Вуз должен обеспечить наличие и эффективное функционирование ориентированной на студентов, работников и заинтересованных лиц системы информирования и обратной связи. В вузе функционирует эффективная система информирования и обратной связи, которая включает в себя - сайты университета (официальный сайт http://www.kazntu.kz, сайт абитуриента http://talapker.kazntu.kz, электронная библиотека http://e-lib.kazntu.kz, студенческий форум http://forum.kazntu.kz, электронное общежитие http://campus.kazntu.kz, сайт проверки документов на плагиат http://sandyk.kazntu.kz/index.php и др.), - образовательный портал http://portal.kazntu.kz, http://.kazntu.kz/portal, портал электронного обучения http://portal.kazntu.kz/moodle, WAP портал, - систему электронного документооборота http://sed.kazntu.kz/, - систему внутренней почты https://mail.ntu.kz/, - сайты музеев университета (http://history.kazntu.kz/, http://minerals.kazntu.kz) - средства университетского СМИ (университетская газета «РАС» http://ras.kazntu.kz/, молодежная газета «MY Politech» http://mypolytech.kazntu.kz/, журнал «Вестник КазНИТУ» http://vestnik.kazntu.kz/) - внешние средства СМИ и др. В целях обеспечения возможности оперативного и эффективного доступа различных уровней пользователей к информации образовательного назначения были созданы Образовательный портал http://portal.kazntu.kz, http://.kazntu.kz/portal и портал электронного обучения http://portal.kazntu.kz/moodle университета, которые служат связующими звеньями между всеми участниками образовательного процесса и являются инструментами для сбора и предоставления обучающимся актуальных знаний в реальном масштабе времени. Программным базисом разработки образовательного портала послужила разрабатываемая на протяжении ряда лет в университете корпоративная информационная система «Политех» (КИС «Политех»), которая обеспечивает решение широкого круга задач управления вузом и предоставление различных учебно-образовательных услуг, технологической поддержки обучающимся, ППС и сотрудникам. Оперативное ознакомление исполнителей с информацией осуществляется в электронном виде через адресную рассылку в системе электронного документооборота http://sed.kazntu.kz/ и систему внутренней почты https://mail.ntu.kz/ в корпоративной сети университета. Эффективная обратная связь осуществляется посредством: - сервиса Обратная связь на Личных страницах обучающихся, ППС в Образовательном портале университета http://portal.kazntu.kz; - сервиса официального сайта университета Блог ректора; - прямых встреч руководства вуза с ППС, обучающимися, работодателями и др. - онлайн анкетирования обучающихся «Преподаватель глазами студентов»; - рассмотрения письменных обращений и жалоб (ДП КазНИТУ 721 «Рассмотрение обращения и жалоб», http://www.kazntu.kz/ru/about-university/smk); - внешних и внутренних социологических опросов, анкетирования работодателей, обучающихся, выпускников и др. В целях поддержания обратной связи с работодателями предусмотрено анкетирование, периодический контакт (не реже одного раза в семестр) посредством телефонного разговора, факсимильных и электронных сообщений, рассылки писем. Проводятся опросы работодателей на ежегодно проводимой ВУЗом Ярмарке выпускников. 6.2.6 В вузе должна быть создана среда обучения, отражающая специфику образовательных программ, в которую входят: В университете функционирует Корпоративная информационная система «Политех» (КИС «Политех»). Образовательный портал служит «единым окном» доступа ко всем образовательным и информационным ресурсам университета. Подсистемы и модули подсистем КИС «Политех» постоянно совершенствуются, дорабатываются новым функционалом, разрабатываются новые модули. Информационные ресурсы университета доступны студентам и преподавателям как во внутренней сети КазНИТУ, так и в сети Интернет, в частности предоставляется доступ пользователям к следующим информационным ресурсам университета: - Образовательный портал, обеспечивающий возможность оперативного и эффективного доступа различных уровней пользователей к информации образовательного назначения; - Система управления обучением LMS КазНИТУ, предоставляющая доступ к учебно-методическим материалам университета для обучающихся всех форм обучения; - Система «Антиплагиат КазНИТУ», в которой выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации в обязательном порядке проходят проверку на уникальность; - Система вебинаров КазНИТУ, позволяющая проведить онлайн-лекций в формате вебинаров. - Система по размещению научных статей профессорско-преподавательского состава и ученых КазНТУ на сайте в свободном доступе (http://www.kazntu.kz/ru/publication), общее количество статей в которой превысило 2000 работ.  