Опыт приватизации за рубежом ВВЕДЕНИЕ Приватизация – процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Основной причиной приватизации отдельных отраслей или предприятий является необходимость значительного повышения их экономической эффективности. А основной причиной для отказа от приватизации конкретного объекта может быть выполнение им политически значимой функции, которая в контексте конкретного региона расценивается как слишком важная для того, чтобы поставить ее в зависимость от случайностей рынка. Приватизация является особой, но не единственной формой преобразования собственности. Возможно перераспределение прав собственности без перераспределения экономической власти. Саму приватизацию можно проводить радикально, подчиняя решению политических целей, или эволюционно, подчиняя целям экономической эффективности. В России при переходной экономике наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Десятилетиями в нашей стране ограничивалась реализация индивидуальной и коллективной форм собственности, и вместе с тем обеднялась реализация общественной собственности, тормозилось ее развитие. Реализация коллективной и индивидуальной форм собственности в рамках общественной собственности связана с кооперацией, арендой, акционерным делом. В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса. Актуальность данной темы заключается в том, что приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок. Поэтому необходимым изучить и проанализировать допущенные ошибки, а также по мере изучения сравнить с опытом, результатами, механизмом приватизации в других странах. Цель работы – изучить теорию и практический ход приватизации в Российской Федерации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: · определить понятие приватизации, ее сущность и основные концепции; · изучить ход приватизации в России и ее итоги; · оценить современный подход к приватизации. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных. Первая глава «Теоретические основы приватизации» посвящена изучению сущности, основных концепций и причин приватизации в России. Также в первой главе описан опыт приватизации за рубежом. Во второй главе описан ход приватизации в России и ее итоги. В третьей главе, изучена приватизация сегодня. Методической и информационной базой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики приватизации. Вопросы определения и изучения приватизации представлены в работах таких российских учёных как С.В. Степашин, Е.М. Воробьев, В.П. Камышанский и др. Информационная база исследования включает данные из специализированных и периодических изданий по проблемам приватизации в Российской Федерации. Основные концепции приватизации Сущность приватизации Приватизация в России - приватизация, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов (после распада СССР). Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в собственность отдельных немногочисленных людей. При этом часто утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Приватизация одно из важнейших преобразований в результате перехода к рыночной экономике. Она представляет систему экономических отношений, которые возникают в результате изменения формы собственности: с «государственной» на «частную». При рассмотрении методологических основ разгосударствления и приватизации можно раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Также можно сформулировать наиболее короткое определение приватизации, под которой подразумевается переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Под этим процессом может подразумеваться процесс возврата государственной собственности ее владельцам. До сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как: · переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную; · полная продажа государственных предприятий частным лицам; · продажа части активов; · передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок. Несмотря на большое количество различных определений выделяется две основные модели приватизации: платная и бесплатная. При характеристики данных моделей используются определенные аргументы и доводы. Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. В результате этого возникают стимулы к производительному труду, экономии затрат, а также более рациональному использованию ограниченных ресурсов. На практике бесплатная приватизация реализуется, как наделение всех граждан приватизационными чеками- ваучерами. Платная приватизация. В этом случае продажа государственной собственности происходит по разным схемам. Идея этого процесса состоит в том, что продажа осуществляется на аукционах за деньги. Если предприятие действует по этой схеме, то необходимо предварительное акционированием продажа акций на фондовом рынке. Появление эффективных собственников и увеличение доходной части бюджета характеризует данную модель. Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам: 1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно; 2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий; 3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу; Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту. Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими: 1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства). 2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки). 3. Социальная (обеспечение социального мира). 