МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Вопрос 25 Проблема сознания и основные подходы к его философскому анализу.





Сознание является отличительной сущностной характеристикой человека. Выделяют 3 основные парадигмы в философии сознания:

Субстанциальная. Представителя данной парадигмы являются: Платон, Аристотель, Декарт, Гегель и т.д. Данная парадигма представляет разум человека как наиболее значимый и универсальный по отношению к сознанию и проецирует его на структуру универсума в целом. Разум в данном случае выступает гарантом единства и упорядоченности бытия. В результате чего индивидуальное человеческое сознание рассматривается как отдельное проявление мирового разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи, за счет которых конструируются сущностные свойства объекта, определяют его содержание. Статус индивидуального сознания оценивается через степень его приобщения к миру, а также к идеям разума.

Функциональная. Данная парадигма интерпретирует сознание как функцию материальных систем, которая в своих исходных характеристиках не содержит ничего идеального и мыслящего. Согласно данной парадигме сознание обеспечивается функционированием нервной системы, которая организована соответственно с универсальными законами механики. Подлинным основанием мышления является чувственный опыт. При этом сознание выступает не конкретизацией универсальных конструкций, а отражением реально существующих объектов и связей действительности данных нам ощущений.

Экзистенциально-феноменалогическая. Данная парадигма делает акцент на описание опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность (предполагает способность сознания быть всегда «сознанием о»). данная парадигма наделяет индивидуальное человеческое «Я» активным конституирующим статусом. В результате чего сознание не столько является отражением, сколько осмыслением действительности. Именно сознание формирует жизненный мир человеческого бытия, задает его мировоззренческие горизонты и определяет опыт его существованием. При этом сознание не отождествляется с разумом, т.к. подлинное бытие сознания осуществляется как динамическая целостность рефлексивных и до рефлексивных слоев, как поток мыслей, чувств и ассоциаций. При этом «Я» человека оказывается всякий раз не столько давностью, сколько заданностью.

 

Вопрос 26 Проблема генезиса (происхождения) сознания.

Проблема происхождения сознания рассматривается на нескольких уровнях: в контексте обще природной эволюции; в связи с происхождением культуры и общества; в аспекте онтогенеза человека (индивидуального развития человека). Природным основание… стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материях. Отражение сознания характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты, воздействующие на них явлениях. Тип, содержание и формы отражения определяются уровнем и особенностями системно структурной организации отражающих объектов, а также способов их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия, описанного выше, отражения не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.



В разработке теории отражения выделяют 2 концепции:

Функциональная концепция предполагает, что в не органических объектах есть лишь предпосылки для свойств отражения, но не его активное проявление.

Атрибутивная. Сторонники атрибутивной концепции настаивают на всеобщности свойств отражения.

Основные этапы в развитии материи и эволюции свойств отражения:

Отражение в неживой природе;

Отражение в живой природе;

Социальное отражение.

На уровне живой природы можно выделить следующие этапы отражения:

Раздражимость – это ответна реакция организма на воздействие окружающей сред. Данная форма отражения присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Сущность данной формы состоит в том, что:

Организм реагирует на биологически важные факторы.

Организм реагирует как целостное образование, поскольку нет деференциированных органов.

Изменение происходит без временного разрыва, т.к. сохраняющие реакции запускаются сразу.

Чувствительность – это способность организма иметь ощущение, отражающее отдельные свойства предметов, которые воздействуют на организм. У низших животных органы чувств не развиты.

Психика обусловлена появлением второй сигнальной системы у человека. для неё характерным становится реакция не только на жизненно важные факторы, но и на те сигналы, которые не являясь сами по себе значимыми для выживания, выступают как сигнал, предупреждающий об опасной или неблагоприятной ситуации. Психика основана на видовой гинетически закрепленных программах жизнедеятельности и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти позволяет высокоорганизованным животным достаточно эффективно справляться с рядом сложных ситуаций, что дает возможность говорить о наличии у человека «практического интеллекта» ассоциативного мышления.

