ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Ментальная/Эмоциональная структура Существования Последователи бодинамического подхода рассматривают опыт внутриутробного существования, рождения и время непосредственно после рождения (недавно у отцов-основателей бодинамики прочитала, что период длится до 1,5 лет после рождения)как периоды, наиболее тесно связанные с проблемами существования. При благоприятных обстоятельствах мы чувствуем, что мир приглашает и ждёт нас, и на некотором базовом уровне ощущаем себя желанными и получившими право на существование. Моторная активность этого периода преимущественно рефлектораная. Основные темы структуры Существования: • существование и контакт; • духовное и физическое существование; • понимание/ чувства; • энергетический/ эмоциональный контакт; • Self/ Я. При наличии ранней физической или эмоциональной травмы (особенно во внутриутробный период), ребёнок чувствует полное отвержение и не видит иного выхода, кроме глубокого погружения в себя и/или оставления своего тела. У ребёнка появляется ощущение, что он исчезает. Подобный феномен присутствует и во внутренней картине болезни при нервной анорексии (Вильке). Эта «ранняя» позиция называется ментальной структурой существования. Для неё характерна идентификация с мыслями и идеями (с головой), поиск в основном энергетического (ментального, интеллектуального) контакта при исчезновении и уходе в ситуациях, когда контакт становится эмоциональным или физическим. Для таких клиентов свойственно фанатическое следование идеям и чувствование двойных посланий. Им присущи высказывания: «Я мыслю, значит я существую», «Я существую благодаря силе моих мыслей», «Во мне всё расщеплено друг от друга», «Я боюсь развалиться на тысячу кусочков». Иначе складывается ситуация, когда уже в некоторой степени сформировавшееся ощущение нового существования ставится под угрозу. В этом случае защитой от угрозы чаще становится эмоциональный взрыв, нежели уход в состояние оцепенения. Внутренний опыт выражается следующим образом: «Я должен продержаться в этом мире с помощью моих эмоций, мир угрожает мне исчезновением», «Я не выживу без эмоционального контакта». Эта более поздняя позиция называется эмоциональной структурой существования. Для клиентов характерна идентификация с эмоциями и телесными переживаниями. Когнитивное понимание и способность осмысления причинно-следственных связей легко теряется при повышении эмоционального возбуждения. Многие испытывают волнение, когда взаимодействие становится немногословным или физическая дистанция увеличивается и тогда же выражается гнев и отчаяние, если другой человек выходит из контакта. Два первичных способа защиты, в большей степени связанных с процессом рождения, – энергетический уход или эмоциональных взрыв. По теории Ф. Лейка, каждый из этих способов имеет возможность меняться на противоположный в случаях, когда структура находится в условиях «трасмаргинального» стресса (Ф. Лейк назвал это шизоистерическим расщеплением). При этом часто такая реакция является не проявление большей гибкости и здоровья, а знаком дальнейшей дезинтеграции. Клиенты с эмоциональной структурой существования, которые склонны к уходу в эмоции, нуждаются в обучении чувствовать свой страх и сдерживать его, так как это основная эмоция, которую они стараются блокировать путём эскалации. Такие клиенты стараются использовать гнев как защиту от своего страха, и, помогая им ощутить что они на самом деле боятся, а не сердятся, можно принести им чувство облегчения. Ресурсом ранней (ментальной позиции) является креативность, чувствительность и разрешение другим быть. В поздней (эмоциональной) позиции ресурсом для клиента является эмоциональность, энергичность, включенность, живость. Такой человек способен делать много дел одновременно. Что должна включать себя терапия Таблица 8. Ранняя позиция: МЕНТАЛЬНАЯ Поздняя позиция: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ Учить их чувствовать тело, включая кожу Учить их точно называть свои чувства и эмоции Терапевт должен двигаться от философского понимания клиента к родительским посланиям и далее к установлению эмоционального и физического контакта Терапевт должен двигаться от эмоциональных встреч с клиентом к коротким утверждениям и родительским посланиям и далее к поддержке в понимании причинных связей и выдвижении идей по разрешению проблем Должна быть достигнута интеграция ментального и эмоционального