Требования к уровню освоению дисциплины ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Факультет психологии и философии человека Кафедра психологии Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры психологии Протокол от ________№___ заведующий кафедрой Руднева М.В. ________________________ (подпись) | «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе д.филол.н., проф. К.Е. Нетужилов «___»_________________2012 г. (подпись) | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ (2 курс, 4 семестр) Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 «Психология» квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Санкт-Петербург Пояснительная записка Описание дисциплины Выписка из ГОС Психодиагностика (36 часа) Код | Наименование дисциплины | Б3 | ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ | Практикум по психодиагностике: принципы, сфера применения, классификация методик, дифференциальная психометрика, валидность, надежность, репрезентативность, достоверность, тестовые нормы, методы диагностики интеллекта, личности, психических функций и психических состояний; стандартизованные и нестандартизованные личностные методики; проективные, рисуночные методики; психосемантические методы; проведение и интерпретация 8-10 универсальных методик исследования личности и интеллекта: например, Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттела (16 PF), Методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера, Равенна и др.); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики; методы постановки психологического диагноза. Понятия о дисциплине Практикум по психодиагностике– это практический раздел дисциплины «Психодиагностика», который позволяет студентам в аудиторных условиях упражнять навыки в применении методов общей и частной психодиагностики. Цели и задачи курса «Практикум по психодиагностике» Цели: упражнение навыков применения методов психодиагностики. Задачи: структурировать представления и знания студента о методах исследования в различных отраслях психологии, развить умения в постановке психодиагностических задач в различных практических областях приложения профессиональной деятельности психолога, умения составлять программы исследования, диагностики и психологической коррекции. Место курса «Практикум по психодиагностике» в профессиональной подготовке выпускника Курс «Практикум по психодиагностика» является составной частью профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) части Б.3. Программа курса ориентирована на практическую подготовку к одному из основных видов профессиональной деятельности психолога - психодиагностической деятельности, которая является основополагающим компонентом, определяющим другие виды деятельности, такие как коррекция, профилактика и прогноз. Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения гуманитарного, социального и экономического цикла Б.1, математического и естественнонаучного цикла Б.2, в частности, «Анатомия ЦНС», «Философия», «Современные концепции естествознания» и в процессе изучения курсов базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла Б.3: «Общая психология», «Введение в профессию», «Общепсихологический практикум», «Экспериментальная психология», «Математические методы в психологии», «Психодиагностика». Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение «Психодиагностики», в совокупности с которым они составляют основу для изучения курсов «Психология личности», «Педагогическая психология», «Основы консультативной психологии», «Основы патопсихологии», «Методологические основы психологии» и др. Требования к уровню освоению дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способность и готовность к: - пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); - владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); - использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); - применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5); - восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); - отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2); - описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3); - выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); - психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); - прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7); - ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8); - пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10); - участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11); - подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - место, роль и значение психологической диагностики в системе психологического знания и психологических методов; - соотношение психодиагностики и смежных видов диагностической деятельности - медицинской диагностики, педагогического тестирования, профессионально-квалификационного оценивания работников (ассессмента); - историю возникновения и развития психодиагностики как важнейшей отрасли психологии; - основные теоретико-методологические и этические принципы конструирования и проведения психодиагностического исследования и обследования; - специфику, структуру и модели построения психодиагностического процесса; - классификацию психодиагностических методов и современные подходы к их использованию; - принципы построения и конструктивную специфику средств психодиагностического измерения (психометрики); - основы тестологии как науки об измерительных диагностических методиках (тестах); - основные психометрические характеристики психологических тестов, отвечающие за их качество - репрезентативность, надежность, валидность, достоверность; - принципы построения и конструктивную специфику экспертных методов психодиагностики и качественного (клинического) подхода; - классификации психодиагностических задач и видов психологического диагноза, правила формулирования задач и выбора адекватных методов решения, особенности интерпретации полученных результатов и построения психодиагностического заключения. Уметь: - формулировать цель психодиагностической деятельности в соответствии с проблемой, запросом клиента или целями организации; - конструировать психодиагностический процесс в ситуации оказания психологической помощи с учетом условий, индивидуальных особенностей и психического статуса человека, обратившегося за помощью; - конструировать психодиагностический процесс в ситуации проведения диагностики в интересах организации; - соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы, принятые в международной практике и национальной профессиональной психологической ассоциации - Российском Психологическом Обществе (РПО); - оперативно ориентироваться в сложных случаях из психодиагностической практики и эффективно решать психодиагностические задачи; - подбирать методические инструменты, адекватные поставленным задачам и удовлетворяющие психометрическим требованиям; - проводить методические процедуры в соответствие с этическими и методическими правилами; - дифференцировать модели принятия решения в психодиагностическом процессе; - описывать результаты и формировать психодиагностическое заключение, отвечающее целям и задачам оказания помощи человеку или организации. Владеть: - понятийным аппаратом психодиагностики; - навыками профессионального мышления, необходимыми для адекватного проведения психодиагностических процедур; - навыками саморегуляции в процессе выполнения психодиагностических процедур в соответствии с этическими и методическими принципами; - навыками группировки и обработки психодиагностической информации с помощью стандартных компьютерных статистических систем; - навыками интерпретационной работы с разного рода данными (анамнестическими, феноменологическими, психометрическими), полученными в ходе психодиагностической деятельности. |