Экономические функции организаций системы ООН Тема 2. Система Организации Объединенных Наций (ООН) план 1. Цели и структура ООН 2. Экономические функции организаций системы ООН 3. Генеральная Ассамблея - ГА (General Assembly) 4. Экономический и социальный совет – ЭКОСОС (Economic and Social Council - ECOSOC) 4.1. Функциональные комиссии ЭКОСОС 4.2. Региональные комиссии ЭКОСОС 4.3. Постоянные комитеты 4.4. Органы экспертов 5. Секретариат 6. Специализированные учреждения ООН и межправительственные организации, связанные с ООН 6.1. Фонды, программы и рабочие органы ООН (Funds, Programmes and Bodies of the United Nations) 6.2. Специализированные учреждения ООН 6.3. Автономные организации, связанные с ООН Цели и структура ООН Объединенные Нации / Организация Объединенных Наций — ООН (United Nations — UN / United Nations Organisation — UNO). Создана в 1945 г. Ее учредительная конференция состоялась в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. Устав ООН был ратифицирован и вступил в силу 24 октября 1945 г. Значение Устава ООН состоит в том, что он не только является конституционным документом, регулирующим жизнедеятельность международной организации, но и призван играть исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств, и выработки своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической, гуманитарной и иных областях. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров, заключенных в рамках ООН. Членами ООН являются 193 государства. Официальные цели ООН: • поддержание международного мира и безопасности путем принятия коллективных мер и мирного урегулирования споров; • развитие дружественных отношений между странами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; • осуществление международного сотрудничества в разрешении между народных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех людей без каких-либо различий; • выполнение функции центрального органа по согласованию усилий разных стран, направленных на достижение этих целей. Принципы ООН: • суверенное равенство всех ее членов; • добросовестное выполнение принятых на себя по Уставу обязательств; • разрешение международных споров мирными средствами; • воздержание в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против другого государства; • оказание членами Организации помощи во всех ее действиях, принимаемых в соответствии с этими принципами. ООН разрабатывает рекомендации, конвенции, мероприятия, которые предлагает своим членам принять и реализовать путем включения в законодательство или путем введения нормативных актов. ООН стремится побуждать государства к принятию соответствующих мер, к координации их действий и инициатив. Система ООН состоит из органов главных и вспомогательных, специализированных организаций и учреждений и автономных организаций, входящих составной частью в систему ООН. К числу главных органов относятся: Генеральная Ассамблея (ГА); Совет Безопасности (СБ); Экономический и социальный совет (ЭКОСОС); Совет по опеке (СО); Международный суд и Секретариат. Вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми, учреждаются в соответствии с Уставом. Система ООН включает ряд программ, советов и комиссий, осуществляющих конкретные возложенные на них функции. Экономические функции организаций системы ООН Согласно Уставу ООН, целью ее деятельности в экономической области является осуществление многостороннего сотрудничества в разрешении международных проблем экономического характера. К числу таких проблем относятся: • глобальные экономические проблемы современности; • оказание помощи на цели развития; • оказание содействия в экономическом развитии наименее развитым развивающимся странам и странам с переходной экономикой; • вопросы природоохранной деятельности и защиты окружающей среды • вопросы оказания гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях. Глобальные экономические проблемы охватывают сферы: макроэкономики, народонаселения, статистики, науки и техники, государственного управления и финансов. Проведенные в 90-е годы форумы ООН по различным аспектам глобального развития поставили перед мировым сообществом приоритетные за дачи в достижении устойчивого развития, в том числе в отношении его экс комических, природоохранных и социальных направлений. Помощь ООН на цели развития (оперативная деятельность ООН) направлена на мобилизацию ресурсов доноров для осуществления по линии фондов и программ (ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ВПП) конкретных