МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Государство и личность: взаимная ответственность





Взаимная ответственность государства и личности — важнейший самостоятельный принцип правового государства. Устанавливая в законодательной форме пределы свободы общества и личности, само государство также не свободно от ограничения предела собственных решений и действий. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком и обществом. Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства является задачей демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое также способно посягать на человека, его права и свободы, - обязанность государства. Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо усиление гарантий эффективности судебной защиты. Признание, соблюдение и защита прав

и свобод человека требуют существенных усилий государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального

обеспечения, школьного образования и здравоохранения. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается любого человека. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у индивида определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой они возникли.

Все это обеспечивается системой гарантий, которые исключают произвол государства над личностью.

Что к ним относится?

1. Ответственность президента перед народом и методы воздействия на него в случае нарушения (импичмент).

2. Ответственность правительства перед президентом и парламентом.

3. Уголовная, дисциплинарная и другие виды ответственности должностных лиц за нарушения прав и свобод личности.

4. Отчет народных избранников перед избирателями.

5. Свобода печати и т. п.

Личность также отвечает за свои действия перед государством. Меры принуждения носят правовой характер и должны соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Отношения личности и государства строятся на основе взаимной ответственности за действия в отношении друг друга.

 

43. МЕСТО И РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современном понимании«информация» - это сведения, которые:



а) одним субъектом (субъектом информации) передаются другому субъек­ту (объекту информации);

б) адекватно (точно, правильно, истинно) отражают тот или иной фраг­мент действительности;

в) значимы, то есть важны, актуальны, представляют интерес для объекта информации с точки зрения принятия им того или иного решения.

Именно значимость сведений отличает информацию от просто знания. Важен и второй из названных здесь признаков, поэтому безосновательно к слову «информация» добавлять прилагательные «истинная» или «достовер­ная»: ложной информации просто не бывает. Если сведения ложные, то это уже не информация. Но не всякие сведения, не содержащие истины, можно назвать дезинформацией.Дезинформация - это ложные сведения, специаль­но созданные («сфабрикованные») и сообщенные объекту дезинформации (человеку, организации, обществу) с тем, чтобы он принял решение, соответ­ствующее интересам дезинформатора.

Таким образом, для информации характерныследующие признаки:

- она есть явлениесоциальное, общественное;

- предполагает наличиедвух сторон - субъекта, передающего информа­цию(субъект информации) и субъекта, воспринимающего информацию(объ­ект информации);

- представляет собой определенныесведения;

- сведения должныадекватно отражать реальность;

- сведения должныиметь значение для объекта информации, представ­лять для него интерес.

Разновидностью информации являетсямассовая информация.

Массовая инфор­мация как «совокупность сведений, адекватно отражающих процессы об­щественного бытия, предназначенных для неограниченного круга лиц, распро­страняемых средствами массовой информации при помощи специальных тех­нических систем и устройств». При этом полагается что массовая информация как явление действительности состоит из трех подсистем: коммуникативной (собственно информационной), институциональной (средства массовой ин­формации как форма распространения массовой информации) и технической (типографии, издательства, телерадиослужбы, ретрансляционные станции, спутниковые системы и т. п.). Думается, что это излишне усложненный и не совсем точный подход. То, что Малиновский называет «коммуникативной подсистемой» массовой информации - это и есть сама массовая информация. Она обладает всеми признаками, присущими информации, а ее видовым отли­чием является то, что она рассчитана на особый объект (большие группы лю­дей) и исходит от особого субъекта (средств массовой информации). А средст­ва массовой информации, которые автор именует «институциональной подсистемой» - это субъект массовой информации. Техническая же подсисте­ма — это материальная база средств массовой информации.

Массовая информация понимается как предназначенные для не­ограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообще­ния и материалы, а ксредствам массовой информации относит периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохро­никальные программы, иные формы периодического распространения мас­совой информации (ст. 2).

Средства массовой информациипризваны осуществлять:

а) поиск; б) получение; в) передачу; г) производство; д) распространение информации.

При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитаци­онные, воспитательные задачи.

То, что СМИ - большая общественная сила и серьезное орудие власти, не вызывает никаких сомнений. И особое значение они приобрели в современ­ном обществе с развитием технических средств коммуникации, в частности телевидения. Однако их место и роль в государственно-организованном об­ществе зависят от характера этой организации. В тоталитарном обществе (где нет разделения государственной власти и, соответственно, никаких ее ветвей) СМИ полностью монополизированы государством, их материальная база яв­ляется его собственностью, а сами СМИ представляют собой обычные госу­дарственные организации, находящиеся на содержании государства и выпол­няющие его идеологический заказ. Используя СМИ как орудие власти, тоталитарное госу­дарство осуществляет:

а) пропаганду официальной идеологии; б) воспитание масс в духе приверженности официальной доктрине; в) критику идеологических противников.

По отношению к об­ществу СМИдолжны выполнять две основные функции:

а) обеспечивать общество необходимой и достаточной информацией;

б) адекватно отражать общественное мнение.

Печать, радио, телевидение могут выражать интересы государства, пар­тии, социальной группы, политического лидера, крупных финансовых и эко­номических систем, всего общества.

В обществе обязательно должны существоватьгосударственные СМИ. Без этого государство не сможет даже выполнить свою конституционную обязан­ность по опубликованию законодательных актов. Государственными являются СМИ, которые учреждены государственным органом. Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации, чтобы не допускать усиления одной из них и разбалансированности государственного механизма.

В демократическом обществе обязательно должны бытьнегосударственные СМИ. Они должны в определенном смысле противостоять государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппо­нента. Общественность нуждается в информации о деятельности государствен­ных органов и должностных лиц. Информированность дает ей возможность адекватно изменять поведение в различных политических ситуациях, прини­мать правильные политические решения.

