Сюда следует отнести экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические и другие нормы. Вопроса Стр. 19. 1.В чем проявляется достоинство нормативистской теории права? Говоря о системе норм, нормативности права как об одной из важнейших его особенностей и черт, следует отметить, что нормативность вовсе не означает, по мнению ряда авторов, ограниченности или "замкнутости" права одними только нормами - правилами поведения. Помимо норм и наряду с ними право должно включать в себя, с их точки зрения, также и другие структурные элементы в виде правоотношений, правовых взглядов и идей, правосознания, субъективных прав граждан. Спор между сторонниками строго нормативного понимания права, когда оно рассматривается лишь как система норм или правил поведения, и расширительного его толкования имеет длительную историю. Причем такого рода дискуссии распространяются не только на отечественное, но и на зарубежное государствоведение и правоведение. Однако при всей длительности и периодической обостренности споров каждая из сторон, участвующая в них, не только не отрицает, а, наоборот, заведомо предполагает существование системы норм как основного звена "узко" или "широко" понимаемого права. Более того, в некоторых случаях "нормативистское" понимание права чуть ли не возводится в абсолют. Г. Кельзен - основоположник нормативистской теории права склонен, например, рассматривать сквозь призму норм не только само право, но и правовой порядок ("правовой порядок представляет собой систему норм"), государство как "установившийся порядок", другие государственно-правовые явления. 2.В чем заключается суть естественной теории права? Государство и право возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию. 3.В чем заключается недостаток марксистской теории права? Классовый подход в понимании сущности права выражен в основном в марксистско-ленинской теории. Согласно марксистско-ленинской теории, право есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Право и государство в марксистско-ленинской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых др. эксплуататорами. Марксистская доктрина провозглашала отказ от частной собственности, отвергала использование товарно-денежных отношений. Данная теория оказалась очередной утопией, которыми наполнена история политических учений. Стр. 21 4.В чем суть такого признака нормы права, как государственно-властное веление? Первичной составляющей любой отрасли права является правовая норма. Норма права - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властных предписаний, которое призвано самостоятельно осуществлять охрану прав (или усиливать действие иных правовых норм) и регулировать специфические по своему содержанию общественные отношения. Например, в теории права под запретами подразумеваются государственно-властные императивные требования воздерживаться от противоправных действий, причиняющие существенный вред интересам субъектов права. Иными словами, запрет - это государственно-властное веление, указывающее на юридическую (а не фактическую) недопустимость определенного поведения под угрозой наступления ответственности. 5.Какие признаки права относятся к общим 1. Система норм – не просто совокупность, а именно система норм, характеризующаяся иерархичностью, взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью. 2. Исходит от государства – т.е. принимается, санкционируется либо признается им. 3. Охраняется государством – нарушение норм права должно влечь государственное принуждение. 4. Общеобязательность – состоит в том, что нормы права распространяют свое действие на все субъекты, находящиеся в сфере действия данной нормы (общий характер), а также в том, что требования нормы обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к данной норме (обязательный характер). 5. Формальная определенность – состоит в том, что право содержится в определенных формах (нормативно-правовых актах, договорах нормативного содержания, судебных и административных прецедентах и правовых обычаях) 6. Возведенная в закон воля той социальной группы, которая находится у власти. 7. Выступает государственным регулятором общественных отношений. 6.Какие признаки права являются специфическими Специфические особенности, например, рабовладельческого или феодального типов права вряд ли можно отразить в общем понятии, которое "вбирало" бы в себя также хотя бы некоторые специфические особенности современных правовых систем или типов права. Специфические особенности и черты характеризуют лишь частные определения понятия права, отражающие, соответственно, специфические признаки и черты рабовладельческого, феодального или любого иного типа права. Что же касается общего определения понятия права, то оно может складываться исходя из своего названия и назначения, лишь из самых общих черт и особенностей, свойственных всем без исключения типам права. Также сюда можно отнести: 1.Право – это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства (философский подход) 2.