Согласно ст. 106 Конституции РФ Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира. Например, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 20…год" подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации. Стр. 73 В чем особенности делегированного правотворчества? В том, что правотворчеством могут заниматься иные субъекты, осуществляющие нормотворчество на основе делегированных (переданных) государством полномочий. Например, в решениях судебной власти определение "делегирование полномочий" употребляется в различных значениях. Например, Конституционным Судом РФ "делегирование полномочий" употребляется в смысле установления (определения) полномочий органов власти, в том числе органов исполнительной власти. Но иногда в решениях данного Суда речь идет о "пределах делегирования" в значении конкретные полномочия федеральных органов исполнительной власти о "делегированном регулировании", о "делегированном правотворчестве. Например, органы местного самоуправления не считаются органами государства, поэтому к ним применимо понятие делегированного правотворчества. Каковы функции правотворчества? 1.Принятие нормативных актов органами государства 2.принятие данных актов непосредственно народом путем референдума 3.заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права 4.санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями 5.формирование юридических прецедентов. Что понимается под промульгацией закона главой государства? Принятый органом законодательной (представительной) власти субъекта закон может вступить в силу только при наличии согласия высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти) субъекта с текстом закона, которое выражается в подписании и обнародовании данного нормативного правового акта. Процедуру подписания и обнародования закона также называют промульгацией закона. Принято считать, что подписание и обнародование закона является заключительной стадией законодательного процесса. Промульгация включает несколько элементов: удостоверение закона и того факта, что он принят по данной процедуре, подписание закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении. Только после промульгации закон, как правило, обретает обязательную силу. Стр. 75 Для чего необходима систематизация нормативных правовых актов? Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях. Систематизация необходима для: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства. Каково значение неофициальной инкорпорации для профессиональной деятельности юристов? Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации. В его первом разделе публикуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный период, во втором — их индивидуальные правовые акты. К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На подобного рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменительных органах. Какое соотношение кодификации с инкорпорацией? Систематическое объединение законов может выразиться в двояком виде: инкорпорации и кодификации. Инкорпорация состоит в обработке законодательства, направленной к приведению действующих законов в систему, без всяких изменений по существу. При неизменности содержания изменяется лишь форма законодательства. Инкорпорация не ставит своей целью и не имеет своим последствием обновление правового порядка в его принципах или даже в частностях. Кодификация состоит в переработке законодательства, направленной к приведению действующих законов в систему, с согласованием их содержания потребностям времени и с согласованием их друг другу на начале единства принципов, положенных в основу. Здесь речь идет не только о новой форме, но и о новом содержании: старые законы заменяются новыми, прежние пробелы восполняются, накопившиеся противоречия устраняются. Если даже значительная часть содержания окажется заимствованной из исторически сложившегося законодательства, все же такой кодекс представит собой новый закон. Стр. 77 Какие требования предъявляются к юридическим терминам? К юридическому термину предъявляется требование точности формулировок, стилистической строгости предписаний: 1. Единство (однозначность) 2. общепризнанность 3. устойчивость 4. краткость 5. ясность и простота Назовите приемы (способы) юридической техники по способу изложения элементов юридической нормы. 1.Прямой – гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта 2.Ссылочный – отдельные элементы нормы (или гипотеза; или диспозиция; или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного закона и к ним сделана отсылка. 3.бланкетный – разновидность ссылочного, но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов. Какие существуют виды юридических терминов? 1.Общеупотребительные (дом, стол, машина, дерево и т.п.) 2.Специальные неюридические (эпидемия, эпизоотия и т.п.) 3.Специальные юридические (прокурор, адвокат, статут, презумпция и т.п.) Стр. 79 Что такое реализация норм права? Реализацией права называется его воплощение в поведении людей и в общественных отношениях. Специфические для права способы его осуществления принято называть реализацией правовых норм. Основными формами (способами) реализации правовых норм обычно называются использование права, исполнение обязанности, соблюдение запретов, применение правовых норм. Две из названных форм или способов (использование права и исполнение обязанности) представляют собой реализацию правоотношения. Как известно, не все правоотношения возникают в результате сознательно-волевых действий их участников (без таких действий, например, возникают правоотношения, порождаемые юридическим фактом - событием), но все они реализуются через сознательно-волевые действия их участников. Результатом осуществления правовой системы данной страны является правопорядок. Могут ли существования права одного человека без обязанностей другого? Возможна ли ситуация, когда у человека есть права и нет обязанностей? Нет права без соответствующей ему обязанности; но зато должны существовать прирожденные права, потому что существуют