Ложные показания, их причины, проявления и профилактика Одной из форм противодействия расследования являются ложные показания. Отечественный психолог Г.Г. Шиханцов рассматривает мотивы ложных показаний обвиняемых, подозреваемых, их родственников[20]: · Боязнь мести со стороны подозреваемого, обвиняемого, их родственников и знакомых; · Опасение испортить отношения с другими лицами, проходящими по делу; · Желание выгородить или смягчить вину подозреваемого (обвиняемого) в силу родственных, семейных, дружеских побуждений, либо корыстных соображений, а также усугубить противоположное намерение усугубить вину указанных лиц из мести, ревности и т.д. · Нежелание в дальнейшем выступать в качестве свидетеля, опознающего или участника другого следственного действия, быть вызванным в суд и т.п.; · Стремление скрыть свои собственные неблаговидные поступки, аморальное поведение и т.д. Напомним механизм лжи, раскрытый П.П. Тыщенко: «Лгущий всегда рискует проговориться (неосторожное слово, непроизвольно вырвавшееся замечание); в его сознании параллельно существуют действительно произошедшее и другое вымышленное. Действительное событие, которое он хочет скрыть, приходится изгонять из памяти, а запоминать то, которое продумано. При этом более бледное ложное представление тормозится более ярким конкурирующим истинным образом…[21]. Вероятность проговорок, оговорок, проявления соответствующей жестикуляции, поз и др. возрастает из-за конкуренции между правдой и ложью. Правда, окрашенная ярко и эмоционально скрывается человеком, пытается перейти в латентное состояние, т.е. в подсознание, которое не может быть скрыто и дает о себе знать. Признаки вербального и невербального поведения лгущего допрашиваемого были рассмотрены в лекции по теме №2. Поэтому остановимся более подробно на рекомендациях, использование которых направлено на выявление лжи и профилактики лживых показаний. Поскольку движения глаз допрашиваемого происходят достаточно быстро, при проведении опроса, допроса юридический психолог И.И. Аминов рекомендует: - воспользоваться видеокамерой для последующего детального анализа этого информативного признака, обращая главное внимание на первую реакцию («скачок») глаз при воспоминании конкретного события; - задаваемые вопросы логически вплетать в контекст беседы, иначе они могут вызвать настороженность или создать странное впечатление у допрашиваемого; - придавать значение дополнительным признакам – изменению поз, микродвижениям рук, напряжению лицевых мышц и пр., хотя они и не столь однозначны; - перед применением этого метода потренироваться или пройти специально организованные семинары[22]. Тактическая цель в отношении допрашиваемого может быть достигнута при помощи «системы психологически выверенных приемов и методов, которые оказываются в числе наиболее действенных…»[23]. Поэтому не вполне точным является термин «тактический прием», используемый как в учебной и методической литературе, так и в практической деятельности при допросе и иных следственных действиях. Заложенный в этом термине глубокий психологический смысл является оправданным основанием называть его «тактико-психологическим» приемом. В дальнейшем под тактико-психологическим приемомбудем понимать не противоречащий закону и нравственным принципам, научно обоснованный и практически подтвержденный способ воздействия сотрудника на допрашиваемого, применяемый с учетом психологических особенностей допрашиваемого для получения полных и правдивых показаний по делу. Ученые-психологи и криминалисты А.Н. Васильев, В.Л. Васильев, В.Н. Волков, Ф.В. Глазырин, А.В. Дулов, М.И. Еникеев, А.А. Закатов, Л.М. Карнеева, В.П. Лавров, И.М. Лузгин, Г.М. Миньковский, Л.И. Полтавцева, И.Б. Пономарев, А.Р. Ратинов, Н.П. Хайдуков и др. внесли вклад в разработку тактических и психологических приемов, направленных как на предупреждение лжи, так и на изобличение во лжи и склонение к раскаянию. Так, для предупреждения лжи рекомендуется использовать следующие тактико-психологические приемы[24]: 1) выяснить личностные особенности допрашиваемого, степень подверженности отрицательному влиянию со стороны отдельных лиц или группы лиц; 2) добыть доказательства и факты, изобличающие допрашиваемого в совершении преступления; 3) определить порядок следственных действий, допросов подозреваемых, обвиняемых, эпизодов; 4) начинать с наиболее доказанного материала дела, с допросов наиболее откровенных и правдивых лиц; 5) разъяснить смягчающие обстоятельства; 6) впервые совершившему преступление