МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Структура философского знания





В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии.

Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.

Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры Основные функции философии

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

Мировоззренческая функцияспособствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическаяодна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функцииподвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функцияфилософии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.). Социальная функция –объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.



Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

 

Вопрос 2 Античная философия: общая характеристика и этапы развития.

Античная фило – это фил др.греков и римлян, начиная с конца 7 в до н.э. – до 6 в н.э. Относительным признаком был комоцентризм. Космоцентризм (с греч космос- строй, порядок) – обсуждали проблемы бытия, существования.

1. 1. До сократический 5-7 в до н.э. Школы:

1.1 милетская – основатель Фалес. Считает что первоначалом мира явл вода. Анаксимандр 6 в до н.э. - первоначалом мира апейрон «беспредел». Анаксимен 6 в до н.э. – первовещество воздух.

1.2 школа Гераклита – Гераклит. Первовещство – огонь (Всё течёт всё изменяется). Первый кто начал течение диалектики.

1.3 Пифагорейцы – Пифагор. Первовещ. – числа. Школа как тайный ордер - принимали не всех.

1.4 Элейская – Парменид. Основал учение о бытие. Впервые обнаружил, что земля шаровидна: огромный, сплошной шар, неподвижно покоящийся в центре мира. Отрицал движение.

1.5 Атомисты – Демокрит (Левкипп). Считал что всё состоит из атомов движущихся в пустоте, атом не делимое вещество.

1. 2. Классический середина 5-4 в до н.э. Школы:

2.1 Сократ 470 – 399 г до н.э. - обратил внимание на проблему человека, девиз: «Познай себя». Гл.вкалад – метод маевтики (повивальное искусство), благодаря логическим приёмам - наводящими вопросами подвести собеседника к самост.нахождению истины. Совершает переворот в системе ценностей, говорил: «Истинные ценности не те, которые ценят (здоровье, красота), истинная ценность разум, знания, без которых вёс остальное может принести чел.вред.». У Сократа диалектика – умение вести беседу, нахождение истины путём столкновения противоположных мыслей. Известное выражение: «Я знаю, что ничего не знаю».

2.2 Платон 427 – 347 г до н.э. – основал академию (своя школа). Разделил мир на две части: то что мы видим, воспринимаем органами чувств – изменчивое (мир вещей) и то что можно узреть умом – это вечное, неизменное бытие (мир идей). Основал идеализм. Основной труд – «Государство» где рассм.полит.устройство гос-ва. Идеальное гос.: 1 сословие – мудрецы- правители, 2 – воины – защитники, 3 - крестьяне и ремесленники. Учение о триаде: всё состоит из 3-х субстанций: 1 –единое, 2 – ум, 3 – душа.

2.3 Аристотель 384 – 322 в до н.э. – 20 лет обучался в академии Платона, основал школу – ликей, - учение во врем прогулок. Внёс вклад в логику (её основатель). Дал классифи.наук, разделили их на 3 группы: 1 теоретическая (познание ради познания), 2 практическая (руководящие идеи для поведения чел), 3 творческая (познание для достижения чего – либо прекрасного). «Платон мне друг, но истина дороже». Его философия близка к материализму, выступал за частную собственность, говорил: «Человек – общественное животное». Полития – самый лучший полит. Строй, гос.среднего класса, совокуп.умеренной олигархии и демократии.

3. Эллинистический 4 -1 в до н.э. Школы:

3.1 Скептики – сомнение в кач принципа мышления.

3.2 Эпикуреизм – Эпикур, «наслаждение жизнью». Школа – «Сал Эпикура» (надпись: «Странник тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие высшее благо»). Считал, что истинное наслаждение – это отказ от ненужных желаний. Разделил желания людей: 1 естественный необходимые (еда, вода, жильё), 2 неестественные но необходимые (богатство, слава), 3 неестественные не необходимые.

3.3 Стоики – логика, физика, этика.

4. Римская 1 в до н.э. – 6 в н.э.– распространение философии скептиков и стоиков.Представители: Цицерон, Лукреций, Сенека, Марк Аврелий.

 

Вопрос 3 Средневеко́вая филосо́фия — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.

Основные этапы развития

Средневековая философия хронологически охватывает период с V по XV в. н. э., который можно условно разделить на три этапа:

Первый этап

1-й этап - V-IX вв. - становление средневековой философии, связан прежде всего с работами Аврелия Августина (354-430);

Второй этап

2-й этап - X-XIII вв. - расцвет средневековой религиозной философии, окончательное оформление получил в трудах Фомы Аквинского (1225-1274);

Третий этап

3-й этап - XIV-XV вв. - упадок средневековой философии, характеризуется преобладанием схоластики, отсутствием творческого начала, спорами номиналистов и реалистов.

Особенности

Для средневековой философии характерны:

§ существование только религиозной философии из-за неразрывной связи ее с религией; отсюда высшим знанием считалась теология, а философия занимала более низкую ступень в иерархии наук;

§ теоцентризм; первопричиной всего существующего был провозглашен Бог, и философия занималась изучением проблем, связанных с Богом: что есть Бог, как он проявляет себя в окружающем мире, можно ли его познать рациональным путем и т. д.;

§ креационизм (лат. creatio - создание, творение), т. е. сотворенность Вселенной Богом, и провиденциализм (лат. providentia - провидение), т. е. истолкование исторического процесса как осуществление замысла Бога, выступали основными философскими принципами;

§ преобладание мистицизма и иррационализма; основным способом познания окружающего мира являлась не мыслительная деятельность человека, а вера и божественное откровение, выраженное прежде всего в Священном Писании в символической форме. Считалось, что все возможное знание об окружающем мире зашифровано в Библии и трудах «отцов церкви», поэтому нужно лишь правильно расшифровать эту информацию.

Основные проблемы

Основными теоретиками средневековой европейской философии призваны Августин Аврелий (354-430) и Фома Аквинский (1225-1274).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.