Рисунок 6. 1 Модель студентоориентированной (студентоцентрированной) организации учебного процесса по ДОТ В настоящее время обучающиеся активно используют мобильные устройства для доступа к образовательным ресурсам и к своим личным данным на образовательном портале. В университете разработано мобильное приложение для платформы Android. Доступен следующий функционал: авторизация пользователя, просмотр успеваемости и расписания занятий обучающихся, карты расположения учебных корпусов, а также дополнительные сервисные функции, такие как настройка интерфейса, информация о приложении. В ИДО уже 5 год реализуется студентоориентированная (студентоцентрированная) модель организации учебного процесса, создающая необходимые условия для личной самореализации обучающихся. Таблица 6.1 Модель взаимоотношений обучающего и обучаемого по ДОТ в парадигме личностно-ориентированной педагогике: № | Признак | Прежняя парадигма Традиционное обучение (образование=обучение) | Новая парадигма Личностно-ориентированное обучение (образование=становление) «умное» образование | | Роль обучаемого | Пассивная роль слушателя | Активная роль участника. Объект педагогических воздействий. Клиент. Заказчик. Потребитель. | | Роль обучающего | Переносчик (лектор, наставник, транслятор, репродуктор) знаний | Консультант, координатор, организатор, помощник. Навигатор по дисциплине. Фасилитатор исполнительный субъект. | | Контроль | Со стороны обучающего - исполнение задания | Со стороны обучаемого - как заказчика и потребителя образовательного продукта | | Срок обучения | Обучение один раз и на всю жизнь | Обучение в течение всей жизни (Live Long Learning-LLL) Основные технологические приемы d-learning, b-learning, e-learning, m-learning. | | Место обучения | Обучение происходит преимущественно в стенах Университета | Обучение и трудовая деятельность происходят параллельно и взаимосвязано. Занятия проводятся с интенсивным применением электронных образовательных ресурсов. | | Основные источники | Книги, учебники и другие печатные материалы, доступные в библиотеках и индивидуально приобретаемые | Централизованно разрабатываемые, доступные через Интернет электронные образовательные ресурсы. Общая тенденция - постоянное обновление учебных материалов. | Система управления учебным процессом построена на основе образовательного портала Университета, которая является собственной разработкой университета. В Университете практикуются следующие виды ДОТ: - Сетевая технология – информационно-коммуникационная технология, включающая обеспечение учебно-методическими материалами, формы интерактивного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также администрирование учебного процесса на основе использования сети Интернет; - Кейсовая технология - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных, электронных и прочих носителях и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения. Для обеспечения возможности оперативного и эффективного доступа различных уровней пользователей к информации образовательного назначения был создан образовательный портал университета. Доступ к порталу осуществляется через личные логины и пароли пользователей. Предпосылкой создания портала послужила необходимость: - создания единого виртуального пространства вуза для обучающихся, преподавателей, родителей, работодателей и руководства университета, где все участники образовательного процесса могли бы оперативно обмениваться информацией и принимать участие в образовательных бизнес-процессах вуза; - обеспечения «единого окна» доступа к образовательным ресурсам; - ускорения темпов актуализации знаний; - создания «личного кабинета» для каждого участника образовательного процесса, чтобы он ощутил себя полноправным участником образовательного процесса; - вовлечения различных категорий пользователей в единую информационную среду университета; - расширения связей с потенциальными работодателями; - дальнейшего трудоустройства выпускников Образовательный портал служит связующим звеном между всеми участниками образовательного процесса и является инструментом для сбора и предоставления слушателям актуальных знаний в реальном масштабе времени. На портале организованы личные страницы пользователей, осуществляется предоставление сервисов согласно категории пользователей (рис. 6.2). Система работает в круглосуточном режиме, пользователь может работать и иметь доступ в свое виртуальное пространство в любое время и из любого места при наличии средств связи, а также работать локально внутри корпоративной сети вуза. Образовательный портал КазНИТУ является динамической системой, которая постоянно обновляется и дополняется новыми сервисами и службами в соответствии с современными требованиями к созданию учебных порталов и изменениями в образовательном процессе.  