН среды

менее 4,5. Вычислите, какое значение рН имеет 3%-ный раствор пищевой

уксусной кислоты (r = 1 г/мл)? Можно ли его использовать в качестве

консерванта?

81. У какого из растворов, концентрация которых равна 0,1 моль/л, рН боль-

ше:

а) у соляной кислоты или уксусной кислоты;

б) у гидроксида натрия или гидроксида аммония?

Ответ сопроводите соответствующими расчетами.

82. При ожогах щелочами пораженный участок кожи в течение 5-10 минут

промывают водой, а затем нейтрализуют раствором с массовой долей

уксусной кислоты 1%. Какая масса уксусной эссенции с массовой долей

кислоты 60% необходима для приготовления 1% раствора массой 600 г.

Определите рН 1%-ного раствора.

83. При какой молярной концентрации раствора степень диссоциации азоти-

стой кислоты будет равна 20%? Определите величину рН в этом растворе.

84. Борную кислоту применяют наружно как антисептическое средство в ви-

де водных 2%-ных растворов (r = 1 г/мл). Вычислить степень диссоциа-

ции по первой ступени и величину рН такого раствора.

85. В 1 л воды добавили одну карлю (0,05 мл) 12%-ной азотной кислоты

(r = 1,067 г/мл). Оцените рН полученного раствора. Можно ли в этом

случае при расчете рН пренебречь собственной диссоциацией воды?

86. Качественная дистиллированная вода не должна содержать примесей СО2

Вычислите величину рН воды, в литре которой растворилось 100 мл газо-

образного СО2. Изменением объема воды при растворении СО2 пренеб-

речь.

87. Вычислите константу диссоциации слабой одноосновной кислоты, если

0,01 М раствор её имеет рН = 4.

88. Вычислите рН раствора, содержащего 0,5 г аскорбиновой кислоты в 0,4 л

раствора.

89. 10 мл 20%-ного раствора КОН (r = 1,18 г/мл) разбавили до 250 мл. Вы-

числить рН полученного раствора.

90. К 1 л раствора CH3COOH с рН = 4 добавили 0,3 г 100%-ной СН3СООН.

Вычислите рН полученного раствора. Объем раствора считайте постоян-

ным.

91. В медицинской практике применяют 10%-ный раствор аммиака (наша-

тырный спирт) для вывода из обморочного состояния. Определите рН

этого раствора, если r = 0,988 г/мл.

92. «Кислыми дождями» называют атмосферные осадки с рН меньше 5,6.

Вычислите рН раствора, содержащего в 1 л 5 мл растворенного газообраз-

ного сернистого газа.

93. При какой молярной концентрации раствор уксусной кислоты имеет та-

кое же значение рН, как и 0,01 М раствор муравьиной кислоты.

 

Гетерогенные ионные равновесия. Произведение растворимости.

 

94. Известно, что соединения бария ядовиты. Однако, при рентгеноскопии

желудка в пищеварительный тракт вводят сульфат бария, не опасаясь от-

равления организма. Докажите расчетом, что в данном случае не превы-

шается предельно допустимая концентрация катионов бария, равная 4

мг/л. Можно ли сульфат бария заменить карбонатом бария?

95. Произведение растворимости хлорида и хромата серебра соответственно

равны 1,8.10-10 и 1,1.10-12. Какая из солей имеет меньшую растворимость

(г/л)? Какое соединение будет выпадать в осадок в первую очередь при

добавлении по каплям Ag+-ионов в раствор, содержащий Cl- и CrO42-



ионы?

96. Определить рН насыщенного раствора Mg(OH)2, если величина ПР =

6,8.10-12.

97. Предельно допустимая концентрация катионов свинца (II) в промышлен-

ных сточных водах равна 0,1 мг/л. Обеспечивается ли очистка сточных

вод от свинца осаждением его в виде: а) хлорида, б) сульфата?

98.Во сколько раз уменьшится концентрация ионов серебра в насыщенном

растворе AgCl, если прибавить к нему 0,03М раствор соляной кислоты?

