Основные направления работ при ликвидации последствий ЧС? В Федеральном законе “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” отмечается, что одной из важнейших задач комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС следует считать проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. В зависимости от характеристики объекта и сложившейся ЧС могут произойти взрывы, пожары, затопление местности, распространение СДЯВ, а также образоваться очаги ядерного, химического, бактериологического поражения и зоны радиоактивного заражения. В соответствии с Федеральным законом “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных опасных факторов. Характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Спасательные работы в очагах поражения и зонах затопления включают: · разведку маршрутов движения и участков (объектов) работ; · локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках (объектах) работ; · извлечение из-под завалов пострадавших и оказание помощи им; · вскрытие защитных сооружений и спасение находящихся в них людей; · подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой; · оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения; · вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы; · санитарная обработка людей, ветеринарная обработка животных, дезактивация, дегазация техники, обеззараживание территории, сооружений, продовольствия, воды и т.д. Неотложные работы при ликвидации ЧС призваны создать условия для успешной деятельности спасателей по оказанию пострадавшему населению медицинской и других видов помощи, а также условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей. Другие неотложные работы включают: · прокладывание колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения; · локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных и технологических сетях; · укрепление или обрушивание конструкций зданий, сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ; · ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ; · обнаружение, обезвреживание или уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов; · ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений. При возникновении ЧС немедленно организуется разведка, оценивается обстановка, принимается решение, ставятся задачи и осуществляется руководство. Федеральный закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” устанавливает ряд принципов при организации работ: приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людям, оказавшимся в опасности; единоначалие руководства; оправданность риска и обеспечение безопасности при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР); постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС и к её ликвидации. В соответствии с положением о РСЧС руководство работами по ликвидации ЧС является одной из основных обязанностей комиссий по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, предприятий и организаций. Руководитель аварийно-спасательной службы или формирования, прибывший в зону ЧС первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС. Его решения по руководству работами в зоне ЧС являются обязательными для граждан и организаций, находящихся там, никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС, но он может быть отстранён в установленном порядке от исполнения обязанностей вышестоящими органами, которые принимают обязанности на себя или назначают другое должностное лицо. Для непосредственного руководства АСиДНР на каждом объекте или участке работ назначается руководитель участка или объекта из числа ответственных должностных лиц. Первоочередными спасательными работами при авариях, взрывах, пожарах, землетрясениях, большинстве других ЧС являются поиск и спасение пострадавших. В первую очередь работы ведутся на тех объектах, на которых в момент возникновения ЧС находилось наибольшее количество людей. Извлекая пострадавших из под завалов (отдельных обломков), следует избегать сдвигов плит, блоков и других массивных предметов, чтобы не нанести пораженному дополнительных травм. В первую очередь освобождают голову, верхнюю часть туловища. После извлечения немедленно оказывается медицинская помощь. При разборке конструкций применяются ручной, механизированный и взрывной способы. Спасательные работы ведутся непрерывно, посменно. Работы по разборке завалов ведутся сразу после ликвидации пожаров, аварий на коммунально-энергетических сетях. Завалы расчищают частично или полностью. В первую очередь разбирают (обрушают) или крепят неустойчивые, угрожающие обрушением элементы. Затем освобождают проезды, проходы и входы в здания. После этого извлекают балки, колонны, крупные панели, чтобы подготовить фронт работ для экскаваторов и погрузчиков. Основной принцип разборки – это производство работ сверху вниз и по всем возможным направлениям, но в первую очередь там, где людям угрожает наибольшая опасность. Производственные аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте могут быть двух видов – это аварии (катастрофы), происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с движением поездов (заводы, депо, станции и др.), и аварии поездов во время движения. Первый ряд аварий (катастрофы) для объектов железнодорожного транспорта носит общий характер. Второй – имеет специфический характер, связанный с тяжелыми последствиями и перерывом в движении поездов. На железнодорожных станциях и узлах на сравнительно небольшой территории обычно сосредотачивается большое количество вагонов с различными грузами, в том числе огнеопасными (ГСМ), взрывоопасными (ВВ) и ядовитыми веществами (АХОВ). Здесь же могут быть поезда с людьми. Вагоны в поездах и на соседних путях находятся в непосредственной близости друг от друга, что создает опасность быстрого распространения опасных поражающих факторов, а доступ, например, пожарных средств к месту горения затруднен из-за отсутствия проездов и проходов, особенно поперек железнодорожных путей. Прокладка пожарных шлангов поперек путей затруднена, шланги приходится прокладывать под рельсами, проделывая углубления в балласте. Цистерны с ГСМ, ВВ легко возгораются от нагревания, распространяя горение на большую площадь. Взрывы цистерн с АХОВ могут образовать зоны опасного химического заражения. Для исключения взрыва цистерн необходимо открывать люки наливных горловин этих цистерн. Ликвидация пожаров на территории железнодорожных станций связана с необходимостью вывода составов с территории станции на перегоны, тупики и подъездные пути. В первую очередь подлежат выводу поезда с людьми и опасными грузами. На электрифицированных участках в случае возникновения пожаров следует обесточить станционные пути и использовать тепловозы для рассредоточения составов. Учитывая повышенную пожароопасность объектов железнодорожного транспорта и сложность тушения пожаров, на железных дорогах и их отделениях созданы специальные противопожарные службы. На крупных железнодорожных станциях и узлах предусматривается система пожарного водоснабжения, пожарные поезда, пожарные депо. 18. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирое время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные задачи РСЧС: · Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения · Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях · Прогнозирование чрезвычайных ситуаций · Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС · Надзор и контроль в сфере защиты населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций · Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий · Ликвидация ЧС · Организационная структура РСЧС РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы. Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: · федеральный, охватывающий всю территорию РФ; · региональный — территорию нескольких субъектов РФ; · территориальный — территорию субъектов РФ; · местный — территорию района (города, населенного пункта); · объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ. В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами. Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя: · координирующие органы; · органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС); · органы повседневного управления; · силы и средства; · резервы финансовых и материальных ресурсов; · системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России). Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС). Региональный состав РСЧС включает регионы: · Центральный (Москва) · Северо-западный (Санкт-Петербург) · Южный (Ростов-на-Дону) · Приволжско-Уральский (Екатеринбург) · Сибирский (Красноярск) · Дальневосточный (Хараровск) Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС: · режим повседневной деятельности · режим повышенной готовности · режим чрезвычайной ситуации. Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. |