Строение атома и периодичность изменения по группам МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (для студентов 1 курса факультета заочного обучения) Пермь-2008 Общая и неорганическая химия в высших фармацевтических учебных заведениях является предметом, который определяет успешное усвоение других химических и специальных дисциплин: аналитической, органической, физколлоидной, биологической, фармацевтической химии. Основным видом учебной работы студентов заочной формы обучения является самостоятельное изучение предмета по учебнику, решение задач и выполнение контрольных работ. Работу над курсом неорганической химии рекомендуется проводить равномерно в течение года в следующей последовательности. 1. Ознакомьтесь с основными вопросами программы, которые рассматриваются в контрольных работах 1 и 2. 2. Проработайте необходимые главы по учебным пособиям. Рекомендуем кратко законспектировать прочитанный материал (формулировки, примеры, выводы химических законов). Разберите несколько типовых задач по одному из рекомендуемых задачников. Проконтролируйте себя по сборнику тестовых заданий для самоконтроля и подготовки к экзамену. 3. Выполните две контрольные работы в сроки, оговоренные деканатом заочного факультета. Номер варианта, номера заданий и вопросов обеих контрольных работ присваиваются индивидуально каждому студенту на кафедре. Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки. Рекомендуем не отправлять сразу обе контрольных работы. 4. Каждая контрольная работа выполняется в школьной тетради, на лицевой стороне которой приводятся следующие сведения: Неорганическая химия Контрольная работа № ______ шифр ______ номер методички ______ студента 1 курса факультета заочного обучения ПГФА ________________________________________________ фамилия, имя, отчество Домашний адрес_____________________________________ ____________________________________________________ 5. Перепишите текст задания, сохранив его нумерацию. Приведите ответ на вопрос (решение задачи), сопровождая краткими, но исчерпывающими пояснениями. Отвечая на теоретический вопрос, избегайте механического переписывания текста учебника. Используйте справочный материал, помещенный в приложении. Оставляйте поля для замечаний рецензента. В конце работы приведите список используемых учебников, поставьте дату, распишитесь. 6. Если контрольная работа не зачтена, то студент выполняет её снова. Повторно рецензируется работа только в том случае, если к ней приложена рецензия на незачтенную работу. Если работа зачтена, но рецензент сделал замечания, то с очередной работой студент должен прислать работу над ошибками. Поэтому желательно не присылать обе работы одновременно. 7. При затруднениях, возникших при выполнении контрольных работ, студент может обратиться в устной или письменной форме к рецензенту. К лабораторным работам и к сдаче экзамена допускается студент, получивший зачет по обеим контрольным работам. Рекомендуемые учебные пособия. 1. В.И. Слесарев. Основы химии живого. СПб: Химиздат, 2000. 2. Ю.А. Ершов, В.А. Попков и др. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. М.: Высшая школа, 1993, 2000. 3. А.В. Суворов, А.Б. Никольский. Общая химия. СПб.: Химия, 1995. 4. Н.Л. Глинка. Общая химия. Л.: Химия, 1984. 5. Э.Т. Оганесян. Неорганическая химия. М.: Высшая школа, 1984. 6. Н.Б. Любимова. Вопросы и задачи по общей и неорганической химии. М.: Высшая школа, 1990. 7. Н.Л. Глинка. Сборник задач и упражнений по общей химии. Л.: Химия, 1995. 8. Р.А. Лидин, В.А. Молочко, Л.Л. Андреева. Задачи по неорганической химии. М.: Высшая школа, 1990. 9. О.С. Зайцев. Задачи и вопросы по химии. М.: Химия, 1985. 10. Т.И. Береснева, И.В. Федорова. Учебное пособие по неорганической химии (для студентов 1 курса факультета заочного обучения) .Пермь, 2006, 2007, 2008. 11. Тесты по общей и неорганической химии для самоконтроля и подготовки к экзаменам. Пермь, 2006, 2007, 2008. Контрольная работа № 1 Контрольная работа начинается с вопросов об основных положениях атомно-молекулярного учения и классов неорганических соединений. Строение вещества – один из центральных разделов общей химии. Для понимания химического поведения атомов необходимо знать, что состояние электронов (энергия, размер, форма и ориентация орбиталей, направление спина) определяется значением четырех квантовых чисел. На основании принципа Паули и энергетического правила Клечковского можно изобразить электронную конфигурацию любого атома, характеризовать свойства элемента. Периодический закон Д.