99. Оптимальная для здоровья человека массовая концентрация F-- ионов в

питьевой воде составляет не более 1,25 мг/л. Установите, пригодна ли для

питья природная вода, прошедшая через горную породу, содержащую

флюорит (CaF2) и насыщенную им.

100. Определить рН насыщенного раствора Mn(OH)2, если величина ПР

(Mn(OH)2) = 2,3.10-13.

101. Как изменится концентрация ионов бария в насыщенном растворе

BaSO4, если прибавить к нему раствор с молярной концентрацией H2SO4

равной 0,01 моль/л?

102. Рассчитать минимальную концентрацию [OH-], необходимую для обра-

зования осадка при добавлении NaOH к 0,005М раствору CuCl2.

103. Образуется ли осадок, если к 0,02М раствору AgNO3 прибавить равный

объем 0,5М раствора серной кислоты?

104. Бактерицидное действие ионов серебра достигается, если [Ag+] ³ 10-9 г/л.

Будет ли обладать бактерицидным действием насыщенный раствор

AgCl?

105. Определите, можно ли приготовить раствор с молярной концентрацией

Ca(OH)2 равной 2.10-3 моль/л.

106. Предельно допустимая массовая концентрация Cu2+-ионов в воде со-

ставляет 0,1 мг/л. Для очистки промышленных стоков от Cu2+-ионов

осаждают гидроксид меди добавлением щелочи. Какое значение рН

необходимо поддерживать в растворе, чтобы снизить содержание меди в

растворе до предельно допустимых?

107. Образуется ли осадок при смешивании насыщенного раствора CaSO4 с

равным объемом раствора SrCl2 с концентрацией 0,001 моль/л?

108. Какой объем воды потребуется для растворения 1г гидроксида кальция,

если ПР (Ca(OH)2) » 5,5.10-6? (Считайте объем раствора равным объему

воды).

 

Протолитическая теория кислот и оснований. Гидролиз солей.

 

109. Дать понятие гидролиза. Выбрать из предложенного ряда солей те, кото-

рые в водном растворе подвергаются гидролизу. Составить для них

уравнения реакций гидролиза в ионной и молекулярно-ионной формах

(по всем возможным ступеням). Указать реакцию среды и окраску индии

каторов: лакмуса, фенолфталеина и метилоранжа в растворах этих солей.

Для соли, которая отмечена (*)

- написать выражение константы гидролиза (по каждой ступени)

- рассчитать константу гидролиза по I ступени

- рассчитать степень гидролиза

- определить рН в растворе соли указанной концентрации

- объяснить, как повлияет на степень гидролиза и величину рН

а) нагревание; б) добавление кислоты; в) добавление щелочи.

1. Na2SO3, Ca(NO3)2, ZnSO4* (0,06 моль/л)

2. BaCl2, Mg(NO3)2, K3PO4* (0,01 моль/л)

3. Na2SiO3, SrCl2, FeCl3* (0,001 моль/л)

4. Na2SO4, Al(NO3)3, K2CO3* (0,05 моль/л)

5. K2Se, NaNO3, Cr2(SO4)3* (0,005 моль/л)

6. Ba(NO3)2, Fe2(SO4)3, K2SiO3* (0,002 моль/л)

7. Na3PO4, Sr(NO3)2, MgSO4* (1 моль/л)

8. KNO3, Al2(SO4)3, Na2S* (0,03 моль/л)

9. K2SO3, NaNO3, NiSO4* (0,09 моль/л)

10. KClO4, Mn(NO3)2, Na3PO4* (0,5 моль/л)

11. FeSO4, Na2SO4, Na2SiO3* (0,07 моль/л)

12. Ca(NO3)2, Na2SeO3, CuSO4* (0,09 моль/л)

13. CrCl3, NaClO4, K2SO3* (0,08 моль/л)

14. Na2SiO3, NaI, Al2(SO4)3* (0,02 моль/л)

15. KBr, Zn(NO3)2, K2S* (0,04 моль/л)

110. В чем заключается суть теории Бренстеда-Лоури? Написать в протоли-

тической форме (с участием воды) процесс ионизации и гидролиза пред-

ложеного иона, объяснить его амфотерные свойства, отметить сопря-

женные пары.

