Ресурсное обеспечение программы. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей авиационного профиля №135 г.о. Самара Согласовано Заместитель директора по ВР______________ ________/______________/ ФИО от «___» __________2013г | | Утверждаю Директор МБОУ Лицей авиационного профиля № 135 __________/_____________/ ФИО Приказ №______ от «___» ___________2013 г | Программа «Школьный музей» Возраст участников:11-14 лет Программа рассчитана на 1 год Автор-составитель: Седова Г.В. учитель истории и обществознания МБОУ Лицея авиационного профиля №135 Самара, 2013г. Содержание 1. Паспорт программы…………………………………………………………....3 2. Введение………………………………………………………………………..4 3. Цели и задачи программы……………………………………………………..5 4. Ресурсное обеспечение программы…………………………………………...6 5. Социальные функции школьного музея……………………………………...6 6. Принципы работы школьного музея……………………………………….....7 7. Формы работы в школьном музее………………………………………….....7 8. Перечень мероприятий и работ по реализации программы «Школьный музей»………………………………………………………………8 9. Содержание программы…………………………………………………….....9 10.Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»…………....14-15 11. Программа курса «Школьный музей»……………………………………..12 12. Ожидаемые результаты……………………………………………………..13 13. Список литературы…………………………………………………………………….....14 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. Название программы:«Школьный музей» 2. Автор:Седова Галина Васильевна. 3. Целевые группы: учащиеся 5-7 классов школы (11-14 лет). 4. Цель программы: создание условий для развития школьного музейного движения в образовательном пространстве. 5. Направленность: музееведение 6. Срок реализации программы: 1 год 7. Вид программы: рабочая программа 2 вида. Пояснительная записка. Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость. С этими задачами прекрасно справляется школьный музей. Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Школьный музей, как форма образовательной и воспитательной работы, создан по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисковой и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением общеобразовательной школы, школьный музей выступает как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России. Цели и задачи Целью данной программы является создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно – патриотической деятельности общеобразовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Для достижения цели программы «Школьный музей» решаются следующиезадачи: -активация работы музеев образовательных учреждений, расширение сферы и методов использования их воспитательного потенциала; -поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина; - углубленное изучение и использование во всех формах работы музеев муниципальных образовательных учреждений современных информационных технологий; - организация творческого досуга детей и учащейся молодёжи, привлечение к участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского и международного уровней; -выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экскурсоводов; -повышение статуса педагога, работающего в школьном музее, рапространение передового опыта и повышение профессионального мастерства. -укрепление связей между образовательным учреждением, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и кубанской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам. Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования, в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества. Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности. Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории. Ресурсное обеспечение программы. Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель и Совет школьного музея. Совет школьного музея: - периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации Программы; - координирует взаимодействие исполнителей Программы и обмен опытом их работы; - разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и повышению эффективности ее реализации. Социально - экономическая эффективность программы. Количественное и качественное развитие школьных музеев. |