проектов на страновом и региональном уровнях. В последнее время происходит определенная переориентация этой деятельности с учетом требований устойчивого и ориентированного социального развития. По линии фондов и программ ООН общий ежегодный объем предоставляемой безвозмездной помощи составляет порядка 4-5 млрд. долл. Она преимущественно направлена на поддержку беднейших стран. Продолжает расширяться содействие со cтороны этих фондов и программ России, странам Центральной Европы, CHГ и Балтии. Особое внимание в экономической работе ООН уделяется отдельным наиболее бедным группам стран и регионам - Африке, наименее развитым странам (группа из 48 стран, преимущественно африканских, с наиболее низкими подушевыми доходами), малым островным государствам. В последние годы ведется работа ООН по оказанию содействия странам с переходной экономикой для интеграции в мировое хозяйство и внедрения рыночных институтов. Важную область работы ООН представляет природоохранная деятельность. Комиссия ООН по устойчивому развитию (как политический орган для координации общесистемных усилий на этом направлении) и ЮНЕП (как ведущее учреждение по природоохранной проблематике) обеспечивают комплексный подход к наблюдению за окружающей средой, разработке экологических нормативов и стандартов, обеспечению соответствующих режимов в отдельных секторах (охрана глобального климата, борьба с опустыниванием, загрязнением атмосферы, морей, океанов, безопасное обращение с отходами, сохранение биоразнообразия, устойчивое лесопользование и т.д.) Ресурсное обеспечение глобальной природоохранной деятельности осуществляется за счет средств Глобального экологического фонда (объем внесенных средств в завершившемся трехлетнем программном цикле составил 2 млрд. долл.), фонда ЮНЕП, целевых фондов в рамках отдельных конвенций и донорских поступлений. В решениях спецсессии ГА ООН по окружающей среде и развитию (23-27 июня 1997 г.) в число приоритетных направлений будущей деятельности ООН включены вопросы устойчивого энергопользования, транспорта, обеспечения пресной водой, рационального лесопользования, внедрения странами ресурсосберегающих моделей потребления и производства. Вопросы оказания гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях выдвинулись на передний план в работе ООН в последние годы. Помимо традиционного реагирования на стихийные бедствия, Организация во все большей степени вовлечена в работу по погашению комплексных гуманитарных кризисов, вызванных конфликтами на политической, этнической и иной почве. Объем потребностей пострадавшего населения в результате чрезвычайных ситуаций такого рода постоянно растет и в ежегодном измерении составляет 3- 4 млрд. долл. Деятельность ООН на экономическом направлении охватывает также прогнозно-аналитическую и информационную работу по состоянию и перспективам развития глобальной экономики, региональных и страновых ситуаций; оказание экспертно-консультационных услуг; содействие в разработке норм и стандартов; реализацию конкретных программ и проектов, предоставление помощи в случае чрезвычайных и кризисных ситуаций. 3. Генеральная Ассамблея - ГА (General Assembly) Является главным органом ООН и состоит из представителей всех государств-членов ООН. Она уполномочена обсуждать любые вопросы в рамках Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать соответствующие рекомендации. Решения Ассамблеи, хотя и не имеют обязательной юридической силы для правительств стран-участниц, играют важную роль, поскольку выражают мнение мировой общественности. Генеральная Ассамблея определяет политику ООН и ее программу, утверждает бюджет, созывает и организует конференции, вырабатывает основные направления деятельности и проводит различные кампании. Общая компетенция и функции Генеральной Ассамблеи излагаются в статьях 9-22 Устава ООН. Согласно Уставу, Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству: а) в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации; б) в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Генеральная Ассамблея внесла значительный вклад в разработку и подготовку ряда важных международных документов, в частности, по развитию и кодификации международного права. В ООН сложилась своя практика разработки международно-правовых документов. В соответствии с этой практикой вначале принимается декларация по какому-либо вопросу, а затем на основе декларации вырабатываются международные договоры и конвенции. Резолюции Генеральной Ассамблеи