Рисунок 6.2 Сервисы и службы образовательного портала КазНИТУ Система управления обучением КазНИТУ (LMS КазНИТУ) предоставляет доступ к учебно-методическим материалам университета для обучающихся всех форм обучения, и интегрирована с образовательным порталом университета. Система спроектирована с учетом интересов триады: СТУДЕНТ-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-АДМИНИСТРАЦИЯ. На рисунке 6.3 схематично представлено как производится контроль методической обеспеченности КазНИТУ. ППС кафедр заносят свои УМКД в систему, доступ к которым осуществляется через страницу студента. По мере скачивания материалов студентами определяется рейтинг популярности УМКД. Студенты могут отправлять свои вопросы на обратную связь портала относительно УМКД и системы в целом. Эти вопросы могут быть перенаправлены по СЭД руководству института и кафедрам. Руководство института и кафедр в свою очередь могут просматривать статистику размещения УМКД в LMS. Персонифицированные интерактивные ресурсыдистанционного обучения: - образовательный портал предоставляет всем участникам учебного процесса по ДОТ персонифицированный доступ к интегрированным данным, приложениям и коммуникативным возможностям посредством веб-браузера, интегрируя в себе все существующие программы и системы (http://portal.kazntu.kz/); - основная необходимая для обучения информация и описание используемых методов обучения содержатся в наборе электронных учебно-методических комплексов дисциплин (ЭУМКД), которыми обеспечивается каждый обучающийся (http://lms.kazntu.kz/). - webinar – предназначен для проведения онлайн-мероприятий: вебинаров, онлайн-тренингов, онлайн-презентаций, онлайн-обучения, онлайн-встреч, онлайн-конференций и т.д. (http://webinar.ntu.kz). Образовательный портал КазНИТУ, посредством обратной связи, позволяет обучающимся направлять запросы ППС и получать ответы по ним. В университете получили развитие различные технологии дистанционного образования, одной из которых является проведение онлайн-лекций в формате вебинаров. Созданы специализированные рабочие места и виртуальные комнаты, где преподаватели читают онлайн-лекции. Такие онлайн-лекции стали постоянной формой информационного взаимодействия обучающихся и преподавателей. Функциональные возможности портала вебинаров КазНИТУ (http://webinar.ntu.kz) (рис.6.3): - дистанционные курсы: с поддержкой аудио и видео, общий и персональный чат, совместные ресурсы (доска рисования, презентации, показ рабочего стола, файлы и ссылки), проведение опросов и видеоконференций; - семинары online для одновременных 500 слушателей; - доступ из любого места; - записи (отдел “Записи” содержит список всех проведенных записей вебинаров); - уведомление о регистрации: пользователи получают на свою корпоративную почту (@kazntu.kz) уведомление о регистрации; - персональное расписание вебинаров, курсов, а также учебных программ для студентов.  Рисунок 6.3 Вебинар КазНИТУ Интерактивные академические консультации по ДОТ проводятся в рамках офис-часов. Расписание on-line офис-часов составляется кафедрой и проводится в режиме on-line с помощью http://webinar.ntu.kz. Профориентационная работа в Университете проводится согласно утверждённому плану в течение всего учебного года. Ежегодно в начале нового учебного года центр «Карьера» согласовывает с Управлением образования города Алматы разрешение на посещения средних общеобразовательных школ, лицеев (официальное письмо)г. Алматы. Отделом Довузовской подготовкицентра «Карьера» на основании письмо - разрешения Управление образования составляется и утверждается График проведения презентации КазНИТУ имени К.И. Сатпаева (далее - КазНИТУ) в школах г. Алматы, а также утверждается График проведения профориентационной работы по Регионам областей (Приложение 16). Для целенаправленного формирования контингента абитуриентов, поступающих в КазНИТУ, рекламно - профориентационная работа развёрнута во всех средних школах, школах-лицеях и школах-гимназиях г. Алматы и пригорода. Для этой цели центром «Карьера» университета совместно с выпускающими кафедрами и Институтами подготовлены раздаточные материалы с указанием перечня специальностей, а также четвёртого и профильного предмета по тестированию. В целях профориентационной работы и оказание помощи в выборе и достижении карьерных путей проводятся пробное тестирование и различные мероприятий: - пробное тестирование для учащихся выпускных классов школ г. Алматы с Международным Центром Образования «EDTECH-KZ; - интернет-олимпиады по информатике для школьников всех регионов РК совместно с Республиканским научно-практическим центром и институтом информационных технологий; - региональные предметные олимпиады среди школьников г. Алматы и Алматинской области по предметам: математика, физика, химия. Призеры олимпиады - победители награждены сертификатом обладателя стипендии ректора КазНИТУ имени К.