Основными отличительными признаками сознания человека от психики животных являются:

Абстрактно логическое мышление, которое связано с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, которые не даны непосредственно восприятиям.

Целеполагание рассматривается, как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в неё.

Самосознание позволяет человеку иметь возможность выделять себя из внешней среды.

Язык (речь), который выступает второй сигнальной системой и заставляет нас ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим единицам.

 

 

Вопрос 27 Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Сознание и язык .

Один из основных факторов, посредством которого осуществляется социально-творческая природа сознания, – это деятельность. Практика и деятельность фактически обусловили возникновение и функционирование сознания, где всякий мыслительный акт – это «внутреннее действие». В то же время человеческую деятельность отличает ее «осознанность», связанная со способностью к целеполаганию.

В качестве основных культурных механизмов, обеспечивающих формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование. Именно они определяют ту систему «культурных предрассудков», которая гарантирует целостность и устойчивость мировоззрения.

Еще один фактор, определяющий социокультурную размерность сознания, – это коммуникация. Она конкретизирует феномен деятельности на уровне межличностных взаимодействий, определяя не только ситуацию человека в целом, но и природу сознания. Реальный опыт сознания всегда задан как коммуникативный процесс в многообразии его форм: диалога, полилога. Посредством коммуникации проявляются и закрепляются функциональные характеристики сознания на всех его структурных уровнях.

Культурные механизмы, обеспечивающие коммуникацию, – это речь и язык. Язык – это система знаков, соответствующих определенным понятиям. Речь – это оформленная в соответствии с принятыми в обществе правилами словесная деятельность, в которой конкретизируется язык. Таким образом, язык реализует себя посредством речи, однако по отношению к последней он является более фундаментальной структурой.

Речевое высказывание как элементарная единица речи может характеризоваться как определенный акт, действие, направленное на достижение целенаправленного эффекта со стороны воспринимающих людей. Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык служит средством для образования и выражения мысли. Он выступает в качестве универсального культурного механизма сохранения и трансляции информации, коммуникации; является необходимым посредником между человеком и миром, восприятие и познание которого возможно лишь посредством языка.

 

 

Вопрос 28 Общество как предмет философского осмысления . Особенности познания социальной реальности.

На протяжении всей истории человечества совместное существование людей являлось предметом познания, результаты которого прямо или косвенно сказывались на характере деятельности человека, отношениях между людьми, формах самоорганизации и регуляции жизни социума. Общество как подсистема объективной реальности изучается социальной философией, задача которой – выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека.

Если исходить из содержания и характера отношений между индивидами, осуществляющих свою жизнедеятельность, то определяющим фактором их совместного бытия будут выступать деятельность и оформляющие ее связи и отношения. В этом смысле любое сообщество индивидов имеет в качестве условий своего существования совместную (кооперированную, организационно оформленную и управляемую, самоорганизующуюся и т. д.) деятельность, требующую, в свою очередь, определенных знаний, умений и навыков ее осуществимости. Понятая таким образом общность людей, которая может быть описана и выражена в категориально-понятийной форме как система сложившихся и постоянно складывающихся отношений в ходе взаимодействий многообразных форм, видов, типов, родов деятельности, есть общество.

Сферу социально-философского познания составляют теории, отражающие специфику таких объектов, как общество, человек, культура. Отличительная особенность этого познания – наличие объекта особого рода: цели, воля и желания индивидов. Включенность самого субъекта (человека) в познаваемый объект (общество) – первая отличительная черта социального познания; невозможность абстрагирования социального познания от непосредственной жизнедеятельности людей, мира повседневных отношений – вторая его отличительная черта; в отличие от символики естественно-научного типа, за которой скрываются вещи, за символами социального характера скрываются идеи и действия агентов социума – это третья отличительная черта социального познания.

Социальная философия – философия общества. Выявляет природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития. Предмет социальной философии: проблемы социального бытия.

