ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Основные направления и школы в семиотике: Русская формальная школа, Московско-Тартуская школа, постструктурализм. Так, приняв за точку отсчета три измерения семиозиса, которые выделил Чарльз Уильям Моррис, - семантику, синтактику и прагматику, можно сгруппировать различные подходы к языку в зависимости от предпочитаемого в них измерения как подходы семантические, синтактические, прагматические – получится некоторая типология «философий языка» или «парадигм». Другой подход ставит в центр те единицы, изучение которых позволяло в рамках того или иного направления выявить важнейшие свойства знаковых систем и особенностей их функционирования. Русская формальная школа 1) Русская формальная школа – неофициальное название группы русских литературоведов и лингвистов, объединившихся в конце 1910-х годов в Петербурге и в Москве на общих методологических основаниях, и, в сущности, сделавших из литературоведения науку мирового значения, подготовив пражскую структурную лингвистику, тартусско-московскую структурную поэтику и весь европейский структурализм в целом. Главный идейный вдохновитель – Викт. Борис. Шкловский. История формальной школы начинается с его статьи 1914 г. «Воскресшие слова» и официально заканчивается его же статьей 1930 г. «Памятник одной научной ошибке», в которой он поспешил из-за изменившейся политической ситуации отступить от позиций формальной школы. Шкловский был чрезвычайно сложной фигурой в русской культуре. В годы первой мировой войны он командовал ротой броневиков, а в 1930-е годы струсил и предал своё детище – формальную школу. Тем не менее он был одним из самых ярких представителей русской словесной культуры. Когда в середине 1910-х гг. он пришёл учиться в семинарий известного историка литературы Венгерова, тот предложил ему заполнить анкету. В этой анкете Шкловский написал, что его целью является построение общей теории литературы и доказательство бесполезности семинария Венгерова. Формальная школа резко отмежевалась от старого литературоведения, лозунгом и смыслом её деятельности объявлялось изучение морфологии художественного текста. Формалисты превращали литературоведение в настоящую науку со своими методами и приемами исследования. Что же изучали деятели формальной школы? Они построили теорию сюжета, научились изучать новеллу и роман, успешно занимались стиховедением, применяя математические методы, анализировали ритм и синтаксис, звуковые повторы, создавали справочники стихотворных размеров Пушкина и Лермонтова, интересовались пародией, фольклором, проблемой биографии. Ранний формализм (Шкловского) был довольно механистичен. Шкловский рассматривал художественный текст как нечто подобное шахматной партии, где персонажи – фигуры и пешки, выполняющие определенные функции в игре. Вот как, например, Шкловский анализирует композиционную функцию доктора Ватсона в рассказах Конан Дойла о Шерлоке Холмсе (в главе «Новелла тайн» книги «О теории прозы»): «Доктор Ватсон играет двоякую роль: во-первых, он рассказывает нам о Шерлоке Холмсе и должен передавать нам свое ожидание его решения... Во-вторых, Ватсон нужен как «постоянный дурак». Ватсон неправильно понимает значение улики и этим дает возможность Шерлоку Холмсу поправить его. Ватсон мотивировка ложной разгадки. Третья роль Ватсона состоит в том, что он ведет речь, подает реплики, т.е. как бы служит мальчиком, подающим Шерлоку Холмсу мяч для игры». Важным понятием методологии формальной школы было понятие приема. «каждое произв-е сознательно разлагается на составные части, в построении произв-я различаются приемы подобного построения, т.е. способы комбинирования словесного материала в словесные единства. Эти приемы явл прямым объектом поэтики» ( Б.В.Томашевский. Учебник по теории литературы). Наиболее яркий и знаменитый прием, выделенный Шкловским у Льва Толстого и во всей мировой лит-ре – это отстранение, умение увидеть вещь как бы в первый раз в жизни, как бы не понимая ее сущности и назначения. Блестящим исследователем сюжета был формально не примыкавший к этой школе Владимир Яковлевич Пропп, создавший замечательную научную трилогию о происхождении, морфологии и трансформации волшебной сказки. Формальная школа построила теорию поэтического языка. Вот как, например, Юрий Тынянов разграничивал стих и прозу: «Деформация звука ролью значения – конструктивный принцип прозы. Деформация значения ролью звучания – конструктивный принцип поэзии». Московско-Тартуская школа Литературоведческие идеи формальной школы переняла структурная поэтика, прежде всего Ю.Лотман и его школа. Это направление в литературоведении начала 60-х–конца 70-х, взявшее основные методологические установки, с одной стороны, у классической структурной лингвистики де Соссюра и, с доугой стороны, у русской формальной школы. Структурная поэтика имела 3 основных географических центра: Париж, Тарту и Москву. Французская школа ( Клод Леви-Стросс, Ролан Барт, отчасти Роман Якобсон) была наиболее философски ориентированной, и струтурализм здесь довольно быстро перешёл в постструктурализм. Московская и Тартусская школы развивались в тесном контакте, так что можно говорить о московско-тартуской школе. Главными представителями в Москве были Вячеслав Всеволодович Иванов, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский; в Тарту – Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров,П.А.Руднев. Зародившись в оттепель 1960-х гг., структурная поэтика сумела пережить 1968 год, а к концу 1970-х приобрела черты модной респектабельности, чего-то вроде отечественного товара, предназначенного на экспорт. Основным тезисом структурной поэтики был постулат о структурной системности текста (или любого семиотического объекта), т.