И. Менделеева позволяет систематизировать представления о химических элементах и существующей между ними взаимосвязи. Периодичность изменения свойств элементов и их соединений является отражением периодичности в изменении электронных структур атомов. Теория химической связи отвечает на вопросы о причине ее возникновения, о том, почему атомы соединяются друг с другом в определенных соотношениях и каковы эти соотношения для различных химических элементов, какова геометрическая форма ковалентных молекул и как она связана с электронной структурой образующих её атомов. Другой большой раздел – теория химических процессов – должен ответить на следующие основные вопросы: почему одни вещества взаимодействуют друг с другом, а другие – нет, как определяется направление химических реакций, что такое энтальпия, энтропия, энергия Гиббса и как вычисляют эти величины. Сюда же относится понятие об обратимых и необратимых химических реакциях, закон действующих масс для обратимых реакций, константа химического равновесия, расчеты равновесных концентраций участников реакций. Недостаточно доказать принципиальную возможность реакции, необходимо также иметь сведения о скорости её протекания. На скорость реакции очень сильно влияют концентрация реагирующих веществ и температура. На основании результатов измерения скорости реакции можно получить сведения о её механизме. Следующий раздел контрольной работы посвящен растворам, их свойствам, основным типам химических реакций, протекающих в растворах. Разбавленные растворы неэлектролитов обладают рядом, так называемых, коллигативных свойств, количественное выражение которых зависит только от концентрации находящихся в растворе частиц. Таким свойством является, прежде всего, осмотическое давление, которое особенно важно для существования живых организмов. Любому фармацевту хорошо известна роль и значение гипо-, гипер- и изотонических растворов. Ранее закон действующих масс был рассмотрен на примере газовых равновесий. Большое значение он имеет для объяснения ряда свойств электролитов. На основании этого закона вводится понятие водородного показателя (рН), применяя закон действующих масс к гетерогенным равновесиям, вводится важная величина – произведение растворимости (ПР). Использование этих понятий позволяет объяснить многие реакции, используемые в аналитической химии. К важным ионообменным реакциям относятся реакции гидролиза. Количественные характеристики этого процесса (константа и степень гидролиза) также выводятся на основании закона действующих масс. Тема № 1. Основные понятия и законы химии. 1. В состав человеческого тела входит в среднем (по массе) 65% кислорода, 18% углерода, 10% водорода,0,15% натрия и 0,15% хлора. Каких атомов больше в человеческом теле? 2. В человеческом организме в общей сложности содержится примерно 25 мг йода (входящего в состав различных соединений), причём половина всей массы йода находится в щитовидной железе. Подсчитайте сколько атомов йода находится: а) в организме в целом; б) в щитовидной железе. 3. Массовая доля цинка, входящего в состав яда кобры, равна 0,5%. Сколько атомов цинка потребуется кобре для производства 1 капли (30 мг) своего яда? 4. Какое число атомов водорода находится в растворе борной кислоты, ис- пользуемой при лечении отита, если в пузырьке с раствором находятся 4 моль воды и 12,4 г растворенного вещества Н3ВО3? 5. Масса 1 л озона при н.у. равна 2,143 г. Определите молярную массу озона и его плотность по воздуху. 6. Будут ли равными значения относительной плотности по воздуху газооб- разных веществ: N2O; NO2; N2O4; N2O5? Сделайте необходимые расчеты. 7. Рассчитайте молярную массу гемоглобина, исходя из того, что в одной молекуле гемоглобина содержится 4 атома железа, а массовая доля железа в гемоглобине составляет 0,335%. 8. Человек выдыхает за сутки от 1300 до 4400 г оксида углерода (IV). Какой объем в литрах при н.у. займет этот газ? 9. После удаления кристаллизационной воды из 1,39 г кристаллогидрата сульфата железа (II) получено 0,76 г безводной соли. Вычислите процент- ное содержание воды в кристаллогидрате и выведите его формулу. 10. Сколько атомов содержит 1 моль Н2О? 11. Сколько атомов азота содержится в 17 л аммиака? 12. Аспирин имеет состав 4,45% водорода, 35,55% кислорода, 60,00% угле- рода. Молярная масса аспирина 180 г/моль. Какова истинная формула аспирина? 13. Разбавленные водные растворы алюмокалиевых квасцов – КAl(SO4)2.12H2O обладают кровоостанавливающим и противовоспали- тельным действием. Pассчитайте: количество (моль) и число атомов кислорода и водорода в 18,96 г алюмокалиевых квасцов. 14. Определите массу KOH (в граммах) необходимую для взаимодействия с 0,8 м3 хлора при нагревании. 15. «Свинцовая примочка», в состав которой входит Pb(CH3COO)2.3H2O, об- ладает охлаждающим, вяжущим и противовоспалительным действием и незаменима при ушибах. Рассчитайте количество (моль) и число атомов кислорода и водорода в 379 г ацетата свинца. Тема № 2. Классы неорганических соединений. В данной теме следует обратить внимание на: - правильное написание продуктов реакции при взаимодействии кислот и оснований, взятых в различных молярных соотношениях; - номенклатуру оксидов, кислот, солей (средних, кислых, основных), ком- плексных соединений; - лабораторные и промышленные способы получения веществ; - характерные качественные реакции на ионы. 16. Как определить, какая кислота соответствует данному кислотному окси- ду? Составьте соответствующие пары из нижеприведенных наборов оксидов и кислот. Назовите все соединения. а) As2O3, As2O5, Cl2O, Cl2O7, Cl2O5, CrO3, Cr2O3, H2Cr2O7, H3AsO3, HClO4, HAsO2, HCrO2, H2CrO4, H3AsO4, HClO, HClO3, H3CrO3, HAsO3. б) I2O5, Mn2O7, N2O5, P4O10, SO3, MnO2, I2O7, HPO3, H2SO4, H4P2O7, HNO3, HIO3, H3PO4, HMnO4, H2S2O7, H2MnO3, H5IO6, H4MnO4. 17. Из нижеприведенного набора веществ: гидроксид калия, алюминий, сер- ная кислота, вода, оксид углерода (IV), оксид меди (II), сероводород, получить девять солей. Назовите продукты реакций. 