Тема 2. Этапы развития философии и ее основные направления и школы. Тема 1. Философия, ее предмет и функции. 1. Системно-рационализированное мировоззрение называют: А) рефлексией; Б) философией; В) религией; Г) искусством. 2. Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется: А) гипотезой; Б) парадигмой; В) картиной мира; Г) законом. 3. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе: А) повседневного опыта; Б) Священного писания; В) мифологических представлений; Г) философских идей. 4. Для научной картины мира характерно: А) безоговорочное влияние идей ведущих учёных; Б) отождествление веры и знания; В) уверенность в существовании Мирового разума; Г) истинное знание причины. 5. Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже: А) XIV - XV вв.; Б) XVI - XVII вв.; В) XII - XIII вв.; Г) XIX - XX вв. 6. Теоретический характер анализа всеобщих связей системы «человек-мир» является отличительной особенностью: А) мифологии; Б) религии; В) науки; Г) философии. 7. Философия отличается от религии тем, что: А) познавательная функция для неё является ведущей; Б) обладает большим гуманистическим потенциалом; В) она вырабатывает определенную систему ценностей; Г) она является формой мировоззрения. 8. Гносеология – это философское учение о: А) познании; Б) природе; В) бытии; Г) человеке. 9. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как: А) этика; Б) эргономика; В) эстетика; Г) экономика. 10. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть: А) культурология; Б) история философской мысли; В) эпистемология; Г) онтология. 11. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность, природе или духу, философы делятся на: А) диалектиков и метафизиков; Б) материалистов и идеалистов; В) сенсуалистов и рационалистов; Г) монистов и дуалистов. 12. Философское направление, считающее духовное начало основной бытия, называется: А) дуализмом; Б) плюрализмом; В) идеализмом; Г) материализмом. 13. Философская позиция дуализма выражается в признании: А) первичности материи; Б) тождества мышления и бытия; В) первичности идеального; Г) мышления и материи независимыми субстанциями. 14. «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа - это лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности» заявляли: А) дуалисты; Б) идеалисты; В) материалисты; Г) интуитивисты. 15. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике называют: А) метафизическим; Б) аксиоматическим; В) диалектическим; В) телеологическим 16. Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется: А) методологической; Б) критической; В) аксиологической; Г) прогностической. 17. Эвристическая функция философии связана с ___________ значением философии. А) гуманистическим; Б) практическим; В) методологическим; Г) культурно-воспитательным. 18. Содержание __________ функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентаций и идеалов: А) критической; Б) интегральной; В) аксиологической; Г) логической. 19. Функция философии «подвергать всё сомнению» именуется: А) культурно-воспитательной; Б) критической; В) аксиологической; Г) мировоззренческой. 20. Формируя целостную картину мира и бытия человека в нем, философия выполняет _____________ функцию. А) практическую; Б) мировоззренческую; В) методологическую; Д) гносеологическую. Тема 2. Этапы развития философии и ее основные направления и школы. 1. Философия как самостоятельное духовное образование возникает в период: А) II – I вв. до н.э.; Б) VII – VI вв. до н.э.; В) III – IV вв. н.э.; Г) I – II вв. н.э. 2. Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризуют: А) отказ от религиозных ценностей; Б) опора на научные теории; В) отказ от мифологической картины мира; Г) практическая ориентированность. 3.Переход от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению можно проследить в китайском произведении: А) Книга перемен; Б) Бхагавадгита; В) Махабхарата; Г) Лунь Юй. 4. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался: А) ци; Б) дао; В) ян; Г) инь. 5. Основу философии Конфуция составляет (ют): А) проблема бытия; Б) проблема развития общества; В) проблемы человека, семьи и государства; Г) проблема познания. 6. Философия как теоретическая форма мировоззрения впервые возникает в: А) Китае; Б) Греции; В) Индии; Г) Вавилоне. 7. Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы: А) первоначала бытия; Б) смысла жизни; В) познания Космоса; Г) существования Бога. 8. Античная философия включает в себя __________ философию А) древнегреческую и древнеримскую; Б) древнюю европейскую и древнюю восточную; В) только древнегреческую; Г) только древнеримскую. 9. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ: А) Ксенофан; Б) Зенон Элейский; В) Платон; Г) Фалес. 10. Заслуга софистов в том, что они: А) выдвинули на первый план проблему человека; Б) открыли первый университет; В) выдвинули на первый план проблему материи; Г) выдвинули на первый план проблему «физиса». 11. Утверждение существования двух видов бытия: «мира идей» и «мира вещей», принадлежит: А) Протагору; Б) Пифагору; В) Аристотелю; Г) Платону. 12. Особенностью средневекового стиля мышления называется: А) деизм; Б) антропоцентризм; В) теоцентризм; Г) космизм. 13. В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о: А) свободе воли человека; Б) соотношении бытия и небытия; В) возможности построения идеального государства; Г) познании мира. 14. Под эсхатологией понимается: А) учение о сознании; Б) учение о будущем социальном порядке; В) христианское учение о конце истории; Г) философское учение о первоначалах мира. 15. «Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога» утверждает: А) фатализм; Б) волюнтаризм; В) нигилизм; Г) провиденциализм. 16. IX-XIY вв. средневековой философии называются этапом: А) схоластики; Б) софистики; В) апологетики; Г) патристики. 