МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова





МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА»

Кафедра уголовного права, криминологии и психологии

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник учебного отдела

подполковник полиции

А.Н. Подчерняев

 

«_____» _____________ 2016 г.

 

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Психология в деятельности

сотрудников органов внутренних дел»

Тема № 4

Психологические особенности предварительного расследования

 

для курсантов 3 курса по специальности 40.05.02 (031001) – Правоохранительная деятельность. Специализация – административная деятельность органов внутренних дел (узкая специализация – сотрудник подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения)

 

 

Время: 2 часа

 

ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова

План:

Введение

1. Психологическая характеристика предварительного следствия.

2. Психология осмотра места происшествия

3. Психологическая характеристика допроса.

4. Психология иных следственных действий.

Заключение

 

 

Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО: мультмедийное оборудование, дидактический материал в виде методических рекомендаций, видеосюжеты (особенности взаимоотношений сотрудников Госавтоинспекции с отдельными категориями граждан).

 

 

Лекция переработана преподавателем кафедры уголовного права, криминологии и психологии, старший лейтенант полиции А.А. Перковым на основе материалов доктора психологических наук, доцента Л.Н. Костиной.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного права, криминологии и психологии «16» марта 2016 г. Протокол № 07.

 

 

Введение

В ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» перечислены обязанности полиции: прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, … документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (Ст. 2); в соответствии с подследственностью производить дознание по уголовным делам, … выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно (Ст. 12) .

Рассматриваемые в данной лекции проблемы в рамках еще одной отрасли юридической психологии – следственной – на первый взгляд, не имеют непосредственно к специализации «правоохранительная деятельность». Но следует отметить, что элементы следственной деятельности в целом присущи разным сотрудникам органов внутренних дел, в т.ч. сотрудникам подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения.

Как отмечают ученые в области юридической психологии, профессиональная деятельность следователя является универсальной, т.е. ее специфика присутствует в деятельности практически всех сотрудников полиции. Ученые, внесшие вклад в развитие следственной психологии: В.Л. Васильев, А.В. Дулов, Ф.В. Глазырин, Г.А. Зорин, И.Б. Пономарев, А.Р. Ратинов, В.В. Романов, Г.Г. Шиханцов и др.



Напомним, что психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел изучает психологические закономерности, механизмы и особенности системы «человек-право» и разрабатывает рекомендации, направленные на совершенствование этой системы и практической деятельности сотрудников.

Поэтому речь в данной теме пойдет о закономерностях следственной деятельности, знание которых обеспечивает эффективность деятельности, а также становится основой для совершенствования компетенции сотрудника: 1) способность применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам; технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений; 2) способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния; 3) способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения; 4) способность применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы.

 

1. Психологическая характеристика следственной деятельности

 

По мнению юридических психологов В.В. Романова, В.Н. Волкова, Г.Г. Шиханцова, И.Б. Лебедева и др. деятельность следователя характеризуется рядом психологических особенностей, знание которых позволяет справиться с рядом проблем и более эффективно проводить расследование[1].

1. Государственный и политический характер следственной деятельности, сохранение служебной тайны.

2. Наличие властных полномочий.

3. Отсутствие полной мысленной модели преступления и трудности в сборе и оценке информации.

4. Неупорядоченность поступления информации в ходе расследования.

5. Нормативно выраженный характер деятельности следователя, его правовая регламентация.

6. Трудность и разнообразие задач, требующих определенных знаний в различных областях знаний (медицины, педагогики, бухгалтерии, транспорта и т.д.), а также творческий характер деятельности.

7. Общение носит конфликтный характер и сопровождается эмоциональной напряженностью.

8. Воспитательный характер следственной деятельности.

9. Экстремальность условий, дефицит времени, в которых проходит расследование преступлений; повышенная ответственность за принимаемые действия.