4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива. Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Для наилучшего результата необходимо заинтересовать управляющих в достижении наивысших результатов. Главным принципом приватизации, как и всех реформ – не навреди! На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов: · приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму; · приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий; · изменения структуры собственности должны носить постепенный характер; · обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев; · приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности; · каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю. 1.2 Причины приватизации в России Экономика СССР отличалась большой долей государственных предприятий. Государственная собственность была распространена практически повсеместно. Но нельзя утверждать, что государственная экономика для России принесла только отрицательные последствия. В своё время (в послевоенные годы), благодаря именно государственному руководству, экономика СССР имела положительные результаты деятельности. Огосударствление экономики в своё время позволило сделать мощный рывок в развитии науки, наукоемких производств, образовании, создании широкого слоя высокообразованного пролетариата, избежать экономической судьбы некоторых государств. Следует сразу отметить, что огосударствление экономики во второй половине XX века было свойственно не только СССР. Некоторые экономически развитые страны до сих пор практикуют государственную собственность в крупных отраслях народного хозяйства (как правило, энергетика, транспорт и т.п.), переведя в частный сектор лишь средний и мелкий бизнес. Начиная с 60-х годов XX века, практически во всех развитых странах начался спад экономики, который был вызван большим влиянием государства на рынке. Но если капиталистические страны из-за гибкости экономической системы и наличия частного сектора в экономике смогли найти оптимальный выход из ситуации, то страны социалистического лагеря из-за политических амбиций вошли в тупиковую ситуацию, которая разрешилась только в конце 80-х годов XX века крахом политической и экономической системы в этих странах. Необходимо не исключать из виду тот факт, что параллельно государственному сектору в СССР и особенно союзных странах существовал кооперативный сектор и теневая экономика. Особенность теневой экономики состоит в том, что она тесно связана с процессом создания класса собственников, который в дальнейшем принимает активное участие в приватизации. Считают, что теневая экономика присуща всем страна, но наибольшее распространение получила в странах с централизованно планируемой экономикой и в развивающихся странах. Данный вид экономики достаточно сложное явление. Критерием теневой экономики является то, что она не имеет отражения в национальных системах экономической статистики. Использование практически всегда наличных денег является важнейшим свойством теневой экономики. В рамках теневой экономики и к кооперации в СССР осуществляли экономическую деятельность некоторые домашние хозяйства. И именно на них на первом этапе реформ была сделана ставка в СССР. Развитие кооперативного движения и индивидуальных частных предприятий в конце 90-х годов имело огромные масштабы и государственную поддержку. Но тем не менее, этот сегмент экономики не имел предпосылок к активному участию в процессе приватизации в связи с предшествующей и идущей параллельно приватизации гиперинфляцией, которая наиболее серьезный удар нанесла именно мелким собственникам. Еще один сегмент предреформенной экономики – криминальный сектор, включающий в себя контрабанду, торговлю наркотиками, проституцию и рэкет. Данный сектор экономики, имеющий определенные финансовые ресурсы, использовал их при осуществлении приватизации в различных сферах. К 1993 г. 40% оборота товаров и услуг в России, по оценке МВД, контролировала организованная преступность [8, 36]. Она не могла бы этого сделать без активного участия в приватизации. Определёнными финансовыми ресурсами обладали представители теневой экономики СССР, которые занимались нелегальной экономической деятельностью. Размер нелегальной, нигде не зарегистрированной экономики превосходил все разумные пределы. Достаточно отметить, что в Средней Азии на территории Каракалпакии самый большой «колхоз» с многомиллионными оборотами не был нигде зарегистрирован и действовал вне рамок систем Госплана и Госснаба. Таким образом, на пороге приватизации реальными финансовыми ресурсами обладали следующие секторы экономики: 1) криминальный сектор; 2) колхозно-кооперативный и общественный (например, деньги КПСС, ВЛКСМ или профсоюзных организаций, вокруг которых до сих пор разгораются споры об их исчезновении в начале реформ) сектор; 3) теневой сектор [5, 64]. Финансовые ресурсы остальных субъектов экономической деятельности, в том числе, рядовых граждан, были поглощены стремительной инфляцией. Неэффективность нерыночной системы СССР была признана практически на официальном уровне Опыт приватизации за рубежом Российский и зарубежный опыт свидетельствует о наличии нескольких моделей приватизации: 1) Западной; 2) Восточноевропейской; 3) Российской [6, 98]. Западная приватизация на микроуровне проводится государством как собственником