И. Сатпаева на один учебный год; - «День открытых дверей», где Институты и кафедры проводят презентацию специальностей и направления подготовки КазНИТУ, а также пробное тестирование; - университет принимал участие в международной выставке «Образование и наука XXI века» (г. Астана); - участие в выставке «Образование и карьера» Международной выставочной компанией “АТАКЕНТ-ЭКСПО” при поддержке МОН РК (г. Алматы); - презентация специальностей и направлений подготовки КазНИТУ - научно-практическая конференция Малой Академии Наук РК с участием школьников 7-10 классов г. Алматы и области; - профориентационная работа в общегородском форуме «Последний звонок» выпускников школ; - информационные материалы для издания в справочниках для поступающих в вузы; - ежегодно в университете ведутся работы по набору на подготовительные курсы по четырем предметам. Отдел Довузовской подготовки центра «Карьера» университета проводит круглый год ежедневный прием выпускников школ и родителей по вопросам приема и обучения в КазНИТУ. Организованы профориентационные работы в течение года для обеспечения устойчивых связей между университетом и колледжами всех областей РК, национальными и государственными предприятиями, промышленными предприятиями города и регионов РК ( табл 6.2). Таблица 6.2 Представители от организации № | Наименование организации | Представители | Контактная информация | | Общественный фонд "Водное партнерство Казахстана " | Яхияева Куралай Калмаганбетовна | Г. Алматы, ул. Ауезова 84 8702892-76-16 Kuralay.gwp@mail.ru | | Межгосударственная Координационная Водохозяйственная Комиссия Казахский Филиал Научно-информационного центра НИЦ МКВК | Елюбаева Мира | Г. Алматы, ул. Жибек жолы 127 nkipshakbaev@mail.ru | | ГКП на пхв "Бастау" Управление энергетики и коммунального хозяйства города Алматы | Сапаргалиева Ж. | Г.Алматы, 8 микрорайон, д.82А 396-95-23 | | Государственное коммунальное предприятие водного хозяйства "Балхаширригация" | Ким В.Г. | Балхашский р/н, с. Бакбакты, ул. Макатаева 1 8(72773)99-1-40 | | Производственный кооператив "Институт Казгипроводхоз" | Анатолий Рябцев | г.Алматы, пр. Сейфуллина, 434 279-35-22 | | АО Научно - исследовательский проектный институт "Каспиймунайгаз" | Утепова Т.М. | Г.Атырау, ул. Абая, 5 87122-99-28-04 | | Государственное коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения "Су желісі" Управления энергетики и коммунального хозяйства города Алматы, | Нахметова Г. М. | г. Алматы ул. Жарокова,196 | | Государственное коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения "Тоспа су" Управления энергетики и коммунального хозяйства города Алматы | Джарболов Н.М. | г. Алматы ул. Жарокова,196 | | ТОО НИЦ "Экожобалау" | Мухаметкалиев Н. М. | | | РГП "Казводхоз" Филиал "БАК канал им. Д.Кунаева" | Бурлибаев М.Ж. | Г.Талгар, ул. Промышленная 8. 8(727)371-80-01 Rgpbak20061@rambler.ru | | Акмолинский филиал РГП на ПХВ "Казводхоз"МОСиВР РК | Жакенов Мухтар Сейфоллаулы | Адрес: 010000, г. Астана, ул. Республики 50/1 Телефоны: 8 (7172) 39-63-49, Электронный адрес: kazvodxoz_mts@mail.ru Web-sait: www.kazsushar-kz.net | | ТОО "Костанайгидрогеология" | Степанов Анатолий Николаевич | п.Затобольск 111100, Затобольск, Терешковой, 31 8 7142 62705 | Совместно с Департаментом информационных технологии Университета нам удалось оформить 10 специально оборудованных кабин (ГУК, 1 этаж) для качественной трансляции on-line занятий. Все они оборудованны моноблоками Lenovo, графическими планшетами Genius MousePen i608 (Планшет имеет программируемую Hot-KEY-зону (используя беспроводное перо можно запрограммировать 29 клавиш быстрого доступа в верхней части планшета, которые позволяют быстро запускать различные приложения Office и Internet)), LOGITECH HD Webcam C510 (960-000640) которые позволяют организовывать видеовызовы высокой четкости в формате HD 720p. с встроенными микрофонами с технологией RightSound обеспечивающее чистое звучание без фоновых шумов при ведении занятий. Для ведения on-line занятий также имеются специально оборудованные кабинеты при кафедрах: Архитектура и дизайн; Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды. Нами также оборудован мультимедийный класс (НК, 1008), где установлен проектор, интерактивная доска, ноутбуки HP, LED TV и Polycom VSX 6000 VTX (Ультракомпактный