разъяснить последствия деятельного раскаяния; 7) убеждать в даче правдивых показаний, демонстрируя осведомленность сотрудника о личности и подчеркивая его положительные качества; 8) показать социальную опасность деяния; 9) доказать несостоятельность, бесполезность дачи ложных показаний, указав на важность и значение правдивых показаний; 10) акцентировать внимание на первых ложных сведениях, сообщенных допрашиваемым с целью предупреждения последующих. В научной, учебной юридико-психологической и криминалистической литературе, а также арсенале следственной практики имеются различные приемы изобличения во лжи: 1. Убеждение (обращение к здравому смыслу, побуждение к раскаянию путем разъяснения как вредных последствий запирательства и лжи, так и благоприятных последствий признания вины и активного содействия расследованию совершенного преступления)[25]; 2. Использование положительных качеств личности (каждому приятно самоуважение, потребность в одобрении его порядочности, авторитета в коллективе). Вызываемые у гражданина положительные эмоции, стимулируют его к тому, чтобы подражать и соответствовать созданному образу, занять соответствующую позицию. 3. Пресечение лжи для того, чтобы не давать возможность подозреваемому «развертывать» ложь, когда у следователя имеется достоверная информации по поводу обстоятельств, выясненных во время допроса. Ложь пресекается путем предъявления имеющихся доказательств. Следователь должен предъявить доказательства так, чтобы «…показать обвиняемому безысходность его положения», чтобы «…обвиняемый понял бесполезность дачи ложных показаний»[26]. 4. Выжидание используется к лицам, у которых наблюдается борьба мотивов (дать показания, сознаться в вине или солгать). Учитывая колебания, следователь сообщает определенные сведения, умышленно «закладывает» в сознание такую информацию, которая должна обеспечить победу позитивных мотивов. 5. Допущение легенды – вступление в игру, способствует выуживанию деталей, конкретики, подробностей, и как можно обстоятельней зафиксировать этот рассказ в протокол. А затем следователь предъявляет весомые доказательства, опровергающие легенду. 6. Внезапность заключается в неожиданном для допрашиваемого проведения после допроса того или иного следственного действия (очную ставку с лицом, которого, как казалось обвиняемому, нет в живых). 7. Последовательность сводится к детальному представлению доказательств, чтобы дать обвиняемому «прочувствовать» всю силу отдельного доказательства и всего их комплекса. При этом в следственной практике используются: - раздельное предъявление имеющихся доказательств; - одновременное предъявление доказательств; - внезапное предъявление; - предъявление по нарастающей: - невзначай; - предоставление изучить самому доказательства и оценить степень его убедительности; - фиксировать внимание на отдельных признаках доказательства; - применение технических средств (с демонстрацией видео и др.). 8.Задавать уточняющие и детализирующие вопросы, предложить допрашиваемому описать событие в пяти категориях (узловых моментах), если соучастник неконкретно излагает известные ему факты («Мы сидели», «Все пошли, и я пошел», «Кто-то предложил», «Как-то получилось» и т.п.). Целесообразно использовать следующую последовательность вопросов: 1) участники (Кто (совершал, был на месте, видел происшествие; состав группы, степень и продолжительность знакомства)? Когда образовалась группа?; 2) взаимодействие (Как общались, договаривались, готовились к правонарушению или преступлению? Какие были разговоры? От кого поступали указания? Были ли споры, несогласия?) и эмоциональные реакции (Что говорили, совершая правонарушение преступление? Какие эмоции проявляли отдельные соучастники?); 3) место (Где происшествие произошло, совершалось преступление)?; 4) действия (Что делал каждый соучастник в процессе совершения правонарушения или преступления? Как были распределены роли, функции? Если менялись участники, то почему это происходило?); 5) последствия (Чем закончилось событие или действие? Как группа распорядилась похищенным и средствами от его реализации? Кто, кроме лиц, участвующих в преступлениях, осведомлен о преступной деятельности группы?)[27]. Задавая вопросы, основываться на ассоциациях последовательности, сходства, контраста, круг интересов и дел допрашиваемого (связанные с началом или окончанием рабочего дня, посещением кино, проведением досуга и пр.). При формулировке вопросов учитывать тип памяти (визуальный, аудиальный, кинестетический) допрашиваемого, ориентируясь на слова и глаголы, которые использует гражданин в своей речи. Психологический смысл таких вопросов очевиден: вызываемые в памяти допрашиваемого ассоциации с тем, где он был, что слышал, видел, делал и пр. позволяют быстрее и точнее вспомнить забытые сведения. 