МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие и виды форм (источников) права.





  • Марченко:

Проблема соотношения терминов «источник»/ «форма» права.
Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять прису­щие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение, которое в одних случаях называют формой, в других – источником. В настоящей работе «форма права» будет рассматриваться как синоним «источника права». Признавая факт, что «различные формы, в кото­рых выражается право, носят издавна название источников права», Г. Шершеневич, тем не менее, считал, что данный термин является «малопригодным ввиду своей многозначности». Он отмечал, что под тер­мином «источник права» понимаются:
а) силы, творящие право (воля Бога, воля народную, правосознание, идея справедливости, государственная власть);
б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства (пример - римское право послужило источником при подготовке германского Гражданского кодекса);
в) исторические памятники, которые «когда-то имели знамени действующего права»;
г) средства познания действующего права. Этот смысл источни­ка права используется, когда говорят, что право можно познать из закона.
Следовательно, разнообразие значений, придаваемых выражению «источник пра­ва», вызывает необходимость обойти его и заменить другим выраже­нием — «формы права». Под этим именем следует понимать различ­ные виды права, отличающиеся по способу выработки содержания норм». Кроме того, отмечает Марченко, в качестве источников права можно трактовать те материальные, социальные и иные условия жизни общества,которые объективно вызывают необходимость издания или изменения и допол­нения тех или иных нормативно-правовых актов, а также — правовой системы в целом (источник в материальном смысле). Помимо материального «источник права» имеет и другие смысло­вые значения, например, такие, как философский смысл,который ука­зывает на то, какие по своему характеру (либеральные, консерватив­ные и пр.) философские идеи легли в основу той или иной правовой системы.
Относительно термина «форма права»: не является однозначно смысловым по своему содержанию. Так, в одних случаях категория «формы» (права, нравственности и т. п.) рассматривается как выражение «внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов, как между со­бой, так и с внешними условиями» В других случаях — просто как «внешнее выражение какого-либо содержания». В третьих же случаях понятием формы охватывается вся совокупность средств, методов и способов, с помощью которых в обществе решаются те или иные за­дачи, касающиеся, в том числе государства и права.
С учетом сказанного, а также исходя из того, что форму права (закон, декрет, указ и т. п.) саму можно рассматривать в качестве «юри­дического» источника права, наиболее логичным и целесообразным является их использование как синонимов, как идентичных терми­нов и понятий. Именно в этом, «юридическом смысле»форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежны­ми государствоведами и правоведами как тождественные понятия во всех тех случаях, когда они рассматриваются в виде «способа выраже­ния государственной воли», «способа установления правовых велений» или «способа, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила» (внешняя форма права).
Виды:
Все когда-либо имевшие место формы (источники) права трудно перечислить, но наиболее важными и широко известными из них яв­ляются следующие. Это — правовые обычаи, нормативно-правовые актыгосударственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организаци­ями, прецеденты. Важными источниками римского права были деловые обыкновения,представлявшие собой правила, вырабатывавшиеся по­вседневной деловой практикой консулов, преторов и других должно­стных лиц. Для романо-германской правовой семьи характерным ис­точником права в течение длительного времени считалась и считает­ся правовая доктрина. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского пра­ва выступают: Коран- священная книга ислама, Сунна и др.
Следует особо отметить, что представление об источниках права, так же, как и их виды, никогда не оставалось неизменным. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значитель­ную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых систе­мах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив свою какую-либо значимость, сохранили лишь историческую ценность (например, сочинения римских юри­стов). Формы (источники) права варьировались и варьиру­ются также в зависимости от особенностей самих правовых систем.
