Цели и задачи составления портфолио МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №2 Принято на заседании | Утверждаю | педагогического совета | Директор гимназии Тарасова М.В. | Протокол № 3 от «19» февраля 2015г. | Приказ №26 от «20» февраля 2015г. | ПОЛОЖЕНИЕ О портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», приказами Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего, среднего общего образования», Уставом МБОУ гимназия №2, Основной образовательной программой МБОУ гимназия №2 (далее – ООП). 1.2. Настоящее Положение разработано с целью создания условий реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, концепции профильного обучения в образовательных учреждениях, внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет структуру, примерное содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся. 1.3. Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки планируемых результатов освоения ООП, которая является составляющей рейтинга обучающихся при переходе на следующую ступень обучения. 1.4. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период обучения. 1.5. Портфолио позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной. Цели и задачи составления портфолио 2.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. 2.2. Основными задачами составления портфолио являются: - поддерживать и стимулировать высокую учебную мотивацию обучающихся; - поощрять активность и самостоятельность гимназистов, расширять возможности обучения и самообучения; - развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; - учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающегося по ступеням обучения; - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации гимназистов; - укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с гимназией; - активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. 2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса: - диагностическую: фиксируются изменения показателей за определенный период времени; - целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные федеральным государственным образовательным стандартом; - мотивационную: поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов; - содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ; - развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу; - рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений. 3. Структура и содержание портфолио 3.1. Портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся включает в себя следующие разделы: - титульный лист; - «Мой портрет»; - «Портфолио работ»; - «Портфолио документов»; - сводная итоговая ведомость по результатам оценки портфолио. 3.1.1. На титульном листе указаны название образовательного учреждения; фамилия, имя, отчество обучающегося и класс. Каждый класс самостоятельно принимает решение о едином дизайне оформления титульной страницы. 3.1.2. Раздел «Мой портрет» содержит сведения об обучающемся – владельце портфолио и может включать в себя: -фотопортрет обучающегося; - личные данные (дата рождения); - данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах гимназиста, занесённые им в портфолио самостоятельно на добровольной основе; - информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания: результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования и тестирования; - описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений; - результаты деятельности по профессиональному и личностному самоопределению; - другие сведения, раскрывающие интересы и способности обучающегося. Примерное содержание раздела «Мой портрет» приведено в Приложении 1. 3.1.3. Раздел «Портфолио работ» включает в себя подборку работ обучающегося (формальных и творческих), выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых занятий внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения. 3.1.3.1. Обязательной составляющей раздела «Портфолио работ» являются результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам; средний балл по предметам за учебный год. (Приложение 2). 3.1.3.2. Остальные составляющие раздела «Портфолио работ» должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Этот раздел может включать в себя: - работы по учебным предметам, отражающие динамику формирования универсальных учебных действий и динамику развития компетентностей обучающегося; - проектные и исследовательские работы (указывается тема проекта, дается аннотация работы; возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте); - рефераты (указывается, название реферата, изученные материалы, количество страниц, иллюстраций и т.п.); - техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание, фотографии); - работы по искусству (дается перечень работ, фотографии); - другие формы творческой активности: участие в театре, хореографической студии (указывается название, фотографии); - занятия спортом (указывается название секции или мероприятия, фотографии). - иная информация, раскрывающая учебные, творческие, исследовательские, спортивные способности обучающихся. 3.1.4.Раздел «Портфолио документов»включает в себя сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения обучающихся. В нем содержатся результаты участия в мероприятиях различного уровня (очных и дистанционных): - предметных олимпиадах, конференциях, интеллектуальных конкурсах; - творческих конкурсах; - спортивных соревнованиях; - занятия внеурочной деятельностью; - выбор факультативных и элективных курсов; Этот раздел может включать в себя: - характеристики; - отзывы; - рецензии; - другие сведения. 3.1.5.Сводная итоговая ведомость по результатам оценки портфолиопредставляет собой таблицу (Приложение 3), заполняемую по определенным критериям (Приложение 4). |