18. Составьте уравнения реакций, доказывающие амфотерные свойства: а) Al(OH)3, Sn(OH)4, Zn(OH)2; б) Be(OH)2, Pb(OH)4, Cr(OH)3. Назовите продукты реакции. 19. В отдельных пробирках находятся растворы гидроксида натрия, хлорида натрия, карбоната натрия, нитрата серебра и фосфорной кислоты. Какие реакции возможны между веществами находящимися в пробирках? Со- ставьте молекулярные и ионные уравнения реакций получения солей (не менее шести). Назовите продукты реакции. 20. Составьте уравнения качественных реакций (молекулярная и ионная фор- мы) на ионы, входящие в состав солей: сульфата меди (II), хлорида аммо- ния, фосфата натрия, хлорида железа (III). 21. Какие типы солей образуются в нижеприведенных реакциях нейтрализа- ции при изменении соотношения реагирующих веществ? Составьте необ- ходимые уравнения реакций. Назовите продукты нейтрализации. Ca(OH)2 + H2SO4 = … CsOH + HNO3 = … а) KOH + H3PO4 = … б) Al(OH)3 + HClO4 = … NaOH + HClO3 = … Ba(OH)2 + H2O + CO2 = … 22. Какие из нижеприведенных средних солей можно перевести в кислые? Дайте обоснованный ответ и составьте необходимые уравнения, Назовите продукты реакции. CaSO4, K3PO4, NaClO3, CsNO3, BaCO3, Ca3(PO4)2. 23. Какой оксид можно получить из каждой кислоты следующих рядов: а) HClO4, H2MoO4, H2Cr2O7, H4P2O7, H3BO3, H2Cr3O10, H6TeO6, H5IO6, HBO2, H3PO4, H2CrO4; б) HNO2, HClO, H3PO3, H2WO4, H3AsO4, H2B4O7, HAsO3, HNO3, H2W2O7, H3BO3, HBO2. Назовите все кислоты и оксиды. 24. Как получить оксиды CuO, CO2, SO2, P2O5, Fe2O3, MgO из сложных ве- ществ? Используйте лабораторные и промышленные способы получения. 25. Учитывая кислотно-основные свойства оксидов, напишите реакции взаи- модействия в следующих парах: Li2O и N2O3; MgO и Cr2O3; Na2O и BeO; K2O и ZnO; BaO и MnO2; K2O и Fe2O3; CaO и P2O5. Назовите продукты реакций. 26. С какими из перечисленных веществ взаимодействует соляная кислота: CaO, N2O3, AgNO3, CuSO4, Cr(OH)3, Cu, SO3, Pb(NO3)2, FeS, Fe2O3, (CuOH)2CO3, Zn. Напишите уравнения реакций. 27. Напишите уравнения реакций, при помощи которых перечисленные кис- лые и основные соли могут быть переведены в средние: (CuOH)2SO4, Ca(HCO3)2, BiONO3, [Al(OH)2]2SO4, Ca(H2PO4)2, FeOHSO4. Тема № 3. Периодическая системе элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и периодичность изменения по группам и периодам основных свойств атомов. Химическая связь. 28. Напишите электронные формулы для атомов элементов с порядковыми номерами 19, 32, 38, 43. Укажите значения квантовых чисел n и для каждого внешнего электрона. 29. Какое квантовое число характеризует совокупность электронов, которую называют электронным слоем? Сколько электронных слоев имеет атом, если для его внешних электронов а) n = 3; б) n = 6? Напишите электрон- ные формулы элементов с порядковыми номерами 17 и 83. 30. Дайте формулировку принципа Паули и укажите значения четырех кван- товых чисел: а) всех электронов атома азота; валентных электронов атома кальция; б) всех электронов атома бора; валентных электронов атома скандия. 31. Как связано с принципом Паули определение емкости энергетических уровней и подуровней? Какими формулами она выражается? Чему равна емкость энергетических уровней, для которых n = 1, 2, 3, 4, 5, а также подуровней, для которых m равно 5 и 7? 32. Какое значение имеет: а) орбитальное квантовое число для энергетиче- ских подуровней, емкость которых равна 10 и 14; б) главное квантовое число для энергетических уровней, емкость которых равна 32, 50, 72 электрона? Составьте электронную и электронно-графическую формулу галогенов 4, 5, 6 периодов. 33. Что называют электронной и электронно-графической формулой атома, иона? Какой вид они имеют для следующих атомов и ионов: Al и Al3+; S и S2-; K+ и Br-? Какие из этих ионов имеют электронное строение атомов Ne, Ar, Kr? 34. Атомы каких элементов имеют следующее строение наружного и предпо- следнего электронных слоев? Составьте их полные электронные форму- лы: а) 3s23p1, 4d105s0, 4s24p5, 5s25p6; б) 4d75s1, 3d34s2, 3s23p64s2, 4s24p2. 35. Дайте формулировку правила Клечковского. Как оно определяет порядок заполнения электронами атомных орбиталей (АО)? Какие АО имеют оди- наковое значение (n+ ), равное 3, 4, 5, 6? 36. Правило Клечковского называют также правилом суммы (n+ ). Какие сочетания главного и орбитального квантовых чисел возможны, если n+ =5? Привести электронные формулы элементов, у которых заполняются 3d, 4p, 5s-подуровни. 37. Термин «изоэлектронные частицы» обозначает «имеющие одинаковое число электронов». Рассмотрите элементы в рядах периодической систе- мы от бора до неона и от алюминия до аргона. Запишите для них элек- тронные конфигурации основного состояния. Сколько электронов должен получить азот, чтобы стать изоэлектронным неону? Каким атомам изо- электронны ионы S2-, Al3+. Выпишите три атома или иона, изоэлектрон- ных О2-. Какой заряд должен нести фосфор, чтобы быть изоэлектронным иону Cl-? 38. Сколько неспаренных электронов содержат атомы B, S. As, Cr в основном и возбужденных состояниях? 39. Под каждым элементом второго периода (перечислите эти элементы) в Периодической системе находятся их химические аналоги. Как называет- ся такая вертикальная последовательность элементов? Что роднит эти элементы с точки зрения строения атома? 