Интересно:
При анализе современной правовой системыВеликобритании(госво, являющееся наиболее характерным примером ярко выраженного доминиро­ванияобщего (обычного или прецедентного) права в системе регуля­тивных средств осуществления власти) исследователями называются, как правило, три «ос­новных источника права». Это — прежде всего «статутное право», возникающее в результате законодательной деятельности парламента; «делегированное законодательство», исходящее от «всех трех государ­ственных органов», которым частично делегируется законодательная власть со стороны парламента, и «обычное право», которое появляется в результате «правотворческой деятельности различных судебных ин­станций». С формально-юридической точки зрения, выс­шей юридической силой и «непререкаемым приоритетом» в ней обладают акты парламента. Это обусловлено тем, что теоретически парламент по сравнению со всеми остальными правотворческими органами обладает «полным и неограниченным суверенитетом внут­ри страны», является «высшим творцом» всего действующего права. Однако в практическом плане все обстоит далеко не так. Как в коли­чественном отношении (удельный вес в законодательном массиве), так и в качественном (с точки зрения иерархии различных источни­ков права) пальма первенства в правовой системе Великобритании неизменно принадлежит обычному (прецедентному) праву. Закон же (статут) «по традиции» играет в английском праве второстепенную роль, «ограничиваясь лишь внесением корректив или дополнений в прецедентное право».
Применительно к правовой системеАвстралиивыделяются че­тыре основных источника права. Среди них в первую очередь назы­вается «обычное право», а затем — «статутное право»,делегированноезаконодательство и обычаи.Добавляется, что то, из чего собственно складывается «обыч­ное право», есть не столько «решения по каждому конкретному делу, сколько принципы, на основе которых выносятся эти решения». По представлению граждан этой страны «статутное право» занимает очень важное место и весьма распространено, на практике же, как источник, оно лишь третье.
Типичными примерами функционирования ярко выраженногоделегированного законодательствав системе регулятивных средств осуществления власти в той или иной стране могут служить правовые системыФранции, ФРГ, Швейцарии, Италии и других стран.
Относительно правовой системыЯпониизарубежными авторами указывается на такие «конкретные» источники права, какКонституция1947г., «заменившая» собой Конституцию японской империи 1889 г., известную под названием конституции Мейджи; акты парламента, принимаемые в большинстве своем «по инициативе кабинета и его отдельных органов»;правительственные указы, издаваемые кабине­том и его различными ведомствами в целях «проведения в жизнь по­ложений, содержащихся в конституции страны и в текущих законах»;ордонансы, принимаемые местными представительными орга­нами, имеющими право на установление санкций за их нарушение в виде тюремного заключения или штрафа», «правилапроцедуры судо­производства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах а также правила управления судебными делами», устанавливаемые в соответствии со ст. 77 Конституции Японии, Верховным судом этой страны; правовые обычаи и «юридические» прецеденты.
В заключение хочется привести слова фр. Юриста-теоретика – Р. Давида: еслив странах романо-германской правовой семьи «стремятся найти справедливые юридические решения, используя правовую технику, в основе кото­рой находится закон», то в странах, относящихся к семье общего права, «стре­мятся к тому же результату, основываясь в первую очередь на судеб­ных решениях».



  • Лазарев:

Можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каж­дого.
Об источниках права пишут не только в широком смысле, но также в узком, формально-логическом, понимая под источником права то, чем руководствуется практика в решении юридических дел или способы закрепления и существования норм права.
Принято выделять следующие виды источников права в узком смысле: правовой обычай, который в той или иной степени исполь­зуется во всех правовых семьях прошлого и настоящего; правовой прецедент (судебный и административный), который служит ос­новным источником права в англосаксонской правовой семье; нор­мативный акт, имеющий распространение в континентальных го­сударствах или романо-германской правовой семье и близких к ней правовых системах, в том числе России; правовая доктрина, когда суд при разрешении конкретных дел может ссылаться на труды известных юристов и обосновывать их взглядами принимаемые судебные решения; нормативный договор, имеющий широкое распространение в таких отраслях права, как: государственное, гражданское, аграрное, семейное, трудовое в государствах с развитой рыночной экономикой, и в международном праве; общие принципы права, широко используемые в международном праве и процессуальных отраслях права внутри государства.
По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.

  • Нерсесянц: делит источник права на материальный (причины образования права) и формальный (форма внешнего выражения положений действующего права). !!!Источники (формы) права – официально определенные формы внешнего выражения содержания права.В целом (применительно к разным системам права) известны следующиеосновные виды источников (форм) позитивного права:правовой обычай, судебный прецедент, юридическая доктрина (разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу, иначе называется «правом юристов»), религиозный памятник (священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права; необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право- это право соответствующей религиозной общины, а не национально-государственная система права), НПдоговор, НПА, естественное право (официально признанные государством и закрепленные в его конституции и законах естественные, прирожденные и неотчуждаемые права человека и права народа – первое законодат закрепление - Декларация независимости США, фр Декларация прав чела и гражданина, теперь во многих конституциях).

