ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Практические аспекты приватизации 2.1 Ход приватизации в России Задача быстрого разгосударствления российских предприятий решалась с помощью их массового акционирования и ваучерной приватизации в 1992—1994 годах. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты, льготы для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников. Законодательной основой приватизации в России стал Закон РФ от 3 июля 1991 года № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». В статье 1 данного закона было дано понятие приватизации государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий. Организация приватизации государственного имущества была возложена на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения), организовывали комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствующих органов государственного управления, местной администрации (далее по тексту - комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований). Продавцами приватизируемых государственных предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации, а также принадлежащих Российской Федерации долей (паев, акций) в капитале предприятий были признаны только Российский фонд федерального имущества и назначенные им представители. Продавцами государственных и муниципальных предприятий, а также долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения), являлись соответствующие фонды имущества и назначенные ими представители. Для создания первичного рынка ценных бумаг и снижения риска покупателей акций были созданы инвестиционные фонды. Инвестиционный фонд был вправе владеть не более чем 10 процентами голосующих акций одного акционерного общества и помещать в его ценные бумаги не более 5 процентов своих активов [9, 42]. Для приобретения государственных и муниципальных предприятий предполагалось использовать личные сбережения граждан, именные приватизационные вклады (чеки), личные лицевые приватизационные счета, собственные средства юридических лиц, а также заемные средства. Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий могла исходить от Госкомимущества России, его территориальных агентств, комитетов по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, руководителя предприятия, трудового коллектива предприятия, цеха, производства, иного подразделения предприятия, а также от иных лиц, в том числе от предприятий-смежников, банков, кредиторов, органов власти и управления. Приватизация государственных и муниципальных предприятий должна была осуществляться путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично. Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществлялась после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества [11, 103]. В случаях, когда от покупателей требовалось выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом, государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных (в том числе находящихся в стадии ликвидации) предприятий продавались по конкурсу. С аукциона продавались государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требовалось выполнения каких-либо условий. При этом право собственности предоставлялось покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. Учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия, являлось Госкомимущество России, его территориальное агентство или комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования. После регистрации акционерного общества комитет по управлению имуществом передавал права учредителя и пакет акций в соответствующий фонд имущества, который затем продавал акции. Члены трудового коллектива приватизируемого предприятия должны были приобретать акции у соответствующего фонда имущества на льготных условиях в течение месяца после учреждения общества. Часть акций могла быть внесена в фонд акционирования работников предприятия, а также обменена на акции инвестиционных фондов. Нереализованные акции оставались в распоряжении Российского фонда федерального имущества или фондов имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований. В приватизации государственных и муниципальных предприятий России выделяют так называемый ваучерный этап. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 года № 490 «О порядке введения в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» [12] была введена соответствующая система. При этом преследовалась цель безвозмездной передачи всем гражданам Российской Федерации части государственного имущества, подлежащего приватизации, обеспечения платежеспособного спроса на объекты приватизации, ускорения акционирования государственных и муниципальных предприятий, а также исполнение Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год. Приватизационные чеки (ваучеры) являлись государственными ценными бумагами и подлежали целевому использованию при приобретении имущества предприятий, находящихся в федеральной и государственной собственности. Чеки не могли быть использованы при приобретении (приватизации) земельных участков, жилого фонда и объектов недвижимости. Чеки выдавались гражданам Российской Федерации, в том числе детям, являющимся по действующему законодательству гражданами Российской Федерации, лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, членам их семей и призванным с территории России военнослужащим срочной службы и военным строителям, а также беженцам, вынужденным переселенцам и членам их семей при наличии у них удостоверения беженца или вынужденного переселенца. Выдача чеков производилась с 1 октября до 31 декабря 1992 г. Российский ваучер был неименным, и на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственных производственных фондов на 1 июля 1992 г. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий. В первичном размещении акций большинства компаний принимали участие следующие группы инвесторов: 1) работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы); 2) крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники); 3) мелкие инвесторы (граждане и их объединения). Трудовые коллективы на ваучерном этапе приватизации получили большие льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних—увеличилась почти вдвое. Крупные институциональные инвесторы проявляли интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Результаты ваучерного этапа оказались более низкими, чем ожидалось. