МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Травма. Определение, механизмы развития, последствия





Теории развития

Знание закономерностей развития имеет большое значение для понимания психических расстройств у детей и подростков. Развитие охватывает такие процессы как рост, созревание, обучение и взаимодействие между ними. При этом следует помнить, что не все воздействия на детей связаны с процессом развития; имеются случайные влияния, ограничивающие развитие и неблагоприятные жизненные условия, которые не могут рассматриваться как собственно факторы развития, хотя и существенно влияют на развитие. Многие авторы дают определение стадий развития в соответствии в соответствии возрастными периодами [21]. В таблице 1 представлены четыре модели развития и психопатологические расстройства, соответствующие определённым стадиям развития.

Диагностическая классификация развития психопатологической симптоматики
Таблица 1.

Возраст Стадия психосексу-ального развития (Freud) Стадия психосоци-ального развития (Erikson) Стадия когнитив-ного развития (Piaget) Стадия аффективного развития (Jersild) Психопатоло-гические симптомы

0 – 1,5
оральная
доверие – недоверие
сенсомотор-ная
страхи перед темнотой, чужими, одиночеством, внезапными звуками, беспомощ-ностью
аутизм, анаклитичес-кая депрессия, нарушения питания и сна

1,5 – 3
анальная
автономия – сомнение/стыд
символическая
страх разлуки, страх быть брошенным, страх перед внезапными движениями
симбиотическое поведение, негативизм, упрямство, робость/ застенчивость ночные страхи

3 – 5
генитальная
эдипова
инициатива – чувство вины
интуиция, представления
страхи перед: животными, воображаемыми существами, травмой/ обидой
фобии, кошмарные сновидения, проблемы речи, энурез, энкопрез, страхи

6 – 11
латентная
прилежание – чувство собственной неполноценности
конкретные операции
страхи перед: школьными неудачами, страх быть осмеянным, страх потери собственности, физического недостатка, болезни, смерти
школьные проблемы, страх школы, школьная фобия, навязчивости, конверсионные симптомы, тики

12 – 17
подростковая: повторное переживание ранних конфликтов
идентичность – ролевая диффузия
формальные операции
стремление быть иным (физически, социально, интеллектуально), сексуальные страхи, страх потери лица
диффузия идентичнос-ти, нервная анорексия, делинквент-ность, шизофрения

Проблемы такой классификации состоят в том, что не все стадии подтверждены эмпирическими исследованиями. Например, так называемая латентная фаза по З. Фрейду не имеет эмпирического коррелята. Разумеется, не все теоретические положения могут быть доказаны эмпирически. В настоящее время существует мнение, что изменения развития зависят от взаимодействия генетических факторов и средовых воздействий, причем индивид не является пассивным объектом этих воздействий, а творчески преобразует сове окружение. Современная психопатология развития отходит от фазовых моделей развития в сторону процессуальных моделей, которые подтверждают эти взаимодействия между индивидом и всем многообразием средовых воздействий и социальным окружением при этом индивид рассматривается одновременно как активный участник собственного развития.
Бодинамика разработала собственную систему структуры характера, основанную на соответствующем понимании процесса психомоторного развития [2]. Считается, что развитие личности начинается до её рождения и продолжается до пубертат (12-13 лет). Этим бодинамическая теория отличается от других (психоаналитических) теорий личности, которые считают эдипов возраст (3-6 лет) последней и решающей стадией развития перед генитальной фазой, которая начинается в подростковом возрасте. Согласно бодинамической модели между эдиповой стадией и пубертатом развитие продолжается и проходит еще две стадии, связанные с групповой социализацией ребёнка. Они называются в соответствии с основными темами этих периодов – стадией формирования мнений и стадией солидарности/проявления себя и своих интересов. Кроме того, предполагается, что материал всех стадий снова активизируется в подростковом возрасте, но уже в случайной последовательности. Это, как считают приверженцы бодинамического подхода даёт возможность ребёнку установить лучшую интеграцию всех тем развития или, наоборот, ухудшить её.
Каждая структура характера строится вокруг исторического возникновения отдельных потребностей и импульсов. На каждой стадии психо-моторного развития ребёнок осваивает новые стороны жизни и соответствующие моторные навыки. Жизненные аспекты сжато отражены в основных темах развития, которые, в свою очередь, связаны с определёнными паттернами мышечного реагирования групп мышц, активно использующихся на данной стадии.
До достижения четырнадцати лет ребёнок приобретает свой собственный способ взаимодействия с миром, на основе этого опыта соответствующие мышцы развивают свой способ реагирования: смирение, сдерживание или нейтральный ответ. Эти три мышечные реакции характерны для трех позиций характера каждой структуры развития. Первая позиция связана с большей пассивностью, отказом от деятельности, капитуляцией и коллапсом; обычно она формируется, если стресс или нарушение нормального развития происходит на ранней стадии возрастного периода, или если стресс слишком силён [16]. Поздняя позиция формируется, если стресс или нарушение не слишком сильны или происходят на поздней стадии возрастного периода; она характеризуется сдерживанием импульсов, напряжением, сопротивлением. Третья и последняя позиция – это так называется здоровая структура, она связана с ресурсом.