!!!!!!!!Немного раскрывающей инфы о тех источниках права, которые не раскрываются в след вопрах:)))
Зы: сложно сказать, нужно ли это вообще….Учить, думаю, не надо, но почитать полезно))
По Марченко:А.Правовой обычайпредставляет собой санкционированное госу­дарством правило поведения, сложившееся в обществе, в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и одним из важнейших для ранних правовых систем ис­точников права.
Характерные черты и особенности правовых обычаев в основ­ном совпадают с типичными признаками неправовых обычаев с той весьма существенной разницей, что первые, будучи санкционирова­ны государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. В то же вре­мя неправовые обычаи, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечиваются лишь общественным мнением. По мнению Г. Ф. Шершеневича, правовой обычай должен отвечать следующим требованиям:
а) содержать в себе нормы, которые «основываются на правовом
убеждении» и проявляются «в более или менее частом применении»;
б) не противоречить разумности;
в) не нарушать добрых нравов; и
г) «не иметь в своем основании заблуждения».
О наличности правового обычая можно говорить лишь тогда, ког­да «в основании однообразной повторяемой нормы лежит правовое сознание или народное убеждение...».
С точки зрения английского правоведа Н. Салмонда, правовой обычай должен быть прежде всего разумным; не противоречить ста­тутному праву (законам); быть установленным «как бы по праву», без использования силовых средств, и должен иметь характер старинного обычая, существовать с «незапамятных времен».
По мнению французского правоведа М. Ориу, непременным тре­бованием, которому должен отвечать правовой обычай как источник национального права, — это требование, чтобы он «являлся результа­том функционирования того или иного национального института» и существовал в рамках «процедур, свойственных всей национальной жизни». Если же всего этого не происходит, то на такие обычаи и традиции «нельзя ссылаться перед судьей даже в тех странах, которые в принципе допускают авторитет обычая».
Исторически-правовой обычай как источник права предшествуетвсем другим источникам права.Впервые он возникает на переходном этапе от первобытнообщинной, догосударственной организации об­щества к государственной в результате санкционирования существу­ющих обыкновений нарождающимися государственными структура­ми. В древних, государственно-организованных обществах правовой обычай занимал ведущее положение. В Древнем Риме, например, из правовых обычаев складывались важнейшие отрасли и институты пра­ва. Среди обычаев выделялись обычаи предков, обычаи, сложившие­ся в практике магистратов, и др.
По мере развития общества и государства правовой обычай, а вместе с ним и обычное право постепенно вытеснялись законами и другими формами и институтами права, становились второстепенны­ми источниками права. С возникновением крупных государственных образований и централизацией власти процесс вытеснения и замены правовых обычаев законами и другими нормативно-правовыми акта­ми не только не замедлился, а, наоборот, еще больше ускорился. В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран. Одна­ко их не следует недооценивать. Особенно, когда речь идет, напри­мер, об обычаях, действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и др.).
Б.Важнейшее место среди форм (источников) права ряда стран за­нимает прецедент.Под прецедентом понимается решение судебных органов по конкретному делу, которое рассматривается в качестве об­разца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Существует Два вида прецедентов: судебный(например, решения, принимаемые по гражданским и уголовным делам) и административный(например, решения, принимаемые административными органами или ад­министративными судами). Наиболее распространенным является су­дебный прецедент.
Наличие последнего свидетельствует о том, что в странах, где прецедент признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судеб­ные органы. Судебная практика является источником права.
Прецедент как источник права известен еще с древнейших вре­мен. В условиях Древнего Рима в качестве прецедентов выступали, например, устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для са­мих магистратов, их принявших, и в течение срока (как правило, один год) пребывания их у власти. Однако постепенно многие, наиболее удачные, с точки зрения интересов господствующего класса — рабовладельцев, положения эдиктов одних магистратов повторялись в других эдиктах вновь из­бранных магистратов и приобретали таким образом устойчивый ха­рактер. В частности, решения и правила, сформулированные прето­рами в разное время, постепенно сложились в систему общеобяза­тельных норм под названием преторского права. Прецедент как источник права широко использовался также в Средние века и во все последующие столетия. В настоящее время он используется как один из основных источников права в правовых си­стемах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран.