имущества. Она предусматривает такие элементы, как оценка имущества, перспектив предприятий, передача контроля пакетов акций в руки действительных инвесторов, включая иностранных, рациональное функционирование акционерного капитала, использование приватизации для поступления денежных средств в государственный бюджет и снижение государственных субсидий в сфере экономики. Восточноевропейская модель приватизации (Венгрия, Чехия, Словакия, Польша) имеет значительный прагматический характер, нацеленный на получение практических полезных результатов, а именно: 1) проведение в первую очередь малой приватизации; 2) постепенный переход к приватизации средних и крупных предприятий; 3) широкое привлечение иностранных инвестиций; 4) отстранение от приватизации политическим путем бывшей господствующей номенклатуры; 5) использование в процессе приватизации низового звена менеджеров. Все это ускорило возможность использования на приватизируемых предприятиях передовых западных технологий при организации производства и управления, включения экономики восточноевропейских стран в мировые рынки. Послевоенная экономика большинства зарубежных стран характеризовалась большой долей государственного сектора, что к 70-м годам XX века привело к повсеместному экономическому кризису (явилось одной из причин). Именно поэтому, в конце 70-х, начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления. В конце XX века, после распада так называемого социалистического лагеря, ситуация в мировой экономике изменилась коренным образом. Процесс приватизации стал массовым явлением в постсоциалистическом мире. Встала острая необходимость развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности. В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с различной скоростью протекают в разных странах, охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились на различных этапах экономического и политического развития, что существенно повлияло на условия переходного периода в каждой из этих странах. Наиболее существенные результаты приватизации добились развитые западные страны. Характерно, что приватизация там базировалась на централизованном регулировании и рыночных методах. Так, в Великобритании применялось прямое квотирование продажи акций, как индивидуальным держателям, так и иностранным инвесторам. А при приватизации многих предприятий правительство резервировало за собой «золотую акцию», позволяющую контролировать структуру новой компании. Часто использовались и непосредственные ограничения: 1) запрет одному лицу владеть более чем 15% голосующих акций; 2) требование, чтобы главным исполнительным лицом в компании был британский гражданин; 3) установление лимитов на добровольное расформирование или ликвидацию предприятий [7, 58]. Контролировалось участие в приватизации иностранных инвесторов (для Великобритании и Франции) через владение ими не более чем 20% акций. По-другому обстоят дела по приватизации в развивающихся странах. Экономика этих стран была построена как единое целое. Поэтому, прекращение поддержки убыточных предприятий, которые являются структурным звеном в производственной цепочке, приведёт к разрушению всей системы производства того или иного товара. Всё это в конечном итоге приведёт к общему краху экономики. Такой эффект характерен для Индии, Бразилии, Турции. Именно поэтому в этих странах отсутствуют серьёзные, радикальные действия по приватизации, а применяется так называемая «мягкая приватизация», главным методом которой является постепенное акционирование. Примерами стран «жесткой приватизации» являются Чили и Мексика. Успехи приватизации в этих странах базировались на сочетании государственного и частного начал, а также скоординированности макро- и микроуровней в этом процессе [10, 203]. Для некоторых стран так называемого низшего уровня «третьего мира» эффект приватизации оказался незначительным. Это связано с тем, что собственный капитал местных предпринимателей ещё не сформирован, поэтому единственным рычагом экономического роста выступает государство, но уже на рыночной основе. В восточноевропейских государствах наибольшее распространение получили три варианта приватизации. 1) продажа государственных предприятий по их рыночной стоимости (ГДР, Венгрия, частично в других странах); 2) распределение среди всего взрослого населения прав на бесплатное приобретение государственной собственности в виде приватизационных купонов (Россия, Чехия, частично в Болгарии, Румынии и Польше); 3) модель югославского самоуправления, предполагает создание на базе приватизированного предприятия акционерного общества, членами которого на льготных условиях могут стать его работники, а на общих - все другие граждане и пенсионные фонды. «Восточноевропейский» подход отличает дифференцированное отношение к приватизации различных объектов. «Малая приватизация» была проведена очень быстро. Небольшие предприятия сферы услуг, общественного питания, торговли распродавались за «живые» деньги. Причинами медленного проведения «большой приватизации» являются недостаток денег у населения, низкая доходность приватизируемых предприятий и минимальный приток иностранного капитала. Восточноевропейская и Российская модели приватизации имеют множество недостатков, связанных со злоупотреблениями, которые проявляются на фоне низкого уровня законодательной базы. |