Несомненно, что в обществе, основанном на частной собственности, суще­ствовали и будут существовать частные СМИ.

Одна из серьезных проблем, связанных со СМИ, состоит в том, чтобы огра­дить неполитизированную часть общества (а это преобладающая в количест­венном отношении часть населения, а следовательно - основной электорат на любых выборах), во-первых, от монополизированной государственной идеоло­гии; во-вторых, от различного рода партийной пропаганды (при отсутствии по­литического плюрализма в обществе); в-третьих, от информационного влияния средств массовой информации, выражающих интересы крупных финансовых и промышленных монополистов. Это могут сделать только СМИ, которые поли­тически нейтральны (не имеют политических «хозяев»), не находятся в эконо­мической зависимости от государственного бюджета или финансово-промыш­ленных структур и на этой основе способны удовлетворять информационные потребности общества в целом. Такие СМИ в теории и политической практике называются «общественными», «некоммерческими», «публичными». Государство имеет право конституировать публично-правовые радиотелекомпании и закрыть» их, но, пока они существуют, они не подлежат его непосредственному вли­янию. Наличие и функционирование общественных (публично-правовых) средств массовой информации - атрибут любого демократического общества. Вместе с тем, подчеркнем еще раз, в демократическом обществе, основанном на принципе политического плюрализма, учреждать СМИ и выражать свои ин­тересы законным путем могут любые социальные группы, из которых в конеч­ном счете и состоит гражданское общество.

Итак, с учетом сказанного, можно сделать следующие выводы относитель­номеста и роли СМИ в политической системе общества:

1. СМИне являются ветвью государственной власти («четвертой влас­тью»). Представление о них как о ветви государственной власти ошибочно, а реализация его на практике может нанести серьезный вред обществу. Такое представление вредно хотя бы потому, что в демократическом обществе, ос­нованном на принципе политического плюрализма, СМИ должны быть рас­средоточены, разделены между государственной властью и негосударствен­ной, между государством и обществом, между различными политическими силами. Иное может привести к диктатуре СМИ, а точнее - тех, кто за ними стоит. СМИ - этоорудие власти.

2. Природа СМИ как орудия властине позволяет рассматривать их не только как ветвь государственной власти, но икак самостоятельный компо­нент политической системы общества. СМИ могут и должны находиться в руках различных политических сил (общества, государства, партий и др.). И именно эти силы, а не сами СМИ, являются элементами политической си­стемы. О СМИ можно говорить как об общественном институте (и, следова­тельно, об их институализации), но в смысле особогообщественного явления, а не особого, самостоятельного элемента политической системы общества.

3.Функции СМИ определяются их политической и финансовой принад­лежностью, а также природой общества в целом. СМИ являются не создате­лем той или иной идеологии, а лишь ее распространителем. Таким образом,содержание функций СМИ в демократическом об­ществе определяется положением их учредителей в политической системе общества.

С точки зрения приемов работы, форм деятельности СМИ занимаются поиском, получением, передачей, производством и распространением инфор­мации.

В литературе существуютразличные подходы к классификации функций СМИ. Так, профессор Иллинойского университета Т. Петерсон выделяет семь основных функций печати:

- служить политической системе общества, обеспечивая информацию;

- обсуждать общественные дела;

- просвещать публику с тем, чтобы сделать ее способной к самоуправле­нию;

- ограждать права личности от правительства;

- служить экономической системе, главным образом, соединяя покупате­ля и продавца товаров с помощью рекламы;

- обеспечивать развлечение читателей;

- поддерживать свою собственную финансовую независимость, чтобы из­бежать давления каких-либо частных интересов.

Группы функций СМИ: учредительные, регулятивные, охрани­тельные, нормативно-ценностные.

Деятельность СМИ в Российской Федерации в основном регулируют сле­дующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ. Законы РФ «О средствах массовой информации».

Свобода слова есть юридическая возможность индивида (человека и гражданина) беспрепятственно выражать свои мысли и мнения. Эти мысли могут выражаться устно, письменно, в том числе и с помощью средств массовой информации.Носителем данной свободы является индивид. Подсвободой массовой информации понимается юридичес­кая возможность беспрепятственно (без ограничений) распространять средст­вами массовой информации при помощи специальных технических систем и устройств сведения, адекватно отражающие процессы общественного бытия, предназначенные для неопределенного круга лиц. Носителем данной свободы являются средства массовой информации. Таким образом, различие этих сво­бод в том, что свободу слова реализует индивид, а свободу массовой информа­ции - независимые средства массовой информации.

Право гражданина на информацию состоит из целого ряда юридических возможнос­тей и включает в себя следующие правомочия:

1) право на беспрепятственное ознакомление с любым законом, с любым нормативно-правовым актом; 2) право знать о создании и функционировании всех конкретных инфор­мационных систем, которые в какой-либо степени затрагивают сферу личной жизни гражданина; 3) право давать согласие на сбор личностной информации; 4) право проверять достоверность такой информации; 5) право доступа к ней; 6) право на достоверную информацию о состоянии окружающей природ­ной среды; 7) право на достоверную финансовую информацию; и др.

СМИ и государство взаимодействуют по следующим направлениям:

- природа государстваопределяет в целом положение СМИ в обществе. Это хорошо видно на примере тоталитарного государства;

- государство и в демократическом обществесоздает нормативно-право­вую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей;

- государство может иметь свои собственные,государственные СМИ, ко­торые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими,негосударственными СМИ;

- государствоне вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ;

- государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИможет со­здавать специальные органы. В Российской Федерации таким органом явля­етсяСудебная палата по информационным спорам при Президенте Россий­ской Федерации, которая в системе государственных органов занимает особое место и не входит в систему федеральных судов РФ.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.