е. художественный текст рассматривался как целое, которое больше, чем сумма составляющих его частей. Безусловно, самым ярким представителем тартуско-московской школы струтурной поэтики и её лидером был Ю.М.Лотман. К чему бы ни обращался в своем анализе этот ученый, - поэтическим текстам или литературному процессу, явлениям театрального или киноискусства, к бытовому поведению дворян 18-19 вв. или струтуре городского пространства, к анализу древней мифологии или современной идеологии, к асимметрии полушарий головного мозга или структурам мысленного диалога, цитаты («текста в тексте»), нарратива, к закономерностям исторического процесса или к осмыслению «вещного мира» – везде Лотман видел тексты культуры, обнаруживающие свою знаковую и символическую природу, обладающие свойствами «вторичных моделирующих систем», надстраивающихся над «первичными системами знаков – естественными языками. Подобный подход, последовательно применяемый к самым неожиданным явлениям, позволил Лотману создать оригинальное и новаторское направление в науке о культуре, куда имплицитно оказались включены литературоведение, искусствознание, лингвистика, стихосложение, история и др. гуманитарные дисциплины, образовавшие в совокупности единое смысловое пространство гуманитарного знания. Отсюда вытекает положение о том, что любой текст должен рассматриваться в некотором контексте, в сопоставлении и противопоставлении к нему. Постструктурализм Если целью структуралистов было нахождение структуры и структурных оппозиций в различных объектах, то цель поструктуралистов, наоборот, - осмысление всего неструктурного в структуре, выявление парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человеа и общества с помощью языковых структур, преодоление лингвистического редукционизма, построение новых практик чтения. Постструктурализм – в основном французское направление мысли: его главные представители – Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Деррида, Жан Бодрийяр, Юлия Кристева. Отношения постструктурализма со структурализмом являются достаточно сложными: отрицая в целом теоретико-методологическую направленность структурализма на объективное познание человека через принципы символической деятельности, постструктурализм тем не менее очень многое заимствовал у структурализм ( понимание культуры прежде всего как языковой и текстуальной деятельности; стремление соотнести текст с сознанем и опытом его автора). Хронологические рамки постструктурализма достаточно условны: его появление принято связывать с массовыми студенческими и профсоюзными волнениями во Франции в мае-июне 1968 г. Важная роль этих событий в том, что при их осмыслении проявилась ограниченность структуралистского подхода к человеку («Структуры не выходят на улицы». Коль скоро нечто важное совершается (кто-то строит баррикады и оспаривает существующий порядок), значит, самое главное в структуре – не структура, а то, что выходит за ее пределы (случай, шанс, событие, свобода; аффекты, тело, жест; власть, отношения господства и подчинения). Это тотальное «отрицание струтурности» воплотилось в ряд общих положений постструктурализма: 1) Отношение к человеку. В понимании человека на первое место выходят несистемные, неструктурируемые явления. Источником таких человеческих проявлений мыслится его субъективность, индивидуальные особенности психики, воля, отражающая активное взаимодействие человека с непонятным и враждебным окружением. Ключевая категория, характеризующая человека, - желание как универсальная форма проявления стремления человека к коммуникации с окружением. На место структурной, логической упорядоченности сознания приходит понимание его как разомкнутой, хаотичной «магмы» желаний, устремлений, вопросов к внешнему миру. 2) Отношение к человеческому сообществу. Общество и культура – поле тотального проявления отношений «власть – подчинение»; власть как воля к доминированию и как стремление к упорядоченности, структурированности, устойчивости. 3) Отношение к тексту. Именно в тексте находят проявление указанные выше интенции, и понимание текста есть прежде всего их выявление. Постструктурализм стремится усмотреть в тексте то, что привнесено в него последующими интерпретациями, объяснить сходное в тексте не структурной универсальностью, а взаимовлиянием текстов, заимствованием , аллюзией, игрой, неосознанным косвенным цитированием. Интерпретация текста – это понимание в нем того, что к самому тексту прямо не относится и выводит за пределы самого текста в мир желаний. 4) Отношение к знаку. Знак в П. Выступает как полная противоположность самому себе – он не указание на какой-либо предмет или смысл, а, наоборот, указание на его отсутствие. Знак и смысл превращаются в фикцию, симулакр. Знак ничего не обозначает или означает лишь самого себя, но при этом в человеческом общении он сохраняет св-ва симулакра. Соответственно и означение, создание текста есть произволство фикции, фиксация смысла, кот орый самому себе не соответствует. 5) Отношение к метафизике и науке. Наука, предлагая универсальные лбъяснительные принципы и каноны, манипулирует сознанием человека. Объективность и логичность научного познания рассматриваются как фикция и симулакр, порожденные опорой на авторитет, выступающий как власть. Выделенные тенденции позволяют дать лишь общую характеристику П. Как направления в осмыслении культуры, которое продолжает существовать, видизменяться. Постструктурализм, как и постмодернизм воплощает определенное кризисное сознание и направлен на критическое осмысление прошлого опыта. |