40. Напишите электронные формулы еще не открытых элементов № 108 и № 113. Укажите, какое место они займут в Периодической системе. 41. Какие типы элементов, кроме s- и p-элементов, появляются, начиная с четвертого периода, с шестого периода? В каких группах они расположе- ны? Что роднит эти элементы с точки зрения строения атома? 42. Назовите элементы, положительные или отрицательные ионы которых имеют следующие электронные конфигурации: Э2+ 1s22s22p0, Э3- 1s22s22p63s23p6, Э4+ 1s22s22p63s23p63d04s0, Э3- [Ar]3d104s24p6, Э2+ 1s22s0. Определите их положения в Периодической системе элемен- тов. 43. Многовариантная задача. Ответьте на следующие вопросы (см. таблицу): 1. Напишите электронную конфигурацию по порядковому номеру эле- мента в ПСЭ. Назовите элемент, период, номер группы, подгруппы. 2. Укажите валентные электроны для элемента с символом. 3. Назовите аналоги электронной структуры элемента. Укажите их общую формулу. 4. Какие степени окисления имеет элемент. Укажите валентную и элек- тронную структуру соответствующую каждой конкретной степени окисления элемента. 5. Назовите элемент “n” периода, высший оксид которого имеет формулу ЭхОу, а с водородом образует или не образует соединение. Составить электронную и электронно-графическую формулу атома этого элемен- та. Какими кислотно-основными свойствами обладает высший оксид этого элемента. 6. Сравните кислотно-основные и окислительно-восстановительные свой- ства соединений элементов одной группы в указанных степенях окис- ления (подтвердить уравнениями реакций). После таблицы даны необходимые разъяснения на вопросы 1-6 на примере варианта № 16. Таблица Номер вари- анта | Таблица исходных данных | Вопрос | | | | | | | | | Sb | 3d24s2 | I | V период; ЭО3; с водородом не образует ЭН2 газ | Sn+2; Pb+4 | | | Tc | 4s24p3 | Si | VI период; Э2О; с водородом образует ЭН соль | Hg+2; Mg+2 | | | Ge | 4d85s2 | Se | IV период; Э2О7; с водородом не образует ЭН газ | P+5; Sb+5 | | | Nb | 6s26p2 | Fe | V период; ЭО3; с водородом образует ЭН2 газ | C+4; Pb+2 | | | Se | 3d14s2 | Cl | IV период; Э2О5; с водородом не образует ЭН3газ | Cr+3; Cr+6 | | | W | 4d55s2 | P | V период; ЭО2; с водородом образует ЭН4 газ | Mn+7; Mn+2 | | | Br | 3d74s2 | Pb | IV период; ЭО2; с водородом не образует ЭН4 газ | C+4; Sn+4 | | | Pb | 3d54s1 | Sb | IV период; ЭО3; с водородом образует ЭН2 газ | As+3; Sb+3 | | | Ni | 4s24p4 | C | IV период; Э2О5; с водородом образует ЭН3 газ | Sn+4; Pb+2 | | | Te | 5s25p1 | As | V период; ЭО; с водородом не образует ЭН2 соль | Cl+7; Mn+2 | | | P | 5d106s2 | Mn | V период; Э2О7; с водородом не образует ЭН газ | Sb+3; Bi+3 | | | Cu | 7s2 | Р | IV период; Э2О7; с водородом образует ЭН газ | S+4; Cr+3 | | | Bi | 3d104s1 | S | IV период; ЭО3; с водородом не образует ЭН2 газ | Ti+4; Si+4 | | | V | 5s25p5 | Cr | VI период; ЭО; с водородом образует ЭН2 соль | Mn+4; Br+5 | | | Re | 3d64s2 | Br | V период; Э2О5; с водородом образует ЭН3 газ | S+6; Cr+6 | | | Rh | 3d34s2 | Te | VI период; ЭО2; с водородом не образует ЭН4 газ | Ca+2; Zn+2 | Решение (16). 1. Элемент с порядковым номером 75 имеет электронную конфигурацию 1s22s22p63s23p63d104s24p64d104f145s25p65d56s2. Он расположен в VI периоде в побочной подгруппеVII группы. Это рений Re. 2.Для элемента с символом Rh валентные электроны … 4d75s2, а их распре- деление на орбиталях:  3. 3d34s2 –это валентные электроны элемента ванадия (V). Он расположен в V Б группе. Аналогами ванадия являются элементы Nb 4d35s2 и Ta 5d36s2. Общая формула электронных аналогов V Б группы: (n – 1)d3ns2. 4. Валентная формула теллура (Te) …5s25p4. До устойчивого октета на внеш- нем уровне атому недостает двух электронов. Принимая их, атом теллура проявляет свойства окислителя Te + 2e ® Te-2 5s25p4 5s25p6 Переход электронов на свободный d-подуровень позволяет атому теллура отдавать четыре или шесть электронов, проявляя свойства восстановителя.  5. В IV группе VI периода находятся элементы Hf и Pb, высший оксид кото- рых имеет формулу ЭО2: HfO2 и PbO2. С водородом газообразное соеди- нение ЭН4 не образует Hf. Значит ответ Hf. Его электронная формула 1s22s22p63s23p63d104s24p64d104f145s25p65d26s2, а электронно-графическая  Высший оксид HfO2 – амфотерный, с преобладанием основных свойств. Есть соли HfOSO4, MgHfO3, Mg2HfO4. 6. Сравнение кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств соединений Ca+2 и Zn+2. Ион | Ca+2 | Zn+2 | Электрон-ная формула иона | 1s22s22p63s23p64s0 | 1s22s22p63s23p63d104s0 | Оксид | СаО – основной | ZnO – амфотерный | Гидроксид | Са(ОН)2 – основание, щелочь | Zn(OH)2 – амфотерный гидроксид | Кислотно- основные свойства | Ca(OH)2 + 2HCl=CaCl2 + 2H2O Ca(OH)2 + NaOH ¹ | Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O Zn(OH)2+2NaOH=Na2[Zn(OH)4] | Окислитель-но-восстано-вительные свойства | Е Са2+/Са = -2,87 в Ca2+ окислительными свойствами не обладает | Е Zn2+/Zn = -0,77 в Zn2+ обладает слабыми окислительными свойствами | 44. Приведите основные положения метода валентных связей и теории гиб- ридизации. Ответьте на следующие вопросы, сопроводив ответ соответ- ствующими геометрическими построениями. 