МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Специфика философского подхода к исследованию природы. Понятие ноосферы.





Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений.

Античность: человечество и природа – единое целое. Идея общества – жить в согласии с природой.

Средние века: человечество и природа–творение Божие. Человек возвеличен над природой.

Возрождение: Природа–источник радости, красоты, вдохновения. Призыв: вернуться к природе.

Новое время: человек должен покорить природу, стать ее господином».

ХХ век: поиск разумного баланса во взаимоотношениях между природой и человеком.

Если сначала природа воспринималась как господин, в новое время как слуга, то теперь она должна стать партнером человека. Для человека жизненно важно сохранить свою среду обитания

Ноосфера - это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором становится деятельность человека. Ноосфера:

1.сфера господства разума (Фихте)

2.сфера разумного воздействия человека на природу (Гейяр де Шарден, Вернадский).

 

Вопрос 18 Гносеология и ее проблемное поле. Проблема познаваемости мира.

Гносеология и её проблемы

Все известные на сегодняшний день культуры объединяет общая идея – обладание знанием оценивается в них как одна из высших человеческих ценностей. Эта идея восходит к области философского знания, имеющей название «гносеология». В гносеологии основной проблемой является проблема становления знания и его оценка.

Гносеология (теория познания) – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. В гносеологии исследуются вопросы, представляющие огромную значимость для человечества. Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познание? Как знания об окружающем мире связаны с этим миром? Что такое истина и заблуждение? Что выступает критерием достоверности знания?

В истории европейской философии проблемы гносеологии были представлены по-разному. Длительное время гносеологическая проблематика не выделялась в качестве самостоятельной области философских исследований. Это характерно было для античной и средневековой философии. В эпоху Возрождения она также не имела самостоятельного значения. И только в философии Нового времени гносеологическая проблематика подчиняет себе все другие проблемы.

По мнению Н. Бердяева, гносеология приобретает решающее значение в философии на рубеже ХIХ–ХХ веков, когда она становится, с точки зрения
Л. Шестова, «душой философии». Эти оценки подтверждаются тем, что в центре внимания, начиная с выдающихся философов Нового времени (Бэкона, Декарта, Канта и др.), были проблемы гносеологии. Процесс становления гносеологии как относительно самостоятельной науки начался с XVII века, завершение этого процесса произошло в ХХ веке.

Это обстоятельство обусловливает тот факт, что сам термин «теория познания» появился только в ХIХ столетии у последователей И. Канта. В настоящее время наряду с понятием «теория познания» используются также его смысловые эквиваленты: «гносеология» (во французской, итальянской, испанской литературе), эпистемология – в английской.

Проблема познаваемости мира

Познание — процесс освоения человеком окружающего мира, целью которого является нахождение истины. Вопрос опознаваемости мира буквально ставится следующим образом: возможно ли достоверное познание предметов окружающего мира и проявлений их сущности. В философии к настоящему моменту сложились две принципиально различные позиции по данному вопросу: позиция реализма и позиция агностицизма.



Давнюю традицию в философии имеет позиция агностицизма. Учение агностицизма частично или полностью отрицает возможность достоверного познания мира. Греческий философ Протагор полагал, что невозможно достижение общезначимого и достоверного знания по причине наличия у людей различных оценок одних и тех же вещей и явлений. Он утверждал, что вещи являются такими, какими они представляются каждому конкретному человеку.

Немецкий философ Иммануил Кант, предполагавший существование «вещей в себе», считал их непознаваемыми. И. Кант считал познаваемым лишь мир явлений. С позицией философа соприкасаются построенные позже "теория иероглифов" Г. Гельмгольца, теория "физиологического идеализма" И. Мюллера, концепции К. Пирсона.

Шотландский философ Дэвид Юм утверждал, что выход познания за пределы опыта принципиально невозможен, а познание, как известно, основывается на опыте. Шотландец в своих работах показывал ограниченность монокаузализма. Следствие отлично от причины, а потому не может быть выявлено в ней. Отсюда Д. Юм делал вывод, что невозможно построить доказательство существования причинно-следственных связей. По мнению философа, существует лишь субъективная причинность — психологическое свойство, которое заставляет человека предполагать связь одного явления с другим, но в познании человек не выходит за пределы связей, обусловленных названным свойством.

Конвенционализм — разновидность агностицизма. Согласно содержанию концепции конвенционализма, научные теории являются лишь результатом соглашения между учеными, а не отражением объективной действительности. Известный представитель конвенционализма французский математик и философ А. Пуанкаре познаваемыми считал лишь отношения между предметами, но не их природу. Следовательно, законы, установленные в науке, являются лишь условностями, символами. Установку на конвенционализм в своих работах демонстрировали также И. Лакатос, П. Фейерабенд, К. Поппер и многие другие философы.

