МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Предпосылки возникновения либеральных движений 30-40-х годов XIX века. Николаевская Россия или «Апогей самодержавия».





МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

(СПбГИКиТ)

 

 

Факультет заочного образования

 

 

Реферат

по дисциплине «Культурология»

на тему «Славянофилы и западники о путях развития русской культуры»

 

 

Выполнил(а): Аюби Денис Шах Мохаммад студент(ка) 1 курса 11.03.01 Радиотехника   Работу проверил:   ____________________,     _____________________ должность, кафедра  
Дата сдачи: ________________ Оценка: ________________

 

Санкт-Петербург

 

ВВЕДЕНИЕ

Спор славянофилов и западников – это известное рассуждение о судьбе России и русского народа: стоит ли смотреть за пределы границ на другие культуры, стоит ли заимствовать чужой образ жизни, либо же признать, что государство российское всегда шло своим самобытным путем, и в этом его великая сила.

Запад с его манящей культурой всегда осознавался в России как образец для подражания, как соблазн, но одновременно, как и вредное влияние. И, чем ближе к границе с Европой живут люди, тем это сильнее это воздействие, касающееся всех сторон жизни человека. Это двойственное отношение к Западу и порождает извечный спор, оформившийся в отдельные идейные течения в начале XIX века – спор славянофилов и западников. Однако, нельзя не отметить, что разделение взглядов весьма условно, несмотря на кажущееся различие и противоположность взглядов, никогда нельзя было провести четкую разделяющую линию между ними. Все идеологи движений радели за свою страну и понимали необходимость изменений к лучшему, но не революционных, а реформационных.

В этой работе будут рассмотрены исторические корни спора о судьбе России, как складывались взгляды классического славянофильства и западничества середины XIX века на культуру, на просвещение России и на ее духовность. Как получилось, что одна из тяжелейших эпох в истории монархии – Николаевская Россия с ее политическим сыском и репрессиями послужила колыбелью для столь просвещенных течений, в чем не сходились взгляды западников и славянофилов и как их объединяли горячий патриотизм и любовь к русскому народу. И главный вопрос – почему те и другие взгляды до сих пор актуальны, хоть и называются другими именами, почему до сих пор одни приносят в Россию европейские догмы и ценности, а другие ищут их в российской самобытности.

 

 


 

В работе будут рассмотрены следующие темы:

 

1) Предпосылки возникновения либеральных движений 30-40-х годов XIX века. Николаевская Россия или «Апогей самодержавия».

2) Важнейшие идейные течения середины XIX века – славянофилы и западники

3) Взгляды славянофилов: . К. Аксаков П.В.Киреевский А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин.

4) Взгляды западников: Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, П.Н. Кудрявцев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин

5) Влияние работ славянофилов и западников на развитие русской культуры


 

Предпосылки возникновения либеральных движений 30-40-х годов XIX века. Николаевская Россия или «Апогей самодержавия».

Вступление на престол Николая I началось с подавления восстания декабристов, и что фактически и задало тон всему его правлению. С самого раннего детства будущему царю прививали ненависть к революционерам и восстание декабристов лишь усилило это чувство. «Торжественно открыв виселицами», по словам А.И. Герцена, свое царствование, Николай I занялся укреплением самодержной власти в России и искоренением инакомыслия и революционных настроений. . "Революция на пороге России", - объявил он вскоре после 14 декабря и добавил: "Но клянусь, она не проникнет в Россию, пока я жив!" Этими словами можно кратко описать убеждения Николая I и цель его царствования.



Третий сын Императора Павла I, Николай, как и его отец, обожал все военное. До своего прихода к власти, он нес командование гвардейской бригадой и в дальнейшем перестроил управление страной наподобие военного командования, перенеся свои военные навыки на государственные дела. Воля командира, то есть государя-самодержца, не обсуждается и не подлежит сомнению. Благодаря такому настрою эпоху его правления и назвали «Апогеем самодержавия».

В так называемой «Николаевской России» большую часть самых важных должностей занимали генералы: военно=морское ведомство, министерство внутренних дел, министерство путей сообщения, министерство финансов, почтовое ведомство, даже министерство просвещения.

Само министерство просвещения вместо просветительской работы занималось идеологической поддержкой самодержавия. Николай I, считавший просвещение и образование источником зла и запретивший принимать в гимназии учеников кроме детей дворян и чиновников, а для сельчан и вовсе ограничив образование приходскими одноклассными школами, ставил во главе Министерства Просвещения самых «верноподданных» реакционных генералов, всячески старавшихся угодить царю.

Именно Министр Просвещения Граф С.С. Уваров сформулировал в 1832 году теорию "официальной народности". В основу этой теории легло историческое исследование Н.М. Карамзина "Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» — развёрнутый меморандум, составленный придворным историографом Н. М. Карамзиным для Александра I. Основными принципами теории пронизана как коронационная речь Николая I - "православие, самодержавие, народность", так и все изданные им в дальнейшем законы и акты, мотивом каждого из которых звучит обоснование необходимости для России самодержавной формы правления и незыблемость крепостнических порядков. Уваров добавил лишь понятие "народность".

Именно «народностью» Министерство Просвещения стремилось подкупить общественное мнение. Поскольку за "народность" выступали все направления русской общественной мысли - от реакционной до революционной, вкладывая в это понятие совершенно различное содержание.

Приверженцы революционной мысли считали «народность» просвещением народных масс и внедрением передовых идей демократии в общество, а реакционеры, или, как их иначе называли, приверженцы охранительного направления представляли крепостной и самодержавный строй царской России единственно верным и близким к народному духу.. Сам же автор теории граф Уваров считал ее последним спасением от внедрения пагубных западнических идей в России.

Сущность концепции Уваров выразил в следующих словах: "Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, ввиду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная; собрать в одно целое священные остатки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения. К счастию, Россия сохранила твердую веру в спасительные начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться, жить. Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастия общественного и семейственного. Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества: они чувствуют ее в полной мере, хотя и поставлены на разных ступенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношениях к правительству. Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникнуть народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущий; но и тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории Русского Государства.

Очевидно, что самой основной задачей теории являлось доказательство и подтверждение необходимости самодержавного строя в России, как и крепостничества, что объявлялось исторически правильным и «залогом укрепления отечества». Официальная народность» должна была стать лейтмотивом всех произведений, основой воспитания, сформировать устои общества.

Несмотря на все старания идеологов Министерства Просвещения, всей карательной мощи третьей канцелярии, общественной цензуры и других санкций правительства, в обществе продолжали рождаться новые идеи, происходило поднятие общественной мысли и национального самосознания.

К 30-м годам XIX века произошло окончательное формирование новых направлений общественной мысли, помимо про-правительственного охранительного, активно развивались либеральные течения славянофильства и западничества, которых хоть и разделяло видение дальнейшей судьбы России, но связывало отрицание крепостного права и абсолютной режимной монархии, существовавшей в эпоху правления Николая I.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.