9. Использовать детализирующие, а затем и сопоставляющие вопросы о характере и последовательности действий, способах подготовки, совершения и сокрытия преступления. Полученные показания вместе анализировать и сопоставлять с другими материалами дела сразу же в ходе допроса и обращать внимание допрашиваемого на возникшее противоречие. Такая совместная аналитическая деятельность, рассчитанная на проявление интеллектуальных способностей допрашиваемого лица должна привести к выводу о необходимости дачи правдивых показаний. 10. Форсированный/замедленный темп допроса: следователь, инициативно, опережая мысли» противника, заранее подготовленными ходами, не дает возможности тщательно обдумывать ответы допрашиваемому. 11. Использование слабых мест (склонность к меланхолии, вспыльчивость, тщеславие), В запальчивости и гневе допрашиваемый расскажет то, что не высказал бы в обычном состоянии (выдает своих соучастников). Следственная этика запрещает при этом обращаться к низменным качествам допрашиваемого (жадности, стяжательству и др.). Таким образом, перечисленные рекомендации и приемы имеют глубокий психологический смысл и не могут быть универсальными. Выбор и применение тактико-психологических приемов допроса для профилактики и преодоления лжи во многом определяется индивидуальными особенностями допрашиваемого лица и занимаемой позицией, самим допросом, а также спецификой выясняемых обстоятельств. 4. Психологические особенности иных следственных действий 4.1. Психологические особенности проведения очной ставки Очная ставка проводится следователем между лицами, в показаниях которых имеются существенные противоречия (ст. 162 УПК РФ). Профессор В.Л. Васильев выделил 2 группы факторов, которые влияют на результаты очной ставки[28]: 1) Факторы, определяющие причины возникновения противоречий в показаниях с учетом их социально-психологических характеристик: - заведомо ложные показания одного или обоих участников (следователю и сотруднику органов внутренних дел необходимо знать мотивы лжи: стремление избежать уголовной ответственности, смягчить наказание, нежелание выдавать соучастников, родственные чувства, боязнь мести, подкуп, стыд, ложно понятое чувство товарищества и т.п.); - заблуждение одного или группы лиц (цель следователя и сотрудника: ликвидировать это заблуждение, не усугублять его); - преступный опыт допрашиваемого (следователю и сотруднику необходимо познакомиться со старыми уголовными делами для установления причины противоречий); - неприязненные отношения между участниками, затянувшийся конфликт (необходимо изучить конфликт и его причины); - ролевые позиции, связанные со статусом: водитель и инспектор ДПС ГИБДД, начальник и подчиненный, лидер и ведомый в преступной группе, материальная, профессиональная или моральная зависимость одного лица от другого и т.п. Сотруднику органов внутренних дел необходимо изучить психологические особенности и социально-психологические аспекты взаимоотношений допрашиваемых лиц (властность/подчиненность, агрессивность/доброта, склонность к лидерству/уступкам; близкое социальное окружение, характер отношений со вторым участником очной ставки и т.д.). Кроме того, необходимо психологически подготовить более слабых лиц, по возможности разрешить ряд указанных зависимостей; - различный темперамент и состояния допрашиваемых лиц, а значит, по-разному и разная воспринятая и зафиксированная в памяти информация. 2) Факторы, обусловленные действиями самого следователя как организатора очной ставки: - выбор времени (можно поспешить и можно безнадежно опоздать. В случаях, когда следователя торопит подследственное лицо, рекомендуется отложить очную ставку и наоборот); - уровень технической и психологической подготовки к очной ставке. Все материалы, необходимые для проведения очной ставки должны быть под рукой (фотографии, документы, выдержки протоколов, вещественные доказательства и т.