Травма. Определение, механизмы развития, последствия

Термин «психическая травма» подразумевает вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного влияния неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику. История понятия травмы начинается с исследований Ж.М. Шарко и Ж. Брейера и ранних работ З.Фрейда, который рассматривал травму как глубоко укоренённый в бессознательном аффект, оказывающий на психику патогенное воздействие и лежащий в основе невротических расстройств [23]. Исследование К.-Г. Юнга блокированных аффектов и диссоциированных состояний привело к выводу о существовании множества разных индивидуальных историй и фантазий (комплексов), касающихся травмы, иначе говоря – к пониманию множественности травмы [9]. Современными исследователями понятие психической травмы рассматривается в контексте теории стресса [19]. Согласно этому подходу, травматический стресс наступает в том случае, если стрессогенный фактор достаточно силён, продолжается в течение длительного времени, перегружает психологические, физиологические и адаптационные возможности человека, разрушает психологическую защиту, вызывает тревогу и приводит к психологическим и физиологическим «поломкам» в организме.
В работах 90-х годов психологическая травма определяется как состояние сильного испуга, переживаемое человеком при столкновении с внезапным, потенциально угрожающим жизни событием, которое превосходит возможности индивида и которое он, поэтому, не способен ни контролировать, ни сколько-нибудь эффективно отреагировать. Питер Левин, интегрировал знания в области психологии, психотерапии, биологии, психофизиологии и нейрофизиологии и создал соматический подход в теории психической травмы [12]. Травма понимается им как прорыв в барьере, защищающем человека от воздействий, сопровождающихся чрезвычайно сильным чувством беспомощности. Психологическая травма, как правило, возникает из-за отсутствия индивидуальных ресурсов, необходимых для преодоления травмирующего события.
Выделяются следующие виды травм [14]:
• шоковые, или травмы угрозы жизни;
• эмоциональные, или травмы, связанные с эмоциональными переживаниями горя, потери, конфликтов и пр.;
• травмы развития, произошедшие в детском возрасте и повлиявшие на ход личностного развития индивида.
Существуют различные теории механизмов возникновения психической травмы. З. Фрейд и К.-Г. Юнг ввели категорию смысла в понимании травмы [9]. Смысловые категории рассматриваются также в логотерапии В. Франкла [22] – как утрата человеком жизненно важных смыслов. И. Ялом предложил рассматривать все психологические проблемы травматического переживания с точки зрения экзистенциальных данностей, таких как смерть, свобода, изоляция, бессмысленность [25]. В современных работах травматические расстройства связывают с негативными смысловыми переживаниями, с процессами смыслообразования и смыслопорождения [13], нарушениями процессов смысловой регуляции [8]. По мнению Ф. Перлза и его последователей причиной травматического переживания являются незавершенные действия или незавершенные ситуации в виде нереализованных потребностей или незавершенных чувств и эмоций, которые стремятся к завершению [18]. Процесс завершения требует проживания не только чувства горя, утраты, обиды, разочарования, гнева, возмущения, но и других, таких как. Например, прощение, прощание и благодарность, которые помогают завершить переживаемую психотравмирующую ситуацию.
Механизм незавершенных действий широко используется в теории психической травмы П. Левина. Травма рассматривается как результат незавершенной телесной реакции на травматическое событие [10]. Эти реакции имеют биологическую, инстинктивную природу, присущую и человеку и животному, и выражаются в виде реакций бегства, борьбы или замирания. Так травматическое событие влечёт за собой повышенный уровень возбуждения центральной нервной системы, то разрешение травмы требует завершения незавершенных реакций, разрядки избыточной энергии и возвращению к нормальному уровню функционирования.
Современные работы в психиатрии показывают, что жизненные травматические события могут вызывать не только психологические проблемы и трудности, но и потенцировать развитие клинически оформленных психических расстройств. В МКБ-10 они выделены в рубрику «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства» (F45) [17]. В педиатрической практике симптомы травматического переживания имеют место в рубриках «Гиперкинетические расстройства» (F90), синдромы страхов и эмоциональные расстройства (фобические страхи, флуктуирующие страхи, генерализованные страхи, панические атаки и агорафобия, страх разлуки и школьная фобия). Обязательную связь с травматическим переживанием имеют реактивные расстройства [1]: острая реакция на стресс (F43.0), посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1) и расстройство адаптации (F43.2).
Травматический стресс в МКБ-10 определяется как самостоятельное расстройство в том случае, если можно выделить отдельный комплекс симптомов: навязчивые повторные переживания травматического события; избегания всего, что связано с травмой; неспособность вспомнить важные эпизоды травмы; чувство отстранённости и отчуждённости от других; притупленность эмоций, проблемы со сном, раздражительность или вспышки гнева, нарушение памяти и концентрации внимания, сверхбдительность и др. травма может приводить и к более глубоки болезненным последствиям в виде депрессии, тревожных расстройств, психосоматических заболеваний. Тяжелое социальное явление – насилие – также может быть следствием травмы. Неразрешенная травма имеет тенденцию к возобновлению.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.