1. Молекулы СГ4 имеют форму тетраэдра, СОГ2 и СSГ2 – треугольника, а СО2, СОS и CS2 – линейные молекулы. Каково гибридное состояние валентных орбиталей атома углерода в этих молекулах? Объяснить, рассмотрев по одному примеру из каждой группы соединений. 2. Атом кислорода в молекуле ОF2 и атом кремния в молекуле SiCl4 имеют одинаковый тип гибридизации. Форма же молекул- различна. В чем причина такого различия? Изобразите пространственные структуры молекул. 3. На основании чего можно сделать выбор между плоскостной и пирамидальной структурами для молекул BF3 и NF3? 4. Установите вид гибридизации орбиталей атома углерода и структуру следующих соединений: CO2 и CF4. Полярны ли данные молекулы? 5. Молекула BeF2 неполярна, а SO2Cl2 – полярна. Установите тип гибридизации орбиталей центральных атомов в этих молекулах и объясните различие в их полярности. 6. В молекулах Н2О и NH3 угол между связями близок к тетраэдрическому (1090). Какой вид гибридизации атомных орбиталей у атомов кислорода и азота? Представьте графически структуру молекулы Н2О и NH3. 7. Установите вид гибридизации орбиталей атома углерода и структуру следующих соединений: CH4 и CS2. Определите наличие дипольного момента у данных молекул. 8. Молекула COF2 имеет плоскую структуру, а NF3 – объемную (пирамидальную). Как теория гибридизации объясняет причину различия в строении молекул? 9. Равны ли углы между связями в молекулах SO3 и COCl2? Какой вид гибридизации атомных орбиталей у атомов серы и углерода? 10. Молекула SnCl2 имеет плоскую структуру, а POCl3 – объемную (тетраэдр). Какой вывод можно сделать о характере расположения гибридных орбиталей в пространстве? 11. Молекула HCN – линейна, а POF3 – тетраэдрическая. Докажите, какой тип гибридизации орбиталей реализуется у атомов углерода и фосфора. 12. Установите вид гибридизации атомных орбиталей бора и германия и структуру следующих молекул BI3 и GeF4. Полярны ли данные молекулы? 13. Молекула BeBr2 имеет плоскую структуру, а AsCl3- объемную. Как теория гибридизации объясняет причину различия в строении молекул? 14. Молекулы SF2 и SeO2 имеют плоские структуры при разных типах гибридизации атомных орбиталей серы и селена. Какой вывод можно сделать о характере расположения гибридных орбиталей в пространстве? 15. Молекула ТeO2 имеет плоскую структуру, а SOCl2 – объемную. Какой вид гибридизации атомных орбиталей у атомов теллура и серы? Представьте графически структуру молекул TeO2 и SOCl2. 16. Какой вид гибридизации имеют атомные орбитали в молекулах C2H4 и C2H2? Укажите величины углов (ÐHCH и ÐHCC) между связями. Изобразите пространственные структуры молекул. Тема № 4.Учение о направлении химических реакций. 45. Каким образом определяется возможность и направление протекания хи- мических реакций? Пользуясь таблицей № 1 методических указаний, вы- числите изменения энергии Гиббса и приведите ответ на один из сле- дующих вопросов. 1. Какое вещество лучше поглощает пары воды – СаО или Р4О10 (димер Р2О5)? Ответ обоснуйте термодинамическими данными, предполагая сущест- вование следующих равновесий: а) СaO(к) + Н2О(г) ® Са(ОН)2(к) б) Р4О10 (к) + 6Н2О(г) ® 4Н3РО4(к). 2. Глицерин – один из продуктов метаболизма, который превращается окончательно в организме в CO2(г) и Н2О(ж). Экзо- или эндотермическим является процесс окисления глицерина? Вычислите DG этой реакции. 2C3H8O3(ж) + 7O2 (г) ® 6СO2(г) + 8Н2О(ж) 3. Большинство солей аммония при нагревании разлагается без изменения степени окисления азота. Исключение составляет нитрат аммония. С помощью термодинамических расчетов покажите, какой процесс более вероятен? Какая реакция имеет наибольшее практическое значение и где она используется? а) NH4NO3(к) ® NH3(г) + HNO3(г) б) NH4NO3(к) ® N2O (г) + 2H2O(г) в) NH4NO3(к) ® N2(г) + ½O2(г) + 2H2О(г) 4. Проверить, нет ли угрозы, что оксид азота (I), входящий в состав наркотической смеси (N2O, O2, эфир), будет окисляться кислородом до весьма токсичных оксидов NO, N2O3, NO2 и N2O5, которые в водной среде могут образовывать также и кислоты (кроме NO). Рассчитать D G предложенных реакций и сделать соответствующие выводы. а) 2N2O(г) + O2(г) ® 4NO(г) б) N2O(г) + O2(г) ® N2O3(г) в) N2O(г) + O2(г) + Н2О(ж) ® 2НNO2(р) 5. В процессе усвоения углеводов в организме человека происходит гидролитическое расщепление полисахаридов до моносахаридов, которые далее окисляются до СО2(г) и Н2О(ж). Рассчитайте изменения энтальпии системы, энтропии и энергии Гиббса (при 37оС) реакции окисления кислородом сахарозы. 6. Рассчитать, по какому уравнению реакции при 37оС организм избавляется от вредного влияния пероксида водорода – промежуточного продукта биохимического окисления некоторых субстратов. а) H2O2(ж) ® Н2(г) + О2(г) б) H2O2(ж) ® H2O(ж) + ½ О2(г) 7. В организме человека реакция окисления этилового спирта протекает в две стадии: C2H5OH(ж) + ½ О2(г) ® СН3СНО (ж) + Н2О(ж) CH3СHО(ж) + ½ О2(ж) ® СН3СООН (ж) Экзо- или эндотермической является суммарная реакция C2H5OH(ж) + О2(г) ® СН3СООН (ж) + Н2О(ж) ? Вычислить DG реакции окисления этилового спирта до уксусной кислоты при 37оС и проанализировать полученные значения. 8. Рассчитайте стандартную энергию Гиббса образования газообразных галогенводородов (из простых веществ) при 298 К. Как изменяются химическая активность галогенов в свободном виде, термическая устойчивость и восстановительная способность галогеноводородов при увеличении порядкового номера галогенов? 