По отношению к закону прецедент находится в «подчиненном» положении. Это проявляется, в частности, в том, что «законом может быть отменено действие судебного решения», и в том, что «суды по­лагают себя обязанными придавать силу законодательному акту, ког­да считают его принятым в надлежащем порядке». Иными словами, если законодательный акт принят уполномо­ченным на то органом и в соответствии с установленной процедурой, он должен в обязательном порядке признаваться и применяться суда­ми. Сам суд, создавая прецедент, должен действовать в строгом соот­ветствии с законом. При этом прецедент как источник права зарож­дается только в том случае, если данная сфера общественных отно­шений не урегулирована с помощью норм, содержащихся в законе. В противном случае, по справедливому замечанию известного австрий­ского правоведа Г. Кельзена, суд действует как правоприменитель, но, отнюдь, не как законодатель. Иными словами, суд только приме­няет существующие уже в законе нормы права, но не творит новые, создавая прецедент.
В. Определенную роль в правовых системах разных стран играет правовой договор. Он отличается от обычных договоров, заключае­мых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товара­ми и других, тем, что содержит в себе правила общего характера, нор­мы поведения, обязательные для всех. В отечественной и зарубежной практике правовые договоры име­ют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями. На основе правовых договоровне­редко строятся взаимоотношения между государствами и государствен­ными образованиямисубъектами федерациии всегда — между госу­дарствами, образующими конфедерацию.
По Лазареву: Под нормативным договоромпринято понимать добровольное оглашение двух и более сторон, порождающее, изменяющее или отменяющее взаимные права и обязанности, выраженные в правовых нормах. В качестве сторон, или субъектов, в нормативном договоре ступают государство и другие юридические лица, обладающие нормотворческими полномочиями на делегированной или компетенционной основе. Он представляет собой документ, в котором содержится добровольное волеизъявление сторон по поводу обязанностей и прав, устанавливается круг их полномочий, закрепляется согласие на выполнение взятых на себя обязательств. Нормативный договор представляет собой типичное проявление нормативной саморегуляции, или самоуправления, а тем самым принципа демократизма в характеристике политического (госу­дарственного) режима. Вместе с тем следует подчеркнуть, что пер­вичным юридическим источником возникновения и развития договорных форм, придания им силы права или обязательного ха­рактера выступают общие дозволения, содержащиеся в диспозитивных нормах права. Принято считать, что нормативные договоры выступают в качестве основной формы права в международном праве.
Судебная практика является в той или иной степени (в той или иной форме) источником права фактически во всех правовых сис­темах. В большей — там, где господствует судебный прецедент (лат. — staredecisis— доктрина обязывающей силы прецедентов). Интересно: В правовой системе, где механизм прецедентного права не яв­ляется обязательным, например, во французской системе, пред­принимают попытки проводить различия в осуществлении право­судия в тех случаях, когда выносятся судебные решения индивидуального характера, и в тех, когда обобщается правопри­менительная практика, с учетом повторяемости операций в опре­деленных типах решений.
Хотя та же французская система напрямую не зависит от пре­цедента, в ней, как констатируют французские юристы, существу­ет принцип обращения к другим судебным решениям: по существу ссылка при рассмотрении конкретного дела на аргументы и выво­ды по другим делам является использованием прецедента, хотя такая ссылка и не обязательна. То, что во Франции называют «су­дебной практикой» так же, как, например, в России, теоретиче­ски является дискуссионным. Но неясность используемых опре­делений не особенно сказывается на развитии правоприменитель­ной практики и ее роли в правовом урегулировании.
