МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Знак, значение, значимость. Словесный знак А.А. Потебни, его структура. Понятие семиозиса.





Знак – основное понятие и термин семиотики.

Знак обладает значимостью (ценностью) — совокупностью реляционных (соотносительных) свойств. Значимость можно выявить только в системе, сравнив языковой знак с другими языковыми знаками.

Соссюр вводит новое понятие – значимость. Для уяснения этого понятия Соссюр приводит аналогию языка с шахматами. Любой элемент сам по себе ничего не значит. Он становится реальным и конкретным лишь постольку, поскольку он наделён значимостью и неразрывно связан с ней. То же и в языке – не важно, имеет ли языковая единица звуковую или какую-либо иную природу, важна её противопоставленность другим единицам.

Понятие значимости для Соссюра было исключительно важным: ''Понятие значимости покрывает и понятие единицы, и понятие конкретной языковой сущности, и понятие языковой реальности''. Язык–система чистых значимостей. Язык есть система, все элементы которой образуют целое, а значимость одного элемента проистекает только из одновременного наличия прочих''. Такое понимание языка не согласуется с ранними представлениями Соссюра, согласно которым язык– хранящаяся в мозгу система, а обозначающее –''акустический образ''. Знак или имеет собственные свойства, или в нём ничего нет?

Семиозис – важнейшие понятие семиотики.

Потебня – «Учение о слове»:

Словесный знак – двусторонняя сущность: звучание/значение.

Есть звуковая материя, которая разлита в природе. Звуковая материя достаточно бесформенна, мы не можем перечислить все источники звуков. Звук – это чувственная реакция (рефлексия чувств).

Звучание вне словесного знака, но оно обязательно. У нас возникает звуковой (акустический) образ слова.

1-й элемент словесного знака – звуковой образ. Этот образ субъективен, он личный, индивидуальный, основывается на личных ассоциациях каждого человека. Возникает один индивидуальный образ и один индивидуальный смысл.

На основе 1-го содержательного признака образуется представление. Смысл представления возникает здесь и сейчас. Звуковой образ – без смысла. Представление тоже м.б. без смысла (если его не опознать). Если остановиться здесь, то звуковой образ – знак, а представление – значение. Но нас могут не понять, т.к. смыслы индивидуальны. Можно выразить по-другому. Можно объяснить, с чем ещё связано это значение. Возникает несколько смыслов.

Тогда возникает ближайшее значение. Оно уже предстаёт как языковое. Оно распадается на лексическое и грамматическое. Грамматическое значение очень абстрактно, оно представляет грамматическую категорию. А в лексическом значении есть некий набор признаков. Можно не знать лексического значения, но понять грамматическое. Отсюда самое общее можно понять (процесс, предмет). Ближайшее значение должен понимать каждый. Это минимум информации, доступный и понятный наивному носителю языка. Оно указывается в словаре.

Дальнейшее значение – количество смыслов стремится к бесконечности. Это предмет других наук. Это энциклопедические знания. Внеязыковое содержание (как и предмет как познаваемый объект).

 

В основе семиотики лежит понятие знака. Знак – минимальный

носитель языковой информации. Совокупность знаков образует знаковую систему.

Знак представляет собой двустороннюю сущность. С одной стороны, он материален ( имеет план выражения, или денотат), с другой – он является носителем нематериального смысла (план содержания). Структуру знака обычно представляют в виде так называемого треугольника Фреге ( Готлоб Фреге – немецкий философ и логик, один из основателей логической семантики ). Вот как он выглядит:



Знак

Смысл денотат

(план выражения) (план содержания)

Наиболее простым языковым знаком естественного языка является слово. Так, у слова «дом» смыслом будет само это понятие «дом», а денотатом некий абстрактный дом (у словосочетания «этот дом» денотатом будет конкретный дом, на который указывают, произнося его).

Но знаком является и предложение. Согласно Фреге, смыслом предложения является высказанное в нем суждение, а денотатов у предложения может быть только два – «истина» и «ложь», т.е. соответствие или несоответствие высказанного в предложении суждения реальному положению вещей.

Семиозис - это знаковый процесс, который рассматривается как пятичленное отношение:

V, W, X, Y, Z,

В котором V вызывает в W предрасположенность к определенной реакции (X) на определенный вид объекта (Y) при определенных условиях (Z). В случаях, где существует это отношение,

V – ЗНАК;

W – ИНТЕРПРЕТАТОР;

X – ИНТЕРПРЕТАНТА,

Y – ЗНАЧЕНИЕ ( означивание, сигнификация),

Z – КОНТЕКСТ , в котором встречается знак.

Моррис приводит такой пример. Нашедшая нектар пчела, возвращаясь в улей, совершает танец и таким образом направляет других пчёл к источнику пищи. В этом случае «танец» есть знак; другие пчёлы, испытывающие влияние танца, - интерпретаторы; предрасположенность этих пчёл реагировать определенным образом под влиянием танца – интерпретанта; тип объектов, по отношению к которым пчелы предрасположены к определенной реакции -–значение (сигнификация знака); а местонахождения улья – часть контекста.

Приблизительно так можно представить процесс семиозиса.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.