Каждое из перечисленных особенностей имеет ряд преимуществ и недостатков. Так, например, нормативно выраженный характер деятельности следователя ведет к четкости и последовательности следственных действий. Тем не менее, каждое уголовное дело имеет ряд нюансов, где четкая регламентация может помешать ходу расследования преступления. Трудность в решении задач, с одной стороны, тренирует мыслительные способности, с другой стороны – способствует развитию стереотипности, стандартности мышления. Этот ряд преимуществ и недостатков можно продолжить (сделать это самостоятельно). Такой предварительный анализ профессиональной деятельности следователя позволяет сделать вывод о том, что только умелое использование достоинств и преимуществ перечисленных психологических особенностей приводит сотрудника к эффективной деятельности, развивает профессиональные важные качества и компетенции.

 

2. Психология осмотра места происшествия

 

Осмотр места происшествия, как правило, является первоначальным следственным действием. Комплексный характер вопросов, который ставят перед собой и пытаются решить руководитель или сотрудники оперативно-следственной группы:

- Что произошло: преступление, несчастный случай, инсценировка?

- Кто мог совершить и каковые его мотивы?

- В какое время, и при каких обстоятельствах это произошло?

Основным содержанием осмотра места происшествия является устранение дефицита информации о происшествии, совершенном преступлении путем непосредственного восприятия и фиксации изменений материальной обстановки на месте события.

Для успешного осмотра места происшествия рекомендуется решать следующие задачи:

А. Собрать всю информацию, которая может иметь отношение к расследуемому событию. На этом этапе не следует ограничиваться сбором сведений под влиянием только одной версии.

Б. Проанализировать собранную информацию и на этой основе попытаться создать версии, которые бы объясняли происшедшее событие.

В. Сопоставить каждую выдвинутую версию со всей обстановкой места происшествия. В ходе такого сопоставления должны быть объективно отмечены все противоречия[2].

Г. Разработать портрет преступника в целях расследования и раскрытия неочевидных преступлений, при крайнем дефиците информации о личности преступника.

Укажем основные психологические рекомендации, использование которых влияет на повышение эффективности осмотра места происшествия, обеспечение работоспособности оперативно-следственной группы.

 

Психологические рекомендации Влияние этих рекомендаций на эффективность осмотра места происшествия
- Распределение обязанностей между членами опергруппы, - Перерывы в работе через 1-1,5 часа Обеспечение организации деятельности и регулирование работоспособности сотрудников
- Перед выездом на место происшествия не курить, с прибытием на МП определить запахи (адаптация обоняния 4-5 мин) - Хорошо осветить место осмотра происшествия - Задавать вопросы очевидцам о том, что они видели, слышали, обоняли, что делали в тот момент и пр. Оптимизация ощущений и восприятия. Изъятие максимального количества следов (запаховых, слуховых, зрительных, осязательных и др.) для объективизации и дополнения получаемой информации
- Посекторное деление места осмотра происшествия (согласно числу Мюллера не более 9 предметов) Оптимизация сбора и объема информации. Регулирование работоспособности и свойств внимания сотрудников.
- Сочетание протокола, схем, фото-, видеозаписи Объективизация и дополнение, удостоверение и фиксация следов, вещественных доказательств

 

Одной из проблем, с которой сталкивается следователь при осмотре места происшествия, является раскрытие субъективной стороны преступления и составление портрета вероятного преступника (физических, биологических, психологических особенностей). Преступление как один из видов сознательной целенаправленной деятельности человека, отражает многие особенности личности правонарушителя. Между результатом преступных действий и психологическими особенностями правонарушителя прослеживается объективно существующая связь. Она может проявляться в виде и способе совершенного преступления, в определенных материальных изменениях места происшествия.

Субъективная сторона преступ­ления (правонарушения)может быть раскрыта на основе изучения:

1) следов на месте преступления;

2) результатов действий;

3) способов его действий и орудий преступления;

4) совокупности объектов, вовлеченных в сферу события преступления;

5) предметов, вещей, принадлежащих преступнику.

Так, проникновение преступника в помещение через небольшое отверстие в стене или потолке, через форточку или узкий створ окна свидетельствует о наиболее вероятном совершении кражи подростком.

Исчезновение женских или мужских вещей свидетельствует о половой принадлежности преступника. О ней, как правило, можно судить и по характеру преступления: грабежи, кражи, изнасилования совершаются чаще всего мужчинами; убийства новорожденных детей – в большинстве случаев женщинами. Взлом сейфа может быть осуществлен физически сильным мужчиной, обладающим определенными техническими навыками (об этих криминально-психологических закономерностях более подробно познакомимся в теме №6).