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ (40 млн. акционеров), причем не менее 10% их акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 г. количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995 г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России. Ваучерную приватизацию должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за реальные деньги, а не за ваучеры. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995 г. и имел две основные цели: 1) пополнение государственного бюджета; 2) инвестиционная поддержка приватизированных компаний [13, 271]. На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний. Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений—рынок государственных ценных бумаг. В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую. Приватизация 2000-х годов В 2000-е годы в экономике все сильнее стали проявляться тенденции огосударствления, поэтому приватизация на определенное время потеряла свою актуальность. Рассмотрим некоторые статистические данные о приватизации в 2000 годах. Доходы от приватизации госимущества в 2006 году, согласно оценкам Минэкономразвития, запланированы в объеме 31 млрд. руб. Об этом сообщил источник в Правительстве РФ, комментируя представленные Минэкономразвития материалы об итогах приватизации федерального имущества в 2005 году и о задачах в области приватизации в 2006 году. Как отметил источник, план приватизации по акционерным обществам в 2005 году выполнен больше чем на треть, по ФГУПам - на половину. Всего в 2005 году приватизировано 741 унитарное предприятие против 517 в 2004 году. Кроме того, проданы пакеты акций 634 АО против 655 в 2004 году. Доходы от приватизации в 2004 году были запланированы в 42.7 млрд. руб. Фактические поступления от приватизации составили 34.8 млрд. руб. В 2006 году запланирована приватизация 1400 унитарных предприятий и продажа более 1300 пакетов акций АО. Минэкономразвития также предлагает усовершенствовать законодательство о приватизации госимущества. По словам источника, министерство внесло в Правительство поправки в законодательство о приватизации госимущества, об оценочной деятельности и об акционерных обществах, направленные на повышение эффективности приватизационных процессов. В частности, в поправках предлагается отказаться от акционирования мелких и средних унитарных предприятий, от института нормативной цены при приватизации. Кроме того, изменения направлены на упрощение порядка продажи единичных акций, совершенствование продажи путем первичного предложения, повышение информационной открытости приватизационных процессов, упрощение создания АО при приватизации и ряд других мер. По словам источника, после согласования законопроекта с ГПУ и его рассмотрения на Правительственной комиссии по законопроектной деятельности документ может быть вынесен в Правительство в течение месяца. Среди задач на 2006 год Минэкономразвития ставит сокращение количества унитарных предприятий, деятельность которых не направлена на обеспечение государственных функций, а также на своевременное оформление всех документов при выставлении предприятия на приватизацию. По словам источника, Минэкономразвития представит окончательный отчет об итогах приватизации в 2005 году 15 апреля, а также ежеквартально будет отчитываться о выполнении плана приватизации в 2006 году. Однако в 2006 году было продано только 356 пакетов акций АО, или 26% от включенных в приватизацию хозяйственных обществ, и только по 523 УПам (36% от плана). Среди крупнейших приватизационных сделок 2006 года была продажа 100% акций Международного аэропорта Сочи за 5,5 млрд. рублей и госпакета (19,8%) акций ОАО Дальневосточное морское пароходство за 3,9 миллиарда рублей. Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в 2006 году составили 18,26 миллиарда рублей, или 58,9% от установленного плана. Сокращение поступлений объясняется тем, что ежегодно не выполняются планы по приватизации. В 2007 году в программу приватизации было включено 920 ФГУП. Решения об условиях приватизации были приняты Росимуществом по 377 ФГУП: - 274 преобразованы в ОАО - 103 подлежат реализации на торгах как имущественные комплексы. Из включенных в программу приватизации не могли быть приватизированы 248 предприятий в силу неблагополучного финансово-экономического состояния (банкротство, ликвидация, отсутствие финансово-хозяйственной деятельности). В отношении 177 предприятий уже инициированы ликвидационные процедуры. В итоге, из 920 унитарных предприятий, включенных в программу приватизации, могла быть осуществлена приватизация 556предприятий (60%). Фактические доходы от продажи акций обществ составили более 2 млрд. руб., таким образом, в федеральный бюджет дополнительно получено более 1,1 млрд. рублей. Самой крупной приватизационной сделкой в 2007 году стала продажа акций ОАО «Центральная телекоммуникационная компания» (7,2 % уставного капитала). Доходы от их продажи составили 2,9 млрд. руб. К крупным приватизационным сделкам можно также отнести продажу 4,36 % акций ОАО «Уралсвязьинформ»» (2,7 млрд. руб.). Сделки по «крупным продажам» принесли в бюджет более половины доходов от приватизации 2007 года (54 %). Всего доходы от приватизации акций в 2007 году составили 22,1 млрд. рублей. Из них в 2007 году в доход бюджета поступили 19,3 млрд. рублей. Остальные средства в размере 3,5 млрд. рублей будут учтены как доходы 2008 года по результатам торгов, объявленных еще в 2007 году. Объем первоначально запланированных доходов от приватизации в 2007 году был установлен в размере 41 млрд. рублей Всего за период приватизации с 2000-го года государство получило доход в федеральный бюджет: в 2000г. - 83,3%, 2001г. – 89%, 2004г. – 34,8% от запланированных 58,9%), 2006г. – запланировано поступлений в размере 31 миллиардов рублей, а поступило 18,26 милордов рублей, в 2007 году доходы от приватизации выросли до 19,2 миллиардов руб., в 2008 году доходы от приватизации не превысили 10 миллиардов рублей. В 2009 году приватизация федеральной собственности принесла в бюджет 1,93 миллиона рублей. Это свидетельствует о том, что приватизационная система в России нуждается в совершенствовании, но по сравнению с 90-ми годами она усовершенствовалась, этому свидетельствуют вклады людей в развивающееся производство, в результате чего оно становится конкурентно способным. Итоги и опыт реализации проведения приватизации последних годов заложило основу для подготовки планирования приватизации в последующие годы, в том числе планирования приватизации на среднесрочную перспективу, которое позволит вывести приватизационный процесс как часть системы управления имуществом на качественно новый уровень. |