1. HS- 6. HSe- 11. HAsO42-

2. HCO3- 7. HSiO3- 12. H2PO4-

3. HAsO32- 8. H2AsO4- 13. HTe-

4. HSO3- 9. HTeO3- 14. HSeO3-

5. HPO42- 10. HSnO2- 15. H2AsO3-

 

 

Контрольная работа № 2

 

Контрольная работа № 2 включает вопросы и задачи, связанные с окислительно-восстановительными процессами, реакциями комплексообразования, а также химию элементов.

Роль окислительно-восстановительных процессов, протекающих в заводских реакторах, лабораторных установках, в живых организмах очень велика. Они широко используются в фарманализе для открытия и количественного определения фармпрепаратов. Необходимо четко представлять окислительно-восстановительные свойства элементов и их соединений в зависимости от положения центрального атома в периодической системе.

Электронно-ионный метод (метод полуреакций) уравнивания окислительно-восстановительных реакций, протекающих в растворах, является основным. На основе этого метода легко определять направление окислительно-восстановительных процессов с помощью значений окислительно-восстановительных потенциалов, рационально выбирать окислитель или восстановитель для проведения того или иного процесса, предвидеть влияние среды на характер продуктов реакции.

Комплексные соединения – важнейший класс соединений, изучением которых занимается бионеорганическая химия, поскольку многие биокатализаторы – ферменты также являются комплексными соединениями. Знание структуры и свойств комплексных соединений, их физико-химических характеристик, условий образования и разрушения важно при решении вопросов, связанных с изучением процессов метаболизма, с поиском новых лекарственных препаратов.

Заключительная часть контрольной работы предполагает рассмотрение вопросов, относящихся непосредственно к неорганической химии, т.е. к химии элементов.

 

Тема № 7.Окислительно-восстановительные реакции

 

111. Дайте определение понятиям: степень окисления, окисление, восстанов-

ление.

- Укажите, в каких из приведенных процессов происходит окисление, а

в каких – восстановление.

- Определите какое количество электронов отдается или принимается в

каждом процессе.

- Напишите полуреакцию с учетом кислотности (там, где указана кис-

лотность среды).

 

  рН < 7 pH > 7 pH = 7  
1. AsO43-®AsH3 Al ® [Al(OH)4]- SO2 ® SO42- Sn2+ ® Sn4+
2. MnO2 ®Mn+2 ClO3- ® Cl- Se ® SeO42- Cr3+®[Cr(H2O)4]3+
3. IO3- ® I2 PbO2 ® Pb2+ ClO- ® Cl- Sb3+ ® Sb5+
4. NO3- ® NO BrO3- ® Br- SeO2 ® Se H2O2 ® O2+2H+
5. Cr2O72-®Cr3+ Mn2+ ® MnO42- I2 ® IO3- MnO2 ® MnO32-
6. NO3- ® NH4+ Cr3+ ® CrO42- SO32- ® SO42- Sn4+ ® Sn2+
7. Mn2+®MnO4- Cr(OH)3 ® CrO42- BrO3- ® Br2 Sb3+ ® SbO+
8. NO3- ® NO2 FeO2- ® FeO42- AsH3 ® AsO43- CrO42- ® Cr2O72-
9. Cl- ® ClO4- SO32- ® SO42- B ® BO33- MnO2 ® MnO44-
10. SO32- ® S0 AsO2- ® AsO43- MnO4-®MnO32- IO3- ® I2O5
11. IO4- ® I2 MnO2 ® MnO42- H2S ® SO42- CrO2- ® CrO33-
12. SO42- ® S NO2- ® NO3- MnO4- ® MnO2 PH3 ® [PH4]+
13. ClO3- ® Cl2 [Cr(OH)6]3-®CrO42- BrO3- ® Br- H2S ® S
14. NO3- ® N2 Pb2+ ® PbO2 ClO4- ® Cl- NO2- ® N2O3
15. FeO42-®Fe3+ MnO2 ® MnO4- PbO2 ® Pb2+ AsO2- ® AsO33-

 

112. Какие из перечисленных веществ и за счёт какого элемента проявляют

обычно окислительные, а какие – восстановительные свойства? Какие из

них обладают окислительно-восстановительной двойственностью?