Право – это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство не создает их, а лишь «открывает» (социологический подход). стр. 23 В чем отличие регулятивной и охранительной функций права? Важнейшая задача системы права любой страны – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости. Она обуславливает 2 группы функций права: регулятивную и охранительную, среди которых можно выделить следующие подгруппы: а) Регулятивно-статистическая функция – выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности). б) Регулятивно-динамическая функция – выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция). в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм. Какие функции права освещают общесоциальные направления? Условно функции права можно разбить на две группы: Общесоциальные (совпадающие с функциями гос-ва): а) Экономическая функция - к примеру, право закрепляет формы собственности. б) Политическая функция - право регулирует деятельность субъектов политической системы. в) Воспитательная - право отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц. г) Коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления. д) Экологическая и т.д. Специально-юридические. Важнейшая задача системы права любой страны – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости. Она обуславливает 2 группы функций права: регулятивную и охранительную, среди которых можно выдеоить следующие подгруппы: 7.Что можно познать с помощью функции права? Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правого воздействия на общественные отношения. Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. С помощью функции права можно познать то, что они: 1) Определяют назначение права в обществе. 2) Определяют основные направления воздействия на общественные отношения. 3) Определяют сущность, главные черты права. 4) Отличаются динамизмом. 5) Но при этом относительно постоянны. Постоянство как необходимый признак характеризует стабильность, непрерывность, длительность её действия. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы её осуществления, которые изменяются и развиаются в соответствии с потребностями практики. Функция выражает основные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития. стр. 25 8.Что понимается под принципами права? Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым — принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве. Например: Принцип справедливости, Принцип уважения прав человека, Принцип равноправия, Принцип законности, Принцип правосудия 9.Заполнив таблицу, определить, в чем отличие признаков права от принципов права? Отличительные черты | Признаки права | Принципы права | По времени возникновения и отношению к источникам | | | По принадлежности | | | По возможности и изменениям | | | По регулирующему воздействию | | | Стр. 27. 10. Укажите специфические признаки, отличающие право от социальных регуляторов родового общества Отличие норм права от социальных регуляторов родового общества | | Нормы права | Социальные нормы | По источнику возникновения | Государство | Род, племя | По способу обеспечения | Обеспечиваются принудительной силой государства | Обеспечивались общественным убеждением и принуждением всего рода (племени) | По форме выражения | Закрепляются в специальных государственных актах (формах права) | «жили» в сознании людей | По содержанию | Выражают государственную волю | Выражали волю всего рода (племени) | По времени возникновения | Возникают одновременно с возникновением государства | Возникали одновременно с появлением человека | По уровню стабильности | Динамичны | Консервативны | 11. Естественное право является первичным или вторичным по отношению к государству? (объясните почему?) Первичным, поскольку все современные правовые системы основаны прежде всего на приоритете прав человека и гражданина. Представления о естественных правах человека, во главе с правом на жизнь, имеют богатую историю становления и развития. В настоящее время естественные права человека приобрели статус общепризнанных принципов международного права, в соответствии с которыми должны развиваться национальные правовые системы. 12. Для какого общества характерна первая фаза зарождения права? Для первобытного. Научные исследования свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях. стр. 29 13. Какие регуляторы относятся к ненормативным? Социальные нормы (кроме правовых – установленных государством). Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Социальная норма - это правило социально значимого поведения членов общества. Сюда следует отнести экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические и другие нормы. 14. Что такое технические нормы? Понятие "техническая норма" в логическом смысле не совпадает с понятием "техническая норма" в производственно-технологическом смысле. В юридической литературе понятием "технические нормы" охватывают в ряде случаев все нормы, связанные с производством, характеристикой машин, аппаратов, производственных процессов. Иногда называются "технологические" и "другие нормы". Отметим, что в природе, в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в трудовых операциях, на транспорте, в строительстве, связи и т.д. действует множество норм. Большое число норм характеризует функционирование человека как биологического существа, объекта природы, а также норм, связанных с характером мер по обеспечению здоровья человека, оказанию ему медицинской и лекарственной помощи. Научно-технические, технологические нормы, получившие положительную социальную оценку, в определенном порядке закрепляются в юридических актах и обретают значение государственного стандарта. Применение термина "технические нормы" в широком, логическом смысле не исключает, а, напротив, требует раскрытия всего богатства, описания и классификации разнообразных норм, охватываемых этим термином. В государственных, юридических актах, в литературе в последние годы утвердилось применение таких понятий, как "экологическое право", "экологическая этика". Давно применяются понятия "строительные нормы и правила", "правила пожарной безопасности", "агрономические нормы", "нормы языка" и т.