п.). Лучше, если очная ставка будет записана на магнитофон, диктофон или видео, это гарантирует сохранность большей части информации. В случае невозможности сделать технические записи, рекомендуется поручить протоколирование другому лицу[29]. - состояние следователя, несмотря на острый, иногда конфликтный характер, должно им контролироваться. Уравновешенному состоянию способствует полная уверенность в торжестве правды над ложью. Устранение противоречий на очной ставке достигается: 1) планированием очной ставки (прогнозированием возможных позиций участников и различных вариантов поведения в зависимости от этих позиций); 2) выбором времени проведения очной ставки; 3) обеспечением аудио- или видеотехникой; 4) заранее предусмотренным максимальным и минимальным количеством эпизодов, которые будут рассмотрены на очной ставке, подготовкой того, на что нужно обратить внимание; 5) поддержкой тех, кто говорит правду, укрепление их волевых качеств, активизация убедительности, усилением его позицию и уверенности в себе, разъяснением необходимости проведения очной ставки; 6) порядком постановки вопросов. Первыми задаются вопросы, как правило, ведомым, подчиненным, говорящим правду. Тем самым исключается хотя бы частично возможность психологического воздействия со стороны лиц с противоположными позициями; 7) подготовкой дополнительных вопросов, их формулировкой, вопросов участниками очной ставки друг другу, предъявлением им дополнительных материалов и т.д.; 8) посадкой допрашиваемых лиц, которая должна подчиняться следующим правилам: ближе к следователю должны быть лица, говорящие неправду, лидеры в группе, сильные личности. На более дальнем расстоянии – говорящие правду, ведомые, слабые личности. Так создается комфортное состояние у последних лиц: исключается визуальный контакт, психологическое давление со спины. Кроме того, с близкого расстояния легче наблюдать и контролировать действия и речь первой категории допрашиваемых лиц; 9) исключением или нейтрализацией возможного психологического воздействия (запугиваний, угроз и т.п.) участниками очной ставки; 10) осуществлением контроля за возможным обменом информации, пресечение попытки обмена и давления. При проведении очной ставки имеется риск, который заключается в том, что преступники могут использовать это следственное действие или для усугубления противоречий или для большего запутывания ходе следствия. Это риск может быть уменьшен благодаря всесторонней подготовке сотрудника к очной ставке. В случае острой конфликтной очной ставки ее участники, прежде чем говорить «нет» или «да», нередко для себя должны сделать выбор, с кем они вместе и за что они борются. Поэтому сотрудник должен способствовать тому, чтобы это был социально правильный выбор, означающий торжество справедливости. Таким образом, сложность проведения очной ставки обусловлено интересами допрашиваемых и следователя, которые сталкиваются на очной ставке. Для повышения эффективности проведения очной ставки необходима тщательная подготовка и консолидация усилий следователя, сотрудников органов внутренних дел (как участкового уполномоченного, так и оперуполномоченного) и допрашиваемых лиц, которые дают правдивые показания. Не менее важно использование рассмотренных психологических рекомендаций, которые теоретически и практически направлены на обеспечение повышения эффективности этого следственного действия. 4.2. Психологические особенности проведения обыска Обыск как следственное действие, сводится к поиску и обнаружению объектов, имеющих для расследуемого лица социальную ценность. Психологическая сложность обыска объясняется следующими причинами: 1) принуждение по отношению к обыскиваемому и конфликтный характер обыска объясняется противоположным целям: сотрудники отыскивают сокрытые объекты, обвиняемые – скрывают их. 2) поисковый и проблемный характер обыска сводится к тому, что следователь располагает обычно весьма ограниченными, неполными данными об объектах, подлежащих изъятию, местах их нахождения. Успех обыска во многом зависит от: · качества подготовки к его проведению; · квалификации сотрудников, которые участвуют в обыске; · целенаправленного наблюдения за поведением обыскиваемого; · правильного анализа обстановки на месте; · личных качеств следователя. При проведении обыска следователь должен ответить на вопросы, подобные тем, которые разрешаются при осмотре места происшествия: что и где следует искать, кто будет обыскивать и когда наиболее удобно начать обыск, сколько времени потребуется на обыск, какие технические средства понадобятся, кто будет выступать в качестве понятых и др. Психологию обыска можно разделить на психологию сокрытия и психологию обнаружения. Психология сокрытия характеризуется следующими особенностями: - расчет на утомление и автоматизм (документы и деньги кладут в книги, находящиеся в середине или конце книжной полки. Расчет такой: начнут с обыска краев полки, а до середины не дойдут); - расчет на брезгливость (закапывают в навоз, скрывают в туалете, мусорных отходах и т.