Предмет литературы для детей Аннотация Исследовано конкретное малотиражное издание для детей младшего школьного возраста симферопольского издательства ДИАЙПИ, проведён редакторский анализ основных элементов этого издания, его художественно-технического оформления. Выявлены достоинства и недостатки. Разработан проект-концепция переиздания (исправленного издания), устранены допущенные ошибки, обнаруженные ранее. Работа предназначена для защиты на кафедре издательского дела и редактирования. Научный руководитель Наталья Владимировна Ронгинская. Редкторский анализ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ литературного произведения ( на примере рукописи Т. журидовой «как щенок искал свое дело» Содержание Введение………………………………………………………………………...3 Раздел 1. литература как объект издания для детей………….5 1.1. Предмет литературы для детей……………………………………...5 1.2. Целевое назначение и характер информации в художественном издании для детей младшего школьного возраста……………………….9 Раздел 2.Редакторский анализ основных элементов литературного ПРОИЗВЕДЕНИЯ Татьяны Журидовой «Как Щенок искал Своё Дело …………….…………………………………12 2.1. Оценка функциональной и эстетической значимости произведения………………………………………………………………16 2.2. Работа редактора над структурой и композицией в издании……..18 2.3. Языково-стилистический аспект редактирования………………...27 Раздел 3.Художественно-техническое оформление издания…………………………………………………………………………30 3.1. Принципы подготовки аппарата издания…………………………..34 3.2. Анализ иллюстративного материала………………………………..36 3.3. Редакторская подготовка внешних элементов издания…………...38 Выводы…………………………………………………………………………42 Список литературы………………………...............................................43 Приложения Введение Малый тираж (100 экз.) не ушёл, а «улетел», что является свидетельством интереса юного читателя к этому произведению и заложенных в нём педагогических составляющих. Предметом исследования стали принципы работы редактора над художественным изданием для детей, анализ основных элементов издания, художественно-технического оформления, особенности переиздания литературно-художественной детской книги. Актуальность темы обусловлена актуальностью содержания сказки Татьяны Журидовой, интересом детской читательской аудитории к книжке, интересом воспитателей, учителей и родителей к дидактической и воспитательной составляющей произведения, необходимостью совершенствования текста сказки и самого издания. Цель данной работы – выявление специфики редакторской подготовки переиздания художественной книги для детей, определение ключевых моментов редактирования переизданий, приобретение практического опыта в деле переизданий. В соответствии с поставленными целями необходимо решить следующие задачи: - определить предмет, целевое назначение и характер информации в конкретном художественном издании; - охарактеризовать особенности читательской аудитории, которой адресована книга; - изучить характер содержания книги; - выявить особенности редакторской работы над языком и стилем при подготовке литературно-художественного переиздания для детей; - исследовать особенности редактуры фактического материала литературно-художественного издания; - проанализировать особенности художественно-технического оформления; - приобрести знания методики макетирования книг и практических навыков в этом деле. Методы исследования:теоретический (изучение литературы по вопросам издания и переиздания), лингвостилистический – при анализе языка произведения и стиля, логический и метод редакторского анализа. Практическая значимость работызаключается в возможности дальнейшего исследования литературно-художественной книжной продукции и использования полученных данных при работе в издательствах и типографиях, приобретение знаний методики макетирования и навыков макетирования детских книг. Структура работы включает: введение, три основных раздела, выводы, предметно-именной указатель, список использованной литературы, приложения. РАЗДЕЛ 1. Литература как объект издания для детей. Предмет литературы для детей Предметом детской литературы можно считать знания и представления об окружающей действительности (о человеке, о мире, о природе, об искусстве и т.п.), изображенные в форме, доступной детскому восприятию. Однако это определение нуждается в уточнении, так как знания о мире, отраженные в детской литературе, должны иметь особый характер и учитывать специфику читателя. Детство является периодом, в который формируется личность и от которого зависит во многом дальнейшая судьба человека. В детстве складываются основы будущего.В тоже время это закономерная, чрезвычайно важная и абсолютно самостоятельная часть жизни. Это и подготовка к взрослой жизни, и время, полное впечатлений, ярких, красочных событий, когда человек открывает для себя мир. Формируется его характер, создается структура духовных ценностей, которые определяют внутренний облик личности. Не случайно, французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Человек приходит из своего детства». Некоторые называют детство страной, в которой живет особое племя — племя детей. И книга призвана сыграть свою роль в этой «стране», стать своего рода ориентиром для этого «племени». Однако для того чтобы ребенок охотно обращался к книге, ее содержание должно увлечь читателя. Поэтому при созданий произведения литературы необходимо учитывать специфику интереса детей, который оказывает влияние на предмет содержания. Кроме того, следует иметь в виду, что ребенок постоянно развивается под воздействием внешних условий. Этот момент связывал с особенностями детской литературы В.