д. В разработке вопросов научной классификации норм, стандартов, предельно допустимых норм вредных выбросов, норм хранения отработанных радиоактивных веществ, других подобного рода важных вопросов осуществляется творческое сотрудничество представителей естественных наук и правоведов. Стр. 31 17. В чем заключается различие технических и социальных норм? Технические нормы имеют социальный характер. Но в отличие от социальных норм, которые регулируют отношения непосредственно между людьми (человек – человек), технические нормы регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек – техника – человек). Экономтеория доказала, что отношения, возникающие в процессе производства, всегда выступают, в конечном счете, как социальные отношения. 18. Что такое мораль как вид социальных норм? Как форма общественного сознания, система отношений и норм, мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. 19. В чем состоит различие между моралью и правом по характеру регулирования? Отличительные особенности рассматриваемых явлений заключаются в следующем. 1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования, источникам. 2.Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. В этом его принципиальное отличие не только от морали, но и от всякого иного регулятора. 3.Право и мораль различаются по форме выражения, фиксации. 4.Право и мораль различаются по степени детализации. Содержание норм права характеризуется большой конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи, они содержат в себе более подробное описание запрещенного и разрешенного поведения. Моральные требования, в свою очередь, отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. 5.Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. 6.Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению людей. 7.Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни Стр. 33 20. Что представляют собой моральные нормы? Мораль — важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Приведенное определение отражает наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали — это представления о добре и зле. 21. Какие объективные факторы обуславливают единство права и морали? Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели - согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах возникают и определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, "столкновения" между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает, например, в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операций искусственного оплодотворения и имплантации, в осуществлении других медицинских операций и способов лечения. 22. Какие причины противоречий существуют между правом и моралью? В жизненных обстоятельствах возникают и определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, "столкновения" между нормами морали и права. 1. Мораль проявилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит из норм, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. 2. Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемых правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектом морали, но не подлежат правовому регулированию. 3. Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива 4. Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным. 5. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства. В свою очередь мораль оказывает воздействие на правовую жизнь общества, развитие права, вместе с ним способствует укреплению общественного порядка. Стр. 35 23. Тождественны ли понятия «форма права» и «источник права»? Да. Понятие «источник права» существует много веков. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы. 24. Какие источники права утвердились в России на современном этапе развития? Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. Российская правовая система основана на нормативных правовых актах. Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это - акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы. В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления. Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт. 25. К каким источникам права можно отнести ст. 508, 510 ГК РФ? Статья 508. Периоды поставки товаров Статья 510. Доставка товаров Данные статьи регулируют отношения по договору поставки, поэтому их следует отнести к договору как источнику права. В гражданско-правовой доктрине для характеристики отдельных видов договоров и выявления существенных признаков, отличающих соответствующий вид договора от иных гражданско-правовых договоров, используется понятие "элементы договора". Под элементами договора обычно понимаются: субъекты договора; предмет договора; форма договора; содержание договора (права и обязанности сторон). Стр. 37 Что такое форма права и какие существуют формы права? Это - правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты. Для романо-германской правовой семьи характерным источником права в течение длительного времени считалась и считается правовая доктрина. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран - священная книга ислама, Сунна, или традиции, связанные с посланцем Бога, иджма, или "единое соглашение мусульманского общества", и кияс, или суждение по аналогии. Чем судебная практика как источник права отличается от судебного прецедента? Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение Прецедент отличается от практики тем, что каждое решение имеет потенциальное значение для последующего правоприменения. Практика же скорее статистическое понятие. Прецеденты гораздо более подходя для субъективного анализа конкретного правоприменителя. Практика же отражает объективные тенденции. Приведите примеры нормативных договоров международного характера, к которым присоединилась РФ Наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права в ст. 15 (п. 4) Конституции международные договоры Российской Федерации объявлялись в качестве составной части ее правовой системы, и при этом пояснялось, что "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Например: модельный уголовно-исполнительный кодекс для государств-участников СНГ (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 2 ноября 1996 г.) - Конвенция о транснациональных корпорациях (Москва, 6 марта 1998 г.) - Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (Киото, 11 декабря 1997 г.) Стр. 39 Что такое нормативный правовой акт? Нормативный акт — это правотворческий документ, принятый и строго определенном порядке компетентным органом государства с целью регулирования наиболее важных общественных отношений. Нормативно-правовые акты: а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов; б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить; в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках, В отличие от других правовых актов (актов толкования и правоприменительных актов) нормативный акт создает новые правовые нормы. Нормативный акт является наиболее важным и наиболее распространенным источником права для государств, составляющих систему так называемого писаного права. В этих государствах нормативные акты образуют иерархическую систему, в которой высшее положение занимают конституции и законы. Система подзаконных актов включает в себя Указы Президента, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств, ведомств, комитетов, решения местных органов власти. Нормативный акт — самая типичная и наиболее распространенная форма права в Российской Федерации. Назовите основные признаки закона Установленный государством свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений. Законы представлены в виде принимаемых законодательными органами государственной власти или президентом страны в установленном конституцией порядке нормативно-правовых актов (законов, указов), обладающих высшей юридической силой по отношению к другим нормативным документам (постановлениям, инструкциям, предписаниям, правилам). Следует отличать юридические законы страны от экономических законов, имеющих объективный, всеобщий характер, действующих вне зависимости от решений органов власти (законы спроса, предложения, денежного обращения, убывающей предельной полезности и др.), а также от принципов, характеризующих главные свойства экономической системы (например, принципы рыночной экономики). Что такое Конституция? Термин «конституция» (от лат. constitutio — установление, построение) употреблялся еще античными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка «основной закон», которая теперь используется как аналог термина «конституция». Однако ни в античном мире, ни в Средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности. Теоретическое обоснование необходимости такого акта, разработка понятия «конституция», принятие первых конституций (США 1787 г. и Франции) были связаны с борьбой молодой революционной буржуазии, возглавившей широкие слои народа, против феодального строя и феодального права, «права-привилегии» (К. Маркс). В современной науке конституционного права термин «конституция» употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая и конституция юридическая. Фактическая конституция — это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция юридическая — это документ, основной закон (несколько основных законов), принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу и особый объект, т.е. регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества. Выше сказано о четырех признаках юридической конституции: основной закон, высшая юридическая сила, принятие и изменение в усложненном порядке, особый объект регулирования. Термин «основной закон» означает, что конституция является исходной базой для правотворческой и правоприменительной деятельности, высшая юридическая сила конституции предполагает, что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответствовать ей, иначе они недействительны. Особый порядок принятия конституции обычно означает принятие конституции специально созываемым для этого учредительным собранием, другим высшим представительным органом (парламентом) квалифицированным большинством голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава собрания, парламента, референдумом или иными способами, обладающими особой авторитетностью. Квалифицированным большинством голосов осуществляется обычно и внесение поправок и дополнений в конституцию, иногда для этого требуется и референдум. Стр. 41 В чем смысл издания подзаконных нормативно-правовых актов? Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида или группы: законы и подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих издаваемых актов. Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти и управления. Верхнюю часть иерархии замыкают нормативно-правовые акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими органами государственной власти в той или иной стране. Эти акты-законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим - подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют среди них ведущую роль. Каковы особенности локальных, ведомственных нормативно-правовых актов? В настоящее время локальное регулирование получает достаточно широкое применение в различных областях права. Например, локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права - это принимаемый руководителем организации письменный официальный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий локальные (организации) правовые нормы, регламентирующие трудовые отношения работодателя (организации) с работниками. В свою очередь, локальная правовая норма - это обязательное для соблюдения работниками (всеми или их частью) предписание руководителя организации постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются руководителем организации в виде различного рода положений, приказов, правил, инструкций и т.д. Есть ли особенности у нормативных актов, издаваемых местными органами самоуправления? Муниципальные правовые акты наряду с федеральными и региональными нормативными правовыми актами имеют важное значение для деятельности муниципальных образований и органов местного самоуправления. В систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования обладает рядом особенностей: - наличие особого субъекта, который устанавливает или от имени которого принимается устав муниципального образования; - являясь актом учредительного характера, устав муниципального образования придает юридический, правовой статус фактически сложившимся или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества; - регулирует отношения, которые затрагивают все сферы жизни местного сообщества; - обладает высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом; - является основой для дальнейшего нормотворчества; - характеризуется особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений; - является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления; - должен быть самодостаточным,т. е. должен включать все нормы, необходимые в практике решения вопросов местного значения. Стр. 43 Почему нужно знать, как действует нормативно-правовой акт во времени, пространстве и по кругу лиц? Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы. Нормативно-правовые акты могут вступать в силу: • с момента принятия; • со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования); • по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования. Утрата юридической силы происходит вследствие: - истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте; - прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта; - замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы. По общему правилу закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу: • если указание на это имеется в самом акте; • если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность. В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать следующим образом: - распространяться на всю территорию государства; - действовать лишь на какой-то, точно определенной части страны; - предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. В чем содержание принципа экстерриториальности? Экстерриториальность - особые преимущества (неприкосновенность личности и жилища, неподсудность местным уголовным и гражданским судам, освобождение от повинностей и налогов), взаимно предоставляемые государствами иностранным дипломатическим представителям. Полный иммунитет, т.е. освобождение от юрисдикции какого-либо государства на том основании, что соответствующее лицо (или учреждение) считается как бы находящимся на территории государства, гражданство (или национальность, если речь идет не о физических лицах) которого оно имеет. Ранее ссылками на Э. обосновывали дипломатические иммунитеты и привилегии, но затем от этого отказались ввиду того, что она в подобных ситуациях основывалась на юридической фикции и могла бы послужить обоснованием безграничного расширения иммунитетов и привилегий. Э. сохранила свое значение в некоторых др. отраслях международного права. Напр., в международном морском праве она применяется для характеристики статуса военного корабля в иностранном порту, поскольку такой корабль и в этом случае рассматривается как плавучая территория государства флага. Э. пользуется и военное воздушное судно, находящееся на иностранной территории с согласия территориального суверена, поскольку оно считается частью территории государства, опознавательные знаки которого имеет. В каких официальных источниках публикуются нормативно-правовые акты? Источниками официального опубликования федеральных конституционных законов и федеральных законов являются Собрание законодательства Российской Федерации, "Парламентская газета" и "Российская газета". Если в законодательный акт вносятся изменения или законодательный акт признается утратившим силу, то обязательно указывается источник его официального опубликования. Также официальные источники: Собрание законодательства РФ Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Журнал, содержащий судебные решения Европейского Суда по правам человека Бюллетень Верховного Суда РФ Стр. 45 Перечислите признаки норм права В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм. 1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. 2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. 3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия. 4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом акте. 5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права. 