Основные проблемы социальной философии. Социальная философия – раздел философии, описывающий качественное своеобразие общества, его отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, системе ценностей, культуре, выявляющий основные стратегии интерпретации общества в истории философской мысли.

Социальная философия – это философия общества,выявляющая природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития, то есть предметом анализа социальной философии являютсяпроблемы социального (общественного) бытия, социальной онтологии. Несмотря на то, что общество, будучи сложной самоорганизованной системой, является объектом изучения различных наук, это не отменяет необходимостифилософской рефлексии над обществом, над различными концепциями и направлениями, в которых предпринимаются попытки анализа и объяснения самых разнообразных феноменов социальной жизни. Развитие различных частных методов исследования общества, специальных научных дисциплин об обществе, как бы актуально и прогрессивно оно ни было, не отменяет задачи философского исследования общества, построения различных моделей социальной онтологии, выявления специфики социальной реальности, взаимодействия различных феноменов общественного сознания и социальных явлений друг с другом, поиска приоритетов и предельных мировоззренческих ориентиров сознательного отношения к миру, осуществляющихся в рамках социальной философии.

На определенной стадии развития конкретно-научная рефлексия над обществом с необходимостью переходит на уровень философской рефлексии, когда выстраиваются различные исследовательские программы в обществознании, предлагаются альтернативные модели философии истории, философии морали, философии искусства, философии власти, философии религии, обосновываются критерии стратификации, рассматриваются проблемы и типы цивилизационной динамики и культуротворчества, появляются разнообразные футурологические модели развития человечества.

Названные проблемы и понятия составляют категориальную матрицу и исследовательское поле социальной философии, или философии общества.

Социальная философия ставит перед собой следующие вопросы: какова специфика социального бытия, существуют ли законы общественной жизни, как сочетаются свобода и творческая устремленность личности с социальными традициями и нормами, каково соотношение власти и нравственности, эмпирического и теоретического познания в общественной жизни, в чем смысл истории, возможно ли воплощение идеальных моделей общества в действительности?

Центральным понятием социальной философии является общество в различных его измерениях, выступающее в процессе философской рефлексии как социальное бытие. В широком смысле слова под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятельности. В более узком смысле слова общество – это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, современное белорусское общество).

Общественное, социальное – это все то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, биологической основы. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует, как и становление человеческой личности невозможно вне общества, вне усвоения социального опыта, мира культуры и науки, программ поведения, общения и деятельности, накопленных социумом.

В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всегда стремящиеся к определенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.

Общество не просто обособившееся в результате практики от природы системное образование, но это и сама практическая, духовная и субъективно-личностная деятельность, материальные и духовные ценности, которые оказывают мировоззренческое влияние на человека, живущего в нем.

Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.Как теоретически обоснованная система философских знаний о существовании и развитии общества социальная философия формируется в период становления дисциплинарно организованной науки, начиная с конца XVIII – 1-й половины XIX вв., когда возникают попытки построения систематического обществоведения.

По мере развития социальной философии сформировались различные исследовательские программы, по-разному объясняющие развитие общества. К ним относятся следующие:

– натуралистическая (ее версии: методологический редукционизм, этноцентризм, органицизм);

– культурно-историческая (культурно-центристская);

– психологическая и социопсихологическая;

– исследовательские программы классического и постклассического марксизма;

– программа социального действия М. Вебера;

– программа социальной реальности как феномена символической интеракции (Дж. Г. Мид);

– программа структурного функционализма (Т. Парсонс);

– программа общественной рациональности и коммуникативного действия, "системы" и "жизненного мира" (Ю. Хабермас) и др.

В понятии общества отражаются

- субъективно-материальные (экономические) факторы (Адам Смит, Карл Маркс)

- духовные параметры (Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Карл Ясперс)

- субъективно-личностные измерения (Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм, Карл Юнг).

