МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Основные теоретические положения и идеи меркантилизма





Оценочные средства для промежуточной аттестации

Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Предмет и задачи дисциплины «история экономических учений».

2. Методология исследования «истории экономических учений». Периодизация курса.

3. Исторические условия возникновения меркантилизма и его этапы. Меркантилизм эпохи денежного баланса.

4. Проблемы позднего меркантилизма в трудах Т. Мана.

5. Особенности политики протекционизма. Национальные особенности меркантилизма.

6. Исторические условия возникновения, методология, этапы эволюции классической школы.

7. Особенности перехода от меркантилизма к классической политэкономии в Англии. Уильям Петти.

8. Возникновение классической политической экономии во Франции. Школа физиократов: содержательная концепция, значение.

9. Характеристика идей физиократизма в работах Ф. Кенэ. Концепция естественного порядка.

10. А. Смит – экономист мануфактурного периода индустрии. Особенности методологии А. Смита.

11. Теория стоимости, заработной платы, прибыли и ренты. «Догма Смита».

12. Экономический либерализм Смита. Роль свободного рынка как регулятора производства.

13. Эпоха промышленного переворота и ее отражение в трудах Д. Рикардо. «Начала политической экономии и налогообложения».

14. Особенности методологии Д. Рикардо.

15. Теория дифференциальной ренты.

16. Значение работ Ж. Б. Сэя в развитии классической политической экономии. Закон Сэя.

17. Экономические взгляды Т. Мальтуса. Теория народонаселения.

18. Разработка теоретических проблем в трудах Н. Сениора, Ф. Бастиа, Г. Кэри.

19. Экономическое учение Дж. С. Милля.

20. Исторические условия возникновения марксизма. Особенности методологии К. Маркса.

21. Структура и значение «Капитала».

22. Экономические учения западноевропейских социалистов-утопистов начала XIX века.

23. Реформаторские программы экономического романтизма (С. Сисмонди, П. Прудон).

24. П Особенности методологии Д. Рикардо Особенности методологии Д. Рикардо редпосылки возникновения маржинализма. Сущность маржинальной революции.

25. Субъективистско-психологическое направление политической экономии. Австрийская школа.

26. Лозаннская школа: особенности методологических и теоретических концепций.

27. Основные признаки второго этапа маржиналистской революции. Зарождение неоклассической экономической мысли. Учение А. Маршалла.

28. Исторические условия возникновения кейнсианской теории. Критика Кейнсом представителей неклассического направления.

29. Теоретическая концепция Дж.М. Кейнса. Книга Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

30. Неокейнсианство: теории цикла и экономического роста.

31. Посткейнсианство.

32. Неолиберализм. Воплощение идей неолиберализма в доктрине социального рыночного хозяйства.

33. Монетаризм.

34. Экономика предложения.

35. Неоклассический синтез. П.Самуэльсон

36. Исторические условия возникновения институционализма. Традиционный институционализм: Т.Веблен, Дж.Коммонс, У.Митчелл.

37. Теория индустриального общества Дж.К. Гелбрейта.

38. Современный институционализм.


 

1. Предмет и задачи дисциплины «история экономических учений».

В системе экономических наук и экономического образования история экономических учений - самостоятельная научная и учебная дисциплина.



 

Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей, их роли в развитии человеческой цивилизации.

 

Под учениями понимаются различные формы теоретического выражения и фиксации знания, которые возникают и развиваются по мере эволюции человеческого общества, а также теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых исторический процесс углубления познания социально-экономических явлений находит свое концентрированное логико-понятийное выражение. История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Курс не ограничивается изучением источников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся экономистов; он стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.

 

Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.

 

Обьектом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества. Таким образом предметом истории экономических учений являются история теории экономической мысли, а также история экономической политики и идеологии.

 

В свою очередь, задачей истории экономических учений является выяснение, что нового внесла очередная теория по сравнению с предшествующими.

