ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проблеме детских игр было посвящено большое количество работ педагогов, психологов, философов, этнографов. Не было буквально ни одного крупного исследователя в области педагогики и психологии, кто бы не отдал дань этой проблеме. В зависимости от философских взглядов автора, от его о'бщей концепции игра трактовалась то как проявление избытка сил, то как проявление инстинкта, то как подготовка к будущей деятельности и т. д. То, что игра была в центре внимания ученых различных специальностей и разных направлений, не случайно. Это можно объяснить сложностью игровой деятельности и тем, что в дошкольном детстве игра выполняет особую, ничем не восполнимую роль. Советская психология утверждает, что становление человеческой личности происходит в процессе деятельности -- игровой, учебной, трудовой. Для детей дошкольного возраста такой деятельностью является в первую очередь игра вообще и сюжетно-ролевые игры в особенности. Развитие ребенка представляет собой усвоение им общественного опыта в процессе деятельности. Игра в дошкольном детстве является ведущей деятельностью ребенка. В ходе игры ребенок овладевает накопленным людьми опытом. • Игровая деятельность готовит ребенка к переходу к следующей, более высокой ступени развития — к обучению в школе. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют ис* ключительное значение: игра'для них — учеба, игра для б них — труд, игра для вих -- серьезная форма воспита- ния» Из всех видов игр наиболее благоприятно влияют на развитие ребенка сюжетно-ролевые. «Самые любимые, самые нужные детям игры — это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед... Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, пусть дом построен из щепок, —• не в этом дело, фантазия ребенка дополнит действительность; тут важен самый процесс построения плана»2. В игровой деятельности реализуется потребность ребенка участвовать в жизни взрослых. Игра -- это воспроизведение детьми при помощи взятых на себя ролей и использования различных игровых предметов деятельности взрослых людей и их взаимоотношений. В ходе игр «какие-либо реальные действия, которые совершаются взрослыми в одних условиях, воспроизводятся ребёнком в других, игровых обстоятельствах» 3. Удовлетворяя желание 'быть похожим на взрослых, дети в играх реализуют свое стремление к активности, самостоятельности, проявляют инициативу, действуют творчески. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение. Игра — это форма отражения действительности. Сюжетная ролевая игра является специфически человеческой деятельностью ребенка, в корне отличной от тех аналогов игры, которые можно наблюдать у животных. Эта игра является социальной не только по 'Содержанию, но и по самой структуре, по своему механизму. Мотив игровой деятельности своеобразен. Игровая деятельность в основном направлена не на ее продукт, а на самый процесс ее. Само осуществление этой деятельности неизменно приносит ребенку удовлетворение и 'Крупская Н. К. Педагогические сочинения, т. 6. М, 1959, с. 344. 2 Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. М., 1955, с. 239. 3 Запорожец А. В. Психология. М., 1965, с. 180. доставляет удовольствие. Это характерная особенность игровой деятельности, отличающая ее от других видов деятельности. Исследования советских психологов и педагогов убедительно показали существенное влияние сюжетно-роле-вых игр на формирование отдельных психических функций и личности ребенка-дошкольника в целом. Л. С. Выготский подчеркивал, что под влиянием игры, в процессе которой реальные предметы замещаются игрушками, а реальные действия — действиями игровыми, у ребенка развивается способность воспроизводить те или другие стороны действительности с помощью различных способов ее обозначения (наглядных символов, изображений, слов и т. д.). Таким образом, в игре развивается та функция замещения и обозначения, которая затем в более сложных формах осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления. Вследствие этого игра имеет первостепенное значение для формирования специфически человеческих процессов мышления, а также волевой, сознательной регуляции человеческих действий. Игра, как показали исследования А. В. Запорожца, создает благоприятные условия для развития и совершенствования движений ребенка, в ходе игр совершенствуется его моторное развитие. В игре ребенку оказывается доступно то, с чем он еще не может справиться в других условиях. Так, например, исследования показали, что умение управлять своим поведением возникает в игре раньше, чем в условиях прямого задания; в условиях игры дети припоминают большее количество слов, чем при других обстоятельствах; выполнение детьми простейших