Характер совершенного преступления, похищенные вещи свидетельствуют о возрастных особенностях, направленности интересов преступника. Взрослые воры похищают наиболее ценные вещи, подростки – вещи, наиболее для них привлекательные. Действия подростков нередко сопровождаются проявлением озорства, нецелесообразности, спонтанности.

Портрет вероятного преступника - метод и результат познания криминального события, ориентированный на выявление признаков субъекта преступления, проявившихся в совокупности обстоятельств и следов его[3].

Первый портрет вероятного преступника был составлен Д. Брасселом в 1957 году по материалам уголовного дела «Метески-сумасшедей бомбист», а в 1971 году при Академии ФБР была детально разработана процедура составления такого профиля.

Отечественная попытка создания портрета впервые реализована по уголовным делам Михасевича (33 убийства), Чикатило (53 убийства). В 1992 г. в МВД России была принята программа проведения научно-практической разработки поисковых психологических портретов неизвестных преступников, совершающих серийные преступления против личности. В НИИ МВД РФ создали отдел психофизиологических проблем раскрытия преступлений и анализа преступного поведения, основным объектом работы которого являются преступления, содержащие признаки серийности. Из работников ряда подразделений МВД, сотрудников Генеральной прокуратуры РФ и научно-исследовательских учреждений Минздрава была сформирована постоянно действующая рабочая группа. В ее состав наряду с работниками упомянутого отдела НИИ вошли группы из отдела судебно-психиатрических экспертиз Федерального центра им. Сербского и лечебно-реабилитационного центра "Феникс" из Ростова-на-Дону.

Составление портрета предусматривает пять последовательных этапов анализа по уголовному делу:

1) обстоятельный анализ психологической сущности преступления и типов лиц (психолого-психиатрическая типология), совершавших подобные деяния в прошлом;

2) исчерпывающий анализ места расследуемого преступления;

3) углубленное изучение окружения, занятий, увлечений жертвы и подозреваемых;

4) формирование возможных мотивационных факторов всех задействованных в расследовании лиц;

5) описание преступника (на основе внешних поведенческих проявлений, его вероятной психологической сущности)[4].

Программистами ВНИИ МВД разработана автоматизированная информационно-поисковая система (ЛИСП "Монстр"), предназначенная для анализа информации о серийных убийствах и использования при построении поисковых портретов неизвестных преступников. В 1994 г. введены в эксплуатацию созданные в ГИЦ ГУУР и НИИ МВД автоматизированные системы "Насилие" и "Досье" Федерального банка криминальной информации, предназначенные для сбора и первичного анализа необходимых поисковых сведений.

В каждом конкретном случае поисковый портрет является результатом комплексного междисциплинарного анализа отраженного в материалах дела криминального события.

Как и в случае западного профилинга, направленность анализа данных, полученных в ходе осмотра места происшествия, содержащихся в показаниях свидетелей, различных экспертных заключениях, одна – получить сведения о личности преступника, но не фамилию и адрес, а информацию, позволяющую создать вероятностный портрет преступника с характерными чертами его психического и внешнего конституционного облика, профессиональной ориентацией, стилем жизни, увлечениями и прочим. Совпадение подозреваемого с моделью поможет изобличить преступника, а несовпадение – отвести подозрение от невиновного. А до того, как появится конкретный подозреваемый, возможно создание его психологической модели, образа.

В составлении упомянутых портретов (моделей) принимают участие научные и практические работники-специалисты различных «поведенческих» отраслей – криминалисты, криминологи, психологи и психиатры. Плодом их совместной деятельности выступает заключение (или справка), имеющее рекомендательный характер. Главными заказчиками выступают подразделения криминальной милиции и следственные подразделения прокуратуры.

По мнению разработчиков, в зависимости от характера и содержания информации поисковый психологический портрет устанавливаемого преступника может содержать следующие данные:

1) общая характеристика личности и преобладающая мотивация поведения;

2) привычки, склонности, навыки и другие индивидуальные признаки личности;

3) возрастная группа;

4) район проживания;

5) район места работы, службы, учебы;

6) уровень образованности и профессиональная деятельность;

7) особенности происхождения (родительская семья) и история личной жизни[5].

