Анализ деятельности педагога-психолога в школе Содержание психологической службы школы определяется следующими задачами: 1) психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в целях обеспечения к ним индивидуального подхода. 2) полноценное личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешная адаптация к школе. 3) ранняя профилактика и коррекция отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся. Сочетания диагностики развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер - является необходимым. Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая, психокоррекционная и консультативная работа. Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Но школа - это огромный социальный институт. Работая с детьми, психолог проводит консультации с педагогами и родителями. Ведущим направлением психологической деятельности является коррекционно-развивающая работа по воспитанию каждого ученика социально-зрелой личностью, обеспечение эмоционального благополучия учащихся и психологического сопровождения учебной деятельности. Задачи: - защита личности ребёнка; - профилактика и коррекция школьной дезадаптации; - формирование здорового психолого-педагогического пространства, т.е. создание благоприятных условий для развития и обучения ребёнка в соответствии с его возможностями, а так же обеспечение адекватного взаимодействия ребёнка с его социальным окружением, в том числе с педагогами, сверстниками, родителями; - осуществление системы мер, способствующих сохранению здоровья ребёнка и учителя. Педагог-психолог учебного заведения: - осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся и воспитанников в процессе воспитания, обучения в учреждении; - содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка; - способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации, определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся и воспитанников, и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной), оказывает помощь воспитанникам и обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем; - провидит психологическую диагностику различного профиля предназначения; - составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследований, ведет работу с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития воспитанников и обучающихся; - ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению; - участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности воспитанников и обучающихся, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного социального самоопределения; - осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся и воспитанников, содействует их развитию, определяет степень отклонения в развитии воспитанников и обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития, и организует их психолого-педагогическую коррекцию (психологическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания); - содействует формированию психологической культуры воспитанников и обучающихся, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих); - консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии с целью повышения социально - психологической компетенции воспитанников и обучающихся, педагогических кадров и родителей (лиц, их заменяющих). Педагог - психолог ведет следующую документацию: - план работы на месяц, на день (неделю) и отчеты об их выполнении; - индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска обучающихся из учреждения образования; - график работы; - аналитические отчеты о работе за год; - отчеты и аналитические материалы о реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям; - журнал учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов; - перечень психологических методик, используемых в работе. При увольнении педагог - психолог обязан оставить в учреждении образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счет собственных средств. В своей профессиональной деятельности психолог в обязательном порядке обязан руководствоваться этическими нормами, которые представлены ниже. Этические принципы и правила работы практического психолога образования. Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создание гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает. В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами: 1. Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению. 2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий. 3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение испытуемому, какое бы субъективное впечатление он не производил своим видом, юридическим или социальным положением. 4. Принцип конфедициальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не смог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. 5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности. 6. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только при получении согласия испытуемого в ней участвовать. 7. Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого. 8. Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после согласия испытуемого. 9. Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. 10. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. 11. Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке. 12. Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента. 13. Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог. 14. Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендации. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика. 15. Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу. 16. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения. 17. Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому - либо вне форм и целей, рекомендованных психологом. Педагог-психолог обязан строить свои отношения с коллегами на основе взаимного уважения, доверия, взаимопомощи, делиться с ними полученной информацией, методическими и научными находками, позволяющими эффектно вести практическую работу. Нарушение психологом этических норм и принципов работы несовместимо с исполнением обязанностей им по занимаемой должности. Таким образом, проанализировав деятельность школьного психолога, следует отметить основные задачи: - изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания; - пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья; - реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно–развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения; - своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально–опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; - ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних; - создание психологических условий для реализации образовательных программ. Решение данных задач повышает эффективность деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечивает успешную социализацию, сохраняет и укрепляет здоровье, защищает права детей и подростков, предупреждает отклонения в их развитии и поведении. Из беседы с педагогом - психологом я выяснила, что он удовлетворен своей деятельностью. |