КОНТРОЛЬ ЗА РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ Т. Г. ШАТРОВА КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО Минск НО ООО «БИП-С», 2002 Контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, в том числе землепользования и охраны земель. Контроль за соблюдением земельного законодательства является одной из важнейших функций государственного управления в области регулирования земельных отношений. В этой связи изучение данного правового института имеет огромное значение и является обязательным. Студенты должны овладеть определенными познаниями о целях, задачах и видах контроля в области регулирования земельных отношений, а также изучить систему государственных органов, осуществляющих контроль в области рационального использования и охраны земель. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны земель, его можно рассматривать как значительную правовую меру. Именно посредством осуществления контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов земельных отношений к исполнению экологических требований. Поскольку меры принуждения или меры юридической ответственности применяются к нарушителям земельного законодательства в процессе контроля, то не менее важным представляется изучение темы «Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства». Юридическую ответственность за нарушение земельного законодательства рассматривают как правовой институт отрасли земельного права. Под юридической ответственностью понимают совокупность неблагоприятных последствий (взысканий), наступающих для нарушителя земельного законодательства. Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению природоохранных требований. Особое значение юридической ответственности и ее место в системе земельного права объясняется также наличием в земельно-правовых нормах такого элемента как санкция. Санкция представляет собой структурный элемент нормы права, в которой изложена мера государственного взыскания за нарушение правила, предусмотренного диспозицией нормы. Студенты должны уметь отличать земельное правонарушение от земельного преступления, уметь характеризовать дисциплинарный проступок. Кроме того, в результате изучения данной темы студенты должны овладеть знаниями о понятии видах юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, а также поиска нормативных правовых актов, предусматривающих меры государственного взыскания за нарушение земельного законодательства. Защита прав и законных интересов собственников земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов осуществляется посредством разрешения земельных споров. Данное обстоятельство определяет значение и актуальность темы о земельных спорах. Земельные споры – это неурегулированные конфликты по поводу предоставления и изъятия земли, установления прав на земельные участки, установления и ограничения полномочий собственников, владельцев и пользователей, нарушения имущественных прав и защищаемых интересов участников земельных отношений. Указанный правовой институт представляет собой сложное структурное образование. Это объясняется расширением круга субъектов земельных отношений, а также тесной связью земельных, гражданских, аграрных, трудовых, семейных и других правоотношений. В результате изучения данной темы студенты должны знать понятие и виды земельных споров, уметь характеризовать эти виды, а также приобрести навыки определения государственного органа, который правомочен разрешить тот или иной земельный спор. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Тема: Контроль в области регулирования земельных отношений: а) Понятие, задачи и виды контроля в области регулирования земельных отношений. б) Государственный контроль в области регулирования земельных отношений. в) Ведомственный и производственный контроль в области регулирования земельных отношений. г) Общественный контроль в области регулирования земельных отношений. д) Информационный, предупредительный и карательный контроль в области регулирования земельных отношений. е) Права и обязанности государственных инспекторов по охране природы при осуществлении контроля в области рационального использования и охраны. Тема: Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства. а) Понятие и виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. б) Основания возникновения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства как результат осуществления контроля в области регулирования земельных отношений. в) Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства. г) Административная ответственность за нарушение земельного законодательства. д) Гражданская ответственность за нарушение земельного законодательства. е) Земельно-правовая ответственность. ж) Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства. Тема: Разрешение земельных споров. а) Понятие и виды земельных споров. б) Стороны в земельном споре. Их права и обязанности. в) Подведомственность земельных споров. Споры, подлежащие разрешению в административном порядке. Споры, подлежащие разрешению в судебном порядке. КОНТРОЛЬ ЗА РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ. Система контроля в области использования и охраны земель состоит из органов государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля. Задачами контроля в области рационального использования и охраны земель служат обеспечение соблюдения земельного законодательства, норм экологической безопасности, установление порядка пользования землями, порядка ведения учёта, порядка проведения экологических и изыскательских работ, выполнение охранных мероприятий. Государственный контроль осуществляют органы государственного управления в области регулирования земельных отношений. Ведомственный контроль осуществляют структурные подразделения министерств и ведомств, в пределах своих полномочий. Производственный контроль осуществляется специальными службами на предприятиях, в организациях и учреждениях. Общественный контроль осуществляется общественными объединениями и гражданами Республики Беларусь. 