уровней и уровня телесных ощущений Должна быть достигнута интеграция ментального и эмоционального уровней и уровня телесных ощущений Следует отметить, что многие перечисленные проблемы, связанные с перечисленными структурами, возникают во внутриутробном периоде. В соответствии с методом бодинамики следует двигаться в терапии от поздних к проблем к ранним. С проблемами, сформировавшимися во внутриутробном периоде, следует работать в последнюю очередь [16]. Кроме описанных тем и фаз развития, безусловно, есть и другие факторы, которые влияют на развитие личности не напрямую, но влияют на формирование структур характеров. Эти факторы не относятся к определённым фазам психомоторного развития, поэтому они не упомянуты в самой модели. Вот некоторые из них: • опыт рождения – даёт первый опыт использования силы и поэтому оставляет в нас отпечаток опыта прохождения стрессовых событий и совладания с ними; • ПТСР – неразрешенные шоковые травматические события и неудачный опыт совладания со стрессовыми ситуациями. Они не связаны напрямую с развитием характера, но оказывают на это развитие большое влияние. Различные структуры характера или их позиции могут быть усилены ПТСР, шоковой травмой и стрессом. Признаки переживания травматического события у детей Любое необычное поведение, которое начинается вскоре после весьма пугающего эпизода или медицинской процедуры, в частности анестезии, может указывать на то, что ребенок травмирован [11, 12]. Навязчивые, повторяющиеся изощренные действия (такие, как частые удары игрушечной машиной по кукле) являются практически верным признаком неразрешенной реакции на травматическое событие. (Само действие может быть буквальным проигрыванием травмы, а может и не быть им). Другие признаки травматического стресса включают в себя следующие: 1. Настойчивое, контролирующее поведение. 2. Регрессию к более ранним паттернам поведения, таким, как сосание пальца. 3. Вспышки раздражения, неконтролируемые приступы гнева. 4. Гиперактивность. 5. Тенденция к пугливости. 6. Повторяющиеся ночные ужасы или кошмары, беспокойное движение во сне, ночное недержание мочи. 7. Неспособность сосредоточиться в школе, забывчивость. 8. Чрезмерная агрессивность или застенчивость, избегание или боязливость. 9. Сильная потребность уцепиться за кого-то. 10.Боли в желудке, головные боли или другие недомогания неизвестного происхождения. Для того, чтобы выяснить, является ли это необычное поведение на самом деле травматической реакцией, попробуйте упомянуть о пугающем эпизоде и посмотрите, как ребенок отреагирует на это. Травмированный ребенок может не захотеть, чтобы ему напоминали о предрасполагающем к травме событии, или, наоборот, при первом напоминании он станет возбужденным или напуганным, и будет не в состоянии перестать говорить о нем. Ключевые принципы повторного преодоления травмы у детей 1. Позвольте ребенку самому регулировать темп игры. Дети могут не сообщать словами, что они хотят продолжать; поэтому ищите знаки в их поведении и реакциях. Уважайте их желания, а также способ, который они избирают для общения с вами. Детей никогда нельзя заставлять делать больше, чем они хотят и могут сделать. Замедлите процесс, если вы заметите сигналы страха, сдавленного дыхания, одеревенения или ошеломленного (диссоциированного) поведения. Эти реакции рассеются, если вы просто подождете, тихо и терпеливо, уверяя ребенка в том, что вы по-прежнему рядом. В большинстве случаев его глаза и дыхание скажут вам, когда можно продолжать. 2. Различайте страх, ужас и возбуждение. Переживание страха или ужаса дольше, чем на краткий момент во время травматической, игры не поможет ребенку пройти через травму. Большинство детей будут предпринимать действия, чтобы избежать этого. Позвольте им сделать это. В то же время удостоверьтесь в том, что вы можете определить, является ли это избеганием или реакцией бегства. Избегающее поведение проявляется, когда страх и ужас угрожают шокировать ребенка. Это поведение обычно сопровождается некоторыми признаками эмоционального расстройства (плач, испуганные глаза, крик). Активное бегство, наоборот, воодушевляет. Дети становятся радостно возбужденными от своего маленького триумфа, и часто показывают удовольствие сияющей улыбкой, хлопаньем в ладоши или искренним смехом. В общем и целом, эта реакция во многом отличается от избегающего поведения. Такое возбуждение свидетельствует об успешной разрядке эмоций ребенка, которые сопровождали исходное переживание. Оно позитивно, желательно и необходимо. Травма трансформируется через изменение непереносимых чувств и ощущений на приятные. Это может произойти лишь на том уровне активации, который сходен с активацией, приведшей к травматической реакции. Если ребенок выглядит возбужденным, то будет нормальным предложить ему ободрение и продолжайте. Если ребенок выглядит испуганным или съежившимся, то наоборот, утешьте его и подбодрите, но не побуждайте его к дальнейшему движению в тот момент. Будьте с ним рядом, отдайте ему все свое внимание, поддержку и утешение; терпеливо дождитесь, когда страх утихнет. 