Анализ содержательности различных информационных источников по теме «Особенности деятельности педагога-психолога в сфере образования» Содержание Календарный план прохождения учебно-ознакомительной практики. 2 Введение. 3 1. Анализ содержательности различных информационных источников по теме «Особенности деятельности педагога-психолога в сфере образования». 4 2. Социально-психологическая характеристика учебного заведения. 6 3. Анализ деятельности педагога-психолога в школе. 8 4. Профессиограмма педагога-психолога. 15 5. Реконструкция опыта педагога-психолога учебного заведения. 17 Выводы.. 21 Список использованных источников. 22 Календарный план прохождения учебно-ознакомительной практики № | Дата | Вид деятельности | 1. | 08.02.16. | Составление календарного плана прохождения практики. | 2. | 09.02.16. – 14.02.16. | Выбор темы для содержательного анализа информационных источников. Анализ содержательности различных источников информации и составление аналитического отчета о результатах поиска информации по выбранной теме. | 3. | 15.02.16.– 17.02.16. | Знакомство с организацией, составление графика прохождения практики в организации. Составление социально-психологической характеристики организации | 4. | 18.02.16. – 23.02.16. | Анализ специфики условий деятельности психолога в организации. Составление профессиограммы психолога-практика. | 5. | 24. 02.16. | Анализ нормативной документации, регламентирующей деятельность психолога в организации. | 6. | 25.02.16.–28.02.16. | Оформление отчета о прохождении учебно-ознакомительной практики | Введение Цель прохождения практики - первоначальная ориентация в будущей профессиональной деятельности: ориентировка в информационном пространстве профессиональных знаний и ознакомление с практической деятельностью психолога (либо менеджера по персоналу) в различных отраслях. Объект практики - психолог-практик. Предмет практики - специфика профессиональной деятельности практического психолога. Задачами практики является: 1. Ознакомление с различными видами носителей профессиональной информации, и научиться определять уровень содержательности каждого из них, составлять общее представление о степени глубины и актуальности содержания каждого из изучаемых источников. 2. Познакомиться со спецификой деятельности психолога в организации. 3. Осознать собственные профессиональные интересы и склонности. Методы выполнения задания практики: - индивидуальные интервью; - анализ документации организации, психолога-практика (либо менеджера по персоналу). База прохождения практики – МКОУ «Монастырщинская СОШ» Анализ содержательности различных информационных источников по теме «Особенности деятельности педагога-психолога в сфере образования» Актуальностьвыбранной темы обусловлена тем, что проблемой практической педагогической психологии является психологическая поддержка и помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении и плохо адаптирующимся к социальным условиям. В консультациях или центрах диагностируют различного типа трудности, связанные с учебой в школе. Педагогические психологи выполняют много функций, но главное содержание работы заключается в обследовании детей с учебными и поведенческими трудностями и выработке рекомендаций школе и семье. Первым практическим психологом в сфере образования были педагоги. Однако постепенно стали вводиться должности практических психологов в разные типы учебных заведений. В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли в начале XX века в рамках педагогических исследований. С начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. В 1988 году вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны. Это стало правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности. По вышеуказанной теме была проанализирована содержательность следующих информационных источников: 1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. – 420 с. 2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. – 328 с. 3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – 1991. – 480с. 4. Зимняя И.А Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2001. – 384 с. 5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н.С. Лейтес. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с. Проанализировав содержательность различных информационных источников по выбранной теме, я смогла сделать следующие выводы. Исследователями в области педагогической психологии предпринимаются целенаправленные попытки теоретически обосновать те или иные аспекты психологической деятельности. Основываясь на проанализированных источниках, на изучении опыта деятельности психологов, можно выделить основные элементы, обеспечивающие ее функционирование: - цели психологической деятельности – использование достижений психологической науки в практической деятельности учебных заведений для повышения ее эффективности; - профессиональные ценности (ценностные ориентации) сотрудников психологической службы во многом совпадают с общепринятыми ценностями работников учебных заведений; - основные задачи и направления деятельности – психологическая служба выполняет в школе три основные функции: психодиагностика(получение психологической информации), психокоррекция (внедрение психологической информации) и психологическое просвещение. В числе факторов, которые тормозят развитие психологической службы, часто называют экономические (недофинансирование), психологические (непонимание роли психологической службы в совершенствовании деятельности учебных заведений) и концептуальные (отсутствие четких теоретических представлений о принципах, содержании и методах деятельности). Специфика решаемых задач – это один из наиболее существенных параметров, определяющих модель деятельности психологической службы. Проведенный анализ показал, что выбранная тема была и остается актуальной. Об этом также можно судить и по количеству публикаций, освещающих особенности деятельности психологов в образовании. |