п.). Так, при расследовании уголовного дела, связанного с наркотиками, следственная группа с кинологом безуспешно в течение всего рабочего дня пыталась найти место, где прячут это зелье. Лишь только благодаря бдительности и активности последнего сотрудника, который остался наблюдать за этим домом цыган удалось найти наркотики следующим образом. Вышедший из дома «клиент» был задержан и при опросе рассказал о том, что тайник находился в туалете, расположенном на улице. - расчет на тактичность и других благородных чувств о стороны следователя (прячут в кровати больных, детей, могилах и т.д.). - расчет на «невидимости очевидного» или небрежность сокрытия (оставление его на виду, использование в виде подставки, вписывая в интерьер помещения и т.п.); - отвлечение внимания изготовлением тайников-двойников (при обнаружении пустого тайника другие тайники осматриваться не будут); - провокационные действия со стороны обыскиваемых лиц, чтобы отвлечь внимание, сорвать обыск, замаскировать или закрыть допуск к каким-либо участкам помещения и т.п. Психология обнаружения сводится к учету перечисленных особенностей, психологических особенностей обыскиваемых лиц, а также психологических закономерностей. 1) Перед проведением обыска целесообразно собрать необходимую информацию о расположении комнат в квартире, жилых и пр. построек. Кроме того, необходимо изучить психологические особенности сокрываемого лица (лиц), а также образование, профессиональные способности, предпочтения, хобби. Т.к. именно эта предварительная информация поможет прогнозировать место сокрытия (мужчины могут зарыть, спрятать в гараже, женщины – в банки на кухне, в вещах в шкафу; каменщик сделает тайник и т.п.). 2) Основная психологическая закономерность, проявляющаяся в поведении обыскиваемых лиц сводится к логической цепочке: а) прогнозированию (одной из закономерностей мышления) своего будущего в зависимости от результатов обыска; б) это обстоятельство вызывает сильное эмоциональное возбуждение; в) при приближении к месту сокрытия поведение обыскиваемого изменяется по причине возбуждения в головном мозгу очагов, связанных с событием преступления и его последствиями. Поэтому человек начинает потеть, у него изменяется цвет кожи, появляются непроизвольные движения, голосовые реакции и т.п. Поэтому в качестве рекомендаций, направленными на яркое проявление этой закономерности и быстрейшему завершению обыска могут выступить: - прежде чем приступать к обыску необходимо предупредить о том, что ждет обыскиваемое лицо в случае обнаружения сокрытого. Не лучше ли отдать добровольно это? Расчет в данном случае идет на разумное, осознанное и аргументированное воздействие (убеждение) в том, чтобы разрешить эту ситуацию мирным путем. - в случае отказа о выдаче сокрываемого следователю как организатору общения с обыскиваемым необходимо разговаривать так, чтобы вывести последнего из состояния душевного равновесия, создать ситуацию напряженности. Тем самым запускается в ходе данная закономерность. 3) «Словесная разведка» - прием, рассчитанный на то, что в ходе общения речь и невербалика, а также тембр голоса выдадут состояние человека. Рекомендуется спрашивать о расположении комнат, назначении тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей и т.п. Дополнительную психологическую словесную нагрузку выдержит не всякий, поэтому велика при этом роль наблюдателя (следователя или другого человека) за физиологическими реакциями обыскиваемого. 4) В случае указанных провокаций необходимо подумать о том, ради чего это делается и настаивать на том, чтобы продолжить обыскивать после непродолжительного перерыва, открытия соответствующих помещений и т.п. 5) Перерывы в работе снимают усталость (через 1-1,5 часа на 10-15 минут). 6) Хорошее освещение и наблюдательность участков более/менее пыльных и темных/светлых. 7) Использование помощи со стороны более «слабых» лиц (детей, пожилых). Таким образом, для проведения обыска от следователя и сотрудников органов внутренних дел требуется проявление определенных психологических знаний, но и коммуникативных и организаторских способностей, а также проявление высоко развитых профессионально-значимых качеств (наблюдательности, целеустремленности, бдительности, способности к саморегуляции и пр.). 