МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Принципы здоровьесбережения.





ГЛОССАРИЙ

«Технология»

- это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

 

«Педагогическая технология»

-строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов (В.А. Сластенин).

«Образовательная технология педагогики здоровьесбережения»

-это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог – учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.

«Здоровьесберегающая технология»

-это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его воспитания и развития. Во ФГОС дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

«Здоровье»

-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

«Здоровье физическое»

-это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.

 

«Физическая активность»

-естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка).

«Здоровье психическое»

- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

 

«Психическая активность»

- потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.

«Здоровье социальное»

- это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе).

«Социальная активность»

-проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам.

 

«Здоровье нравственное»

-это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации образовательной деятельности в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образовательной деятельности.



Технология –это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

 

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

 

Принципы здоровьесбережения.

- «Не навреди!» -все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.

- Непрерывность и преемственность –работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.

- Соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

- Комплексный, междисциплинарный подход –единство в действиях педагога, психолога и врачей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

 

Видыздоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

 

«Здоровьесберегающие технологии» представляют совокупность приемов и методов организации образовательной деятельности без ущерба для здоровья дошкольников и педагогов и объединяют в себе все направления деятельности дошкольного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.

Образовательная технология должна соответствовать определенным методическим требованиям:

- концептуальность,

- системность,

- эффективность,

- гибкость,

- динамичность,

- воспроизводимость.

 

здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

 

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

 

-медико-профuлактические;

 

-физкультурно-оздоровительные;

 

-здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;

 

-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

 

-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

 

-валеологического просвещения родителей.

 

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

 

К ним относятся следующие технологии:

 

- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

 

-организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;

 

-организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания;

 

-организация профилактических мероприятий в детском саду;

 

-организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

 

-организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

 

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

 

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и развития дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе образовательной деятельности. Конструирование образовательной деятельности с ориентацией на личность ребёнка, что закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

 

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

 

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.

Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

 

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

 

Валеологическое просвещение родителей.

 

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

 

Для реализации всех направлений работы по здоровьесбережению необходимо создание в ДОУ единого здоровьесберегающего пространства.

 

Для этого должны быть созданы соответствующие условия.

 

-медицинский кабинет;

 

- физиотерапевтический кабинет (тубусный кварц, лампы «Соллюкс», аппарат УВЧ, ароматерапевтические приборы, кварцевые лампы для групповых и специальных помещений и т.д.);

 

- прививочный кабинет (холодильник, кварцевая лампа);

 

- массажный кабинет;

 

- спортивный зал (гимнастические стенки, гимнастические мячи, различные тренажеры и т.д.);

 

- зимний плавательный бассейн (различное оборудование для плавания);

 

- зал ЛФК;

 

- площадка для спортивных занятий на улице (беговые дорожки,мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование);

 

-создание предметно-развивающей среды в группе: уголок физического саморазвития, уголок уединения (постройки из мягких модулей, домики-палатки, различные ширмы), все имеющиеся в группах пособия и материалы (дидактические игры по ЗОЖ, безопасности поведения в различных ситуациях, ПДД и т.п.) всегда находятся в распоряжении детей -т.е. среда должна быть естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами;

 

- расстановка мебели в соответствии с ростом детей, освещение помещений, режим проветривания и т.п. (в соответствии с СанПиН);

 

- наличие наглядной информации для родителей, информационных стендов (о режиме дня, оздоровительных мероприятиях, о пропаганде здорового образа жизни и т.п.).

 

Профилактические работы, направленные на оздоровление детей.

 

Лечебно-профилактическое направление:

– ЛФК – два раза в неделю;

 

– лечебно-профилактический массаж – ежедневно;

 

– точечный массаж лица, рук, стопы – ежедневно;

 

– физиопроцедуры – ежедневно;

 

– фитотерапия – три раза в год;

 

– дыхательная гимнастика – ежедневно;

 

– закаливающие процедуры – ежедневно;

 

– профилактические и реабилитационные мероприятия – ежедневно.

 

- гигиенические и водные процедуры: умывание; мытье рук; игры с водой; обеспечение чистоты среды.

 

- свето-воздушные ванны: проветривание помещений (в том числе сквозное); сон при открытых фрамугах; прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

 

- специальное закаливание: босохождение; игровой массаж; обширное умывание; дыхательная гимнастика. Арома- и фитотерапия: ароматизация помещений; фитопитание (чаи, отвары); аромаподушки; аромамедальоны.

 

-диетотерапия: рациональное питание; индивидуальное меню (при аллергии, ожирении, хронических заболеваний).

 

- свето- и цветотерапия: обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса.

 

Соблюдение санитарно-гигиенических норм:

 

питьевой режим, смена постельного белья, переодевание в специальную форму перед занятиями, соблюдение режима проветривания.

 

Строгое соблюдение режима дня в образовательном учреждении и дома.

 

В наиболее эпидемиологичные периоды проводится следующий комплекс витаминотерапии:

– прием витаминов «Ревит»;

 

– кисель иммуномодулирующий «Золотой шар»;

 

– ароматерапия (увлажнение воздуха пихтовым маслом);

 

– кварцевание групп на период повышения заболеваемости ОРВИ и гриппа;

 

– натуропатия (чесночные бусы на период заболевания гриппом, ОРВИ);

 

– искусственная витаминизация третьего блюда аскорбиновой кислотой;

 

– оксалиновая мазь в нос;

 

– ионизация воздуха (люстры Чижевского);

 

– фиточай «Крепыш» с сиропом шиповника.

 

Физкультурно-оздоровительное направление:

 

1. Непосредственно-образовательная деятельность:

 

– физкультурные занятия в зале и на улице – ежедневно;

 

– физкультминутки – ежедневно;

 

– подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке – ежедневно;

 

– гимнастика после сна – ежедневно;

 

– утренняя гимнастика в зале и на улице – ежедневно.

 

Обеспечение здорового ритма жизни: щадящий режим (адаптационный период); гибкий режим; организация микроклимата.

 

Музыкотерапия: музыкальное сопровождение режимных моментов; музыкальное оформление фона занятий.

 

Физические упражнения: корригирующая гимнастика; подвижные и динамичные игры; профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая,

 

улучшение осанки, плоскостопие, нарушение зрения); терренкур (дозированная ходьба); пешие прогулки (туристические походы).

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.