3. Продвигайтесь маленькими шагами, один за другим. Вы никогда не будете двигаться слишком медленно при повторном преодолении травматического события. Травматическая игра является повторяющейся почти по своему определению. Используйте это циклическое свойство. Основное различие между повторным преодолением и травматической игрой состоит в том, что при преодолении есть небольшие, но увеличивающиеся различия в реакциях и поведении ребенка. Не имеет значения, сколько повторений потребуется, если ребенок реагирует по-другому, даже только слегка по-другому — с большим возбуждением, с большим количеством высказываний, спонтанных движений, — то ребенок проходит через травму. Если же реакции ребенка выглядят так, словно они движутся в сторону сжатия и повторения, а не расширения и разнообразия, то, возможно, вы пытаетесь преодолеть событие с помощью сценариев, которые требуют слишком сильного прогресса, который ребенок не может совершить в одночасье. Замедлите темп изменений, и если это не приносит видимой пользы, то перечитайте эту главу и более внимательно посмотрите на роль, которую вы играете, и на то, как реагирует ребенок; возможно, были некоторые сигналы, которые вы пропустили. Не заботьтесь о том, сколько раз вам приходится проходить через то, что кажется вам одним и тем же. Если ребенок реагирует на это — забудьте свои заботы и наслаждайтесь игрой. 4. Будьте терпеливы — станьте хорошим контейнером. Помните о том, что природа на вашей стороне. Для взрослого, возможно, самым трудным и важным аспектом повторного преодоления травматического события вместе с ребенком будет поддержание своей собственной веры в то, что все изменится к лучшему. Это чувство исходит изнутри вас, и оно проецируется на ребенка. Оно становится контейнером, которое окружает ребенка чувством уверенности. Это может быть особенно трудным, если ваш ребенок сопротивляется вашим попыткам преодолеть травму. Будьте терпеливыми и ободряющими. Большая часть ребенка хочет переработать это переживание. Все, что вам нужно сделать — это подождать, пока эта часть не заявит о себе. Если вы чрезмерно озабочены тем, возможно ли трансформировать травматическую реакцию ребенка, вы можете случайно послать своему ребенку противоречивое сообщение. Взрослые со своими собственными неразрешенными травмами могут быть в высшей степени предрасположены к попаданию в эту ловушку. Не допускайте, чтобы ваш ребенок пострадал в результате ваших собственных неразрешенных переживаний. Попросите кого-нибудь другого помочь вашему ребенку и вам самим. 5. Если вы почувствуете, что эта игра не приносит ощутимой пользы вашему ребенку, остановитесь. Некоторым детям может понадобиться несколько сессий. Если, после нескольких повторных попыток, ребенок остается зажатым и не продвигается в сторону триумфа и радости, то не торопите события. Проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом, попросив его о помощи. Исцеление травмы у детей — это чрезвычайно важный и сложный вопрос. При острой травме социальная среда преимущественно реагирует великодушно; в каждом типе общества сформированы социальные и религиозные структуры, цель которых помогать остро страдающим людям вплоть до того момента, когда они смогут жить самостоятельно. Внешняя оценка реальности и подлинности травматического переживания, которая осуществляется в сопутствующих условиях безопасности и поддержки, – жизненно важный аспект предупреждения и лечения посттравматического стресса. Однако создание подобных условий может стать сложной проблемой, если психологические потребности пострадавших и потребности их социального окружения вступают в противоречие друг с другом. Когда беспомощность пострадавшего сохраняется в течение длительного времени (как, например, при посттравматическом стрессовом расстройстве – ПТСР), а