модуль видеоконференцсвязи со встроенными PTZ-камерой и динамиком, настольный модуль SoundStation VTX1000, ПДУ. IP-only (H.323 до 768 кбит/c), AES, SIP. PAL). Образовательная программа специальности 5В080500, 6М080500-«Водные ресурсы и водопользование», как и университет в целом, имеет достаточный аудиторный фонд, оснащенный техническими средствами обучения (ТСО), включающими аудио- и видеоаппаратуру. При реализации ОП «Водные ресурсы и водопользование» используется аудиторный фонд, закрепленный за другими кафедрами и отделами и аудитории, закрепленные за кафедрой ИСиС. Из числа аудиторий других кафедр используются аудитории для проведения практических и лекционных занятий для других специальностей, не требующих специального оснащения или компьютерные классы. При проведении лекционных занятий используются аудитории лекционного корпуса, оснащенные необходимым интерактивным оборудованием. Для обучения студентов специальности 5В080500, 6М080500 -«Водные ресурсы и водопользование» кафедра располагает 5 лабораториями и учебными кабинетами, оснащенных современным оборудованием, стендами и компьютерами для проведения учебного процесса Кафедра ИСиС имеет современные инструменты, оборудование, аудитории, лаборатории, доступные и в исправном состоянии, с поддержанием и обновлением материально-лабораторной базы. Учебные занятия проводятся на современном методическом уровне, с использованием технических средств обучения. Для оптимизации учебного процесса используются мультимедийные средства: видеопроекторы и интерактивные доски для способствования развитию творческой активности, увлечению предметом и для наглядного обучения, помогающих эффективному взаимодействию преподавателя с обучающимися. В НАО КазНИТУ им.К.И.Сатпаева проводится постоянная работа по обновлению и расширению компьютерного парка, оргтехники, а также программных продуктов в соответствии современными технологиями. Вид помещений (кабинеты, аудитории лекционные, для практических занятий, лаборатории, мастерские по конкретным квалификациям, специальностям). · Кабинет зав.кафедрой (кабинет) 213 МУК · Преподавательская (кабинет) 205, 206, 210 МУК · Компьютерный класс (аудитории лекционные, для практических занятий, онлайн лабораторные) 204 МУК · Зал конференции- 208 ауд с мультимедиными оборудованиями; · Учебные аудитории (аудитории лекционные, для практических занятий) 207, 209, 212 МУК · Учебные лаборатории (для практических занятий, лабораторные работы) Ц2, Ц4, Ц5, Ц6, 214 МУК; · Казахстанский –Корейский центр, учебные лаборатории (для практических занятий, лабораторные работы)- 06. Для качественного проведения учебного процесса в лабораториях имеются оборудование и приборы, отвечающие требованиям в подготовке специалистов по аккредитуемой образовательной программе. На каждый вид оборудования и приборов в лабораториях имеются технические инструкции. Учебная площадь, отведённая для осуществления учебного процесса по специальности, полностью соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормативным показателям, установленным ГОСО РК 5.03.009-2006 – «Система образования Республики Казахстан. Учебно-материальные активы высших учебных заведений. Основные положения». Полезная учебная площадь в расчете на одного обучающегося приведенного контингента с учетом двухсменности занятий составляет не менее 6 м2. В целях укрепления материально-технической базы для качественного проведения занятий и выполнения научных исследований постоянно дополнительно приобретаются новые оборудования и приборы. Оснащенность оборудованием представлена в таблице 6.3. Таблица 6.3 Форма сведений о материально-техническом обеспечении образовательного процесса Фактический адрес здания (строения) с указанием площади | Учебные лаборатории (кв. м.) | Перечень учебно-лабораторного оборудования с указанием вида, количества, даты выпуска | Компьютерные классы (кв. м.) с указанием общего количества компьютеров | 3-х эт. Учебный корпус, МУК. Малый учебный корпус (кирпичный), ул. Сатпаева, 22 1930,2 м2 | Ц2 -Отопление, вентиляция и газоснабжения (33,6 м2 ) | Заполнение установки Для подготовки установки и в частности циркуляционного насоса к работе их необходимо заполнить жидкостью. Для этого нужно: 1.Убедиться что выключатели К,К1,К2 в коммуникационном шкафу находятся в выключенном положении. 2.Закрыть краны 1 и 18, краны на емкости WT. Отсоединить емкость от установки, открутив подходящие к ней шланги. 3. Затем заполнить емкость WT рабочей жидкостью, подсоединить ее к установке при помощи шлангов. | компьютерный класс ауд.204 (33,5 м2) Моноблок LENOVO -13 шт, 2014 г.