6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. В чем различие в логической норме и норме-предписании? Логическая норма – это выявляемое логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную структуру. В правоведении этому соответствует так называемая "трехчленная структура правовой нормы", согласно которой логическая структура правовой нормы включает гипотезу (определение круга лиц, которым адресована норма, и жизненных обстоятельств, на которые она рассчитана), диспозицию (определение предписываемого поведения) и санкцию (меры принуждения, применяемые в случае правонарушения). Норма-предписание – это элементарное логически завершенное государственно-властное нормативное веление (установление), непосредственно выраженное в тексте нормативного правового акта. Отличие структуры нормы-предписания: Охранительные нормы (гипотеза, санкция) и Регулятивные нормы (гипотеза, диспозиция). Могут ли быть санкции правовых норм поощрительными? Да, могут. Санкция - мера принуждения для обеспечения назначения и осуществления ответственности за правонарушение. В связи с развитием законодательства и правовой теории в юридической литературе стали поднимать вопрос о санкциях-поощрениях, которые присутствуют практически во всех отраслях права. Таким образом, существует и пятое значение термина "санкция" - поощрение. Санкция-поощрение - это структурный элемент правовой нормы, закрепляющий вид и меру благоприятных последствий, применяемых в случае соблюдения (выполнения) правила поведения, закрепленного в диспозиции. Например, в ФЗ РФ от 15 апреля 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей" указывается: "Граждане Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, внесшие большой вклад в дело возвращения культурных ценностей в Российскую Федерацию, награждаются Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Российской Федерации и другими знаками отличия, предусмотренными законодательством Российской Федерации" (ст. 11). Совершение правомерных действий, связанных с возвращением культурных ценностей, есть не что иное, как выполнение диспозиции правовой нормы, а награждение Почетной грамотой и другими знаками отличия - поощрительная санкция. Стр. 47 Каким образом можно определить норму права? Правовой нормой называется установленное или санкционированное государством правило поведения, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд, велений, распоряжений по конкретным вопросам норма рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; правовая норма продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей. Всякая норма - результат обобщения типических и видовых качеств общественных отношений (родственные отношения, отношения обмена или купли-продажи, отношения власти и подчинения, отношения собственности или аренды и т.п.), участников этих отношений (граждане, объединения лиц, иностранцы, государственные органы, должностные лица и т.п.), действий и событий, влекущих правовые последствия (дарение, купля, кража, вступление в брак, назначение на должность, гибель имущества и т.п.), объектов права (виды имущества и т.п.). Совпадают ли свойства права в целом и отдельной нормы права? Совпадают. Важно учитывать также такое качество права, как его системность: право не "сумма", не "совокупность" норм, а их система, основанная на взаимосвязи составляющих ее элементов; именно в этом качестве оно и реализуется в обществе, создавая стабильный правопорядок, в конечном счете соответствующий интересам социальных групп (классов, сословий, партий), способных воздействовать на возведение в закон государственной воли. Органически включаясь в правовую систему, правовые нормы приобретают (в разной степени) социально-волевую направленность, свойственную данному праву в целом. Чем объясняется большое разнообразие норм права? Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают факт разнообразия правовых норм. Чтобы определить общие и отличительные черты правовых норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными. Стр. 49 Раскройте наиболее существенные признаки нормы права, отличающие ее от других социальных норм Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм. 1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. 2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. 3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия. 4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом акте. 5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права. 6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права. Совпадают ли свойства права в целом и отдельной нормы права? Совпадают. Важно учитывать также такое качество права, как его системность: право не "сумма", не "совокупность" норм, а их система, основанная на взаимосвязи составляющих ее элементов; именно в этом качестве оно и реализуется в обществе, создавая стабильный правопорядок, в конечном счете соответствующий интересам социальных групп (классов, сословий, партий), способных воздействовать на возведение в закон государственной воли. Органически включаясь в правовую систему, правовые нормы приобретают (в разной степени) социально-волевую направленность, свойственную данному праву в целом. Стр. 51 Сопоставьте категории «правовое регулирование» и «правовое воздействие» Понятие «правовое регулирование» охватывает понятие «правовое воздействие». Механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Правовое воздействие - это процесс, включающий в себя все имеющие отношение к праву функциональные системные образования. К этим системам относятся все правовые явления в целом (юридические нормы, правосознание, правореализующая практика, правотворчество, правопорядок, законность, правовая культура и др.). Назовите особенности императивного метода правового регулирования |