МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Государство и право в условиях глобализации. Место России в глобализирующемся мире.





И.И. Лукашук (доктор юридических наук, профессор "Журнал российского права", 2001, N 4):

Глобализация - объективная закономерность, и воспрепятствовать ее развитию
не в состоянии никакие силы. Задача состоит в том, чтобы поставить ее на службу
человеку. А это требует существенного повышения уровня управляемости международной
системой, чтобы использовать позитивные возможности глобализации и предотвратить
ее негативные последствия. Сегодня проблема управления - ключевая глобальная
проблема, от ее решения зависит урегулирование иных крупных проблем.
Одним из важных условий решения глобальных проблем, включая проблему управления, является повышение уровня политического мышления и массового сознания. Особая ответственность за достижение указанной цели ложится на средства массовой информации, роль которых в современном обществе чрезвычайно возросла. Без их активного участия эффективное управление невозможно ни на национальном, ни на международном уровне.
Для повышения уровня политического мышления и приведения его в соответствие
с современными требованиями первостепенное значение приобретает роль государства
в условиях глобализации. Заметим в этой связи, что государство гораздо более
интернациональное явление, чем принято думать.
Организация взаимодействия с внешней средой - одна из основных функций государства,
оказывающая влияние на его политическую и экономическую системы. Все это свидетельствует
об особой актуальности исследования роли государства в условиях глобализации.
Глобализация привела к тому, что ни одно государство не в состоянии существовать
без активного взаимодействия с международной системой. В документах ООН подчеркивается,
что сегодня существует глобальный аспект почти у всех человеческих дел.
Государства вынуждены совместно решать не только международные проблемы,
но и задачи, которые еще вчера были чисто внутренними. Все большее количество
общественных отношений выходит за пределы государственных границ, и их регулирование
возможно только путем взаимодействия государств.
Углубление взаимосвязанности государств ограничивает их свободу выбора
в области как внешней, так и внутренней политики. Для решения своих национальных
и интернациональных задач государство нуждается в активном международном сотрудничестве.
Политика государства в целом в растущей мере определяется его местом в международной
системе. Глобализация расширяет сферу функциональной ответственности государства
и одновременно ограничивает его способность самостоятельно решать возникающие
проблемы. В этом видится одно из основных противоречий современного государства.
Единственный путь его преодоления - высокий уровень сотрудничества.
Неспособность государства самостоятельно решать растущее число своих
проблем явилась питательной средой для теорий, предрекающих коренное изменение
самого понятия государственности или даже исчезновение государства. Пишут
об упадке роли государства как главного образования общества и даже констатируют
конец национального государства и т.п.
По мнению С.Сюра, у государства имеются два возможных пути: а) международный
федерализм и б) "более мучительный и трагический выход, реализующийся в конвульсивном
распаде, в планетарном трайбализме". Вместе с тем, под влиянием событий в
Сомали, Руанде, Югославии ученый признает катастрофические последствия, порождаемые
распадом государства.
Примером умеренной концепции влияния глобализации на государство могут
служить взгляды немецкого профессора С.Хобе. Он исходит из того, что новые
моменты в мировом развитии требуют от государства способности отражать их
и приспосабливаться. Учет этих требований повлек за собой "коренные внутренние
перемены в том, что касается понятия государственности". Главное состоит в
открытости государства для международного сотрудничества, которое рассматривается
как "центральная задача государственности". Власть может в настоящее время
пониматься "только как отношения сотрудничества между правительством государства
и властью международных организаций". "Открытость государства для международного
сотрудничества уже является конститутивным элементом самой государственности".
Непонимание или принижение роли государства встречается и в российской
научной литературе, прежде всего экономической, а также в средствах массовой
информации. Для иллюстрации рассмотрим концепцию авторитетного ученого-экономиста
А.И. Неклессы. Он утверждает, что экономическое развитие ставит "под сомнение
сам принцип нового мирового порядка, формируя своеобразную "обратную" историческую
перспективу - подвижный и зыбкий контур новой мировой анархии". Экономика
"начинает проявлять себя не только как способ хозяйствования, но и как доминирующая
система управления обществом: как политика, ...становясь, по сути, новой властной
системой координат". В результате "новое мироустройство постепенно замещает
прежнюю национально-государственную модель более сложным, полифоническим
сочетанием геоэкономических районов".
Никто не станет отрицать, что глобализация повышает роль экономических
факторов и требует существенных перемен в механизме управления мировой системой.
Однако это ни в коей мере не означает подмены политики экономикой. Более того,
необходимо повышение эффективности таких политических институтов, как государство
и право, международные организации и международное право.
В этом плане представляет интерес отчет Всемирного банка за 1997 г. "Государство
в меняющемся мире". Десятилетиями Банк боролся против власти национальных
государств и "все подавляющей бюрократии". Ныне же он признает, что без государства
невозможно устойчивое экономическое, социальное развитие. Оно призвано играть
важную роль в экономическом и социальном развитии, но "скорее как партнер
и содействующий фактор, а не руководитель". Таким образом, Банк считает, что государство призвано обеспечить порядок в стране и в соответствующих международных связях, без государства не обойтись и в таких сферах, как мировая экономика и финансы.
Заговорили даже о крушении системы национальных государств. Подобную теорию обосновывал такой авторитет, как Э.Тоффлер, считая, что система национальных государств постепенно вытесняется миром транснациональных корпораций, "требующим совершенно новых политических рамок, которые были бы способны обеспечить нечто подобное мировому порядку".
Более умеренные теории исходят из того, что управление, имеющее кардинальное
значение для рыночной экономики, не должно отождествляться с государством.
Утверждают, что глобальная политика отделяет управление от государства и его
органов власти. Поэтому политики должны в этой области передать свои функции
иным акторам и учреждениям, находящимся в лучшем положении для реализации
политики общества. Речь идет об учреждениях, подобных Всемирному банку, Международному
валютному фонду, и, разумеется, о крупном бизнесе.
Проблема взаимодействия государства с крупными компаниями имеет самое непосредственное отношение к управляемости на национальном и международном уровне. Наряду с общими для всех промышленных стран элементами решение проблемы связано также с национальной спецификой.