9. Вычислить возможность протекания в организме (при 37оС) реакций превращения глюкозы. Какая из этих реакций поставляет организму больше энергии? а) С6H12O6(к) ® 2С2Н5OH(ж) + 2CO2(г) б) С6H12O6(к) + 6О2(г) ® 6СО2(г) + 6Н2О(ж) 10. Вычислить D G0 образования солей из ионов и определить, какие галогенид-ионы можно, а какие нельзя использовать для обнаружения Ag+-ионов: а) Ag + F ® AgF(к) б) Ag + Сl ® AgCl(к) в) Ag + Br ® AgBr(к) г) Ag + I ® AgI(к) 11. Расположите карбонаты Be, Mg, Ca в порядке уменьшения их термической устойчивости на основании расчета D G0 реакций: а) BeCO3(к) ® ВeO(к) + СO2(г) б) MgCO3(к) ® MgO(к) + СO2(г) в) CaCO3(к) ® CaO(к) + СO2(г) 12.Определите протекают ли самопроизвольно в стандартных условиях при 298 К следующие реакции: а) 3Сl2(г) + О3(г) ® 3Сl2O(г) б) 3Сl2(г) + 4О3(г) ® 6СlО2(г) в) Сl2(г) + О3(г) ® Сl2O(г) + О2(г) Возможно ли протекание этих реакций при повышенной температуре? Обязательно ли для ответа на этот вопрос производить количествен- ные расчеты? Ответ мотивируйте. 13.В организме человека продуктами окисления этилового спирта и глю- козы являются углекислый газ и вода. а) С2Н5OH(ж) + 3О2(г) ® 2СО2(г) + 3Н2О(ж) б) С6Н12O6(к) + 6О2(г) ® 6СО2(г) + 6Н2О(ж) Докажите возможность протекания этих реакций. Рассчитайте в каком случае организм получит больше энергии: если выпить 25 г С2Н5ОН(ж) или съесть 50 г конфет (расчет на С6Н12O6(к)). 14.Какая из приведенных ниже реакций будет идти при 298 К? Если реак- ция при стандартных условиях не возможна, установить температуру, при которой равновероятны оба направления реакции: а) Fe2O3(к) + 3H2(г) « 2Fe(к) + 3Н2О(г) б) СО2(г) + С(к) « 2СО(г) 15. В ракетных двигателях в качестве топлива используется жидкий гид- разин N2H4 или газообразный боран B5H9. Реакции протекают по урав- нениям: а) N2H4(ж) + О2(г) ® N2(г) + 2Н2О(г) б) B5H9(г) + 6О2(г) ®2,5В2О3(к) + 4,5Н2О(г) Доказать возможность протекания этих реакций в стандартных усло- виях. Какое топливо по его энергоемкости на 1 г лучше использовать в ракетных двигателях? Тема № 5. Кинетика химических реакций. Химическое равновесие. 46. При некоторой температуре константа равновесия реакции 2NO(г) + O2 (г) « 2NO2 (г) равна 2,5 л/моль и в равновесной газовой смеси [NO2] = 0,05 моль/л и [NO] = 0,04 моль/л. Вычислите начальные концен- трации кислорода и NO, предполагая, что исходная смесь состояла только из этих веществ. 47. Константа равновесия реакции CH3COOH + C2H5OH « CH3COOC2H5 + H2O равна 1. Равновесные концентрации: [CH3COOH] = 2 моль/л, [C2H5OH] = = 8 моль/л. Вычислить равновесную концентрацию CH3COOC2H5. 48. Химическая реакция при 10оС заканчивается за 16 минут. При какой тем- пературе она закончится за 1 минуту ( =2)? 49. В сосуде емкостью 8,5 л установилось равновесие CO(г) + Cl2 (г) « СОСl2(г). Состав равновесной смеси: 11 г СО, 38 г Cl2 и 42 г COCl2. Вычислите кон- станту равновесия реакции и исходные концентрации оксида углерода (II) и хлора. 50. Реакцию CO(г) + Cl2 (г) « CОCl2 (г) проводят в двух реакторах емкостью 20 л (первый) и 30 л (второй). Первый реактор содержит 2 моль СО и 4 моль Cl2, а второй 6 моль СО и 3 моль Cl2. Где реакция протекает быст- рее и во сколько раз? 51. Разложение N2O при 900оС протекает по уравнению 2 N2O(г) ® 2 N2 (г) + O2 (г) Константа скорости реакции при этой температуре равна 5.10-4 моль/л.мин. Начальная концентрация N2O равна 3,2 моль/л. Определите начальную скорость реакции и скорость в момент, когда разложится 25% N2O. 52. При повышении температуры на 10оС скорость некоторой химической реакции возрастает в 2 раза. При 20оС она равна 0,04 моль/л.час. Какова будет скорость при: а) 40оС; б) 10оС; в) 0оС? 53. Вычислите константу равновесия реакции С(т) + СО2 (г) « 2 СО(г) при начальной концентрации оксида углерода (IV) 3,25 моль/л и равно- весной концентрации оксида углерода (II) 2 моль/л (исходная концентра- ция оксида углерода (II) равна нулю). 54. В сосуд объемом 100 л введено 10 г водорода и 84 г азота. К моменту достижения равновесия в системе образовалось 34 г аммиака. Определите константу равновесия реакции – Кр. 3H2 (г) + N2 (г) « 2 NH3 (г) 55. В каком направлении сместится равновесие реакции FeCl3 + 3KCNS « Fe(CNS)3 + 3KCl, если концентрацию хлорида железа увеличить с 0,1 до 0,3 моль/л, а кон- центрацию хлорида калия с 0,4 до 1,2 моль/л. 56. Как изменится скорость реакции СО(г) + Сl2 (г) ® COCl2 (г), если объем системы а) уменьшить вдвое; б) увеличить втрое? 57. Как изменится скорость химической реакции 2А + 2В ® С, если концен- трацию одного из реагирующих веществ увеличить в три раза, а темпера- туру смеси понизить на 30оС? Температурный коэффициент равен 2. 58. При 650о С константа равновесия реакции СО2(г) + Н2(г) « СО(г) + Н2О(г) равна единице. В начальный момент времени концентрации СО2 и Н2 бы ли соответственно равны 0,2 и 0,8 моль/л. Найдите равновесные концен- трации всех участников реакции. 59. В сосуд емкостью 0,2 л поместили 0,3 и 0,8 г водорода и йода. После установления равновесия в сосуде обнаружено 0,7 г НI. Вычислите кон- станту равновесия реакции. 