В общем виде алгоритм разработки психологического портрета включает три последовательных этапа анализа происшествия.

Первый этап является криминалистической технологией реконструкции механизма преступления (воссоздающей внешний ряд действий преступника) по следам и его обстоятельствам.

Второй и третий этапы анализа реализуют психологические приемы реконструкции признаков преступника и включают в себя: на втором этапе — три психологических приема выявления «индивидуального действия», а на третьем этапе – три психологических правила интерпретации «индивидуального действия».

Технологический алгоритм разработки психологического портрета серийного преступника включает три приема, соответствующих трем строго последовательно выполняемым этапам составления психологического портрета[6].

1. Прием реконструкции криминалистического механизма преступления. Ретроспективно, по следам на месте происшествия и его обстоятельствам, воссоздаются внешний ряд действий преступника и ситуация преступления.

2. Прием психологического моделирования поведения преступника. Задача: выявить с помощью трех психологических правил анализа в реконструированной внешней стороне деятельности преступника составляющие «индивидуальные действия»[7].

Правило выявления «индивидуального действия» на основе установления индивидуальных различий. Начинать надо с оценки степени соответствия реконструированного действия действиям других людей. Чем меньше согласуется действие человека с действиями большинства людей в той же ситуации, тем в большей степени оно обусловлено личностными факторами.

Пример – «помощь»: толпа людей неподвижно стоит вокруг жертвы аварии, и лишь один наклоняется, чтобы помочь. Данное действие является «индивидуальным».

Правило выявления «индивидуального действия» на основе установления стабильности действия по отношению к ситуациям. Следует оценивать степень соответствия данного действия действиям того же человека в других ситуациях. Чем однотипнее действует человек в различных ситуациях, тем сильнее его поведение обусловлено личностными факторами.

Пример – «метро»: в серии преступлений, совершенных одним и тем же преступником, прослеживались существенные различия в объективных параметрах их ситуационных условий: по времени суток; по характеристике качества пространства – «замкнутое» (чердак, подвал, подъезд и т.п.), «открытое» (лесополоса, пустырь, улица и т.п.); по возрасту избираемых жертв, их половой принадлежности. В них объективно существовал существенный разброс. Преступления совершались как в тех, так и в других ситуационных условиях. В то же время во всех случаях условия ситуаций происшествий содержали один общий для них признак: пространственно место происшествия всегда было незначительно удалено от какой-либо из станций метро. Такое стабильно проявляющееся действие (в разных ситуациях) по однотипному выбору (осознанному или бессознательному) места совершения преступления, исходя из одной и той же его характеристики – незначительной удаленности от станций метро – необходимо рассматривать как «индивидуальное действие».

Правило выявления «индивидуального действия» на основе установления стабильности действия во времени. Важна оценка степени соответствия реконструированного действия действиям того же человека в аналогичных ситуациях в прошлом. Чем заметнее человек при повторных ситуациях меняет свое поведение, тем в большей степени оно детерминировано личностными/ факторами (при условии, что на ситуацию не влияют дополнительные внешние обстоятельства).

Пример – «сокрытие»: в серии преступлений, совершенных одним и тем же лицом, прослеживалась закономерность: в шести из семи эпизодов преступник после совершения убийства не предпринимал никаких мер к сокрытию трупа и лишь в одном случае — пятом по счету, имело место перемещение трупа с последующим его сокрытием. Очевидно, что здесь нарушена закономерность в его поведении. Следовательно, действие по перемещению трупа с последующим его сокрытием необходимо считать «индивидуальным».

3. Прием психологической интерпретации поведения преступника (индивидуальных действий). Задача: объяснить, психологически оправдать «индивидуальные действия» преступника. Психологическими приемами интерпретации «индивидуального действия» выступают такие:

Правило объяснения причин «индивидуального действия» «сильной стороной» личности, предопределившей выбор данного действия среди возможных других.