Позиция гносеологического реализма предполагает, что материальный мир обладает некоторыми сущностными связями и отношениями, которые искажаются чувственным восприятием человека. Согласно данному подходу, мир принципиально познаваем и для достижения истины необходимо лишь разработать адекватные исследуемому объекту метод и инструмент.

Противопоставление позиций гносеологического реализма и агностицизма существует и в современной теории познания. Примечательно, что обозначенное противопоставление в явном или неявном виде сопровождало развитие человеческой мысли на всех его этапах.

 

 

Вопрос 19 Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.

Структура познавательного процесса

Исходным пунктом научного познания является выбор и постановка научной проблемы.
ПРОБЛЕМА – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос. Новые явления, ранее неизвестные, появляющиеся новые неизвестные факты требуют своего объяснения.
Познавательный процесс проходит путь от эмпирического уровня к теоретическому.
Особенности ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ научного познания: его объект чувственно-опытный, доступный наблюдению или включенный в различные виды эксперимента. Знания - это эмпирические факты, первоначальные гипотезы. Методы – наблюдения, описания, измерения, сравнение, эксперимент.
Особенности ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: объект – мысленная реконструкция эмпирического объекта. Это – абстракция, логическая модель реального объекта (ненаблюдаемые объекты, например, периодическая система Менделеева), знания – первоначальные гипотезы, понятия, категории, законы, теории, и методы – идеализация, моделирование.
Основные методы, используемые на эмпирическом уровне:
1) Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира (например, замеры делают в определенное время, или химики снимают показания при определенной температуре)
2) Эксперимент – планомерное и целенаправленное исследование, обеспечивающее возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы.
Различают два вида эксперимента:
НАТУРАЛЬНЫЙ – ставится непосредственно с объектом и
МОДЕЛЬНЫЙ – ставится с моделью-заместителем объекта. МОДЕЛЬ – мысленно представляемая или материально реализованная система, отображающая или воспроизводящая объект исследования, способная замещать его и давать информацию о самом объекте. Открытие новых фактов может привести к необходимости выдвижения предположений. Эти научные предположения и есть ГИПОТЕЗЫ. Характеристики гипотезы:
- повторяемость
- максимальная простота (из одного предположения должны быть объяснимы все имеющиеся факты). Доказанная гипотеза может превратиться в НАУЧНУЮ ТЕОРИЮ (греч. – рассматривать, исследовать).
ТЕОРИЯ – система взаимосвязанных утверждений и доказательств, которая содержит методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области. Отличительные свойства теории:
1) Содержит достоверное знание – знание, которое может быть проверено на истинност
2) Теория должна содержать исходные утверждения, на основе которых путем логических операций могут быть получены новые утверждения. Теория – это цель науки
МЕТОД (это способ достижения целей) – это совокупность правил, приемов, операций практического и теоретического освоения действительности, которая служит для получения и обоснования истинного знания.
Общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция.
АНАЛИЗ – это способ мысленного или реального расчленения объекта на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними.
СИНТЕЗ – понятие, противоположное анализу, характеризует соединение различных элементов в единое целое.
ИНДУКЦИЯ – логический способ рассуждения, при помощи которого из частного знания получается общее.
ДЕДУКЦИЯ – логический способ рассуждения, пользуясь которым из истинных посылок при строгом соблюдении правил логики получают истинное заключение.

Формы чувственного познания:

Ощущение – это способность психики фиксировать отдельные признаки предметов, или субъективный образ отдельных сторон и признаков предмета, возникающий в процессе непосредственного воздействия этого предмета на органы чувств (воспроизведение конфигурации, взаимного расположения предметов, их окраски, звуков, запахов).

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данного субъекту в процессе познания. Структурно восприятие – это синтез разнообразных ощущений.

Представление – это чувственный образ ранее воспринятого предмета, который содержится в сознании благодаря памяти.

Формы рационального познания:

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или группы предметов, которые фиксируются языковыми средствами при помощи определений.

Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно какого-либо предмета.

Умозаключение – это форма мышления, в которой на основе нескольких суждений, называемых посылками, делается заключение, содержащее новое знание.

 

Вопрос 20 Проблема истины в философии и науке.

Проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на основной вопрос гносеологии «Что есть истина?».
Существуют различные трактовки понятия «истина».
Для одних истина - это соответствие знаний действительности.

Для других истина есть то, что подтверждено опытом.

Для третьих истина является соглашением между учеными, конвенцией.

Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точки зрения эффективности его использования на практике.

Классическая концепция истины связана с первым определением. Она возникла в глубокой древности и разделяется представителями разных направлений.
Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит в следующем:
1. К действительности относится как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознании, так и субъективная реальность.

