|   ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение 
 Как определить диапазон голоса - ваш вокал 
 Игровые автоматы с быстрым выводом 
 Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими 
 Целительная привычка 
 Как самому избавиться от обидчивости 
 Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам 
 Тренинг уверенности в себе 
 Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" 
 Натюрморт и его изобразительные возможности 
 Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. 
 Как научиться брать на себя ответственность 
 Зачем нужны границы в отношениях с детьми? 
 Световозвращающие элементы на детской одежде 
 Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия 
 Как слышать голос Бога 
 Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) 
 Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
 
 
 Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. 
  Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
 
  Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
 | Расчетно-графическая работа
 
 
 
 Задание 1. «Проверка статистических гипотез» Из двух нормально распределенных генеральных совокупностей  и  получены малые независимые выборки, объемы которых  и  ,
 где [ ] означают целую часть числа, заключенного в эти скобки,  - порядковый номер фамилии студента в групповом журнале. Значения вариант  и  рассчитываются по формулам:  ,  и  ,  ,
 где  – номер студенческой группы. Требуется по данным выборкам при уровне значимости 0,05 проверить нулевую гипотезу  при альтернативной гипотезе  . Пример вычисления для студента с параметрами  =0,  =1. Решение. Определим объемы выборок:  =  =  =[2,5]+8=2+8=10
  =  =  =[3]+7=3+7=10.
 Далее найдем значения вариант обеих выборок: x1=1+5,5=6,5; x2=7,5; x3=8,5; x4=9,5; x5=10,5; x6=11,5; x7=12,5; x8=13,5; x9=14,5; x10=15,5; y1=  =2; y2=3; y3=4; y4=5; y5=6; y6=7; y7=8; y8=9; y9=10; y10=11. Вычислим средние и исправленные дисперсии:  =11;
  =  ·(2·4,52+2·3,52+2·2,52+2·1,52+2·0,52)=  · 41,25=  · 13,756≈9,167,
  =6,5;
  =  ·(2·4,52+2·3,52+2·2,52+2·1,52+2·0,52)=9,167.
 Проверим сначала гипотезу о равенстве дисперсий  , при конкурирующей  .  ,  , так как    , то гипотеза о равенстве дисперсий принимается.
 Можно переходить к сравнению математических ожиданий.  ,  (0,05,18)=2,10, так как  то гипотеза  о равенстве математических ожиданий отвергается.
   Задание 2. «Оценивание параметров и проверка гипотезы о нормальном законе распределения» По выборочным данным, представленным ниже, требуется проверить гипотезу о нормальном законе распределения по критериям согласия Пирсона и критерию Колмогорова на уровне значимости 0,05. Здесь  - номер студенческой группы,  - номер фамилии студента в журнале.                                           | 11,70 | 12,90 | 10,32 | 9,50 | 5,91 | 11,56 | 10,81 | 9,32 | 13,00 | 12,90 |                       | 7,35 | 11,80 | 17,00+  /10 | 14,10 | 9,74 | 9,76 | 6,96 | 15,05 | 14,67 | 9,73+N/10 |                       | 11,35 | 10,51 | 15,95 | 12,41 | 13,56 | 6,68 | 13,75 | 16,95 | 8,81 | 10,60+N/10 |                       | 13,90 | 9,03 | 7,39 | 13,85 | 11,99 | 6,23 | 12,56 | 12,03 | 12,97 | 15,95 |                       | 11,00 | 7,76 | 10,48 | 12,80 | 12,05 | 12,33 | 5,60-  /10 | 8,80 | 9,85 | 10,11+  /10 |                       | 9,75 | 13,70 | 12,09 | 13,40 | 9,02 | 6,67 | 12,37 | 11,67 | 12,00 | 13,60 |                       | 15,21 | 9,70 | 13,70 | 16,10 | 13,60 | 14,40 | 14,75 | 8,06 | 13,01 | 10,70+N/10 |                       | 13,57 | 15,30 | 12,30 | 15,85 | 17,60 | 11,25 | 12,75 | 11,50 | 12,27 | 11,50 |                       | 9,21 | 10,79 | 11,11 | 12,31 | 16,80 | 16,20 | 10,36 | 6,86 | 12,90 | 8,64+(N+  )/10 |                       | 14,90 | 16,00 | 12,00 | 12,31 | 9,35 | 16,60 | 15,67 | 15,33 | 8,69+  /10 | 12,07 |    Пример вычисления для студента с параметрами  =0,  =0. Решение.                                         | 11,70 | 12,90 | 10,32 | 9,50 | 5,91 | 11,56 | 10,81 | 9,32 | 13,00 | 12,90 |                       | 7,35 | 11,80 | 17,00 | 14,10 | 9,74 | 9,76 | 6,96 | 15,05 | 14,67 | 9,73 |                       | 11,35 | 10,51 | 15,95 | 12,41 | 13,56 | 6,68 | 13,75 | 16,95 | 8,81 | 10,60 |                       | 13,90 | 9,03 | 7,39 | 13,85 | 11,99 | 6,23 | 12,56 | 12,03 | 12,97 | 15,95 |                       | 11,00 | 7,76 | 10,48 | 12,80 | 12,05 | 12,33 | 5,60 | 8,80 | 9,85 | 10,11 |                       | 9,75 | 13,70 | 12,09 | 13,40 | 9,02 | 6,67 | 12,37 | 11,67 | 12,00 | 13,60 |                       | 15,21 | 9,70 | 13,70 | 16,10 | 13,60 | 14,40 | 14,75 | 8,06 | 13,01 | 10,70 |                       | 13,57 | 15,30 | 12,30 | 15,85 | 17,60 | 11,25 | 12,75 | 11,50 | 12,27 | 11,50 |                       | 9,21 | 10,79 | 11,11 | 12,31 | 16,80 | 16,20 | 10,36 | 6,86 | 12,90 | 8,64 |                       | 14,90 | 16,00 | 12,00 | 12,31 | 9,35 | 16,60 | 15,67 | 15,33 | 8,69 | 12,07 |    Для удобства расположим варианты в порядке возрастания.                                         | 5,60 | 8,06 | 9,50 | 10,48 | 11,50 | 12,05 | 12,56 | 13,56 | 14,40 | 15,95 |                       | 5,91 | 8,64 | 9,70 | 10,51 | 11,50 | 12,07 | 12,75 | 13,57 | 14,67 | 15,95 |                       | 6,23 | 8,69 | 9,73 | 10,60 | 11,56 | 12,09 | 12,80 | 13,60 | 14,75 | 16,00 |                       | 6,67 | 8,80 | 9,74 | 10,70 | 11,67 | 12,27 | 12,90 | 13,60 | 14,90 | 16,10 |                       | 6,68 | 8,81 | 9,75 | 10,79 | 11,70 | 12,30 | 12,90 | 13,70 | 15,05 | 16,20 |                       | 6,86 | 9,02 | 9,76 | 10,81 | 11,80 | 12,31 | 12,90 | 13,70 | 15,21 | 16,60 |                       | 6,96 | 9,03 | 9,85 | 11,00 | 11,99 | 12,31 | 12,97 | 13,75 | 15,30 | 16,80 |                       | 7,35 | 9,21 | 10,11 | 11,11 | 12,00 | 12,33 | 13,00 | 13,85 | 15,33 | 16,95 |                       | 7,39 | 9,32 | 10,32 | 11,25 | 12,00 | 12,37 | 13,01 | 13,90 | 15,67 | 17,00 |                       | 7,76 | 9,35 | 10,36 | 11,35 | 12,03 | 12,41 | 13,40 | 14,10 | 15,85 | 17,60 |  1) находим размах выборки: 
 
