Специфика философского подхода к исследованию природы. Понятие ноосферы. Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений. Античность: человечество и природа – единое целое. Идея общества – жить в согласии с природой. Средние века: человечество и природа–творение Божие. Человек возвеличен над природой. Возрождение: Природа–источник радости, красоты, вдохновения. Призыв: вернуться к природе. Новое время: человек должен покорить природу, стать ее господином». ХХ век: поиск разумного баланса во взаимоотношениях между природой и человеком. Если сначала природа воспринималась как господин, в новое время как слуга, то теперь она должна стать партнером человека. Для человека жизненно важно сохранить свою среду обитания Ноосфера - это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором становится деятельность человека. Ноосфера: 1.сфера господства разума (Фихте) 2.сфера разумного воздействия человека на природу (Гейяр де Шарден, Вернадский). Вопрос 18 Гносеология и ее проблемное поле. Проблема познаваемости мира. Гносеология и её проблемы Все известные на сегодняшний день культуры объединяет общая идея – обладание знанием оценивается в них как одна из высших человеческих ценностей. Эта идея восходит к области философского знания, имеющей название «гносеология». В гносеологии основной проблемой является проблема становления знания и его оценка. Гносеология (теория познания) – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. В гносеологии исследуются вопросы, представляющие огромную значимость для человечества. Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познание? Как знания об окружающем мире связаны с этим миром? Что такое истина и заблуждение? Что выступает критерием достоверности знания? В истории европейской философии проблемы гносеологии были представлены по-разному. Длительное время гносеологическая проблематика не выделялась в качестве самостоятельной области философских исследований. Это характерно было для античной и средневековой философии. В эпоху Возрождения она также не имела самостоятельного значения. И только в философии Нового времени гносеологическая проблематика подчиняет себе все другие проблемы. По мнению Н. Бердяева, гносеология приобретает решающее значение в философии на рубеже ХIХ–ХХ веков, когда она становится, с точки зрения Л. Шестова, «душой философии». Эти оценки подтверждаются тем, что в центре внимания, начиная с выдающихся философов Нового времени (Бэкона, Декарта, Канта и др.), были проблемы гносеологии. Процесс становления гносеологии как относительно самостоятельной науки начался с XVII века, завершение этого процесса произошло в ХХ веке. Это обстоятельство обусловливает тот факт, что сам термин «теория познания» появился только в ХIХ столетии у последователей И. Канта. В настоящее время наряду с понятием «теория познания» используются также его смысловые эквиваленты: «гносеология» (во французской, итальянской, испанской литературе), эпистемология – в английской. Проблема познаваемости мира Познание — процесс освоения человеком окружающего мира, целью которого является нахождение истины. Вопрос опознаваемости мира буквально ставится следующим образом: возможно ли достоверное познание предметов окружающего мира и проявлений их сущности. В философии к настоящему моменту сложились две принципиально различные позиции по данному вопросу: позиция реализма и позиция агностицизма. Давнюю традицию в философии имеет позиция агностицизма. Учение агностицизма частично или полностью отрицает возможность достоверного познания мира. Греческий философ Протагор полагал, что невозможно достижение общезначимого и достоверного знания по причине наличия у людей различных оценок одних и тех же вещей и явлений. Он утверждал, что вещи являются такими, какими они представляются каждому конкретному человеку. Немецкий философ Иммануил Кант, предполагавший существование «вещей в себе», считал их непознаваемыми. И. Кант считал познаваемым лишь мир явлений. С позицией философа соприкасаются построенные позже "теория иероглифов" Г. Гельмгольца, теория "физиологического идеализма" И. Мюллера, концепции К. Пирсона. Шотландский философ Дэвид Юм утверждал, что выход познания за пределы опыта принципиально невозможен, а познание, как известно, основывается на опыте. Шотландец в своих работах показывал ограниченность монокаузализма. Следствие отлично от причины, а потому не может быть выявлено в ней. Отсюда Д. Юм делал вывод, что невозможно построить доказательство существования причинно-следственных связей. По мнению философа, существует лишь субъективная причинность — психологическое свойство, которое заставляет человека предполагать связь одного явления с другим, но в познании человек не выходит за пределы связей, обусловленных названным свойством. Конвенционализм — разновидность агностицизма. Согласно содержанию концепции конвенционализма, научные теории являются лишь результатом соглашения между учеными, а не отражением объективной действительности. Известный представитель конвенционализма французский математик и философ А. Пуанкаре познаваемыми считал лишь отношения между предметами, но не их природу. Следовательно, законы, установленные в науке, являются лишь условностями, символами. Установку на конвенционализм в своих работах демонстрировали также И. Лакатос, П. Фейерабенд, К. Поппер и многие другие философы. Позиция гносеологического реализма предполагает, что материальный мир обладает некоторыми сущностными связями и отношениями, которые искажаются чувственным восприятием человека. Согласно данному подходу, мир принципиально познаваем и для достижения истины необходимо лишь разработать адекватные исследуемому объекту метод и инструмент. Противопоставление позиций гносеологического реализма и агностицизма существует и в современной теории познания. Примечательно, что обозначенное противопоставление в явном или неявном