Поэтому экономисту полезно, а подчас просто необходимо знакомиться с историей возникновения и развития экономической мысли, с теоретическими разработками и концепциями, создававшимися и имевшими хождение еще сто, двести и более лет тому назад?

Во-первых, история экономических учений представляет собой как бы ступени познания экономической науки. Знакомство с ней помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.

Изучение истории экономической науки помогает проникнуть в лабораторию экономического мышления. Это своего рода стартовая площадка, вводный курс экономической теории.

Во-вторых, знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов. Важно уловить последовательность, понять причины эволюции научных положений, идей, уяснить их связи с происходящими изменениями в экономической практике.

В-третьих, обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.

 

2. Методология исследования «истории экономических учений». Периодизация курса.

Исторический процесс развития экономической мысли отражает прогресс научного знания, который достигается как в теоретическом познании социально-экономических явлений, так и в его методах. В связи с этим история экономических учений в определенном смысле является одновременно и историей развития методов познания социально-экономических явлений. Это объясняется тем, что теория и методология образуют внутреннее единство. Соотношение теоретических и методологических аспектов находит выражение в том, что каждая предшествующая теория в силу своей фундаментальности, научной значимости обладает потенциалом и функцией метода для последующих теорий, а это в свою очередь обусловливает преемственность экономических теорий.

 

 

Метод - это путь познания, способ, прием исследования и получения научных результатов.

 

 

Метод также позволяет соотнести теорию и практику.

 

Классификация методов исследования истории экономических учений.

 

1. Специально-научные методы в истории экономических учений.

 

1) описательный, который дает возможность исследователю получить разнообразную информацию, сформировать целостное представление о внешних сторонах явления, его структурных звеньях;

 

2) аналитический, позволяющий раскрыть причинно-следственные связи явлений и использующий набор конкретных методик (опрос, наблюдение, анализ документов);

 

3) формально-логический, который позволяет исследовать внутреннее строение явления, выявить источники, предпосылки его возникновения и эволюции;

 

4) моделирования, осуществляющий поиск наиболее эффективных, оптимальных схем организации экономических систем, государственного регулирования и пр.

 

5) конкретно-социологический, выявляющий эффективность функционирования, например, различных механизмов государственного и рыночного регулирования

 

Различные методы исследования истории экономических учений

 

1) экспериментальный метод - изучение поведения экономической системы в целом и ее составных частей путем постановки экспериментов; нужно отметить сложность использования этого метода из-за частой невозможности постановки экспериментов в экономике; гипотетико-дедуктивный метод - основан на выдвижении и проверке различных гипотез в сочетании с анализом отдельных экономических процессов и явлений в микро- и макроэкономике;

2) статистико-временной анализ - изучение совокупности массовых экономических явлений и объектов, однородных в некотором существенном положении, во временном периоде;

 

3) историко-модельный подход - представление экономических процессов в виде моделей, которые функционально повторяют изучаемый процесс, в историческом контексте;

 

4) математический метод - описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов;

 

5) метод абстрагирования - исключение явлений, носящих случайный характер, при исследовании процессов экономики.

 

4. Методами исследования являются:

 

1) исторический подход;

 

2) системный подход, который позволяет установить связи между социальными науками (политика, экономика, культура) и конкретизировать время и место того или иного экономического учения..

 

 

Периодизация истории экономических учений необходима для того, чтобы учесть закономерности развития экономической мысли как определенной формы общественного сознания, отразить преемственность экономической мысли, основные вехи ее поступательного движения и, вместе с тем, раскрыть особенности, которые характеризуют ее на каждом этапе развития, проследить глубокие, качественные изменения экономической мысли, выявить и показать смену этапов, направлений в экономической мысли.

Структура курса истории экономических учений подразделяется на четыре раздела. В качестве критерия избрана история формирования теории рыночной экономики.

Первый раздел посвящен периоду, в течение которого решалась проблема формирования экономики как науки. К нему относятся учения древнего мира и средневековья вплоть до возникновения в экономической мысли классической школы (сер. ХVI в.). В этот период, когда преобладало натуральное хозяйство, и постепенно расширялись товарно-денежные отношения, ученые пытались систематизировать экономические взгляды и воззрения, определить границы экономической науки.