  ,
 2) определяем число классов разбиения по формуле Стерджесса:  ,
 3) находим величину классового интервала:  ,
 4) границы и середины частичных интервалов находим по формулам:  ,
  ,
  и так далее,
  ,
  и так далее.
 5) подсчитываем частоты попадания вариант в каждый интервал:                                           | Границы интервалов | Середина интервала | Эмпирическая частота |                       |  |  |  |  |                       | 4,815 | 6,385 | 5,600 |  |                       | 6,385 | 7,956 | 7,171 |  |                       | 7,956 | 9,527 | 8,741 |  |                       | 9,527 | 11,097 | 10,312 |  |                       | 11,097 | 12,668 | 11,883 |  |                       | 12,668 | 14,239 | 13,453 |  |                       | 14,239 | 15,809 | 15,024 |  |                       | 15,809 | 17,380 | 16,595 |  |                       | 17,380 | 18,951 | 18,165 |  |    Эмпирический интервальный ряд составлен, найдём среднее значение и СКО:  ,  .
 Теперь найдём теоретические частоты, предполагая нормальное распределение совокупности:                                         | Границы интервалов |  |  | Границы интервалов |  |  |    - -  |  |                       |  |  |  |  |                       | 4,815 | 6,385 | - | -5,497 |  | -1,921 | -0,5 | -0,4726 | 0,0274 | 2,74 |                       | 6,385 | 7,956 | -5,497 | -3,927 | -1,921 | -1,372 | -0,4726 | -0,4147 | 0,0579 | 5,79 |                       | 7,956 | 9,527 | -3,927 | -2,356 | -1,372 | -0,823 | -0,4147 | -0,2939 | 0,1208 | 12,08 |                       | 9,527 | 11,097 | -2,356 | -0,785 | -0,823 | -0,274 | -0,2939 | -0,1064 | 0,1875 | 18,75 |                       | 11,097 | 12,668 | -0,785 | 0,785 | -0,274 | 0,274 | -0,1064 | 0,1064 | 0,2128 | 21,28 |                       | 12,668 | 14,239 | 0,785 | 2,356 | 0,274 | 0,823 | 0,1064 | 0,2939 | 0,1875 | 18,75 |                       | 14,239 | 15,809 | 2,356 | 3,923 | 0,823 | 1,372 | 0,2939 | 0,4147 | 0,1208 | 12,08 |                       | 15,809 | 17,380 | 3,923 | 5,497 | 1,372 | 1,921 | 0,4147 | 0,4726 | 0,0579 | 5,79 |                       | 17,380 | 18,951 | 5,497 | - | 1,921 |  | 0,4726 | 0,5 | 0,0274 | 2,74 |                       |  |  |  |    Найдём наблюдаемые значения  и  .                                           |  |  |  |  |  |  |  |  |                       |  | 2,74 | 0,03 | 0,0274 | 0,03 | 0,0274 | 0,0026 | 0,0247 |                       |  | 5,79 | 0,07 | 0,0579 | 0,10 | 0,0853 | 0,0147 | 0,2529 |                       |  | 12,08 | 0,11 | 0,1208 | 0,21 | 0,2061 | 0,0039 | 0,0966 |                       |  | 18,75 | 0,16 | 0,1875 | 0,37 | 0,3936 | 0,0236 | 0,4033 |                       |  | 21,28 | 0,24 | 0,2128 | 0,61 | 0,6064 | 0,0036 | 0,3477 |                       |  | 18,75 | 0,19 | 0,1875 | 0,80 | 0,7939 | 0,0061 | 0,0033 |                       |  | 12,08 | 0,09 | 0,1208 | 0,89 | 0,9147 | 0,0247 | 0,7853 |                       |  | 5,79 | 0,10 | 0,0579 | 0,99 | 0,9726 | 0,0174 | 3,0612 |                       |  | 2,74 | 0,01 | 0,0274 | 1,00 | 1,00 |  | 1,1050 |                       |  |  = =0,0247  =0,247 |    = =6,080 |    Критические значения находим в соответствующих таблицах:  =  , так как  6,08<  , то принимается гипотеза о нормальном распределении генеральной совокупности, аналогично
  , так как  <  , то гипотеза о нормальном законе распределения подтверждается и критерием Колмогорова.
 Доказали, что совокупность распределена нормально, найдём оценки генеральных параметров этой совокупности.                                           |    |      |      |      |                       | -6,283 | 118,428 | -744,083 | 4675,073 |                       | -4,712 | 155,421 | -732,344 | 3450,805 |                       | -3,142 | 108,59 | -341,19 | 1072,019 |                       | -1,571 | 39,489 | -62,037 | 97,46 |                       |  |  |  |  |                       | 1,57 | 46,833 | 73,528 | 115,439 |                       | 3,141 | 88,793 | 278,899 | 876,022 |                       | 4,172 | 222,029 | 1046,201 | 4929,699 |                       | 6,282 | 39,476 | 247,988 | 1557,861 |                       |  | 8,19 | -2,33 | 167,744 |                                            |  |  |  |  |  |  |  |                       | 11,883 | 8,274 | 2,876 | -0,0979 | -0,548 | 12,064 | 11,948 |  Найдём доверительный интервал для математического ожидания  при неизвестной дисперсии  .  , где  ,  ,
 
 Найдём доверительный интервал для дисперсии  при неизвестном  .  , где  ,  ,
  ,
  ,
  .
 
 
 
 
 |