виде сопровождало развитие человеческой мысли на всех его этапах. Вопрос 19 Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Структура познавательного процесса Исходным пунктом научного познания является выбор и постановка научной проблемы. ПРОБЛЕМА – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос. Новые явления, ранее неизвестные, появляющиеся новые неизвестные факты требуют своего объяснения. Познавательный процесс проходит путь от эмпирического уровня к теоретическому. Особенности ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ научного познания: его объект чувственно-опытный, доступный наблюдению или включенный в различные виды эксперимента. Знания - это эмпирические факты, первоначальные гипотезы. Методы – наблюдения, описания, измерения, сравнение, эксперимент. Особенности ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: объект – мысленная реконструкция эмпирического объекта. Это – абстракция, логическая модель реального объекта (ненаблюдаемые объекты, например, периодическая система Менделеева), знания – первоначальные гипотезы, понятия, категории, законы, теории, и методы – идеализация, моделирование. Основные методы, используемые на эмпирическом уровне: 1) Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира (например, замеры делают в определенное время, или химики снимают показания при определенной температуре) 2) Эксперимент – планомерное и целенаправленное исследование, обеспечивающее возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Различают два вида эксперимента: НАТУРАЛЬНЫЙ – ставится непосредственно с объектом и МОДЕЛЬНЫЙ – ставится с моделью-заместителем объекта. МОДЕЛЬ – мысленно представляемая или материально реализованная система, отображающая или воспроизводящая объект исследования, способная замещать его и давать информацию о самом объекте. Открытие новых фактов может привести к необходимости выдвижения предположений. Эти научные предположения и есть ГИПОТЕЗЫ. Характеристики гипотезы: - повторяемость - максимальная простота (из одного предположения должны быть объяснимы все имеющиеся факты). Доказанная гипотеза может превратиться в НАУЧНУЮ ТЕОРИЮ (греч. – рассматривать, исследовать). ТЕОРИЯ – система взаимосвязанных утверждений и доказательств, которая содержит методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области. Отличительные свойства теории: 1) Содержит достоверное знание – знание, которое может быть проверено на истинност 2) Теория должна содержать исходные утверждения, на основе которых путем логических операций могут быть получены новые утверждения. Теория – это цель науки МЕТОД (это способ достижения целей) – это совокупность правил, приемов, операций практического и теоретического освоения действительности, которая служит для получения и обоснования истинного знания. Общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция. АНАЛИЗ – это способ мысленного или реального расчленения объекта на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними. СИНТЕЗ – понятие, противоположное анализу, характеризует соединение различных элементов в единое целое. ИНДУКЦИЯ – логический способ рассуждения, при помощи которого из частного знания получается общее. ДЕДУКЦИЯ – логический способ рассуждения, пользуясь которым из истинных посылок при строгом соблюдении правил логики получают истинное заключение. Формы чувственного познания: Ощущение – это способность психики фиксировать отдельные признаки предметов, или субъективный образ отдельных сторон и признаков предмета, возникающий в процессе непосредственного воздействия этого предмета на органы чувств (воспроизведение конфигурации, взаимного расположения предметов, их окраски, звуков, запахов). Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данного субъекту в процессе познания. Структурно восприятие – это синтез разнообразных ощущений. Представление – это чувственный образ ранее воспринятого предмета, который содержится в сознании благодаря памяти. Формы рационального познания: Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или группы предметов, которые фиксируются языковыми средствами при помощи определений. Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно какого-либо предмета. Умозаключение – это форма мышления, в которой на основе нескольких суждений, называемых посылками, делается заключение, содержащее новое знание. Вопрос 20 Проблема истины в философии и науке. Проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на основной вопрос гносеологии «Что есть истина?». Существуют различные трактовки понятия «истина». Для одних истина - это соответствие знаний действительности. Для других истина есть то, что подтверждено опытом. Для третьих истина является соглашением между учеными, конвенцией. Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точки зрения эффективности его использования на практике. Классическая концепция истины связана с первым определением. Она возникла в глубокой древности и разделяется представителями разных направлений. Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит в следующем: 1. К действительности относится как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознании, так и субъективная реальность. 2. Познание вместе с результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания. 3. Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию. Последний тезис связан с понятиями «относительная истина» и «абсолютная истина», которые с разных сторон характеризуют знание о предмете. Абсолютная истина - это 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть); 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (земля круглая, человек смертен). Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания. Т. о. процесс познания мира - это бесконечный процесс перехода от относительных истин (с возникающими новыми относительными) к абсолютным истинам. Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна. Догматики, напротив, настаивают, на том, что истина не зависит от условий, в которых она складывается. Абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна. Вопрос 21 Наука как специфическая форма познания. Сущность и функции науки в современном обществе. Этапы развития науки. Как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникла в Новое время (17 век). Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственно целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Наука – система знаний о законах мира. По предмету и методу познания можно выделить: · науки о природе, · науки об обществе, · науки о познании и мышлении. Отдельную группу составляют технические науки По удалённости от практики различают: фундаментальные и прикладные науки. Фундаментальные науки не имеют непосредственной ориентации на практику. Прикладные науки связаны с непосредственным применением результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. Особенности научного познания (В.С. Степин): 1) основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности, законов самого познания и мышления, 2) цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, 3) ориентация на практику, 4) научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий, законов и других идеальных форм, 5) использование научного оборудования, 6) строгая доказательность научного знания. Основные этапы развития науки Наука проходит в своем развитии ряд этапов (В.С. Степин). Доклассический этап – этап преднауки, т.е. этап зарождения элементов науки в рамках философии (Др. Восток, Греция и Рим, средние века до Нового времени). Наука как целостный феномен возникает в Новое время, вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии 3 основных этапа: 1) классический (17 – 19вв.), 2) неклассический (первая пол. 20 века), 3) постнеклассический (вторая пол. 20 века). Классическая наука, исследуя объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении исключить все, что относится к субъекту, средствам приемам и операциям его деятельности. Неклассическая наука, исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Существенный признак постнеклассической науки – учет субъективного фактора в познании и знании. Она учитывает связь знаний получаемых об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Характерной чертой данного этапа является глобальный эволюционизм, распространяющий развитие на все сферы бытия, устанавливающий универсальную связь между неживой, живой и социальной материей. На утверждение принципа универсального эволюционизма повлияли три теории: 1) теория нестационарной Вселенной, 2) теория саморазвивающихся целостных систем (синергетика), 3) теория биосферы и ноосферы. Структура научного познания. Структура научной теории Структура научного познания (В.С. Степин): 1) факты, 2) результаты их теоретического обобщения в понятиях и других абстракциях, 3) проблемы и гипотезы, 4) законы, проблемы и теории, 5) философские установки, 6) социокультурные основания, 7) методы, идеалы и нормы научного знания, 8) стиль мышления. Структура научной теории: 1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы, 2) идеализированный объект, т.е. абстрактная модель изучаемого явления («абсолютно черное тело», идеальный газ), 3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменение знания, 4) совокупность законов и универсалий, выведенных из основоположений теории. Функции научной теории Функции научной теории: 1) Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему. 2) Объяснительная функция, выявляющая причинные связи явления. 3) Методологическая функция (на базе теории формируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности). 4) Предсказательная функция – предвидение будущего состояния явления. 5) Практическая функция. Конечное предназначение теории – быть воплощенной в практику. Понимание науки, ее строения и функций способствует формированию адекватного отношения к ней. Вопрос 22 Структура и динамика научного познания. В структуре научного знания необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, уровень философских оснований. На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности. Теоретическое познание описывает не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Например, такие идеальные объекты, как материальные точки, с которыми имеет дело механика, обладают очень небольшим числом свойств, а именно, массой и возможностью находиться в пространстве и времени. Идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контролируется. Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок,философских оснований. Например, дискуссия Бора и Эйнштейна по проблемам квантовой механики велась именно на уровне философских оснований науки, поскольку обсуждалось, как соотнести аппарат квантовой механики с окружающим миром. Определённые идеи философского характера проходят красной нитью через многие научные исследования. Все уровни научного знания органически связаны между собой. Динамика научного познания Для научного познания характерна тенденция к постоянному развитию. Наука не претендует на абсолютную истину, но стремится приближаться к истине. Этим она отличается от мифологии, религии, эзотерики. По вопросу о динамике научного знания существуют два противоположных подхода: кумулятивизм и антикумулятивизм. Кумулятивизм (от лат. cumula = увеличение, скопление) полагает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. При этом не учитывается возможность качественных изменений, прерывности в развитии науки, научных революций. Развитие научного знания представляется как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов. Антикумулятивизм полагает, что в развитии знания нет сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа развития науки к другому связан с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки представляется как борьба и смена теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни содержательной преемственности В истории и философии науки насчет факторов, обусловливающих динамику науки, сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено внешними факторами - социальными, экономическими и др. Поэтому основной задачей является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности ("социальных заказов", "социоэкономических условий", "культурно-исторических контекстов" и т.