Классификация таможенных пошлин Лекция 4. Тарифные и нетарифные меры регулирования международной торговли в системе ВТО Вопросы 1. Понятие и виды таможенных пошлин. 2.Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров. 3.Инструменты нетарифного регулирования в рамках ГАТТ/ВТО. 4.Технические и другие специальные требования как методы нетарифного регулирования внешней торговли. Существуют тарифные и нетарифные инструменты торговой политики. Все они регулируются отдельными соглашения ГАТТ/ВТО. При этом тарифные инструменты являются явными, а нетарифные - преимущественно скрытыми мерами регулирования международной торговли. В связи с этим законодательство ГАТТ в целях либерализации торговой политики предполагает постепенное снижение таможенных тарифов, и запрещает использовать большинство нетарифных мер, если это использование не является вынужденным (напр., ответной мерой на торговую дискриминацию). В этом случае предусмотрены изъятия из соглашений ГАТТ/ВТО. К тарифным инструментам преимущественно относят таможенные пошлины. Таможенная пошлина – представляет собой косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в страну или вывозимых из нее. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителем товаров, ибо он включается в продажную цену. Торгово-политическая роль таможенной пошлины состоит в том, что: - она защищает определенные отрасли национальной экономики от конкуренции иностранных товаров, с помощью создаваемого ими стоимостного барьера. Часто наибольшей защитой пользуются, как уже упоминалось выше, именно наиболее развитые, монополизированные отрасли. Цель такого рода политики – создание национальным производителям условий для получения на внутреннем рынке монопольной прибыли как одного из условий успешного выступления на внешнем рынке - таможенная пошлина широко используется в качестве рычага давления на конкурентов с целью заставить их пойти на определенные уступки. Классификация таможенных пошлин Таможенные пошлины могут быть классифицированы по различным признакам, так как взимание их может преследовать различные цели. В результате, по целям взимания пошлины подразделяются на: - фискальные, основной целью которых является увеличение финансовых поступлений в бюджет; - протекционистские, преследующие в основном торгово-политические цели. По объекту обложения пошлины можно подразделить на: - ввозные или импортные, которые взимаются с импортируемых товаров или при выпуске товаров с таможенных складов, расположенных внутри страны. Это наиболее распространенный вид пошлин. Он возник раньше всех других и на него приходится центр тяжести в современной торговой политике; - вывозные или экспортные пошлины, взимаемые с товаров при вывозе их за границу. Этот вид пошлин часто используется в фискальных целях, а также для выравнивания низкой внутренней цены и высокой – на внешнем рынке. Кроме того, вывозные пошлины могут взиматься с товаров, в области экспорта которых страна обладает монополией. В настоящее время этот вид пошлин применяется редко и в практике ВТО считается несправедливым методом конкуренции; - транзитные пошлины взимаются за провоз товара по территории данной страны. Этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном, в фискальных целях. Большинство стран предпочитает взимать при транзите разного рода сборы: разрешительные, гербовые, статистические и, естественно, плату за провоз грузов по территории данного государства. По способу взимания таможенные пошлины подразделяются на: - адвалорные пошлины, устанавливаемые в виде определенного процента с таможенной стоимости товара. По простоте взимания и ведения переговоров о снижении этот вид занимает основное место в системе таможенного регулирования стран; - специфические, представляющие собой определенную сумму, взимаемую с установленной единицы веса, объема или количества товара. Этот вид пошлин применяется при ввозе однородных товаров, прежде всего сырьевых и химических товаров; - смешанные или комбинированные таможенные пошлины представляют собой комбинацию специфических и адвалорных ставок. Они позволяют несколько уравнять недостатки этих двух видов пошлин с точки зрения их реакции на изменение цены, тем не менее этот вид пошлин, встречается относительно редко. Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей. По характеру происхождения пошлины бывают: - автономные, то есть устанавливаемые постановлением государственной власти данной страны вне зависимости от каких-либо многосторонних или двусторонних актов (договоров). Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством; - конвенционные (договорные) пошлины – это ставки пошлин, устанавливаемые в процессе переговоров. Они не могут быть повышены государственной властью в одностороннем порядке. В зависимости от страны происхождения товара пошлины можно подразделить на следующие основные групп: - максимальные (генеральные или общие), которые устанавливаются для всех стран - минимальные, применяющиеся в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле с данной страной режимом наибольшего благоприятствования - преференциальные – особо льготные ставки пошлин, предоставляемые отдельным странам или группам стран, как правило, развивающимся. преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще. Существует также группа т.н. особых пошлин, к которым можно отнести антидемпинговые, и компенсационные, о которых уже говорилось выше в связи с Антидемпинговым кодексом и Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам, а также карательные. - Антидемпинговые пошлины – это особо высокие пошлины, взимаемые сверх обычных при обнаружении факта демпинга, для борьбы с которым они используются; - Компенсационные пошлины – пошлины, взимаемые с целью нейтрализации субсидий, предоставляемых экспортеру с целью повышения его конкурентоспособности на рынке. - Карательные пошлины – особо высокие пошлины (в 3 – 5 раз превышающие генеральные), применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминации, недружественные акты и т. п., то есть они носят не столько экономический, сколько политический характер. Указанные пошлины не включаются в таможенный тариф и введению каждой из перечисленных пошлин предшествует расследование, которое проводится по специально определённой процедуре. В торговле рядом товаров, прежде всего сельскохозяйственных, могут применяться т. н. сезонные пошлины: - как правило, значительно ниже указанных в тарифе; - действуют строго определенное время; - вводятся распоряжением правительства соответствующей страны. С 15 апреля 1994 г.все пошлины стали «связанными» и все переговоры ведутся именно с этих позиций. На основании ст. ХХYIII ГАТТ-1994 члены ВТО могут один раз в три года пересматривать взятые на себя тарифные обязательства. В случае отказа от каких-либо предоставленных ранее тарифных уступок они должны быть компенсированы уступками в другой области. Связанные тарифы представляют собой обязательства не повышать тарифы выше определенного уровня. Для анализа торговой политики каждой страны важно понимать, насколько связанные ставки выше фактически применяемых тарифных ставок. По итогам присоединения к ВТО Россия взяла на себя обязательство связать таможенный тариф на уровне 10,1% с последующим снижением до 7,8% по промышленным товарам и 13,2% и 10,8% по сельскохозяйственным товарам соответственно. |