Поскольку во французском или российском праве нет обяза­тельного применения прецедента, ни одно решение не может иметь привилегированного статуса с точки зрения его распро­странения или ссылки на него в судебных разбирательствах. В то же время всем известно, что у решений высших судов значитель­но больше шансов стать не только известными, но именно реше­ниями, на которые ориентируются. Причины не только в том, что судьи высших инстанций более образованны и опытны. Дело в том, что кассационные инстанции пересматривают судебные ре­шения низших инстанций и с этим приходится считаться. Вместе Штем континентальные юристы не без оснований считают, что прецедентный характер aprioriприсущ всем решениям. Касса­ционная процедура сориентирована на критику принятого ранее решения с точки зрения правильного применения в нем права. В отличие от того, что происходит в странах с правовым режимом commonlaw,конкретные элементы каждого дела исчезают за аб­страктными построениями, и в результате суды континенталь­ных стран Европы отмечены значительным рационализмом. Аб­страктность и обобщенность, присущие решениям кассационных инстанций, позволяют воспроизводить их в аналогичных ситуа­циях, делать из них соответствующие выводы. Многие авторы считают правоприменительной практикой сами эти решения, а иные полагают, что они призваны инициировать такую практи­ку. Для этого созданы и технические условия. Решения высших судов публикуются в официальных источниках. Издаются также специальные информационные материалы по судебной практи­ке. Они распространяются посредством электронных средств ин­формации.
В каждом судебном решении есть мотивировочная часть. Кас­сационный суд Франции прямо указал, что при мотивировании своего решения судья должен определять свою позицию на основа­нии конкретных обстоятельств дела, а не ссылками на уже рас­сматривавшиеся дела. Тем самым как бы отвергается вынесение решения, основываясь исключительно на прецедентах, т.е. на ре­шениях, принимавшихся ранее либо им самим (внутренний гори­зонтальный прецедент), либо другим судьей этого же уровня (внешний горизонтальный прецедент), либо даже вышестоящим судом (вертикальный прецедент). Указание Кассационного Суда основывается на соответствующих нормах законодательства.
Сказанное позволяет нам вслед за французскими юристами утверждать, что во французской судебной системе не существует принципа обязательности прецедента. Тем не менее судебная практика как в России, так и во Франции, как и в Германии или в Австрии занимает весьма серьезное место и фактически является источником права в рамках закона. Реализуя принцип равенства всех перед законом, судьи обязаны применять одни и те же зако­ны в одинаковой их интерпретации. Таким образом, из толкова­ния права (мотивации решений) судьей, разбирающим дело по существу, складывается судебная практика. Это толкование не отделяется от нормы закона, а является с ней единым целым. По­этому обращение судов к судебной практике не принимает форму конкретной ссылки на определенное решение, а делается в виде использования закона в том виде, в каком он был истолкован вы­шестоящими судьями. В законе предполагается тот смысл, кото­рым его наполнили более ранние решения судебных органов.


15. Иерархия источников права. Координация и субординация источников права в федеративном правовом государстве.
Что есть такое координация и субординация?))
Координация - от лат. coordinatio - расположение в порядке

А. Одна из форм организации сотрудничества между государствами в различных областях.

Б. Согласование, упорядочение действий, приведение в соответствие.
Координация - форма социального взаимодействия в группе, коллективе, организации и т.д.:
- участники которого занимают равное положение;
- в котором отсутствуют отношения подчинения или превосходства.
лат.Co - совместно + Ordinatio – упорядочение
Cубординация (лат. Subordinatio — подчинение) — отношения между единицами иерархии, ментальное дистанцирование между людьми с разными лидерскими способностями
Мамутовские лекции: совокупность источников права – система, работ в гармонии друг с другом. Иерархия источников права: выстраивается в соответствии с юр силой: Конституция – вершина пирамиды, правовые обычаи – архаика….и фсеее((((
По Нерсесянцу: естественные права и свободы человека, официально признанные и закрепленные в конституции и иных правоустанавливающих государственных актах, занимают высшее место в иерархии источников действующего позитивного права данного государства и обладают высшей юридической силой. Естественное право, приобретая посредством конституционного признания позитивно-правовую силу, продолжают одновременно оставаться естественным правом. Далее он рассматривает источники в РФ… РФ, как раз, федерация))) относ к романо-герм правовой семье))). В современных условиях основным источником права являются НПА. Определенную роль в качестве источников российского права играют также норм-прав договор и обычное право (санкционированные госвом обычаи).
Приоритетное значение в системе источников современ­ного российского права имеют официально признанные и зак­репленные в Конституции РФ естественные (прирожденные и неотчуждаемые) права и свободы человека.