п.). Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т.п. Поэтому сторонники интернализма при изучении науки главное внимание уделяют собственно познавательным процессам. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять собственный ход научного познания. В настоящее время сосуществуют три модели исторической реконструкции пауки: ) история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс; ) история науки как развитие через научные революции; ) история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис). Вопрос 23 Основные стратегии осмысления проблемы человека в философии. Соответственно акцентам на природно-телесных, индивидуально-психологических или социокультурных аспектах понимания человека, можно говорить о: натурализаторской, экзистенциально-персоналистской, рационалистической и социологизаторской версиях. Согласно натурализаторской концепции человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным. (Ламетри, Дидро, Ф. Ницше, фрейдизм: человек – это несостоявшееся животное). Экзистенциально-персоналистская парадигма анализа человека (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) понимает его как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя. Истоки ее восходят к христианской философии, впервые в истории провозгласившей принцип персонализма, который связан здесь с обоснованием значимости внутреннего духовного опыта. Для рационалистической концепции (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. Кредо социологизаторской модели наиболее емко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. Вопрос 24 Проблема антропогенеза в философии и науке. Антропогенез — учение о происхождении человека. Креацинистская концепция: до XIX в. в европейской мысли господствовала концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения по принципу: «И сказал Бог: да будет... и стало...». Это же относится и к акту творения человека. Согласно этой концепции, мир не имеет развтия и истории. Но здесь отсутствует главное, что делает теорию научной — объяснение естественных причин и закономерностей появления и развития мира и человека. Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в. И главное достижение в этой области было связано с утверждениемэволюционной теории. Естественно-научные предпосылкивозникновения эволюционной теории Дарвина: 1)теорию эволюции геологических формаций Геттона: повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других 2)космогоническая гипотеза происхождения Солнечной системы (гипотеза Лапласа). 3)концепция эволюции живой природы Ламарка Дарвинв 1859 г. опубликовал «Происхождение видов путем естественного отбора», вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира. А в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Дарвин преодолел однолинейный детерминизм Ламарка и показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результатетрех основных факторов: изменчивости, наследственности, и естественного отбора.Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов.Наследственностьзакрепляет эти новые признаки и особенности. Под воздействиеместественного отборавыживает сильнейший. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки. Это и ведет, в конечном счете, кобразованию новых видов. Но, Дарвин не смог включить в нее влияние социального фактора на его развитие, и отсутствуеткачественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза. Это было учтено Энгельсом вТрудовой теории антропогенеза.Труд не отменяет действия биологических законов, но он преобразовывает характер действия естественного отбора. Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы. Любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки и способ мышления. они же являются и основным способом передачи этого социального опыта, т.е. лежат в основе новой —социальной формы наследования. Было показано, что становление человека и общества — это взаимосвязанный процесс, — процессантропосоциогенеза, и важнейшая роль в нем принадлежиттрудовой деятельности. Мутационная теория эволюции: новые виды возникают скачкообразно, в результатекрупных единичных мутацийв генном наследственном аппарате (геноме). И это возникновение никак не связано с естественным отбором. Синтетическая теория эволюции(или обновленный дарвинизм) приобрела широкое распространение в мире среди биологов уже в 40-х гг. В настоящее время возникает много других направлений, например неокатастрофизм- основное значение в смене форм жизни на Земле имеют массовые вымирания, обусловленные глобальными катастрофами. Теорию самоорганизации систем (снергетика- принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем; При этом выбор конечного состояния системы после скачка (флуктуации), согласно этой теории, носит случайный характер. Эволюционная концепция антропогенеза Пьера Тейяра де Шардена. С его точки зрения, переход к «феномену человека» определяетсявнутренними силами самого организма будущего Homo sapiens. Появление Homo sapiens — это скачок в антропогенезе. Появление человека — процесс коллективный и «первым человеком» является и может быть только множество людей». Игровая модель Хейзинга («Человек играющий» Homo ludens): архаическая культура и формы культ. творчества обязаны своим происхождением не труду, а игре. Подобно тому, как ребенок приобщается к миру взрослых через игру, играя, человечество вступило в новую историю. |