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ. Государственный контроль в области использования и охраны земель осуществляют: местные исполнительные и распорядительные органы, в пределах своей компетенции; специально уполномоченный государственный орган по земельным ресурсам и землеустройству; министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; органы Минздрава (санэпидемслужбы). Государственный контроль представляет собой систему наблюдений за исполнением земельного законодательства, систему выявлений нарушений земельного законодательства и систему применения принудительных мер воздействия на нарушителей. Государственные органы, осуществляющие контроль, выполняют следующие контрольные функции: 1. организуют проверку и экспертизу изменения состояния земель; 2. принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства; 3. принимают участие в подготовке нормативных правовых актов сфере регулирования земельных отношений; 4. вносят в установленном порядке предложения о консервации загрязнённых и деградировавших земель; 5. информируют население о состоянии земельного фонда, об эффективности использования земель и о принимаемых мерах по охране земель; 6. принимают участие в согласовании градостроительной и землеустроительной документации; 7. принимают участие в работе комиссий о приёмке земель после мелиоративных и других работ; 8. осуществляют надзор за соблюдением юридическими и физическими лицами земельного законодательства; 9. принимают меры по недопущению самовольного занятия земель; 10. предоставляют сведения о наличии земельных угодий, о наличии свободного земельного фонда и о наличии правонарушений. Госкомзем осуществляет контроль за проектированием, размещением и строительством объектов оказывающих негативное воздействие на состояние земель, за размещением объектов обезвреживания отходов и объектов захоронения отходов. Он осуществляет контроль за проведением землеустроительных работ, за исполнением градостроительной документации и за соблюдением порядка регистрации субъектов земельных отношений, порядка выдачи документов удостоверяющих право на землю и выполняют другие контрольные функции. В соответствии с положением о государственном контроле в области охраны окружающей среды. Государственный контроль за состоянием земель осуществляют главные государственные инспекторы, государственные инспекторы, главные инспекторы и инспекторы структурных подразделений министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. На основании данного положения инспекторы имеют право: 1. беспрепятственно входить в учреждения, организации и на предприятия при наличии удостоверения и предписания на проверку; 2. запрашивать и получать любые документы необходимые для проверки выполнения земельного законодательства; 3. приостанавливать деятельность юридических лиц нарушающих земельное законодательство; 4. налагать штрафы на должностных лиц, в случае выявления нарушений земельного законодательства; 5. составлять акты проверок для направления в соответствующие органы, с целью привлечения виновных лиц к ответственности; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды также осуществляет контроль за выполнением природоохранных требований при отводе земель под любые виды деятельности, а также за соблюдением экологических норм при разработке новых технологий и техники и за предотвращением захламления и загрязнения земель. Специальные службы Минздрава осуществляют контроль за соблюдением санитарных норм при размещении объектов захоронения отходов производства и потребления, а также за соблюдением санитарных норм при проведении землеустроительных работ и при осуществлении градостроительной деятельности. 3. ВЕДОМСТВЕННЫЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ. Ведомственный контроль в области использования и охраны земель осуществляют министерства и ведомства. Задачами этого контроля служит обеспечение соблюдения подведомственными юридическими лицами земельного законодательства. Юридические лица и предприниматели при осуществлении своей деятельности обеспечивают проведение производственного контроля в области использования и охраны земель. Производственный контроль является менее эффективной формой контроля, вследствии двух причин: 1. руководители организаций, прежде всего, заинтересованы в производстве продукции и её реализации, следовательно, наблюдается просто нехватка времени для осуществления контроля за соблюдением земельного законодательства; некоторые руководители либо сознательно либо несознательно отдают предпочтение решению текущих проблем, пренебрегая перспективными задачами и осуществляют контроль за соблюдением земельного законодательства лишь в случае проверок. 4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ. Общественный контроль осуществляют общественные объединения, трудовые коллективы, общественные инспекторы и граждане. Задачей этого вида контроля является проведение общественной проверки за соблюдением юридическими и физическими лицами земельного законодательства, а также проведением мероприятий по охране земель. Общественные инспекторы вправе: 1. информировать население о состоянии земель; 2. проводить общественные слушания; 3. запрашивать необходимую информацию для проведения проверок; 4. давать рекомендации по улучшению состояния земель, по улучшению земельного законодательства; 5. выносить решения о приостановлении деятельности тех или иных юридических лиц, которые носят рекомендательный характер; 6. направлять соответствующие материалы в государственные органы и суд для принятия мер по приостановлению строительства объектов влияющих на состояние земель. |