Хотя в самой Конституции РФ не используется понятие "естественное право", однако закрепленные в ней основные права и свободы человека являются именно естественными правами и придают конституционному правопониманию естественноправовой характер. Об этом свидетельствуют, в частно­сти, положения ст. 2 Конституции о человеке, правах и свобо­дах человека как "высшей ценности" и ч. 2 ст. 17 о том, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принад­лежат каждому от рождения". Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоин­ство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, право час­тной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на охрану здоровья и медицин­скую помощь, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов твор­чества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и др. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, "перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других об­щепризнанных прав и свобод человека и гражданина".
В целом присущее Конституции РФ новое (естественно-правовое) правопонимание подразумевает и означает, что при­знанные и гарантированные в ней основные права и свободы человека имеют исходное, определяющее и приоритетное зна­чение по отношению ко всем остальным источникам (и нормам) действующего в РФ позитивного права, включая и правоположения самой Конституции РФ. Согласно Конституции РФ (см. ст. 2, 17, 18, 55), все действующее в РФ позитивное право, вся правоустановительная, правозащитная и правопримени­тельная деятельность государства должны определяться требо­ваниями признания и соблюдения прав и свобод человека, со­ответствовать этим требованиям, не противоречить им. В этом и состоит основной правовой смысл закрепленной в Конституции РФ своеобразной естественноправовой концеп­ции правового закона в условиях правового государства.
Соотношение между естественными правами человека как источником действующего права и Конституцией РФ как ос­новным и главным нормативно-правовым актом РФопреде­ляется следующим образом. С одной стороны, конституционное признание и гарантирование естественных прав и свобод чело­века придает им позитивно-правовое значениев рамках си­стемы действующего в РФ позитивного права, причем имен­но исходное, приоритетное и определяющее правовое значе­ние (в соотношении прав человека с другими источниками и нормами позитивного права). С другой стороны, эти конститу­ционно признанные и гарантированные естественные права и свободы человека (в силу конституционного признания их ис­ходного приоритетного и определяющего правового значения) приобретают высшую юридическую силу в системе источников и норм всего действующего в РФ позитивного права, в которую входят и положения самой Конституции РФ. В пози­тивно-правовом плане это, согласно самой Конституции РФ, означает, что общепризнанные естественные права и свободы человека обладают приоритетом (т.е. более высокой юридичес­кой силой) в случае их коллизий с другими положениями Кон­ституции РФ и нормами всех других источников действующе­го в РФ позитивного права.
Конституция РФ как нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой в системе всех нормативно-пра­вовых актовстраны и вместе с тем является главнымправо­устанавливающим нормативным актом, определяющим осно­вы системы источников действующего в стране позитивного права.
В Конституции РФ установлены основы конституционного строя и федеративного устройства страны, сформулированы фундаментальные принципы общественной и государственной жизни, закреплены права и свободы человека и гражданина, определены система и правомочия государственных органов, регламентированы основные вопросы местного самоуправле­ния, предусмотрен порядок внесения поправок в действующую Конституцию и принятия новой Конституции.
Все нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты) должны соответствовать Конституции РФ. Важную роль в плане обеспечения этого требования играет Конституционный Суд РФ. Согласно Конституции (ч. 6 ст. 125), правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционны­ми, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в дей­ствие и применению.
В системе нормативно-правовых актов после Конституции РФ наибольшей юридической силой обладают общефедераль­ные законы. Законодательная власть в РФ (право издавать общефеде­ральные законы) принадлежит Федеральному Собранию (пар­ламенту) РФ — высшему представительному и законодатель­ному органу РФ. Федеральное Собрание состоит из двух па­лат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Общефедеральные законы делятся на два вида — феде­ральные законы и федеральные конституционные законы.
Федеральные законы принимаются Государственной Ду­мой простым большинством голосов от общего числа ее депу­татов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Со­вета Федерации. При этом закон считается одобренным Сове­том Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае от­клонения федерального закона Советом Федерации и несогла­сия Государственной Думы с решением Совета Федерации за­кон подлежит повторному рассмотрению Государственной Ду­мой. В этом случае федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный закон в течение пяти дней на­правляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает фе­деральный закон и обнародует его. Но в отношении федераль­ных законов Президент РФ обладает правом отлагательного вето, и он может отклонить принятый федеральный закон. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в уста­новленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух тре­тей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Прези­дентом РФ в течение семи дней и обнародованию.