также когда причина травмы скрыта, запрещена к раскрытию либо неприемлема с моральной точки зрения (санкционированное властями преступление, внутрисемейное насилие и пр.), травма вряд ли приведет к мобилизации внешних ресурсов, возмещению ущерба или к общественному заступничеству во имя справедливости. Из-за недостатка легализации и поддержки и травматические переживания, скорее всего, будут угнетать пострадавшего, выражаясь в гневе, избегании и в других формах разрушительного поведения [15]. Заключение Травма развития обусловлена в основном психологическими причинами, которые чаще всего являются результатом неправильного воспитания и негативного родительского влияния в критические периоды развития ребенка. И хотя причины, вызывающие травмы, сильно отличаются друг от друга, жестокое обращение и пренебрежение могут вызвать те же симптомы, что и шоковая травма. Поэтому людям, испытавшим травму развития, следует обратиться за помощью к терапевту, который поможет им проработать те проблемы, которые переплетаются с травматическими реакциями. Ребенок не может защитить себя с помощью языка. Он отдан в гораздо более конкретную власть боли, отвержения, желаний и всех чувств, он не может спрятаться за сослагательное наклонение и другие языковые искусы, он не может рациональным языком проникать в суть вещей. Дети смогут добиться большего если мы хотим только того, чтобы им было хорошо. Литература 1. Брязгунов И.П. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков / И.П. Брязгунов, А.Н. Михайлов, Е.В. Столярова. – М.: Медпрактика-М, 2008. – 144 с. 2. Бодинамические структуры характеров. Рабочие материалы к базовому курсу по бодинамике / Под ред. С. Йоргенсена. – М.: Центр психологического консультирования и телесной психотерапии, 2007. – 136 с. 3. Вилке Э. Расстройства пищевого поведения. Конспект семинара. – Москва, февраль 2011. 4. Воробьева О.В. Стресс и расстройства адаптации / О.В. Воробьева // Русский медицинский журнал. Неврология и психиатрия. – Т. 17, № 11. – 2009 год. – С. 789-793. 5. Вроно Е. М. Несчастливые дети – трудные родители: наблюдения детского психиатра. – М.: СЕМЬЯ и ШКОЛА, 1997. – 128 с. 6. Дернер К. Заблуждаться свойственно человеку. Учебное пособие по психиатрии и психотерапии / К. Дернер, У. Плог. – СПб.: НИИ им В. М. Бехтерева, 1997. – 520 с. 7. Дозорцева Е.Г. Соматическая терапия травмы у девиантных девочек-подростков / Е.Г. Дозорцева // МПЖ – № 1 (спец. выпуск: Работа с травмой), 2003. – С. 81-91. 8. Зейгарник Б.В. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. – Т. 10, № 2. – С. 121-133. 9. Калшед Д. Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа / Д. Калшед. – М.: Академический проект, 2007. – 368 с. 10. Левин П. Исцеление от травмы: уроки природы / П. Левин // МПЖ – № 1 (спец. выпуск: Работа с травмой), 2003. – С. 53-69. 11. Левин П. Понимание детской травмы / П. Левин // МПЖ – № 1 (спец. выпуск: Работа с травмой), 2003. – С. 70-80. 12. Левин П.А. Пробуждение тигра – исцеление травмы / П.А.Левин, Э. Фредерик. – М.: АСТ, 2007. – 320 с. 13. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. – 511 с. 14. Мазур Е.С. Психическая травма и психотерапия / Е.С. Мазур // МПЖ. – № 1 (спец. выпуск: Работа с травмой), 2003. – С. 31-52. 15. Макферлейн А. Травма и её вызов обществу / А. Макферлейн, Б.А. Ван дер Колк // МПЖ. – № 1 (спец. выпуск: Работа с травмой), 2003. – С. 7-30. 16. Марчер Л. Травма рождения: метод её разрешения / Л. Марчер, Л. Олларс, П. Бернард // МПЖ – № 1 (спец. выпуск: Работа с травмой), 2003. – С. 92-120. 17. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. – М.: Смысл, Академия, 2008. – 416 с. 18. Перлз Ф. Гештальттерапия. Теория и практика / Ф. Перлз, Дж. Энрайт, Л. Перлз, К. Наранхо, П. Гудмен. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 320 с. 19. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1973. – 123 с. 20. Столярова Е.В. Психотерапия психической травмы. Конспект программы Университета РАО. – Москва, 2010-2011. 21. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия / Х. Ремшмидт. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 624 с. 22. Франкл В. Психотерапия на практике / В. Франкл. – М.: Ювента, 1999. – 256 с. 23. Фейд З. Я и Оно. По ту сторону удовольствия / З. Фрейд. – М.: АСТ, Астрель, 2011. – 160 с. 24. Эльячефф К. Затаенная боль / К.Эльячефф. – М.: Кстати, 1999. – 176 с. 25. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 576 с. |