в. Интерактивная доска» ауд 208 1 шт, | 3-х эт. Учебный корпус, МУК. Малый учебный корпус (кирпичный), ул. Сатпаева, 22 1930,2 м2 | Ц4 Насосы и Вентиляторы (18,0 м2 ) | Центробежные насосы типа WILO (3шт) пластиковые трубопроводы с задвижками электронные датчики давления и вакуума электронный расходомер и счетчик оборота насоса коммуникационный шкаф с элементами управления персональный компьютер и емкости для воды. | компьютерный класс ауд.204 (33,5 м2) Моноблок LENOVO -13 шт, 2014 г.в. Интерактивная доска» ауд 208 1 шт, | 3-х эт. Учебный корпус, МУК. Малый учебный корпус (кирпичный), ул. Сатпаева, 22 1930,2 м2 | Ц5Водоснабжение и канализация (55,3 м2 ) | Работа фильтра при двух режимах фильтрования – нисходящем потоке сырой воды; влияние качества сырой воды , режимов фильтрования на определять грязеемкость загрузки; влияние параметров регенерации на качество отмывки загрузки по ее высоте. | компьютерный класс ауд.204 (33,5 м2) Моноблок LENOVO -13 шт, 2014 г.в. Интерактивная доска» ауд 208 1 шт, | 3-х эт. Учебный корпус, МУК. Малый учебный корпус (кирпичный), ул. Сатпаева, 22 1930,2 м2 | Ц6 Теплогенерующие установки (33,2 м2 ) | Экспериментальное изучение процесса теплопередачи на модели теплообменника «труба в трубе». Измерение параметров горячего и холодного потоков (расходы, температуры). Определение характера изменения температур холодного и горячего потоков по длине аппарата. | компьютерный класс ауд.204 (33,5 м2) Моноблок LENOVO -13 шт, 2014 г.в. Интерактивная доска» ауд 208 1 шт, | 3-х эт. Учебный корпус, МУК. Малый учебный корпус (кирпичный), ул. Сатпаева, 22 1930,2 м2 | Химия воды и микробиология (33,5 м2 ) | Определение физических показателей качества воды. Определение кислотности и щелочности природных вод. Определение жесткости воды. Определение Сaхх и Mgхх. Определение стабильности воды по отношению к бетону. Определение компонентов группы азота в воде. | компьютерный класс ауд.204 (33,5 м2) Моноблок LENOVO -13 шт, 2014 г.в. Интерактивная доска» ауд 208 1 шт, | 3-х эт. Учебный корпус, МУК. Малый учебный корпус (кирпичный), ул. Сатпаева, 22 1930,2 м2 | 06 ККЦ Гидроэнергетика и гидросиловые установки (72,3 м2 ) | гидротурбина,гидроциклон и гидрогенератор; пластиковые трубопроводы с задвижкам электронные датчики давления и вакуума электронный расходомер и счетчик оборота насоса коммуникационный шкаф с элементами управления персональный компьютер и емкость для воды | компьютерный класс ауд.204 (33,5 м2) Моноблок LENOVO -13 шт, 2014 г.в. Интерактивная доска» ауд 208 1 шт, | Университет обладает развитой информационно-технологической инфраструктурой, состоящей из: высокопроизводительного вычислительного кластера мощностью в 80 Тфл, предназначенного для решения научных задач, 17-ти серверного оборудования на базе Windows и UNIX-систем, поддерживающего стабильную работу бизнес-процессов вуза, мощного компьютерного парка (рис.6.4), имеющего в составе свыше 4 тыс. рабочих станций и современных технических средств обучения. В университете функционируют 105 компьютерных класса, 136 мультимедийных и 6 лингафонных кабинетов, 10 мобильных мультимедийных комплектов.  Рисунок 6.4 - Компьютерный парк Компьютерные классы разделяются на универсальные классы общего назначения и специализированные классы по отраслям подготовки специалистов, а также авторизированные локальные классы ведущих вендоров в ИТ индустрии: Siemens, Cisco, Apple, HP, IBM, SchneiderElectric, Autodesk. Общий уровень информационных ресурсов вуза оценивается с учетом его соответствия миссии, стратегическим целям и задачам образовательных программ вуза. Задачи научной библиотеки основаны на миссии университета и заключаются в накоплении, создании, хранении и организации собственных информационных ресурсов, соответствующих требованиям учебного процесса и научно-исследовательской работы в университете, обеспечении информационных потребностей студентов, преподавателей и сотрудников университета в соответствии с принципами доступности, оперативности, информативности и комфортности. Фонд Научной библиотеки НАО КазНИТУ формируется новой учебной, учебно-методической, научной литературой, по блокам учебных дисциплин и образовательных программ: общеобразовательные, базовые, профилирующие в разрезе языков обучения последних лет издания и ориентирован на приобретение электронных ресурсов, в том числе, зарубежных баз данных, где представлены статьи из мировых научных журналов. Библиотека обеспечивает каждого обучающего основной учебной, научной и учебно-методической литературой, необходимой для организации образовательного процесса, в соответствии с требованиями ГОСО РК. Все студенты Университета получают комплекты учебников, соответствующих учебным планам, и имеют доступ ко всем