Ответ обосновать положением элемента в периодической системе и про-

являемой степенью окисления.

1. CuCl2, HNO2, AsH3; 9. H3AsO4, PH3, FeCl3;

2. H2SO3, H3AsO4, Fe; 10. KNO2, SnCl4, H2;

3. KMnO4, CuCl, H2S; 11. I2, H2S, K2FeO4;

4. NaBiO3, H2O2, Ca; 12. H2SO4, SnCl2, SO2;

5. K2Cr2O7, MnO2, Nb; 13. N2, KClO4, HBr;

6. FeSO4, Na2SO3, H3SbO4; 14. Hg2Cl2, K2S2O7, P;

7. HNO3, KI, Bi(NO3)3; 15. SbCl3, Na2PbO3, Cu.

8. Na2CrO4, K2MnO4, NH3;

113. Уравняйте нижеприведенные реакции электронно-ионным методом

(метод полуреакций) и определите тип ОВР (меж-, внутримолекулярная,

диспропорционирования):

1. AsH3­ + HClO3 ® H3AsO4 + HCl;

Sb2O3 + KMnO4 + KOH ® Sb2O5 + K2MnO4 + H2O;

2. MnSO4+ NaBiO3+ HNO3® HMnO4+ Bi(NO3)3+ NaNO3 + Na2SO4 + H2O;

I2 + NaOH ® NaI + NaIO3 + H2O;

3. SO2 + NaIO3 + H2O ® I2 + Na2SO4 + H2SO4;

KMnO4 + H2O2 + H2SO4 ® MnSO4 + O2 + K2SO4 + H2O;

4. MnSO4 + KClO3 + KOH ® K2MnO4 + KCl + K2SO4 + H2O;

KClO3 + KI + H2SO4 ® I2 + KCl + K2SO4 + H2O;

5. KIO3 + Na2SO3 + H2SO4 ® I2 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O;

AsH3­ + AgNO3 + H2O ® As2O3 + Ag + HNO3;

6. I2 + HNO3 ® HIO3 + NO + H2O;

Cr2(SO4)3 + H2O2 + NaOH ® Na2CrO4 + Na2SO4 + H2O;

7. Cr2O3 + KNO3 + KOH ® K2CrO4 + KNO2 + H2O;

MnSO4 + PbO2 + HNO3 ® HMnO4 + PbSO4 + Pb(NO3)2 + H2O;

8. Bi2O3 + Cl2 + KOH ® KBiO3 + KCl + H2O;

H2S + HNO3 ® H2SO4 + NO + H2O;

9. K2MnO4 + H2O ® KMnO4 + MnO2 + KOH;

KI + H2SO4 ® I2 + S + K2SO4 + H2O;

10. Al + HNO3 ® Al(NO3)3 + NH4NO3 + H2O;

NaFeO2 + Cl2 + NaOH ® Na2FeO4 + NaCl + H2O;

11. As + H2SO4 ® As2O3 + SO2 + H2O;

KMnO4 + MnSO4 + H2O ® MnO2 + K2SO4 + H2SO4;

12. K2Cr2O7 + NaNO2 + H2SO4 ® Cr2(SO4)3 + K2SO4 + NaNO3 + H2O;

P + KOH + H2O ® PH3­ + KH2PO2;

13. ClO2 + KOH ® KCl + KClO3 + H2O;

KMnO4 + NaNO2 + H2O ® MnO2 + NaNO3 + KOH;