 

 

Вопрос 29 Проблема направленности общественного развития : линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

Нелинейные интерпретации истории

Связаны с представлением о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Обретают вторую жизнь в философско-исторических концепциях Просвещения в форме цивилизационно-циклической модели исторического процесса (Дж. Вико, И. В. Гете). Нелинейная модель исторического процесса закрепляется в концепциях культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, «морфологии культуры» О. Шпенглера, «локалных цивилизаций» А. Дж. Тойнби и др.

Линейные интерпретации истории

Представлены в двух основных моделях:

«регрессизм». Появляется в древнем мире в концепциях «возврата имен», «золотого века», в религиозно-богословских представлениях иудаизма и христианства – в эсхатологии. В эпоху Просвещения проявился в воззрениях Ж.-Ж. Руссо, усмотревшего в развитии культуры регресс человеческой свободы. Позиции историческогорегрессизма в наше время проявляются в идейных течениях:

экологического пессимизма;

технократического антиутопизма;

религиозно-сектантского финализма.

«прогрессизм». Оформился в 18 веке в философии Просвещения. Связан с верой во всесилие разума, могущество преобразовательных возможностей человека. Идея социального прогресса получила развитие в немецкой классической философии – «спиралевидная» модель истории Г. Гегеля. Особый вариант прогрессизма характерен для марксистской интерпретации исторического процесса как закономерной смены типов общественно-экономической формации.

В современной философии истории возникают концепции, имеющие регрессивный оттенок:

«пределов роста» (Форрестер, Медоуз);

«конфликта цивилизаций (Хантингтон);

«золотого миллиарда»;

«конца истории» (Фукуяма).

 

Вопрос 30 Понятие и функции культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.

Культура (от лат. сultura — возделывание, воспитание, а также лат. cult - почитание) для обыденного сознания представляет прежде всего совокупность искусственных объектов, созданных людьми в дополнение к природным формам человеческого поведения и деятельности. Она сложный мир символов, знаков, использующихся для обозначения человеком окружающего мира. Поскольку за внешним обликом вещей и символов обычно не так-то легко усмотреть их духовное содержание, возникает даже опасение, что точно определить содержание культуры невозможно. Эта трудность, однако, отчасти преодолевается посредством обращения к этимологии понятия культуры.

Слово «культура» латинского происхождения и первоначально оно обозначало возделывание, обработку земли. Позже, благодаря Цицерону, оно стало использоваться для характеристики человека, как обозначение его воспитанности, образованности, и более широко «культивирования» в человеке человеческих качеств.

Длительное время в классической философской литературе понятие «культура» отождествлялось с цивилизацией. Такой подход особенно был характерен для французских просветителей XVIII в. Только в конце XIX - начале XX в. в философии предпринимаются серьезные попытки разграничить данные понятия (О. Шпенглер, Н. Бердяев). Вместе с тем, и сегодня проблемы соотношения культуры и цивилизации весьма актуальны и носят дискуссионный характер.

В настоящее время существует несколько сотен определений культуры. В современной науке широко распространено следующее определение. Культура - процесс создания и передачи из поколения в поколение определенного набора программ деятельности, общения и поведения людей.

 

В современной науке выделяются следующие основные подходы к исследованию культуры:

аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть мир ценностей, идеалов, смыслов, значимых для человека;

деятелъностный подход, рассматривающий культуру как способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизведения социокультурного опыта;

семиотический подход, который основывается на понимании культуры как знаковой системы, имеющей символически-коммуникационную природу;

структуралистский подход, рассматривающий культуру как совокупность социокультурных образцов, регулирующих человеческую жизнь;

 

гуманитарный подход, который акцентирует внимание при исследовании культуры на проблемах совершенствования человека как духовно-нравственного субъекта и др.

 

В истории человечества Маклюэн выделяет четыре эпохи:

эпоха дописьменного варварства;

тысячелетие фонетического письма;

«Гутенбергова галактика» — пять сотен лет печатной техники;

«Галактика Маркони» — современная электронная цивилизация.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.