информационным ресурсам, в том числе электронным. Общий фонд по отношению к приведенному контингенту на одного обучающегося на полный цикл обучения составляет 160,1 единиц, на казахском языке – 140,1 что соответствует стандарту ГОСО РК 5.03.010-2006 П.5 (5.3 Требования к формированию информационных ресурсов и библиотечного фонда). Фонд библиотеки Университета на 01.01.2016г. составляет 2060157 экземпляров, из них фонд учебной и учебно-методической литературы – 1304757 экземпляров, из них на казахском языке - 465169 экземпляров, на английском языке – 48186 экземпляров, на русском языке – 791402 экземпляров. Наблюдается ежегодное увеличение книжного фонда, коллекции учебной и научной литературы пополняются новыми изданиями на русском, казахском и английском языках. Степень новизны по циклу общеобразовательных дисциплин составляет –37,2 %, а на казахском языке – 28%. Фонд дополнительной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания. Из них: фонд научной литературы – 34,5%, справочно-библиографической литературы – 0,84%, фонд периодики –12%, художественной литературы – 2.05%. В фонд библиотеки за 2015г. поступило 8001экз. методической литературы. Общее количество изданий издательства КазНИТУ составляет -505943 экз. Средства, выделяемые на пополнение библиотечного фонда, увеличиваются с каждым годом. Таблица 6.4 Доля ежегодных расходов на пополнение библиотечного фонда Nп/п | Наименование показателя | 2012-2013 уч.г. | 2013-2014 уч.г. | 2014-2015 уч.г | 2015-2016уч.г | | Средства, выделяемые на приобретение учебной литературы | 45462613.17 | 48406511.86 | 18480364.28 | 52297747.10 | | Средства выделяемые на приобретение учебно-методической литературы | 4348644.05 | 1068142.76 | 306870.00 | | | Средства выделяемые на приобретение научной литературы | 14402344.30 | 24737327.31 | 6230821.42 | | | Средства выделяемые на приобретение периодических изданий | | 34695558.48 | 12019724.00 | 23641492.24 | Основное финансирование приходится на приобретение учебной литературы. Библиотека ежегодно выписывает периодику по профилю университета. Список подписных изданий формируется на основании заявок кафедр. Подписка на периодические издания на I полугодие 2016 год составила 42 названия, журналов -376 названия. Приобретение учебной, научной литературы в библиотеку КазНИТУ происходит на основе заявок кафедр. Библиотека оповещает преподавателей и руководителей кафедр о новых вышедших изданиях через сайт библиотеки, где в разделе «Комплектование» представлены прайс листы издательств. Основными источниками комплектования являются издательства: -Бастау, Нур-Принт, Экономика, Фолиант, Издательства КаНУ, Академия-Медиа, Издательства КазНИТУ имени К.И. Сатпаева Книготорговые организации: -ТОО ЦентрЛитНефтегГаз, ИП Бисембинов, ИП Кантарбаев, ИП Зиядан , ИП Жаматова, ИП Байдекенов, ИП ИнтерПресс Научная библиотека предоставляет своим пользователям доступ к следующим ресурсам: Информационной системе «Параграф» в которой содержатся 561 953 юридических документов, из них на казахском (76257 назв.) и (484 957 назв.) русском языках, а также доступ к БД «Эталон» - 12 450 нормативных документов; доступ к ведущим БД: «ThomsonReuters», SpringerLink, предоставленных АО «НЦНТИ» по Национальной подписке, а также к открытым ресурсам Polpred.com, Казахстанской Виртуальной Научной библиотеке, Электронной библиотечной системе «Лань» (e.lanbook.com), к фондам Центральной Научной библиотеке. Особое значение для научной и научно-исследовательской деятельности университета приобретает подписка на электронные научные журналы и полнотекстовые базы данных, в т.ч. зарубежные. С 2016 года библиотека имеет доступ к пакету БД EBSCO. В разделе «Библиотека» на сайте www.kazntu.kz. читатели имеют доступ к Электронной библиотеке. Через Электронную библиотеку университета организован доступ к полнотекстовым статьям и публикациям ППС и ученых вуза. На 01.01.2016 на сайте ЭБ размещено 14270 электронных документов. Электронную библиотеку за 2015 год посетили 61436 пользователей. В Научной библиотеке ежегодно обслуживается 11588читателей: из них: докторантов - 166, магистрантов – 428, преподавателей – 1372, студентов –9505. Общее количество посещений в годсоставляет – 372132. Ежегодно выдается более 664902 экземпляров учебников, учебно-методической литературы, периодических и справочных изданий. Количество посадочных мест в читальных залах – 1650. Читатели библиотеки обслуживаются дифференцированно на 8 абонементах и 10 читальных залах, в том числе, электронный читальный на 75 пользовательских мест., зал диссертаций. Ежегодно, в начале нового учебного года проводятся библиотечно-библиографические занятия для