14. HIO3 + FeSO4 + H2SO4 ® I2 + Fe2(SO4)3 + H2O;

KNO2 + H2SO4 ® K2SO4 + NO + NO2 + H2O;

15. Cl2 + Na2S2O3 + H2O ® HCl + Na2SO4 + H2SO4;

KClO3 + H2C2O4 + H2SO4 ® ClO2 + K2SO4 + CO2 + H2O

 

114. Каким образом определяют возможность протекания окислительно-

восстановительных реакций? Используя значения стандартных вос-

становительных потенциалов, ответьте на следующие вопросы.

1. Напишите уравнения реакции окисления бромида калия до свободного брома и сульфида натрия до свободной серы, используя в качестве окислителя перхлорат калия. В какой среде будут протекать эти реакции?

2. В каком направлении будут протекать следующие реакции:

HBrO + HIO « HBrO3 + HI; HBrO + HIO « HBr + HIO3?

3. Могут ли одновременно находиться в растворе, не реагируя друг с другом, ниже приведенные пары ионов: Sn2+ и Hg2+; Ag+ и Fe2+; I- и Fe3+?

4. Можно ли использовать дихромат калия в кислой среде для окисления в стандартных условиях следующих ионов: F-, Br-, Fe2+, Co2+? Составьте возможные уравнения реакций.

5. Бромная вода (раствор брома в воде) часто используется в лабораторной практике, как окислитель. Какие из перечисленных ионов можно окислить бромной водой: Fe2+ до Fe3+; Cu+ до Cu2+; Sn2+ до Sn4+; Mn2+ до MnO4- (в кислой среде)?

6. Какие из галогенид-ионов (F-, Cl-, Br-, I-) можно окислить перманганатом калия в кислой среде? Составить возможные уравнения реакций.

7. Какие из галогенид-ионов (F-, Cl-, Br-, I-) можно окислить перманганатом калия в нейтральной среде? Составить возможные уравнения реакций.

8. В пробирке находится раствор, содержащий одновременно бромид и иодид калия. К содержимому прибавили раствор хлорида железа (III). Что будет наблюдаться? Составьте необходимые уравнения реакций.

9. В трех пробирках находится хлорная, бромная и йодная вода. Во все пробирки прибавлен подкисленный (H2SO4) раствор сульфата железа (II). Что будет наблюдаться? Составьте необходимые уравнения реакций.

10. Пероксид водорода обладает, как известно, окислительно-восстанови-тельной двойственностью. Приведите два примера окислителей, которые могут окислить пероксид водорода и два примера восстановителей, которые могут быть окислены с помощью Н2О2. Составьте уравнения реакций.

11. Можно ли использовать бромную воду для окисления в нейтральной среде следующих веществ: H2SO3, NaCl, KI? Приведите возможные уравнения реакций.

12. Можно ли провести окисление Mn2+ - ионов до MnO4- действием Сl2, HNO3, PbO2, (NH4)2S2O8? Составьте возможные уравнения реакций.

13. В пробирке находится раствор, содержащий одновременно хлорид, бромид и иодид калия. К содержимому прибавили подкисленный раствор нитрита натрия. Что будет наблюдаться? Составьте необходимые уравнения реакций.

14. Нитрит натрия обладает, как известно, окислительно-восстановительной двойственностью. Приведите два примера окислителей, которые могут окислить нитрит-ион и два примера восстановителей, которые могут быть окислены с помощью нитрит-иона. Составьте уравнения реакций.

15. В растворе, содержащем сульфат марганца (II), бихромат калия и серную кислоту определить наиболее вероятную реакцию. Самопроизвольно протекающую реакцию уравнять электронно-ионным методом.

MnSO4 + K2Cr2O7 + H2O Mn2O3 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2SO4

MnSO4 + K2Cr2O7 + H2SO4 MnO2 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O

MnSO4 + K2Cr2O7 + H2SO4 KMnO4 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.