Федеральные законы делятся на кодификационные зако­ны (кодексы) и обычные (некодификационные) законы. Ко­декс — это закон интегративного характера, который содер­жит внутренне согласованный комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области общественной жизни. Как правило, кодексы носят от­раслевой характер и включают в себя совокупность принципов и норм одной отрасли права. В качестве примера можно со­слаться на Гражданский кодекс РФ (часть первая — от 30 но­ября 1994 г., часть вторая — от 26 января 1996 г.), Семейный кодекс РФ (от 29 декабря 1995 г.), Уголовный кодекс РФ (от 13 июня 1996 г., вступил в силу с 1 января 1997 г.), Воздушный кодекс РФ (от 19 марта 1997 г.) и др.
Основную массу федеральных законов составляют обычные {некодификационные) законы, регулирующие отдельные, наи­более важные общественные отношения (или определенную взаимосвязанную совокупность таких отношений). К таким за­конам относятся, например, Закон РФ "Об общественных объе­динениях" {от 14 апреля 1995 г.), Закон РФ "Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (от 5 сентября 1997 г.) и др.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ. Всего Конституция предусматривает необходимость принятия четыр­надцати таких законов. Часть из них уже принята (например федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), а некоторые другие (напри­мер федеральные конституционные законы о Конституцион­ном собрании, об изменении статуса субъекта РФ и др.) еще предстоит принять.
Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем федеральные законы: феде­ральные законы, согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 76), не могут противоречить федеральным конституционным законам. Конституция РФ (ч. 2 ст. 108) устанавливает и более сложный (чем это предусмотрено для федеральных законов) порядок принятия федеральных конституционных законов. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего чис­ла членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Примени­тельно к федеральному конституционному закону у Президента РФ нет права на отлагательное вето. Поэтому принятый феде­ральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
К подзаконным нормативно-правовым актам РФ относят­ся нормативные указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ, приказы, инструкции и иные нормативные акты федеральных министерств и ведомств РФ.
Среди подзаконных нормативно-правовых актов РФ наи­большей юридической силой обладают нормативные указы Президента РФ. Такие нормативные указы Президента РФ (как и его ненормативные указы и распоряжения), согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 90), "не должны противоречить Кон­ституции Российской Федерации и федеральным законам". Нормативные указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов общественной и государственной жизни. Они, как и ненормативные указы и распоряжения Президента РФ, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть, издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. При этом распоряжения Правительства РФ издаются по оператив­ным вопросам и являются, как правило, актами индивидуаль­ного характера (не устанавливают норм права).ПостановленияПравительства РФ принимаются по основным направлениям осуществления федеральной исполнительной власти и носят нормативный характер. Постановления Правительства РФ (как и его ненормативные распоряжения) издаются, согласно Кон­ституции РФ (ч. 1 ст. 115), "на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации". В случае их противоречия указанным актам постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Пре­зидентом РФ.
Центральные органы исполнительной власти в Российской Федерации (федеральные министерства, государственные ко­митеты и ведомства) наделены правом в случаях и пределах, установленных актами вышестоящих органов, издавать различ­ные нормативно-правовые акты — приказы, инструкции, по­ложении, уставы и т.д. Эти нормативно-правовые акты подлежат государственной регистрации в Ми­нистерстве юстиции РФ и публикации в установленном поряд­ке, если они затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер. Правительство РФ может отменить акты (нормативные и ненормативные) цент­ральных органов исполнительной власти в случае их противо­речия Конституции РФ, законам РФ, указам и распоряжени­ям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Прави­тельства РФ.
Нормативно-правовые акты субъектов Российской Феде­рации составляют значительную часть действующих в стране нормативных актов. Согласно Конституции РФ (ст. 76), субъек­ты РФ издают свои нормативно-правовые акты (законы и под­законные акты) как по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, так и по вопросам, находящимся вне пределов ведения РФ и вне пределов совместного ведения РФ и субъек­тов РФ(см. ст. 72 Конституции РФ).
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ (см. ст. 71 Конституции РФ) и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (см. ст. 72 Конституции РФ). В этих случаях при противоречиях между федеральным законом и актами субъектов РФ действует федеральный закон.
Вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ все субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автоном­ные округа} осуществляют собственное правовое регулирова­ние, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. В этих случаях при противоречиях между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ действу­ет нормативно-правовой акт субъекта РФ.