1. Выдвигается версия, что в «индивидуальном действии» проявились (возможно акцентуированно) какие-либо из следующих параметров личности:

• направленность (потребности, мотивы, установки, жизненные планы, концепции, ценностные ориентации, склонности, вкусы, хобби);

• социально-психологические особенности поведения (в том числе демо-графические, культурные, социальный и межличностный статус, роли, стили жизни и общения);

• характерологические качества (характер, акцентуированные свойства личности);

• психические свойства и процессы (особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, восприятия, внимания, речи);

• операциональные характеристики (привычки, умения, навыки, знания);

• биопсихические свойства (темперамент, половые, возрастные, морфологические, патологические свойства, состояние здоровья);

• особенности сексуальной сферы (сексуальная ориентация, биологические и социальные детерминанты личностной проблемы).

2. Оцениваются действия преступника в контексте указанных выше личностных параметров (необходимо связать установленные особенности в действиях преступника с какими-либо его параметрами, способными объяснить; эти действия). Пример — «помощь» (см. выше). «Индивидуальное действие» по оказанию помощи можно интерпретировать следующим образом: этого; человека, по-видимому, отличает большая готовность к помощи. Возможны; и другие внутренние причины, объясняющие такое поведение, как-то: он имеет отношение к медицине, готов всегда исполнить профессиональный долг; является близким человеком для потерпевшего и т.п.

Правило объяснения причин «индивидуального действия» «операциональным смыслом», предопределившим выбор этого действия среди возможных других.

1. Выдвигается версия, что в «индивидуальном действии» реализовался опыт прошлых способов действия, заключающий в себе приобретенные навыки: профессиональные; бытовые; связанные с увлечениями и другие, а также привычки (феномен «операционального смысла» как механизм избирательности проявляет себя, как правило, на подсознательном уровне реализации, иногда рельефно выделяясь непривычным или редким для ситуации способом действия, употребления предмета, отличным от оптимального варианта линией поведения).

2. Необходимо увязать установленные навык, привычку, знание, умение с признаками и свойствами личности как способными объяснить выявленную особенность поведения (т.е. необходимо дать смысловую интерпретацию «индивидуального действия» преступника).

Пример: на пустыре обнаружен труп. В 200 метрах от него (на тропинке, ведущей к жилому массиву), за забором частного владения найдена скомканная ветошь со следами крови. Следствием установлено: местом преступления является место обнаружения трупа; кровь на ветоши принадлежит потерпевшей. Отсюда следователем в рамках реконструкции действий преступника было сделано вероятное предположение, что преступник в целях сокрытия следов причастности к преступлению предпринял действия к уничтожению следов крови на руках. Для этого он поднял валявшийся на земле клочок ветоши и, вытирая ею на ходу руки, удалился. Особенности обстановочных условий (наличие лужи с водой, песка, травы, наконец, одежды потерпевшей, которые могли выступить альтернативным средством достижения цели), с одной стороны, а с другой - нетипичность выбора способа уничтожения улики позволили сделать суждение о возможной природе причин, породившей избранный способ действия, в котором можно усмотреть специфический операциональный состав - неторопливое, неоправданно продолжительное (как бы «между делом») вытирание рук ветошью.

В результате была выдвинута версия о признаке виновного, а именно: род профессиональной деятельности преступника, вероятно, включает в себя частый контакт с горюче-смазочными материалами либо другими «пачкающими» руки «жирными» веществами, химический состав которых не требует использовать перчатки для защиты кожи рук. В то же время, вероятно, привычным средством вытирания рук является ветошь. Таким образом, в основу разработки оперативно-розыскных мероприятий легла частная версия о признаке виновного, которая существенно сузила круг заподозренных лиц по профессиональному признаку (механик, слесарь-сантехник и т.п.).

Подводя итоги, заметим, что осмотр места происшествия является одним из наиболее важных следственных действий, требующий от сотрудников проявления как профессиональной, так и психологической подготовленности (умение сосредоточиться, руководить действиями, уверенности и эмоционально-волевой устойчивости в неблагоприятных условиях осмотра места происшествия и др.).

Психологические портретирование преступника – сложный вид интеллектуальной деятельности, эффективность которого обеспечивается: а) комплексом различных мероприятий (оперативно-разыскных, следственных, экспертных); б) привлечением специалистов в различных областях знаний (криминалистов, психологов, психиатров и др.); в) комплексом психологических правил и приемов.