Второй раздел включает период разработки проблем терминологии и формирования системы экономических категорий (сер. ХVI — cер. ХIХ вв.). Сюда входят разработки меркантилизма, физиократизма, классической школы, марксизма. В течение данного периода, когда начинается интенсивное развитие товарно-денежных отношений, и формируются национальные рыночные экономики, экономическая наука обособляется в самостоятельную дисциплину, и ученые приступают к разработке ее категориального аппарата. По мере становления рыночной экономики как системы формируется структура экономических категорий, раскрываются их сущность и содержание; определяются функции экономической науки; ее предмет; обогащается методология исследования социально-экономических явлений; формируются теоретические подходы к основным направлениям внешней и внутренней политики, среди которых: политика меркантилизма, обосновывающая принципы протекционизма, политика свободной торговли, идеи экономического либерализма. К этому периоду относятся учения Т.Мэна, У.Петти, П.Буагильбера, Ф.Кенэ, А.Смита, Д.Рикардо, Ж.Сэя, С.Сисмонди и др., а также разработки К.Маркса и Ф.Энгельса, которые завершили обсуждение и теоретическое обобщение проблем формирования понятийного аппарата экономической науки.

Третий раздел посвящен исследованию проблем развития и функционирования всей экономической системы, механизмов ее регулирования. К нему (сер. ХIХ — нач. ХХ в.) относятся разработки неоклассического направления (австрийская, кембриджская, математическая школы), американской, социальной, социально-исторической, правовой школ, институционализма.

В этот период определяется функциональная роль экономики, преобразуются системы экономических категорий из статической модели в динамическую модель. Теоретический анализ социально-экономических явлений обогащается по мере выделения и исследования субъективных, психологических, социальных, правовых, технологических и экологических аспектов в трактовках экономических категорий.

Видоизменяется также методология и расширяется предмет исследования экономической теории, выделяется микроэкономика, активно формируются функциональные и отраслевые дисциплины, в экономической политике отстаиваются идеи экономического либерализма, внедряются идеи социального контроля общества над экономикой.

Четвертый раздел курса включает период решения проблем управляемости экономической системы: ее функционирования, регулирования, формирования инфраструктуры и институционального оформления.

В течение данного периода (нач. ХХ в. и современность), когда возникают модели несовершенной конкуренции, модифицируются механизмы функционирования национальных рыночных экономик, а также формируется и развивается мировая рыночная система, ученые различные модели функционирования экономических систем, приступают к поиску вариантов оптимального сочетания рыночных и государственных методов регулирования рыночной экономики смешанного типа, практической отработке разнообразных инструментов, позволяющих стабилизировать социально-экономические процессы, исследуют проблемы мировой экономики как системы рынков ресурсов, товаров, функционирующего и ссудного капиталов, валют, процессы интернационализации производства и капитала, трансформации, интеграции экономических систем и их воздействие, модифицирующее функционирование национальных экономик.

В это время разрабатываются современные ведущие направления экономической теории — кейнсианство (включая нео- и посткейнсианство), неоклассическое (неоконсервативное) и социально-институциональное.

Критерием классификации различных школ и направлений, рассматриваемых в курсе истории экономических учений, выступают теоретико-методологические основы концептуальных построений, трактовка роли государства и рынка в регулировании экономики.

3. Исторические условия возникновения меркантилизма и его этапы. Меркантилизм эпохи денежного баланса.