Нормативно-правовые акты субъектов РФ действуют лишь в пределах территории соответствующего субъекта РФ.
В республиках, входящих в состав РФ, принимаются та­кие нормативно-правовые акты, как конституции соответству­ющих республик, законы, акты главы исполнительной власти в республике, постановления республиканского правительства, акты республиканских министерств и ведомств.
В иных субъектах РФ (краях, областях, городах феде­рального значения, автономной области, автономных округах) принимаются следующие нормативно-правовые акты: уставы соответствующих субъектов РФ, законы, акты главы админи­страции и других органов исполнительной власти в этих субъектах РФ.
В круг нормативных актов как источников права входят и нормативно-правовые акты органов местного самоуправле­ния, издаваемые ими в соответствии с действующим законода­тельством. Хотя органы местного самоуправления, согласно Конституции РФ (ст. 12), не входят в систему органов государ­ственной власти, но они наделены законодательно (в порядке делегированного государством нормотворчества) отдельными государственными правомочиями, в том числе и правом на издание ряда нормативно-правовых актов по вопросам местно­го значения. Так, представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением принимается устав муниципального образования. В нем, в частности, определя­ются виды, порядок принятия и вступления в силу других нор­мативно-правовых актов органов местного самоуправления — актов представительного органа и должностных лиц местного самоуправления.
В качестве одного из самостоятельных источников права в РФ выступает нормативный договор, т.е. договор, содержа­щий нормы права. Такие нормативные договоры могут быть как международного, так и внутригосударственного характера. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), общепризнанные прин­ципы и нормы международного права и международные дого­воры РФ являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра­вила международного договора. Заметную роль в качестве источника действующего пра­ва играют и внутригосударственные договоры. Так, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 11), разграничение предметов веде­ния и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществля­ется как самой Конституцией РФ, так и Федеративным и ины­ми договорами о разграничении предметов ведения и полномо­чий. В случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, согласно Конституции РФ (раздел II — "Заключительные и переходные положения"), действуют положения Конституции РФ.
К разновидностям нормативного договора как источника права относятся и различные коллективные договоры между работодателями и работниками в области трудового права, а также нормативные договоры в области гражданского права.
Обычный договор в области гражданского права определя­ется в ст. 420 ГК РФ как "соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей". Такой обычный договор — это акт реа­лизации действующих норм права, имеющий индивидуальный характер и значимый лишь для конкретно определенных лиц, а не акт установления новых норм права. Подобные договоры являются актами индивидуального, а не нормативного (нормоустанавливающего) характера, и поэтому они не являются источниками права. Нормативно-правовое значение (в смысле договорного ис­точника права) имеет так называемый публичный договор вобласти гражданского права, который определяется в ГК РФ (п. 1 ст. 426) как "договор, заключенный коммерческой органи­зацией и устанавливающий ее обязанности по продаже това­ров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуще­ствлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслужи­вание и т.д.)". Положения такого публичного договора (его ус­ловия и т.д.) распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, ко­торые могут быть заключены на основе общих положений (норм) соответствующего публичного договора. По существу под публичным договором имеется в виду ти­повой или примерный договор, содержащий общие положения (нормы), обязательные для всех конкретных договоров в рам­ках данного типа договоров. Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ, "в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российс­кой Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (ти­повые договоры, положения и т.п.)". Примерные условия подоб­ных нормативных договоров "могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия", и опубликованы в печати (ст. 427 ГК РФ).
В ряде случаев в качестве источника права в РФ высту­пает обычное право, т.е. санкционированные государством обы­чаи. Так, по российским законам (Консульскому уставу, Кодек­су торгового мореплавания) признается, правовое значение некоторых международных обычаев, например, сложившихся портовых обычаев о порядке и продолжительности погрузки и разгрузки судов и т.д. В сфере гражданского права право­вое значение обычаев делового оборота признано действую­щим ГК РФ. Так, п. 5 ст. 421 ГК РФ гласит: "Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон". При этом под "обычаем делового оборота", согласно ГК РФ (ст. 5), имеется в виду сложившееся и широко применяемое в какой-либо об­ласти предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи дело­вого оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не имеют правового значения и не подлежат применению.






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.