не являются юридически обязательными для государств, но и не могут квалифицироваться как простые призывы или пожелания. Устав ООН исходит из того, что государства должны тщательно и добросовестно рассматривать резолюции Генеральной Ассамблеи. Кроме того, некоторые резолюции предусматривают обязанность государств не только позитивно рассмотреть содержащиеся в них рекомендации, но и предпринять инициативы и конкретные совместные или индивидуальные действия по их осуществлению. Всего было принято 10 тыс. резолюций Генеральной Ассамблеи, которые оказали большое воздействие на кодификацию международного права. В экономической области Генеральная Ассамблея организует исследования и разрабатывает рекомендации по вопросам содействия развитию международного сотрудничества, поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Генеральная Ассамблея окончательно утверждает все международные конвенции по экономическим вопросам. В структуре Генеральной Ассамблеи экономическими вопросами занимаются: • Комитет по экономическим и финансовым вопросам; • Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ; • Комиссия по международному праву; • Комитет по инвестициям. 1) Комитет по экономическим и финансовым вопросам(Economic and Financial - Second Committee) является вторым из шести главных комитетов (Main Committees), каждый из которых занимается вопросами, относящимися к его компетенции и несет ответственность перед Генеральной Ассамблеей. Они подготавливают рекомендации и вырабатывают резолюции для представления на пленарные заседания Генеральной Ассамблеи. Хотя на практике принято передавать вопросы на предварительное рассмотрение в комитеты, Ассамблея может решать определенные вопросы без предварительной передачи в комитеты. Любой член ООН имеет право быть представленным в каждом из комитетов. Каждый комитет избирает своего председателя. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов и голосующих. 2) Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ (UN Commission on International Trade Law — INCITRAL). Основана в 1966 г.с целью содействия гармонизации и унификации правовых норм в международной торговле. Комиссия действует в тесном сотрудничестве с ЮНКТАД. В 1973 г. число членов было увеличено с 29 до 36. Члены Комиссии избираются сроком на 6 лет. Представительство государств-членов в Комиссии распределяется следующим образом: 9 представителей - членов от стран Африки; 7 - от стран Азии; 5 - от восточноевропейских стран; 6 - от стран Латинской Америки и Карибского бассейна; 9 - от стран Западной Европы и США. 3) Комиссия по международному праву- КМП (International Law Commission - ILC). Образована в 1947 г. с целью содействия международному сотрудничеству и развитию международного права и его кодификации. Комиссия занимается преимущественно вопросами международного публичного права, но может рассматривать и вопросы, входящие в область международного частного права. Число членов Комиссии было увеличено до 34. Представительство государств-членов в 1981 г. было определено следующими образом: 8 - от стран Африки; 7 - от стран Азии; 3 - от стран Восточной Европы; 6 - от стран Латинской Америки и Карибского бассейна; 8 - от стран Западной Европы и США; 2 члена - на правах ротации от разных стран. Комиссия состоит из признанных авторитетных специалистов, выступающих в личном качестве. Комиссия подготавливает проекты по вопросам международного права. Некоторые вопросы Комиссия определяет самостоятельно, другие передаются ей на рассмотрение Генеральной Ассамблеей или ЭКОСОС. После завершения разработки Комиссией проекта статей по конкретному вопросу Генеральная Ассамблея обычно созывает международную конференцию полномочных представителей для воплощения проекта статей в конвенцию, которая затем открывается для государств, с тем чтобы они стали ее участниками. На основе проектов Комиссии были приняты следующие конвенции, затрагивающие экономические вопросы: Конвенция о рыболовстве и охране ресурсов открытого моря (1958 г.); Конвенция о праве международных договоров (1969 г.); Международная конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями. 4) Комитет по инвестициям (Investment Committee). Образован в 1947 г. для оказания содействия Секретариату в размещении инвестиций из средств пенсионного фонда и других трастовых и специальных фондов, находящихся под контролем ООН. Он проводит заседания 4-5 раз в год, обычно в Нью-Йорке. В 1976 г. число членов было увеличено до 9. |