2. Познание вместе с результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания.

3. Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию.

Последний тезис связан с понятиями «относительная истина» и «абсолютная истина», которые с разных сторон характеризуют знание о предмете. Абсолютная истина - это
1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть);

2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (земля круглая, человек смертен).

Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания. Т. о. процесс познания мира - это бесконечный процесс перехода от относительных истин (с возникающими новыми относительными) к абсолютным истинам.
Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна.
Догматики, напротив, настаивают, на том, что истина не зависит от условий, в которых она складывается. Абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.

 

Вопрос 21 Наука как специфическая форма познания. Сущность и функции науки в современном обществе. Этапы развития науки.

Как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникла в Новое время (17 век). Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственно целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Наука – система знаний о законах мира. По предмету и методу познания можно выделить:

· науки о природе,

· науки об обществе,

· науки о познании и мышлении.

Отдельную группу составляют технические науки

По удалённости от практики различают: фундаментальные и прикладные науки. Фундаментальные науки не имеют непосредственной ориентации на практику. Прикладные науки связаны с непосредственным применением результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем.

Особенности научного познания (В.С. Степин):

1) основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности, законов самого познания и мышления,

2) цель и высшая ценность научного познания – объективная истина,

3) ориентация на практику,

4) научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий, законов и других идеальных форм,

5) использование научного оборудования,

6) строгая доказательность научного знания.

Основные этапы развития науки

Наука проходит в своем развитии ряд этапов (В.С. Степин). Доклассический этап – этап преднауки, т.е. этап зарождения элементов науки в рамках философии (Др. Восток, Греция и Рим, средние века до Нового времени). Наука как целостный феномен возникает в Новое время, вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии 3 основных этапа:

1) классический (17 – 19вв.),

2) неклассический (первая пол. 20 века),

3) постнеклассический (вторая пол. 20 века).

Классическая наука, исследуя объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении исключить все, что относится к субъекту, средствам приемам и операциям его деятельности.

Неклассическая наука, исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.

Существенный признак постнеклассической науки – учет субъективного фактора в познании и знании. Она учитывает связь знаний получаемых об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Характерной чертой данного этапа является глобальный эволюционизм, распространяющий развитие на все сферы бытия, устанавливающий универсальную связь между неживой, живой и социальной материей. На утверждение принципа универсального эволюционизма повлияли три теории:

1) теория нестационарной Вселенной,

2) теория саморазвивающихся целостных систем (синергетика),

3) теория биосферы и ноосферы.

Структура научного познания. Структура научной теории

Структура научного познания (В.С. Степин):

1) факты,

2) результаты их теоретического обобщения в понятиях и других абстракциях,

3) проблемы и гипотезы,

4) законы, проблемы и теории,

5) философские установки,

6) социокультурные основания,

7) методы, идеалы и нормы научного знания,

8) стиль мышления.

Структура научной теории:

1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы,

2) идеализированный объект, т.е. абстрактная модель изучаемого явления («абсолютно черное тело», идеальный газ),

3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменение знания,

4) совокупность законов и универсалий, выведенных из основоположений теории.

Функции научной теории

Функции научной теории:

1) Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2) Объяснительная функция, выявляющая причинные связи явления.

3) Методологическая функция (на базе теории формируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности).

4) Предсказательная функция – предвидение будущего состояния явления.

5) Практическая функция. Конечное предназначение теории – быть воплощенной в практику.

Понимание науки, ее строения и функций способствует формированию адекватного отношения к ней.

 

 

Вопрос 22 Структура и динамика научного познания.

В структуре научного знания необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, уровень философских оснований.
На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.
Теоретическое познание описывает не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Например, такие идеальные объекты, как материальные точки, с которыми имеет дело механика, обладают очень небольшим числом свойств, а именно, массой и возможностью находиться в пространстве и времени. Идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контролируется.
Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок,философских оснований. Например, дискуссия Бора и Эйнштейна по проблемам квантовой механики велась именно на уровне философских оснований науки, поскольку обсуждалось, как соотнести аппарат квантовой механики с окружающим миром. Определённые идеи философского характера проходят красной нитью через многие научные исследования. Все уровни научного знания органически связаны между собой.

Динамика научного познания

Для научного познания характерна тенденция к постоянному развитию. Наука не претендует на абсолютную истину, но стремится приближаться к истине. Этим она отличается от мифологии, религии, эзотерики. По вопросу о динамике научного знания существуют два противоположных подхода: кумулятивизм и антикумулятивизм.

Кумулятивизм (от лат. cumula = увеличение, скопление) полагает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. При этом не учитывается возможность качественных изменений, прерывности в развитии науки, научных революций. Развитие научного знания представляется как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов.