трудовых операций при игровой мотивации более эффективно, чем выполнение тех же операций при других типах мотивации. В ходе сюжетно-ролевых игр дети используют различные предметы, действуют с ними, сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних их качеств и домысливают, достраивают воображением другие, употребляют одни предметы в качестве других. Все это совершенствует ощущения и восприятия детей, способствует развитию их мышления, развивает и тренирует их воображение. гра — это обязательно совместная деятельность. Это значит, что для осуществления согласованной деятельности детям «еобходимо общаться друг с другом в процессе игр. В дошкольном возрасте, пожалуй, нет другой деятельности, в которой необходимость общения друг с другом была бы выражена более рельефно. Поэтому овладение речевыми средствами общения в ходе игр приобретает особую мотивированность. Общение детей во время игр способствует развитию их речи (расширению значений слов, упражнению в речи в естественных условиях). В ходе игр дети берут на себя роли (т. е, представляют себя другим лицом), совершают различные действия, диктуемые логикой роли, и тормозят другие действия, противоречащие характеру взятой роли. Это способствует развитию воображения детей, тренирует их волю; в результате дети приобретают навыки произвольного поведения и совместной деятельности. Сюжетно-ролевые игры уточняют и углубляют пред ставления детей об окружающем, расширяют их знания. В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе детей и с помощью которых можно обогащать их знания, речевой запас и расширять значения слов. В ходе этих игр ребенок познает мир. «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование.его... законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой» '. Сюжетно-ролевые игры развивают интерес и любовь к животным, <к книге, интерес к учению, к различным видам труда, уважение к людям труда, умение и желание работать. В ходе этих игр дети усваивают правила общественного поведения, овладевают нормами поведения в быту. Совместная деятельность в процессе сюжетно-ролевых игр способствует формированию дружеских, товарищеских взаимоотношений между детьми. Ребенку необходимы товарищи по игре — ему надо кого:то лечить, мыть, учить, перевозить на дачу, для кого-то варить обед, продавать продукты. В ходе игры дети учатся действовать сообща, согласованно, считаться с интересами 1 Горький А. М. Собр. соч., т. 25. М., 1953, с. 113. других участников игры, подчинять свои интересы общим, уступать, действовать во имя общей цели, т. е. приобретают навыки коллективной деятельности, пове-"дения в коллективе. Играя, дети легче и сознательнее овладевают нормами нравственного поведения. Воспроизводя жизнь взрослых, дети отражают и их отношения, познают их, усваивают. В игре происходит нравственное развитие ребенка. Игры содействуют сближению детей, формированию детского коллектива. Действуя в игре самостоятельно, совершая те или иные поступки, ребенок проявляет свои интересы, каче-• ства личности, чувства. Поэтому в игре, как ни в одной другой деятельности, можно узнать особенности и возможности ребенка, что необходимо для его [Эффективного воспитания. В игре и через игру можно наиболее успешно влиять на ребенка, изменяя его самого, его отношение к себе, его положение в коллективе, отношение к нему других детей. То, что пережито ребенком в игре, становится ему особенно -близким и понятным. «Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интерес-, ная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в «ем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности...; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями»1. Пережитые в игре чувства и отношения к другим, взятые на себя обязанности и умение их выполнить, умение подчинять свои желания правилам, — все это становится достоянием личности ребенка. Поэтому сюжетно-ролевая игра имеет особое воспитательное значение. «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру»2. Все сказанное об игре в полной мере относится и к глухим детям дошкольного возраста. Игровая деятель- 1 W — петь имеет особо важное значение для их общего и ре-вого развития, так как формирующаяся в ней способность замещения одного предмета другим как бы подго- авливает овладение знаковой функцией слова и возможность оперировать им в процессе речевого мышления. Игра является важнейшим условием всестороннего развития глухих детей, одним из основных средств их коммунистического воспитания. Для того чтобы игра могла выполнить свою роль в развитии и воспитании глухих детей, ею необходимо научиться управлять. А для успешного развития игровой деятельности глухих детей и эффективного управления ею нужно знать ее особенности. |