Тема 13. Учет и описание музейных предметов (10 часов) Теоретические занятия (4 часа) Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Практические занятия (6 часов) Ролевая игра- практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов. Тема 14. Военная слава земляков (12 часов) Теоретические занятия (4 часа) Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Практические занятия (8 часов) Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы. Тема 15. Экспозиция школьного музея (14 часов) Теоретические занятия (4 часа) Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Практические занятия (10 часов) Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение. Тема 16. Тексты в музейной экспозиции ( 4 часа) Теоретические занятия (1 час) Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Практические занятия (3 часа) Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Тема 17. Наше природное наследие (10 часов) Теоретические занятия (4 часа) Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы, водные ресурсы, растительность, животный мир региона. Объекты природного наследия родного края, их выявление, охрана и музеефикация. Экологические проблемы края. Мониторинг природного наследия. Практические занятия (6 часов)Выявление объектов природного наследия родного края, их учёт и разработка программ охранных мероприятий. Составление «Красной книги флоры и фауны родного края». Сбор материалов для гербариев, образцов почв, геологических коллекций, фотографий и рисунков фауны, природных ландшафтов для школьного музея. Тема 18. Экскурсионная работа в школьном музее (10 часов) Теоретические занятия (2 часа) Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Практические занятия (8 часов) Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Ожидаемые результаты. Для музея: 1) оптимизация деятельности музея в русле основного направления программы; 2) совершенствование содержания деятельности музея; 3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов; 4) укрепление материальной базы музея. Для учащихся: 1) воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников; 2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание. Список литературы 1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980. 2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г. 3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982 4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002. 5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974. 6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г. 7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002 Учебно-тематический план к программе «Школьный музей» № п/п Содержание программы | Теоретические занятия (кол-во часов) | Практические занятия (кол-во часов) | Всего | 1. Наследие в школьном музее | | | | 2. Функции школьного музея | | - | | 3. Родной край в истории государства российского | | | | 4. Организация школьного музея | | | | 5. Моя семья и родной край | | | | 6. Комплектование фондов школьного музея | | | | 7. Наша школа в истории города и края | | | | 8. Учёт и хранение краеведческих материалов в полевых условиях | | | | 9. Социально-экономическая история края | | | | 10. Фонды школьного музея | | | | 11. Формы работы в школьном музее | | | | 12. Культурное наследие родного края | | | | 13. Учёт и описание музейных предметов | | | | 14. Военная слава земляков | | | | 15. Экспозиция школьного музея | | | | 16. Тексты в музейной экспозиции | | | | 17. Наше природное наследие | | | | 18. Экскурсионная работа в школьном музее | | | | 19. Семинар «Исследовательская деятельность школьных музеев» | | - | | 20. Анализ мероприятия | | - | | 21. Подготовка к конкурсу «Хранители русской славы» | | | | 22.Конкурс «Хранители русской славы» в музее | | - | | 23.Координация и консультирование написания исследовательских работ учащимися на базе музея | | - | | 24.Консультации с Советом ветеранов по подготовке к празднованию Дня Победы | | - | | 25.Конкурс разработок мероприятий к годовщине ВОВ | | - | | 26. Подготовка и проведение Акции «И помнит мир спасённый» | | - | | 27.Заседание Совета музея (не менее 4 в год) | | - | | 28.Заседание актива школьных музеев города (не менее 4 в год) | | - | | Итого: | | | | |