 

 

3. Психологическая характеристика допроса

 

С психологической точки зрения допрос является видом общения. Допрос считается распространенным способом получения доказательств по делу и в то же время одним из сложных следственных действий. Для его проведения от сотрудника органов внутренних дел требуется особой профессионально-психологической подготовленности, культуры, опыта, глубоких знаний психологии людей, владения приемами ведения допроса.

В криминалистике рассматриваются стадии и тактические приемы допроса. В изучаемой теме и дисциплине рассматриваются психологические аспекты и психологические приемы допроса, психологические правомерные методы и приемы оказания воздействия на личность допрашиваемого.

Успешное проведение допроса предполагает необходимость установления психологического контакта с допрашиваемым лицом. Возникновение такого контакта способствует получению полных и объективных показаний, имеющих значение для установления истины по делу. В юридической психологии существуют различные подходы к установлению психологического контакта при допросе гражданина (техники установления психологического контакта по И.Б. Пономареву, Л.Б. Филонову. В криминалистической литературе наряду с указанными техниками указывают стадии установления психологического контакта по Г.А. Зорину, в качестве достоинства которой отмечается точность выделения стадий контакта.

 

Стадии установления психологического контакта с допрашиваемым (по Г.А. Зорину)[8]:

1-я стадия. Диагностика личностных качеств будущего допрашиваемого.

На данной стадии осуществляется:

§ сбор и анализ информации о будущем участнике допроса. Сотруднику целесообразно получить:

- общие сведения о биографии, профессии, образовании, условиях работы, образе жизни, интересах;

- социально-психологические особенности: социальный статус, социальные роли, референтный для него круг людей или группы;

- о личностных особенностях: направленности, характере, способностях, индивидуальных особенностях памяти и мышления, эмоциональных и волевых свойствах, темпераменте и др.; среди этих качеств следует выделить позитивные и опасные для общения.

Такие сведения необходимы для того, чтобы продумать тактику допроса, различные модели наиболее вероятностного поведения на допросе.

При этом существует определенная психолого-криминалистическая закономерность: успешность ПК зависит от объема выявленной информации о допрашиваемом лице.

Типичным кругом лиц, владеющим информацией о личности допрашиваемого являются: свидетели и потерпевшие; родители и законные представители, близкие родственники, соседи; педагоги, социальные педагоги и школьные психологи; члены трудового коллектива; одноклассники, друзья; сотрудники ОВД.

В качестве методов исследования личности допрашиваемого сотруднику рекомендуется использовать: наблюдение, опрос, обобщение независимых характеристик, биографический метод, анализ результатов деятельности (в частности, преступления или правонарушения)

§ выявление личностных особенностей, характеризующих возможные состояния и позицию допрашиваемого.

Результаты юридико-психологических исследований показывают, что допрашиваемые могут занять следующие позиции:

- противодействия(противостояние, отказ от показаний, предоставления сведений, дача ложных показаний и пр.). При этом сопротивление (противодействие) может вызвано самыми разными причинами (дефицит времени, неприязнь к сотрудникам органов внутренних дел, опасения мести со стороны преступника или родственников и пр.)[9].

- уклонения (ложной интерпретации увиденного события, преступления);

- содействия (готовности к взаимодействию с сотрудником)[10].

При стремлении с контакту и доверительным отношениям часто приходится сталкиваться и с противоречивой позицией, когда допрашиваемые то раскаиваются, то отказываются в содеянном, находясь под воздействием других людей или вскрывшихся обстоятельств.

2-я стадия. Разработка тактической программы, направленной на формирование психологического контакта и обеспечивающей получение полной и правдивой информации.

На данной стадии определяется возможное место и время допроса, продумывается возможная нейтральная тема разговора, готовятся аргументы, имеющиеся доказательства, определяются возможные методы психологического воздействия, которые могут быть использованы в отношении к допрашиваемому. Работа строится по принципу: «Если он займет позицию …, то буду использовать следующие приемы…»

3-я стадия. Вступление в контактное взаимодействие. Данная стадия предполагает:

§ встречу и обмен контактоформирующими репликами;

§ формирование первоначального контакта;

§ диагностика позиции допрашиваемого.