прирожденные обязанности. Они равны для всех людей, прибавляет Вольф, так как они вытекают из человеческой природы, которая у всех одна и та же. От природы все люди равны: что позволено одному, то позволено и другому, к чему обязан один, к тому обязан и другой (Новгородцев П. И. Лекции по истории философии права. - Москва, издание "Высшая школа", 1914 г.) Следует сделать вывод, что права человека не могу существования отдельно от обязанностей. Дайте характеристику правоприменения как особой формы реализации права. Применением права называется особая форма его реализации - рассмотрение и решение дел управомоченными на то государственными органами или должностными лицами и принятие решений, определяющих юридическое значение установленных обстоятельств дела. Акт применения права (индивидуальный правовой акт, решение по конкретному делу) является юридическим фактом, ведущим к возникновению, изменению, прекращению правоотношений. Стр. 81 Назовите основные признаки применения права 1. Ряд правовых норм вообще не может быть реализован без актов применения права. 2. Если использование, исполнение и соблюдение типичны для деятельности граждан и частных юридических лиц в сфере гражданского общества, то применение права типично для субъектов публичного права (осуществление власти, управления, правосудия). Ряд государственных органов (например, суды) существует только для правоприменения. Полное рассмотрение проблемы реализации права требует исследования на всех уровнях его осуществления. 3. Именно правоприменение породило процессуальное право - комплексы правовых норм, определяющих порядок, процедуру реализации и охраны материально-правовых норм. 4. На материалах правоприменительного процесса как наиболее формализованного способа реализации права теоретически разработаны стадии правореализации, приемы толкования правовых норм, типичные способы решения юридических ситуаций - то, что (в свернутом виде) присуще любой форме реализации права. Формы реализации права по видам норм. Запрещающие – соблюдение запретов Обязывающие – исполнение обязанности Управомочивающие - использование права, применение правовых норм. Все виды правовых норм - использование права, исполнение обязанности, соблюдение запретов, применение правовых норм. Стр. 83 Что представляет собой правоприменительный акт? По результатам правоприменения выносится акт применения права. Акт применения нормы права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальные государственно-властные предписания компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юр. дела Все правовые акты можно поделить на две большие группы - нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер. Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами: а) представляют собой письменные акты-документы; б) исходят от государства; в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством). В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правопримени-тельных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. Например, акты, принимаемые правоохранительными органами (суды, прокуратура ит.п.) должны иметь следующие обязательные элементы: вводная часть (наименование акта, название органа его издавшего, время тздания, конкретный адресат), описательная часть (излагаются фактические обстоятельства дела), мотивировочная часть (обоснование принятого решения), резолютивная часть (содержание решения). Классификация актов применения норм права производится по различным основаниям. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды: 1. Акты представительных органов гос. власти, 2. акты исполнительных органов, 3. Акты правоохранительных органов, 4. Акты гос. контроля (налоговая инспекция, таможня). Выявите общие признаки, характерные для нормативно-правовых и правоприменительных актов? 1.И те и другие являются правовыми актами 2.Принимаются компетентными, а не любыми органами 3.носят государственно-властный характер 4.обладают юридической силой, обязательны к исполнению 5.обеспечиваются государственным принуждением В чем состоит различие между нормативно-правовым и правоприменительным актом? 1.НПА содержит норму праву, а ПА содержит индивидуально-конкретное предписание 2.НПА обращены к персонально не определенному кругу лиц; а ПА обращены к персонально указанным в них лицам 3.НПА выражают метод общенормативного, абстрактного правового регулирования, ПА выражают метод индивидуального (казуального) регулирования 4.НПА характеризуются возможностью неоднократной реализации, а акт применения действует только 1 раз, ПА выступает юридическим фактом, а НПА – нет 5.НПА всегда имеет документальную форму; ПА – не всегда имеет такую форму. Стр. 85 Возможно ли применение законодательства по аналогии в уголовном праве? Почему? Ряд законодательных актов не предусматривает возможности применения аналогии закона и аналогии права, а уголовное законодательство прямо запрещает применение уголовного закона по аналогии (п. 2 ст. 3 УК РФ). Там сказано, что принцип законности означает также, что уголовная ответственность должна наступать в точном соответствии с действующим законом. Нельзя привлекать к уголовной ответственности за действия, прямо не предусмотренные уголовным законом. Применение уголовного закона по аналогии, отмененной в 1958 г., не должно допускаться. Какие существуют способы устранения и преодоления пробелов в праве? Пробел в законодательстве — это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработке закона. В таких ситуациях обычно используются специальные приемы: аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона — это применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Аналогия права — это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Какие существуют способы предотвращения и разрешения юридических коллизий? Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. В целом способами разрешения коллизий являются: 1) толкование; 2) принятие нового акта; 3) отмена старого; 4) внесение изменений или уточнений в действующие; 5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение; 6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; 7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий, 8) конституционное правосудие. Некоторые из этих способов используются одновременно. Существуют также международные процедуры устранения конфликтов. Стр. 87 Какова роль правоотношений в правовом регулировании? Согласно позитивно-правовой концепции правовые отношения есть отношения между людьми и их организациями, урегулированные нормами права и состоящие во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношения. Правоотношения составляют главное средство, при помощи которого осуществляется действие норм права, в том числе и норм, регулирующих деятельность органов внутренних дел. Функции правоотношений в механизме правового регулирования таковы: 1. Правоотношения закрепляют круг лиц, на которых в данный момент распространяется действие юридических норм; 2. Правоотношения закрепляют конкретное поведение, которому должны (или могут) следовать лица; 3. Правоотношения открывают возможность для приведения в действие специальных средств обеспечения юридических обязанностей и, в случае необходимости, - для применения мер государственно-принудительного воздействия. Если юридические нормы выступают в качестве нормативной основы правового регулирования, то правоотношения конкретизируют требования юридических норм применительно к данным субъектам. Из каких структурных элементов состоит правоотношение? Структура имеет 4 необходимых элемента – субъекты, объект, право и обязанность. Субъекты правоотношений – это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. В реальной жизни не все индивиды и организации могут быть субъектами правоотношений, что объясняется рядом объективных факторов – экономическим, психологическим, физиологическим. Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в сфере объективного права. Их большинство в правовом государстве. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью. Объекты правоотношений – это то на что воздействует правоотношение, т.е фактическое поведение его участников. Оно всегда имеет общественную значимость и осуществляется в целях удовлетворения разнообразных законных интересов общества и государства, личности. Вступая в правоотношения субъекты удовлетворяют материальные, духовные или иные потребности. Объектом правоотношений выступает поведение людей, которое м.б. различным по содержанию. В имущественных правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ. Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Оно называется субъективным, т.к. его реализация зависит только от воли субъекта. Оно проявляется в трех разновидностях – в возможности положительного поведения обладателя субъективного права, в возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц и возможность управомоченного обратиться за защитой к государству. Юридическая обязанность Субъективному праву логически соответствует установленная объективным правом обязанность. Она состоит в необходимости сообразовывать свое поведение с предъявленными к нему требованиями. Юридичекая обязанность – это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта. Что такое юридическая обязанность? Приведите примеры активных, пассивных и негативных юридических обязанностей, закрепленных в российском законодательстве. Рамки ограничения свободы или прямые предписания обязательного поведения также обращены к отдельным людям и организациям: они устанавливают то должное поведение, которому каждый субъект обязан следовать в своей жизнедеятельности, соблюдая свободу и интересы других лиц или общества в целом. Такое должное поведение, возникающее между людьми, носит название юридической обязанности. Юридическая обязанность может иметь активный, пассивный или негативный характер. Активная обязанность состоит в совершении определенных действий (выплата алиментов, исполнение договора). Пассивная заключается в воздержании от совершения определенных действий (незаключение брака). Негативная наступает в случае совершения правонарушения и состоит в претерпевании правонарушителем неблагоприятных последствий, являющихся результатом его неправомерного поведения (административный проступок, уголовное преступление). Стр. 89 Какие существуют основные подходы к понятию объектов правовых отношений? Объектом правоотношения называют те материальные, духовные и иные социальные блага и ценности, по поводу которых возникло правоотношение (здание, произведение искусства и т. п.). Объектами правоотношений могут быть: предметы материального мира (средства производства, ценные бумаги и т. п.); продукты духовного творчества людей (произведения литературы, живописи, кино и др.); личные нематериальные блага; поведение субъекта права и его результаты (например, выполнение условий гражданского договора). Какое понятие шире – «субъект права» или «субъект правоотношения»? И почему? «Субъект права» шире понятия «субъект правоотношения», так как субъект права может и не быть субъектом правоотношений, а субъект правоотношений – всегда субъект права. Субъектами могут быть физические лица и юридические лица (см. схему). Физические лица - это отдельные граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), находящиеся на территории государства и обладающие правоспособностью. Юридические лица - это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать права и осуществлять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В каких случаях субъектами правоотношений являются коллективные субъекты? Когда в правоотношениях участвуют следующие субъекты: - само государство - государственные органы и учреждения - общественные, кооперативные, коммерческие организации - промышленные и сельскохозяйственные предприятия - административно-территориальные единицы -национально-государственные образования - избирательные округа - церковь и ее региональные общины, конфессии - иностранные фирмы, банки, предприятия. Стр. 91 Что такое «лицо»? |