Г. Белинский. Он писал: «Раннее детство — это беспрерывное формирование, делание, становление полным человеком для полного наслаждения и обладания силами своего духа как средствами к разумному счастию». Действительно, развитие человека под влиянием окружающего связано со становлением личности. И следовательно, при выпуске детской литературы необходимо учитывать воспитательный эффект издания. Приведем еще одно суждение критика: «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон». Ясно, что именно воспитательное воздействие книги определяет предмет повествования и регулирует отбор фактов и их интерпретацию, разработку темы, постановку проблемы. Все это осуществляется под знаком воспитательной идеи произведения. Таким образом, предмет детской литературы подразумевает воспитательное и обучающее воздействие книги на читателя. Но и этого недостаточно для характеристики предмета содержания детской литературы. Психология детей отличается от психологии взрослых. Дети, особенно дошкольники, верят в незыблемость и открытость мира, в доброту и справедливость, в то, что положительное, хорошее, вызывающее одобрение взрослых, правильно и должно существовать именно в том состоянии, которое наиболее предпочтительно для их понимания и восприятия. Это подметил К.И. Чуковский – замечательный детский писатель, много внимания уделявший изучению детей. Он писал: «Все дети от двух до пяти верят (и жаждут верить), что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера – одно из важнейших условий их нормального психологического роста» [2]. Это наблюдение позволяет определить еще одну важную сторону предметной области литературы для детей. Как правило, произведения детской литературы оптимистичны, в них добро побеждает зло, правда торжествует над ложью. Подчеркнём, кстати, что человек в детстве тесно связан с текстом. Общение детей со взрослыми и друг с другом осуществляется прежде всего через тексты. Знакомство с окружающим миром также осуществляется через текст – ведь многое ребенок познает не из собственного опыта, а из объяснений, которые ему сообщают другие, т. е. из устных текстов. Видимо, именно поэтому книга органична для детского восприятия. За ней для ребёнка стоит как бы беседа со взрослыми, потому что сначала книгу читают родители или старшие братья или сёстры. Это соображение следует иметь в виду, когда возникает вопрос о влиянии книги на читателя. Благодаря постоянному, активному интересу детей к окружающему воздействие содержания книги на ребёнка может быть достаточно сильным, а восприятие содержания книги – достоверным и естественным. Что же может стать основой содержания детской литературы? Очевидно, практически любое явление, любой объект действительности. Однако интерпретация событий, поступков людей, свойств животных должна при этом приобретать особое звучание — звучание, определяемое предметной областью детской литературы. Сто тысяч «как», миллионы «почему» готов задавать маленький человек. И содержание книги призвано раскрыть, показать, объяснить те факты, которые попадают в поле зрения ребёнка. Обратить его внимание на те, которые не попадают. Литература для детей посвящена истории и современности, природе и человеческому обществу, культуре, наукам, искусствам. Поэтому предмет детской литературы характеризуется богатством проблемно-тематического состава. Буквально все стороны жизни и деятельности человека находят отражение в литературе. Однако нельзя забывать, что тематическая направленность отражает познавательный и воспитательный потенциал литературы для детей. Причем её тематика определяется социальным заказом, воспитательными идеалами общества. В тематике отражаются различные стороны жизни общества, нравственные позиции, сложившийся общественный идеал, который влияет на характер предмета литературы для детей. Кроме того, учитываются конкретные интересы детской аудитории, и в содержании преимущественное внимание отдается детству, периоду роста и взросления ребят, задачам, которые стоят перед ними. Поэтому тематика детской литературы охватывает жизнь школы, летние каникулы, знакомство с городом и страной, эпизоды из жизни исторических героев, учёных, деятелей культуры и искусства. Но тематика и отбор фактического материала произведений не исчерпывают общую характеристику содержания. Важным показателем предметной области детской литературы является проблематика произведений. Ясно поэтому, что предмет детской литературы — качество социальное, историческое, развивающееся. В процессе становления детская литература значительно углубилась, и современную литературу привлекают вечные вопросы человечества: как складывается личность, от чего и к чему идет человек и человечество. В этой литературе детство рассматривается как начало пути человека в будущее. Самое большое место на просторах для детских изданий занимает художественная литература. Предметом художественной литературы для детей, в том числе и сказки Татьяны Журидовой, является окружающая действительность во всём её многообразии да и сам ребёнок. Предлагаемые знания даны в такой форме, которая доступна детскому восприятию. Нельзя не учитывать, создавая книгу для детей, возрастную психологию. Неслучайно авторы произведений указывают возраст адресата книги. Содержание издания должно быть понятно ребёнку и интересно. Кроме этого, книга должна быть обучающей и воспитывающей, т.е. она должна иметь дидактическую и воспитательную составляющую. Детство – это период, когда происходит постепенное становление личности. Без книги оно будет неполноценным. Дидактические и воспитательные цели определяют предмет повествования, регулируют отбор фактов, их интерпретацию и т.д. |