Практика показывает, что во взаимоотношениях с другими людьми граждане нередко руководствуются лишь симпатиями и антипатиями, которые могут возникнуть на основе реальных фактов, но эти быстро сформировавшиеся чувства могут определять все дальнейшие отношения.

Таким образом, в момент встречи отношение допрашиваемого к сотруднику определяется больше чувствами, чем разумом. Поэтому для первой встречи очень важно правильно войти в разговор, для чего необходимо подготовить первую фразу, первые действия, которые могут вызвать положительные эмоции допрашиваемого. Необходимо помнить, что первое впечатление о партнере по общению (допрашиваемом гражданине) складывается из первых 10 слов. Сотрудника органов внутренних дел граждане оценивают следующим образом: как он выглядит и как звучит.

Первое впечатление о сотруднике часто имеет решающую роль при избрании допрашиваемым определенной позиции на допросе. Например, если допрашиваемый оценил сотрудника негативно, то все последующее общение с ним подчинено этой мысли.

4-я стадия. Формирование ситуативной установки допрашиваемого на контактное взаимодействие:

§ углубление знаний о допрашиваемом (в процессе общения с ним в ходе допроса, наблюдая за его мимикой, речью, внешним обликом, уровнем культуры, состояниями, реакциями и т.п.);

§ формирование контактных отношений в процессе постановки дополнительных вопросов о семье, профессии, заслугах и иных обстоятельствах жизни;

§ коррекция тактической программы допроса (предполагаемых вопросов, запретных тем, темпа допроса, опоры на определенные положительные качества).

5-я стадия. Контактное взаимодействие в процессе основной части допроса (рефлексивная стадия):

§ диагностика избранной допрашиваемым формы контактного общения;

§ укрепление психологического контакта в ходе свободного рассказа допрашиваемого и при постановке серии вопросов, направленных на получение полной и правдивой информации (активное слушание и поддержание речевой активности допрашиваемого, обращение к положительным сторонам личности).

6-я стадия. Стабилизация психологического контакта при окончании допроса.

§ демонстрации общности взглядов, оценок, интересов

§ поблагодарить за интересный разговор, высказать признательность за ценный совет, которым надо воспользоваться, подчеркнуть еще раз положительные стороны его личности.

§ высказывание оптимистичных утверждений. Например, «Надеюсь, что мы и дальше будем идти навстречу друг другу», «Думаю, что нам удастся совместно обсудить и другие вопросы, проблемы» и пр.

По известному в психологии «эффекту края» начало установления психологического контакта, так и начало собственно допроса во имя стабилизации и дальнейшего развития взаимодействия и сотрудничества в ходе допроса должно быть «окрашено» положительными эмоциями.

Таким образом, успешность установления психологического контакта, являющегося профессионально-психологическим действием и этапом допроса, определяется комплексным характером применяемых психологических приемов, рассчитанных на знании личностных особенностей и возможной позиции допрашиваемого лица, подчеркивании социально-позитивных качеств и заслуг допрашиваемого, грамотном использовании психологических закономерностей, а также проявлении коммуникативных способностей, умений и качеств сотрудника органов внутренних дел. Соглашаясь с мнением профессора В.Л. Васильева, отметим, что при подготовке к установлению психологического контакта, сотрудник должен планировать обращение к лучшим сторонам личности допрашиваемого лица, ее социально-позитивным заслугам[11].

3.1. Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации

В зависимости от позиции, которую занимает обвиняемый на допросе, В.Л. Васильев выделяет: бесконфликтную, конфликтную, мнимую бесконфликтную ситуацию[12].

В случае, если человек, совершивший преступление, задолго до допроса раскаивается в содеянном, не вызывает определенных трудностей у следователя. От последнего требуется сочувственного слушания, желания вместе разобраться в случившемся. В данном случае идет речь о бесконфликтном общении, за исключением случаев самооговоров или попыток скрыть или преуменьшить вину кого-либо из участников.