А.Н. АФАНАСЬЕВ
На смену биполярного мира сегодня приходит мир глобальный, внешне не проявляющий антагонистических противоречий между государствами. Тем не менее можно констатировать, переход от биполярного противостояния силы к биполярному противостоянию взглядов, "систем ценностей" в отношении построения будущего глобального мирового правопорядка, в основе которого, на наш взгляд, будет лежать либо право международное, либо право внутригосударственное.
Это противостояние приобрело наиболее четкие очертания после выступления Президента России В.В. Путина в Мюнхене на международной конференции по вопросам политики и безопасности в 2007 г.
Так что же ожидает мировое сообщество в ближайшем будущем - "узаконенное" право силы или "законная" сила права? От решения данного вопроса зависит архитектура международных органов, обеспечивающих сегодня глобальную международную безопасность.
Юристам-международникам хорошо известны три концепции соотношения норм международного и внутригосударственного права - дуалистическая (реализованная СССР. - Прим. авт.) и две монистических. Попытка реализации монистической концепции примата внутригосударственного права в международных отношениях привела мировое сообщество ко Второй мировой войне. Тем не менее объединение усилий таких держав, как СССР, США, Великобритания, Франция, Китай, в борьбе с фашизмом привело к "поражению" возможности навязывания данной концепции мировому сообществу.
После распада СССР Россия отказалась от дуалистической концепции и утвердила примат норм международного права в своем внутригосударственном праве.
Позиция России в отношении роли международного права в построении глобального демократического миропорядка четко определена в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Общее международное право, согласно данной статье, является, безусловно, определяющим позицию и действия государства в международных отношениях, отдавая приоритет в принятии решений по вопросам безопасности легитимным международным структурам. Общее международное право ограничивает в данном случае международную сферу компетентности права внутригосударственного.
Концепция многополярного мира, предлагаемая Россией, - это концепция построения международного демократического сообщества, основанного на международном праве в противовес концепции однополярного мира - концепции управления мировым сообществом, основанной на праве внутригосударственном.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.