Антикумулятивизм полагает, что в развитии знания нет сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа развития науки к другому связан с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки представляется как борьба и смена теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни содержательной преемственности

В истории и философии науки насчет факторов, обусловливающих динамику науки, сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено внешними факторами - социальными, экономическими и др. Поэтому основной задачей является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности ("социальных заказов", "социоэкономических условий", "культурно-исторических контекстов" и т.п.).

Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т.п. Поэтому сторонники интернализма при изучении науки главное внимание уделяют собственно познавательным процессам. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять собственный ход научного познания.

В настоящее время сосуществуют три модели исторической реконструкции пауки:

) история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс;

) история науки как развитие через научные революции;

) история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис).

 

Вопрос 23 Основные стратегии осмысления проблемы человека в философии.

Соответственно акцентам на природно-телесных, индивидуально-психологических или социокультурных аспектах понимания человека, можно говорить о: натурализаторской, экзистенциально-персоналистской, рационалистической и социологизаторской версиях.

Согласно натурализаторской концепции человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным. (Ламетри, Дидро, Ф. Ницше, фрейдизм: человек – это несостоявшееся животное).

Экзистенциально-персоналистская парадигма анализа человека (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) понимает его как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя. Истоки ее восходят к христианской философии, впервые в истории провозгласившей принцип персонализма, который связан здесь с обоснованием значимости внутреннего духовного опыта.

Для рационалистической концепции (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания.
Кредо социологизаторской модели наиболее емко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации.

 

Вопрос 24 Проблема антропогенеза в философии и науке.

Антропогенез — учение о происхождении человека.

Креацинистская концепция: до XIX в. в европейской мысли господствовала концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения по принципу: «И сказал Бог: да будет... и стало...». Это же относится и к акту творения человека. Согласно этой концепции, мир не имеет развтия и истории. Но здесь отсутствует главное, что делает теорию научной — объяснение естественных причин и закономерностей появления и развития мира и человека.

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в. И главное достижение в этой области было связано с утверждениемэволюционной теории.

Естественно-научные предпосылкивозникновения эволюционной теории Дарвина: 1)теорию эволюции геологических формаций Геттона: повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других 2)космогоническая гипотеза происхождения Солнечной системы (гипотеза Лапласа). 3)концепция эволюции живой природы Ламарка

Дарвинв 1859 г. опубликовал «Происхождение видов путем естественного отбора», вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира. А в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Дарвин преодолел однолинейный детерминизм Ламарка и показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результатетрех основных факторов: изменчивости, наследственности, и естественного отбора.Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов.Наследственностьзакрепляет эти новые признаки и особенности. Под воздействиеместественного отборавыживает сильнейший. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки. Это и ведет, в конечном счете, кобразованию новых видов.

Но, Дарвин не смог включить в нее влияние социального фактора на его развитие, и отсутствуеткачественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза. Это было учтено Энгельсом вТрудовой теории антропогенеза.Труд не отменяет действия биологических законов, но он преобразовывает характер действия естественного отбора. Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы. Любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки и способ мышления. они же являются и основным способом передачи этого социального опыта, т.е. лежат в основе новой —социальной формы наследования. Было показано, что становление человека и общества — это взаимосвязанный процесс, — процессантропосоциогенеза, и важнейшая роль в нем принадлежиттрудовой деятельности.

Мутационная теория эволюции: новые виды возникают скачкообразно, в результатекрупных единичных мутацийв генном наследственном аппарате (геноме). И это возникновение никак не связано с естественным отбором.

Синтетическая теория эволюции(или обновленный дарвинизм) приобрела широкое распространение в мире среди биологов уже в 40-х гг.

В настоящее время возникает много других направлений, например неокатастрофизм- основное значение в смене форм жизни на Земле имеют массовые вымирания, обусловленные глобальными катастрофами.

Теорию самоорганизации систем (снергетика- принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем; При этом выбор конечного состояния системы после скачка (флуктуации), согласно этой теории, носит случайный характер.

Эволюционная концепция антропогенеза Пьера Тейяра де Шардена. С его точки зрения, переход к «феномену человека» определяетсявнутренними силами самого организма будущего Homo sapiens. Появление Homo sapiens — это скачок в антропогенезе. Появление человека — процесс коллективный и «первым человеком» является и может быть только множество людей».

Игровая модель Хейзинга («Человек играющий» Homo ludens): архаическая культура и формы культ. творчества обязаны своим происхождением не труду, а игре. Подобно тому, как ребенок приобщается к миру взрослых через игру, играя, человечество вступило в новую историю.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.