Мнимая бесконфликтность ситуации допроса возникает в случае самооговора обвиняемого. Вероятность самооговора повышается, если обвиняемый отличается повышенной внушаемостью, податливостью к внешнему воздействию, неумением отстаивать свою позицию, слабоволием, склонностью к развитию депрессии, апатии, недостаточной выносливостью к психическому напряжению.

В такой ситуации рекомендуется не прерывать допрашиваемого, а создать впечатление полного доверия сказанному, затем поставить детализирующие и сопоставляющие вопросы о характере и последовательности его действий, способах подготовки, совершения и сокрытия преступления, проанализировать появившиеся логические противоречия.

Бесконфликтность ситуации, разумеется, не гарантирует полной откровенности обвиняемого. Он может добросовестно заблуждаться, ошибаться, неправильно понимать сущность тех или иных событий, наконец, обвиняемый, чистосердечно признавая свою вину, может подсознательно стремиться к ее преуменьшению (по причине поверхностного мышления, слабой памяти, некритичности к собственной личности и пр.).

Одной из менее проблематичной с точки зрения являются допросы, проходящие в бесконфликтных ситуациях. Речь идет о том, когда между сотрудником и допрашиваемым лицом не возникает противоречий в мотивах и суждениях. Тем не менее, психологические проблемы и в таких ситуациях имеются. В качестве основной проблемы, с которыми сталкивается сотрудник при допросе этой категории допрашиваемых лиц – это забывание. Настораживать сотрудника могут легкость воспроизведения подробностей давно произошедшего события.

Для устранения пробелов в памяти граждан (очевидцев, потерпевших, прохожих и т.д.), сотруднику рекомендуется воспользоваться следующими приемами:

1) обращение к образной памяти (на месте происшествия, дорожно-транспортного происшествия, предъявление фотографий, схем);

2) использование ведущего типа памяти (для «аудиалов» – «Вспомните, что Вы слышали?», «Какой был звук?»; для «визуалистов» – «Что видели?», «Какие были глаза», для кинестетиков «Что Вы в этот момент делали?», Что почувствовали» и т.п.);

3) установление опорных мест в событии и связей между ними:

- ассоциации по сходству (предъявление не относящихся к делу предметов, слов, выражений и т.п.). Предложенная сотрудником, например, фотография человека, автомашины может вызвать в памяти допрашиваемого образ какого-то человека, машины похожих на изображение на фотографии.

- ассоциации по контрасту (представление о противоположных контрастирующих предметах, например, если событие произошло летом, можно вспомнить зиму);

- ассоциации по смежности сводится к напоминании допрашиваемому лицу о предмете или явлении, которое находилось с предметами допроса в пространственной или временной связи. С этой целью допрашиваемого могут вывозить на место происшествия, где в его памяти «оживают» детали произошедшего;

- ассоциации с действиями, мыслями, переживаниями, которые «прожил» человек (свидетель) происшествия (преступления). Следователь должен сформулировать вопросы так: «Что Вы в тот момент подумали?», «Когда это произошло, что Вы делали?» и т.п.

4) не вызывать отрицательных эмоций от пережитого (спокойный, деловой тон общения, исключение посторонних раздражителей и др.);

5) использовать «подстройку»[13] к языку, дыханию, движениям, речи, мыслительной деятельности, памяти допрашиваемого;

6) наглядность как прием применяется в случае, когда допрашиваемый затрудняется сформулировать словами те или иные признаки предмета, явления. Тогда ему предъявляют те или иные предметы, связанные с интересующими следствие обстоятельствами (фотографии, чертежи, конкретные данные). Таким предметы могут оказаться своеобразным стимулом для припоминания: их вид вызовет связанные с ним в памяти допрашиваемого ассоциации, которые и приведут к припоминанию интересующего объекта;

7) Проводить проверку показаний на месте, тем самым активизировать образную память;

8) Стимулировать к изложению последовательности события.

Таким образом, в ситуации бесконфликтного взаимодействия сотруднику при допросе гражданина рекомендуется создать психологически благоприятную обстановку для воссоздания картины произошедшего. Психологические грамотные приемы – это те, которые основываются на психологических закономерностях. Поэтому необходимо использовать закономерности памяти и индивидуальные особенности перцептивных, мнемических и мыслительных процессов гражданина.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.