60. Константа скорости реакции А + 2В « 3С равна 0,6 л2 моль2 сек. Начальные концентрации: СА = 2,0 и СВ = 2,5 моль/л. В результате реак- ции концентрация вещества В оказалась равной 0,5 моль/л. Вычислите какова концентрация вещества А а также начальную и конечную скорость прямой реакции. Тема № 6. Растворы. Способы выражения концентрации растворов. Для определения ряда фармпрепаратов используют титрованные рас- творы кислот, щелочей, солей различных концентраций. Объясните, что такое: - массовая доля; - молярная концентрация; - фактор эквивалентности; - молярная концентрация эквивалента; - закон эквивалентов; - титр раствора. 61. На основании этих понятий решите задачи. 1. Какой объем концентрированной серной кислоты (w = 98%, r = 1,84 г/мл) необходимо взять для приготовления 200 мл раствора, титр кото- рого 0,0245 г/мл? 2. Какой объем соляной кислоты (w = 14%, r = 1,070 г/мл) необходим для приготовления 200 мл раствора НСl, С(HCl) = 0,1 моль/л? Определить титр полученного раствора. 3. 18 мл 48%-ного раствора серной кислоты (r = 1,38 г/мл) смешали с 2 мл её 20%-ного раствора (r = 1,14 г/мл). Определить массовую долю (w, %), молярную концентрацию, молярную концентрацию эквивалента в реакции с NaOH (образуется Na2SO4) и титр полученного раствора, если его плотность равна 1,36 г/мл. 4. Какой объем раствора азотной кислоты (w = 40%, r = 1,25 г/мл) потребуется для приготовления 400 мл раствора с молярной концентрацией эквивалента 0,5 моль/л? Определить титр полученного раствора. 5. 15 мл концентрированной серной кислоты (w = 98%, r = 1,84 г/мл) прилили к 500 мл воды. Определите молярную концентрацию эквивалента и титр полученного раствора, если его плотность равна 1,03 г/мл. 6. Как приготовить 500 мл 3%-ного раствора пероксида водорода (r = 1 г/мл) из 30%-ного (r = 1,2 г/мл)? Чему равна молярная концен- трация исходного и полученного растворов? 7. Какой объем раствора фосфорной кислоты(w = 40%, r = 1,25 г/мл) потребуется для приготовления 3 л раствора с молярной концентрацией эквивалента 0,15 моль/л? Определить титр полученного раствора. 8. Какой объем раствора с молярной концентрацией эквивалента 1 моль/л можно приготовить из: а) 1 кг раствора HNO3, w (HNO3) = 63%; б) 20 мл раствора HCl, w (НСl) = 20%, r = 1,1 г/мл; в) 120 мл раствора H3PO4, w (H3PO4)= 30%, r = 1,19 г/мл? 9. Какой объем раствора NaOH с молярной концентрацией эквивалента 8 моль/л можно приготовить из: а) 1 кг раствора NaOH, w (NaOH)= 42%; б) 1 л раствора NaOH, w (NaOH)= 42%, r = 1,45 г/мл? 10. Сколько литров раствора H2SO4 с молярной концентрацией эквивален- та 0,1 моль/л можно приготовить из 70 мл раствора H2SO4 (w = 50%, r = 1,40 г/мл)? Определить титр полученного раствора. 11.При некоторых заболеваниях в кровь вводят 0,9% раствор хлорида на- трия ( физиологический раствор). Вычислить: а) молярную концентрацию, молярную концентрацию эквивалента и титр этого раствора; б) массу соли, введенную в организм при вливании 400 мл физиологи- ческого раствора (плотность раствора 1 г/мл). 12. Как приготовить 100 мл 3%-ного раствора хлорида кальция (r = 1 г/мл) из кристаллогидрата CaCl2.6H2O? Вычислить молярную концентра- цию, молярную концентрацию эквивалента и титр этого раствора. 13. В биохимическом анализе для определения сахара в крови необходим 0,45%-ный раствор сульфата цинка, который готовят разбавлением во- дой исходного 45%-ного раствора. Какая масса воды и кристаллогид- рата ZnSO4.7H2O требуется для приготовления 2 кг исходного раство- ра? Какую массу исходного раствора нужно взять для приготовления 100 г 0,45%-ного нового раствора? Вычислить молярную концентра цию и молярную концентрацию эквивалента 0,45%-ного раствора сульфата цинка (плотность раствора 1 г/мл), титр раствора. 14. Рассчитайте объемы 2,5%-ного раствора KMnO4 и воды, которые нуж- но взять для приготовления 40 мл 0,05%-ного раствора. Плотность 0,05%-ного раствора равна 1,003 г/мл, а 2,5%-ного – 1,017 г/мл. Вы- числить молярную концентрацию и молярную концентрацию эквива- лента нового раствора (считать, что раствор KMnO4 используется в качестве титранта в окислительно- восстановительной реакции в кислой среде). 15. 66,8 г серной кислоты растворено в 133,2 г воды. Плотность получен- ного раствора равна 1,25 г/мл. Определить: а) массовую долю; б) молярную концентрацию; в) молярную концентрацию эквивалента. Какой объем этого раствора требуется для приготовления 50 мл рас- твора с молярной концентрацией эквивалента 2 моль/л? 62. Международная система единиц – СИ (System internation) представляет собой единую универсальную систему единиц, внедренную во все отрас- ли науки, техники, народного хозяйства. Результаты лабораторных ис- следований также выражают в СИ. Единицей количества вещества уста- новлен моль. В таблице приведены некоторые биохимические показатели крови, выраженные в старых единицах. Перевести концентрации этих ионов или молекул в моль/л. Во всех случаях плотность сыворотки крови принять равной 1,025 г/мл. Кратные приставки: м (милли) – 10-3, мк (микро) – 10-6 и н (нано) – -10-9. № п/п | Показатель крови | Содержание вещества Старые единицы | 1. | Железо (Fe2+) | 80 - 180 мкг % | 2. | Калий (K+) | 14 - 18 мг % | 3. | Кальций (Ca2+) | 9 - 11 мг % | 4. | Медь (Cu2+) | 70 - 150 мкг % | 5. | Аммиак (NH3) | 30 - 80 мкг % | 6. | Мочевина (CN2H4O) | 15 - 50 мг % | 7. | Глюкоза (C6H12O6) | 60 - 110 мг % | 8. | Витамин А (М=328 г/моль) | 21 - 47 мкг % | 9. | Витамин В12 (М = 1355 г/моль) | 28 - 55 нг % | 10. | Витамин С (М = 176 г/моль) | 0,62 - 88 мг % | 11. | Магний (Mg2+) | 1,7 - 2,8 мг % | 12. | Натрий (Na+) | 310 - 360 мг % | 13. | Фосфор (P5+) | 10 - 16 мг % | 14. | Хлор (Cl-) | 340 - 380 мг % | 15. | Цинк (Zn2+) | 80 - 140 мг % | Осмос. Осмотическое давление. При решении задач данного раздела обратите внимание на следующие указания. - Использовать в расчетах размерность осмотического давления Па или кПа. - Осмотическое давление крови человека при температуре 310 К (37оС) считать равным 740-780 кПа. - При расчете осмотического давления растворов электролитов учиты- вать изотонический коэффициент, зависящий от степени диссоциации и числа ионов, на которое распадается электролит. - После решения задачи сделать вывод: гипотоническим, гипертониче- ским или изотоническим является раствор по отношению к плазме кро- ви (там, где это возможно). 63. Рассчитать осмотическое давление раствора при 25оС, содержащего 225 г сахарозы в 5 л раствора. Каким будет этот раствор (гипо-, гипер-, изотони- ческим) по отношению к плазме крови? 64. Почему не обнаруживаются эритроциты при помещении капли крови в 4% раствор хлорида натрия, имеющего плотность 1,027 г/мл, и степень диссоциации равную 0,86 при температуре 37оС? 65. Какова степень электролитической диссоциации (a) раствора хлорида кальция, используемого для приготовления глазных капель, если его мо- лярная концентрация равна 0,12 моль/л? При 25оС этот раствор имеет осмотическое давление 760 кПа. 66. Осмотическое давление крови в норме равно 740-780 кПа. Вычислите молярную концентрацию крови при 37оС, приняв изотонический коэф- фициент крови равным 1,92. 67. Глазные капли можно приготовить растворением 0,3 г иодида калия в 10 мл воды. Определить осмотическое давление такого раствора при 25оС. Степень диссоциации иодида калия равна 0,86. 68. Что произойдет с эритроцитами при 37оС в 2%-ном растворе глюкозы (r = 1,006 г/мл)? 69. Осмотическое давление раствора иодида натрия , используемого для приготовления глазных капель, при 25оС равно 913 кПа. Определить молярную концентрацию раствора, приняв a = 0,83. Чему равна масса иодида натрия, необходимого для приготовления 10 мл раствора? 70. Раствор «Дисоль» (хлорид натрия и ацетат натрия) применяется в меди- цинской практике в качестве плазмозамещающего раствора. Какова сте- пень электролитической диссоциации в водном растворе, в котором С (NaCl + CH3COONa) равна 0,127 моль/л, если при 37оС этот раствор соз- дает осмотическое давление 607,96 кПа? 71. Гемолиз эритроцитов крови человека начинается в 0,4%-ном растворе хлорида натрия, а в 0,34%-ном растворе разрушаются все эритроциты. Степень диссоциации хлорида натрия (a) равна 0,86. Каково осмотиче- ское давление этих растворов при 37оС? 72. Каким (гипо-, гипер- или изотоническим) является 20%-ный раствор глю- козы (r = 1,08 г/мл) при 37оС, применяемый для внутривенного введения при отеке легких? 73. Какова степень электролитической диссоциации (a) дихлоруксусной кислоты в водном растворе, в котором С (СНCl2COOH) = 0,01 моль/л, ес- ли при 25оС этот раствор создает осмотическое давление 43,6 кПа? 74. Осмотическое давление инфузионного раствора гидрокарбоната натрия 740-780 кПа. Вычислить молярную концентрацию растворов при 37оС, считая степень диссоциации соли равной 0,75. 75. Рассчитать осмотическое давление раствора хлорида калия при 37оС, в котором молярная концентрация KCl равна 0,01 моль/л и степень диссо- циации (a) 0,96. Каким будет этот раствор по отношению к плазме крови? 76. Осмотическое давление крови в норме равно 740-780 кПа. Какова моляр- ная концентрация глюкозы в растворах изотоничных крови при 37оС? 77. Раствор «Трисоль», состоящий их хлорида натрия, хлорида калия и гид- рокарбоната натрия, применяется в медицинской практике в качестве плазмозаменяющего раствора. Какова степень электролитической диссо- циации (a) такого раствора, в котором С (NaCl + KCl + NaHCO3) равна 0,16 моль/л? При 37оС этот раствор создает осмотическое давление 766,6 кПа. Условия необратимого протекания реакций. Ионные уравнения. 78. Составить в молекулярной и ионной форме уравнения следующих реак- ций и указать в каждом случае то соединение, образование которого вы- зывает смещение равновесия вправо. 1. CaCO3 HCl = … BiCl3 + H2S = … Al(OH)3 + NaOH = … 2. MnS + HCl = … Ca(HCO3)2 + NaOH = … HgI2 + KI = … 3. Fe(OH)3 + H2SO4 = … Na2SiO3 + HCl = … Cd(OH)2 + NH3 = … 4. FeS + HCl = … Ba(NO3)2 + H2SO4 = … Zn(OH)2 + NaOH = .. 5. Cu(OH)2 + HCl = … NaH2PO4 + NaOH = … AgCl + Na2S2O3 = … 6. SrCO3 + HCl = … Ca(OH)2 + CO2 = … Cr(OH)3 + NaOH =... 7. BaCO3 + HCl = … Hg(NO3)2 + KI = … Sb(OH)3 + KOH = … 8. Zn(OH)2 + HNO3 = … Na3PO4 + AgNO3 = … AgCl + NH3 = … 9. Pb(NO3)2 + KI = … Ca(HCO3)2 + HCl = … Sn(OH)2 + KOH = … 10.Cr(OH)3 + HCl = … ZnCl2 + Na2S = … Be(OH)2 + NaOH = 11.AlCl3 + H3PO4 = … (CaOH)2SO4 + H2SO4 = … Pb(OH)2 + NaOH = 12. NaOH + HNO3 = … CaCl2 + Na3PO4 = … Co(OH)3 + NH3 = … 13 NaOH + CH3COOH = … Pb(NO3)2 + Na2S = … Cu(OH)2 + NH3 = … 14.NH4OH + HNO3 = … Ni(OH)2 + HCl = … BiI3 + KI = … 15.NH4OH + CH3COOH = … CuSO4 + Na2S = … Sn(OH)4 + NaOH = |