4.3. Психологически особенности предъявления для опознания Предъявление для опознания. В ходе опознания в регламентированном законом порядке (ст. 164-166 УПК) лицо, ранее допрошенное по данным фактам следователем, осознает живого человека, труп, предмет или их фотографии. За редким исключением (ст. 165 УПК), объект, интересующий следствие, должен быть предъявлен для опознания в группе с другими однородными объектами не менее трех. Процесс опознания сводится к сравнению образа объекта, хранящегося в памяти опознающего, с объектами, предъявляемыми следствием. Поэтому перед проведением опознания проводится допрос, где выясняются признаки, по которым будет производится опознание. При этом следует выделить признаки объекта, опознание или неопознание которых могут привести следователя к соответствующим выводам: существенные признаки (цвет глаз, шрам от ожога или пореза, другие особые приметы – отсутствие пальца на руке и т.п.), сочетание которых характеризует только данный объект или предмет; несущественные признаки (рост, цвет волос и др.), которые характерны для любого другого лица. Естественно, в ходе опознания люди ведут себя по-разному. Немаловажную роль на эффективность опознания оказывают субъективные и объективные факторы: · Субъективные: состояние гнева, страха; интеллектуальные качества; склонность к фантазии, лживость, невнимательность и т.п. опознающих (потерпевшего, свидетеля); · Объективные факторы (кратковременность восприятия, плохая видимость, быстрая смена отдельных эпизодов, значительное число объектов и т.п.). Данные факторы следует выяснять на этапе подготовки к опознанию, а именно при допросе с тем, чтобы все нежелательные воздействия указанных факторов были учтены следователем. Существует два типа опознания зрительного образа: симультанное (мгновенное) и сукцессивное (последовательное). В первом случае лицо опознает моментально предъявленный объект без выделения отдельных деталей (примет). Во втором случае опознание происходит на уровне логического анализа и сравнения отдельных характерных черт с чертами образа, который был воспринят и запомнен в прошлом[30]. Вряд ли можно считать правильным мнение о том, что первый механизм опознания считается более надежным, т.к. на результат опознания оказывают выше указанные субъективные и объективные факторы. Так, молодой человек, который видел четко нападавшего на него человека, обладает подвижной нервной системой, вероятнее всего опознает быстрее его. В отличие от первого, второй – пожилой, медлительный, мыслительного типа человек, который видел опознаваемое лицо с далекого расстояния или в сумерках. Таким образом, при проведении опознания следует учитывать психологические (субъективные) особенности опознающих. Неслучайно рекомендует проводить опознание с медлительными, пожилыми людьми в медленном темпе, чтобы исключить ошибки. Кроме того, нельзя забывать и о влиянии выше рассмотренных объективных факторов. Проведение рассмотренных следственных действий опирается на психологические закономерности и особенности допрашиваемых лиц, использование которых в совокупности с тактико-психологическими приемами, а также слаженное взаимодействие следователя и сотрудников органов внутренних дел влияет на повышение эффективности этих действий. Заключение Рассмотренные психологические особенности расследования преступлений указывают на сложность и многоаспектность деятельности сотрудников органов внутренних дел, ориентируют их на постоянную работу по самосовершенствованию компетенций. Эффективность проведения следственных действий во многом зависит от учета «человеческого фактора», т.к. расследование преступлений основывается на тактико-психологических приемах и методах, которые в свою очередь базируются на использовании психологических закономерностей, механизмов и свойств. Знание психологических закономерностей и особенностей в сочетании с их умелым и грамотным использованием сказывается на эффективности решения задач расследования преступлений. Очевидная связь между уровнем профессионально-психологической подготовленности сотрудников органов внутренних дел и успешностью проводимых следственных действий подтверждается практикой расследования уголовных и административных дел. Достижение каждым сотрудником органов внутренних дел развивающей цели – формирование и совершенствование профессионально-психологических навыков и компетенций, а также уверенное владение психологическими и тактическими приемами является залогом успешности в проведении следственных действий. Литература: |