студентов, где они могут получить основные сведения о работе научной библиотеки, информацию об имеющихся электронных ресурсах и справочном аппарате библиотеки. В библиотеке действует АИБС РАБИС. Автоматизированы основные технологические процессы: комплектование, научная и техническая обработка изданий, библиография. Обслуживание читателей ведется по единому читательскому билету в автоматизированном режиме на основе технологии штрихового кодирования. По профилю образовательных программ библиотека имеет электронный каталог, в котором насчитывается более 129776 библиографических записей. Осуществляется работа по сканированию и оцифровке фондов с целью сохранения традиционных изданий и создания электронных коллекций, наиболее востребованных читателями, малоэкземплярных учебных изданий, а также ценной части фонда. Библиотека располагается на площади – 13441,1 кв.м. из них: площадь книгохранения составляет 1492,6 кв.м., площадь абонементов – 665,4 кв.м., площадь читальных залов – 11 776,5 кв.м. Структуру библиотеки составляют: Администрация (директор и зам.директора) и 7 отделов: 1. Отдел комплектования; 2. Отдел каталогизации; 3. Информационно-методический отдел; 4. Отдел обслуживания литературой на казахском и иностранном языках; 5. Отдел обслуживания литературой на русском языке; 6. Отдел книгохранения; 7. Отдел новых технологий НБ принимает участие в республиканских библиотечных семинарах и конференциях, обменивается профессиональным опытом с коллегами в области внедрения автоматизации и новых информационных технологий. В стенах библиотеки проводятся деловые встречи, презентации с представителями ведущих библиотек Казахстана, информационных центров, учреждений образования и культуры. Таблица 6.5 Наличие ЭУМКД специальностей, по которым идетобразовательный процесс в ИДО(http://lms.kazntu.kz) № | Институты | Специальностей | Количество дисциплин | | Институт архитектуры и строительства имени Т.Басенова (ИАиС) | | | | Итого: | | | В 2015 году в была запущена университетская система «Антиплагиат КазНИТУ». Все выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации в обязательном порядке прошли проверку на уникальность в данной системе. Предварительная коллекция документов была сформирована из студенческих работ выпуска прошлых лет и составляла 964 единиц. Проверка осуществлялась выпускниками самостоятельно через веб-интерфейс системы. Рекомендуемое пороговое значение уникальности составляло 75% уникального текста от общего объема работы. Всего в системе «Антиплагиат КазНТУ» свои работы проверили 94,4% от общего числа выпускающихся бакалавров (2903 чел.) по всем направлениям подготовки. Из них пороговый процент уникальности текста прошли 88,7% работ. Картина по институтам приведена на рис. 6.5  Рисунок 6.5 Сведения о проверке работ бакалавров на плагиат Из 584 магистерских работ всего проверено - 527, что составляет 90,2% от общего количества. Из них пороговый процент уникальности текста прошли 96% работ. Раскладка по институтам приведена на рис.6. 6  Рисунок 6.6 Сведения о проверке работ магистрантов на плагиат От общего числа выпускников ИДО свои работы проверили 77,6% студентов, из них пороговый процент уникальности текста прошли 87% (рис. 6.7). По результатам проверки формируется справка, с указанием процента заимствованного текста и источников заимствования. Данная справка доступна через личный кабинет научного руководителя. В КазНИТУ зарегистрировано 15022 пользователя, имеющих свободный доступ к информационным ресурсам. Из них: Студенты – 11851, Учебно-вспомогательный персонал – 959, Административно-управленческий персонал – 148, Преподаватели – 1385, Доктора наук и другие научные работники – 696. Так же зарегистрировано 13384 адресов корпоративной электронной почты. Из них: в домене ntu.kz – 214, в домене kazntu.kz – 13170.  Рисунок 6.7 Сведения о проверке работ выпускников ИДО на плагиат Все компьютеры в университете подключены к локальной вычислительной сети и имеют доступ в сеть Интернет. Пропускная способность канала выхода в Интернет составляет 200Мб/с.  Рисунок 6.8 - Пропускная способность канала интернет Кампусные сети, построенные в общежитиях, обеспечивают доступ к корпоративной сети и сети Интернет непосредственно из жилых комнат и компьютерных классов, оборудованных в общежитиях. В учебных корпусах и общежитиях университета созданы Wi-Fi зоны, обеспечивающие доступ к корпоративной сети и сети Интернет. Зона беспроводного сегмента сети Интернет охватывает 75% от всей территории университета (рис.6.9).  Рисунок 6.9 - Зона доступа WiFi сети В плане развития КазНИТУ предусмотрены мероприятия по 100 % охвату все территории университета в 2017 г. |