17. Вековой спор средневековых мыслителей об универсалиях, то есть общих понятиях, разделил на два основных лагеря: А) монистов и дуалистов; Б) реалистов и номиналистов; В) эмпириков и рационалистов; Г) диалектиков и метафизиков. 18. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа: А) «не следует умножать сущности сверх необходимого»; Б) «нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»; В) «все сущее есть благо»; Г) «возлюби ближнего своего, как самого себя». 19. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о): А) Франции; Б) Германии; В) Англии; Г) Италии. 20. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется: А) утилитаризмом; Б) космизмом; В) гуманизмом; Г) персонализмом. 21. Для эпохи Возрождения характерен: А) антропоцентризм; Б) культуроцентризм; В) природоцентризм; Г) теоцентризм. 22. В основе натурфилософии Возрождения лежит: А) теизм; Б) деизм; В) пантеизм; Г) солипсизм. 23. Тезис Джордано Бруно «природа, есть не что иное, как Бог в вещах», выражает позицию: А) атеизма; Б) деизма; В) панлогизма; Г) пантеизма. 24. В философии Нового времени утверждается разделение: А) бытия и сознания; Б) бытия и небытия; В) механизма и организма; Г) души и тела. 25. Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание называется: А) метафизикой; Б) натурфилософией; В) утопией; Г) социал-дарвинизмом. 26. Человеческий разум становится критерием развития общества и культуры в философии: А) античности; Б) Нового времени; В) Возрождения; Г) Просвещения. 27. Естественное состояние по Т. Гоббсу, это: А) равновесие любви и ненависти; Б) война всех против всех; В) любовь к ближнему; Г) примирение с действительностью. 28. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как: А) Сократ, Платон, Аристотель; Б) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах; В) Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо; Г) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. 29. Философ, автор учения о множественности субстанций, это: А) Дж. Бруно; Б) Г. Лейбниц; В) Ф. Аквинский; Г) Августин. 30. Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в: А) низком уровне развития культуры; Б) существовании частной собственности; В) божественном предопределении; Г) неразвитости науки и техники. 31. Центральная проблема философии И. Канта, это: А) исследование предельных основ бытия; Б) исследование движущих сил развития истории; В) нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей; Г) анализ саморазвития абсолютной идеи. 32. Согласно учению Канта, время – это: А) атрибут материи; Б) растяжение души; В) ожидающе-удерживающая актуализация; Г) априорная форма чувственности. 33. Суждение, в котором выражен смысл категорического императива И. Канта: А) человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей; Б) человек человеку бог; В) человек друг, товарищ и брат; Г) человек человеку волк. 34. Гегелем разработаны основные законы: А) механики; Б) диалектики; В) антропологии; Г) религии. 35. До середины XIX века царило общее убеждение, что философия: А) царица наук; Б) служанка религии; В) бесполезная мудрость; Г) универсальная наука. 36. Первым древнерусским философом был: А) Филофей; Б) Илларион; В) Нил Сорский ; Г) Владимир Мономах. 37. Идеализация русских самобытных начал характерна для: А) славянофилов; Б) западников; В) народников; Г) марксистов. 38. Представителем антропологического материализма в русской философии является: А) В.С. Соловьев; Б) Н.Г. Чернышевский; В) П.А. Флоренский; Г) М.В. Ломоносов. 39. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был: А) Н. Федоров; Б) В. Соловьев; В) М. Бакунин; Г) А. Лосев 40. Центральным понятием в философии С. Л. Франка было: А) ноосферы; Б) Софии; В) всеединства; Г) соборности. 41. Автором философии «общего дела» является: А) Н.Ф. Федоров; Б) Л.Н. Толстой; В) К.Э. Циолковский; Г) М.В. Ломоносов. 42. Философ русского зарубежья, автор исследования « О сопротивлении злу силой»: А) А.Ф. Лосев; Б) Н.О. Франк; В) П.А. Флоренский; Г) И.А. Ильин. 43. Структура сознания, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из: А) Эроса и Танатоса; Б) Я и Не-Я; В) Сверх-Я, Я, Оно; Г) либидо, сублимации. 44. Бессознательное, по З. Фрейду, функционирует на основе: А) импульсов, исходящих из области сознания; Б) интеллектуальной интуиции; В) архетипов; Г) первичных влечений с целью получения удовольствия. 45. Автором книги «Иметь или быть?» является: А) Ф. Энгельс; Б) Э. Фромм; В) З. Фрейд; Г) Ф. Ницше. 46. Э. Гуссерль является создателем: А) герменевтики; Б) персонализма; В) феноменологии; Г) психоанализа. 47. В современной философии значительное внимание уделяется: А) познанию Абсолютного духа; Б) познанию первоначал, первопричин бытия; В) анализу возможности построения коммунистического общества; Г) исследованию проблем языка. 48. «Философия науки» как направление философского знания появилась в(во): А) философии марксизма; Б) эпоху Возрождения; В) второй половине XIX века в рамках неклассической философии; Г) средние века. 49. Научный метод, сформулированный К. Поппером, называется принципом: А) верификации; Б) фальсификации; В) историзма; Г) несоизмеримости. 50. «Цель оправдывает средства», считают представители: А) гедонизма; Б) прагматизма; В) аскетизма; Г) провиденциализма. 51. «Философия должна спуститься «с небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», - считают представители: А) позитивизма; Б) персонализма; В) феноменологии; Г) прагматизма. 52. Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется: А) самим человеком; Б) культурными традициями; В) философскими учениями; Г) социальными нормами. 53. Характерной чертой философии постмодернизма является: А) рационализм; Б) исследование предельных основ бытия; В) исторический оптимизм; Г) замена объективной реальности знаково-символическими картинами мира. |