 

Меркантилизм – это экономическое учение и экономическая политика периода раннего феодализма. В период позднего меркантилизма в его рамках созревают предпосылки для перехода к капитализму:

1.преобладание денежной ренты;

2.втягивание крестьянских хозяйств в рыночные отношения;

3.возникновение мануфактур с наймом рабочей силы;

4.ликвидация раздробленности в западноевропейских странах;

5.создания мирового рынка (XV-XVI вв);

6.создание крупных предприятий для поставки больших партий товаров на экспорт;

7.быстрый рост торгового капитала и его господство над промышленностью;

Большую роль в разложении меркантилизма сыграло так называемое первоначальное накопление капитала: отделение произв. от средств производства политика колониальных захватов преимущественной сферой деятельности капитала в это время была сфера обращения

 

Основные теоретические положения и идеи меркантилизма

богатство общества – это деньги, сокровища;
производство – предпосылка созданию богатства, средство обеспечения притока денег в страну;
источник богатства и прибыли – обращение, т.е. сфера, где товары превращаются в деньги, причем товары должны продаваться дороже, чем покупаться;
не всякое обращение – это источник богатства. Внешняя торговля является таковым, так как она увеличивает количество денег в стране, внутреннее обращение лишь переносит деньги из рук в руки;
активное обращение во внешней торговле;

 

 

Этапы меркантилизма

В связи с разными путями достижения положительного сальдо торгового баланса меркантилизм принято делить на ранний меркантилизм и поздний меркантилизм.

Ранний меркантилизм

В основе раннего меркантилизма (до середины XVI в.) лежала система денежного баланса, а увеличение денежного богатства происходило чисто законодательным путем (необходимость жестких протекционных мер в отношении импорта связано с тем, что производство и торговля были плохо развиты, и соответственно экспорт был незначительным). Так, для достижения положительного сальдо во внешней торговле ранние меркантилисты считали целесообразным: устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары, полностью ограничивать импорт товаров и не допускать вывоза из страны золота и серебра.

Поздний меркантилизм

Денежное богатство позднего меркантилизма (вторая половина XVI века — вторая половина XVII века) основывалось на системе активного торгового баланса (торговые связи между странами стали более развитыми и регулярными), то есть продавать больше, а покупать меньше.

Поздний меркантилизм предполагал:

·Завоевание внешних рынков благодаря дешевым товарам (невысоким ценам).

·Допускал импорт товаров (кроме предметов роскоши) в пределах активного торгового баланса

·Вывоз золота и серебра в случае осуществления выгодных торговых сделок

Тем самым поздние меркантилисты противопоставили системе денежного баланса систему активного торгового баланса. Если ранние меркантилисты определяющей функцией денег считали функцию накопления, то позднике — функцию средства обращения. По убеждению поздних меркантилистов, ценность денег находится в обратной зависимости от их количества, а уровень цен на товары прямо пропорционален количеству денег. Меркантилисты полагали, что увеличение предложения денег, повышая спрос на них, стимулирует торговлю.

Ранний меркантилизм возник еще до великих географических открытий и был актуален до середины XV! в. На этом этапе торговые связи между странами были развиты слабо, имели эпизодический характер.

Для достижения положительного сальдо во внешней торговле ранние меркантилисты считали целесообразным:

·устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары;

·всемерно ограничивать импорт товаров;

·не допускать вывоза из страны золота и серебра (с ними отождествлялось денежное богатство).

Следовательно, теория монетаризма ранних меркантилистов может расцениваться как теория «денежного баланса».

Раннему меркантилизму было присуще понимание ошибочности концепции номиналистической теории денег, восходящей к древним временам и в том числе к трудам древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н.э.). Рассуждая так, номиналисты отрицали не только товарную природу денег, но и их связь с благородными металлами.

Однако во времена раннего меркантилизма, как и в средние века, правительство занималось порчей национальной монеты, снижая ее ценность и вес в надежде заинтересовать иностранных купцов обменивать их деньги на туземные и покупать больше товаров. Превращение денег в условный знак, фиксированное соотношение находящихся в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма) оправдывались как фактами обращения неполноценных денег, так и ошибочной констатацией того, что золото и серебро являются деньгами в силу своих природных свойств, выполняя функции меры стоимости, сокровища и мировых денег.

конкурентоспособности отечественной продукции на зарубежных рынках.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.