МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации





Более сложным является установление контакта с правонарушителем, подозреваемым, обвиняемым, который настроился на дачу ложных показаний, противодействие раскрытию, расследования правонарушения или преступления. Иногда в такой конфликтной ситуации не удается установить контакт, допрос превращается в противоборство. Поэтому задачей сотрудника является убеждение и внушение уважения к допрашиваемому, чувства безнадежности обмануть сотрудника.

В процессе применения психологического воздействия на допрашиваемого рекомендуется:

1) неукоснительное выполнение требования о том, что полнота, всесторонность и объективность выяснения всех обстоятельств, составляющих предмет допроса, соблюдение при этом всех прав и законных интересов допрашиваемых во многих случаях предупреждает саму возможность возникновения конфликтов, а также служит удовлетворительным и достаточным средством разрешения возникшей конфликтной ситуации допроса.

В тактическом отношении важно не только то, чтобы допрос велся объективно, чтобы в ходе его выявлялись как уличающие, так и оправдывающие, как отягчающие, так и смягчающие вину обвиняемого обстоятельства, но и то, чтобы характер допроса (предельная объективность) был нагляден и именно так осознавался допрашиваемым.

2) использовать принципы допустимости психологических методов и специфика их использования в отношении допрашиваемых.

В уголовном процессе разработаны следующие принципы допустимости использования методов психологического воздействия:

- законности (оказываемое психологическое воздействие должно соответствовать российскому законодательству, международным правовым актам и документам, регламентирующим гарантии осуществления этих прав);

- научности (все применяемые методы научно обоснованы и апробированы; следователь контролирует процесс их использования);

- целесообразности (воздействие должно отвечать поставленной цели, быть адекватным состоянию человека, подвергающемуся воздействию; не быть чрезмерным, не превращаться в психическое давление, принуждение, насилие).

3) учитывать, что воздействие нельзя назвать чисто психологическим, поскольку оно сочетает в себе не только психологические методы и средства, но и педагогические (воспитательные, профилактические), тактические, социальные;

4) знать, что психологическое воздействие можно оказать не только устной или письменной речью, но и другими средствами: интонацией голоса, формулировкой вопроса, ссылкой на авторитетных лиц; жестикуляцией, мимикой, внешним видом сотрудника органов внутренних дел; предъявлением вещественных доказательств, объектов, действия с этими объектами и пр.[14];

5) добиваться действенности психологического воздействия, которое достигается в том случае, если сотрудник одновременно действует и на познавательную, и на эмоционально-волевую сферу психики допрашиваемого.

В случае конфликтных отношений с допрашиваемым сотруднику рекомендуется использовать методы и приемы правомерного психологического воздействия на личность:

1) убеждать в неправильности занятой им позиции (противодействия, уклонения);

2) разъяснять обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

3) обращаться к доказательствам и установленным обстоятельствам[15];



4) подчеркивать серьезность собранных доказательств;

5) информировать в виде фрагментов дачи показаний свидетелями, потерпевшей стороной;

6) использовать примеры из опыта и деятельности самого допрашиваемого, подчеркивая его социально-позитивные заслуги;

7) применять «демонстрацию осведомленности», тем самым формировать убеждение допрашиваемого в бессмысленности попыток ввести сотрудников в заблуждение[16];

8) обращаться к допрашиваемому не с осуждением и негативными, критическими оценками, к которым тот был готов заранее, а с высокой оценкой его некоторых положительных качеств, поступков, достижений, общечеловеческих ценностей[17]. Для этого использовать метод самопримера: в пример допрашиваемого ставить его самого, его прошлые и настоящие заслуги, поступки, дела, подмечать пока скрытые, но незначительные движения несовершеннолетнего к лучшему («Вчера Вы были не так доброжелательно настроены, а сегодня…»). Именно на этом строится «подход к человеку с оптимистической гипотезой», предложенный и апробированный А.С. Макаренко: «Видеть хорошее в человеке всегда трудно. …Хорошее в человеке приходится проектировать, а педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться»[18];

9) проявлять «спокойное, уверенное поведение, вместо ожидаемого гнева»[19].

10) приводить примеры, в которых имеются противоречия в показаниях;

11) оказывать доверие с призывом совместного анализа противоречий;

12) сделать замечание, осуждение в случае проявления допрашиваемым лицом эмоциональной несдержанности, некорректности во время допроса, при этом объяснить или напомнить о договоренности в соблюдении общепринятых норм поведения. Быть предельно корректным и вежливым.

Таким образом, при допросе лица в конфликтной ситуации сотруднику необходимо использовать правомерные психологические приемы, рассчитанные на неукоснительное выполнение требования о полноте, всесторонности и объективности выяснения всех обстоятельств, составляющих предмет допроса, соблюдение при этом всех прав и законных интересов допрашиваемых. Не менее важным является психологически грамотное и комплексное использование психологических и педагогических приемов воздействия, направленных на познавательную и эмоционально-волевую сферу психики и в целом на личность допрашиваемого. При этом важная роль в разрешении конфликтной ситуации возложена на самого сотрудника органов внутренних дел. Эффективность разрешения противоречий между сотрудником и допрашиваемым лицом во многом определяется совокупностью профессиональных качеств сотрудника органов внутренних дел: компетентностью, спокойным эмоциональным состоянием, логичностью речи, подчеркнутой тактичностью, коммуникативными умениями).

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.