МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Взгляды западников: Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, П.Н. Кудрявцев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин





Против славянофилов выступала не только царская цензура и третья канцелярия, но и в самом либеральном обществе возникло противоборствующее идейное течение – западничество. К западникам относились ведущие историки того времени: Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, П.Н. Кудрявцев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин., известные деятели литературного мира — П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков, В.П. Боткин, М.Н. Катков, и даже знакомые каждому имена классиков отечественной литературы таких как И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Будучи образованными и интеллигентными людьми, западники не могли отрицать тех кровавых жертв, что происходили во времена Петровских реформ. И, сходясь в этом мнении со своими оппонентами славянофилами, западники видели в тех переменах источник присущей современной монархии абсолютизм и жестокость. Однако главное отличие западников от славянофилов заключалось в абсолютной уверенности первых в том, что Европа и Россия должны и идут одним путем, поэтому, как «младший брат», отстающее в развитии государство российское должно заимствовать передовой опыт европейских стран, их технологии, ценности и традиции. И главная ценность, свойственная Европе, но отсутствующая в России – свобода личности. Таким образом, чтобы добиться просвещения и цивилизованности, необходимо было использовать европейский опыт по развитию государства и общества, которые могли бы гарантировать ту самую свободу личности, свободу мысли и свободу слова. И «образованное меньшинство», дворянская интеллигенция, к которой западники причисляли себя, должны были стать тем столпом общества, той движущей силой, которая бы обеспечила этот качественный переход.

Западники колоссальными заслуги Петра I, который, по их мнению, «спас Россию». Годы его правления они считали первой ступенью перерождения российского государства и становления его на новый путь.

Впрочем, политические идеи западников и славянофилов отличались не во всем. Как и их оппоненты, западники критиковали революционные веяния и негативно относились к государственным переворотам. Они выступали за отмену крепостного права, но предлагали осуществлять это постепенным законным путем, путем государственных реформ. Они предлагали осуществлять с течением времени высвобождение крестьян с земельными наделами за выкуп у помещиков.

Касательно взглядов на монархию и государственный строй, у западников с славянофилов возникали расхождения. Если последние считали, что самодержавие должно считаться с волей народа, но тем не менее ограничивать власть монарха не стоит, потому что нет на Руси достаточной силы, чтобы ограничить самодержца, то западники всецело выступали за европейский путь конституционной монархии, приводя в пример Францию и идеальную, по их мнению, систему правления » короля Луи Филиппа и его премьер-министра Ф. Гизо.

Впрочем, такие мысли и идеи делали западников гораздо более опасными в глазах правительства, нежели поддерживавших институт самодержавия славянофилов. ПО словам А.И. Герцена, «Славянофилы защищали православие и национальность <...> Поэтому они могли говорить почти все, не рискуя потерять орден, пенсию, место /137/ придворного наставника или звание камер-юнкера».



Западники были тверды в своих убеждениях в том, что будущее России лежит в переходе к буржуазному строю, как и произошло в других европейских странах. Помимо отмены крепостного права и парламентского ограничения власти монарха, они ратовали за заимствование всех культурных достижений Западной Европы. Они считали неизбежным возникновение и развитие капиталистического строя в стране, дальнейшее усиление влияния буржуазии и постепенный переход к капиталистической эксплуатации труда.

Свои взгляды на дальнейшую судьбу государства российского западники несли в массы со страниц газет и журналов, художественной литературы, в университетах и литературных клубах Москвы. В этих самых клубах возникали самые яростные дискуссии и споры между западниками и славянофилами, доходившие порой и до кулачных боев.

Западники выступали с научными статьями и лекциями, в которых противопоставляли себя идеологии славянофилов, выставляя их теорию устаревшей и несостоятельной. В своих выступлениях западники превозносили блага европейского пути развития, рассказывали об укладе жизни в буржуазных государствах, достижениях цивилизации и технического прогресса, новейших художественных произведениях.

Теория западничества для того времени была прогрессивной и пользовалась популярностью у большого количества людей, найдя отклик в умах российской буржуазии и оказывая огромное влияние на их систему взглядов.

Однако нельзя не отметить, что общественно-политические взгляды западников были весьма ограничены, они подвергали всяческой критике как революционные учения, так и социалистическую идеологию, признавая единственно верный, по их мнению, путь развития и перехода от существующего монархического и феодального строя к капиталистическому обществу – через постепенные реформы сверху.

Еще одно кардинальное различие в системе взглядов западников и славянофилов заключалось в противоположных взглядах на религию и ее ценность для русского народа. В противовес славянофилам, считавшим православие одним из исторических начал российского обществ, западники ставили во главу угла разум. Для них главным ценностным элементом общества являлась человеческая личность, свобода ее мыслей и духа, тогда как славянофилы опирались на общины и русский народ как единый элемент.

Несмотря на жаркие споры, доходившие до драк, несмотря на расхождения во мнении по многим вопросам, славянофилов и западников объединяло многое. Схожим в идейных течениях были взгляды на монархию –и те и другие признавали необходимость ограничения самодержавия. И славянофилы, и западники ратовали за отмену крепостного права и считали величайшей ценностью свободу личности. Общим было у них и неприятие революционных настроений, они считали единственно верным путем привнесения изменений в жизнь общества путь постепенных реформ.

Считается, что, невзирая на все различия, теории славянофильства и западничества имеют общие корни. Почти все идеологи движений были выходцами из дворянской интеллигенции, были высоко образованными людьми, являясь крупными писателями, учеными и публицистами. Многие из них окончили Московский университет. В основу их теорий легла немецкая классическая философия. И тех и других волновали судьбы России, пути ее развития. И те и другие выступали противниками николаевской системы. По словам А.И. Герцена, западники и славянофилы были «Двуликим Янусом», "Мы смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно", были его слова.

В спорах и полемиках западников и славянофилов развивалась российская общественно-политическая мысль середины XIX века. Их либеральные идеи оказали огромное влияние на дальнейшее развитие мировоззрений российской интеллигенции, искавшей верные пути развития для России. По сей день в спорах о судьбе российского народа слышны отголоски теорий западников и славянофилов, их мнений о том, что уготовано России – стать частью Европы или стать центром притяжения славянских народов и средоточием православной религии.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.