Анализ смысловой структуры текста Смысловая структура текста представляет собой иерархию коммуникативных программ, смысловых компонентов‑— систему элементов, объединенных в целое общей концепцией, идеей. Смысловая структура текста ‑ это своеобразный логический каркас текста, который обрисовывает его контуры, направление развития темы, определяет соотношение между аналитическими, событийными, описательными и оценочными компонентами текста. Текст имеет сложную смысловую структуру, в составе которой 3 основных компонента: 1. Основная мысль текста, которая имеет структуру тема (то,о чем говорится в тексте) + признак (рема ‑ то, что сообщается о теме). Основная мысль формулируется двусоставным предложением, т.к. сознание, мысль по природе своей двучленны (субъект + предикат). 2. Элементы общего содержания (логическая схема текста). Это концептуальная часть текста, которая обосновывает, конкретизирует (концептуализирует) основную мысль с помощью системы тезисов. Основными элементами общего содержания текста являются компоненты, которые представляют собой иерархическую цепочку, состоящую из следующих компонентов: 1) система констатирующих тезисов (КТ), которые скрепляют содержание и одновременно «продвигают» его, т.к. темой каждого такого тезиса остается признак основной мысли (рема). Каждый из констатирующих тезисов может быть разъяснен с помощью следующих элементов ‑ развивающих тезисов; 2) развивающие тезисы (РТ), которые имеют ту же структурную схему ‑ тема + признак (рема); 3) аналитическая оценка ситуации (АО) как итог авторских размышлений. Она содержит оценочные компоненты по поводу изложенного в тексте 3. Кроме основных элементов, в смысловой структуре текста возможны второстепенные элементы, среди которых: 1) иллюстрации к развивающим и констатирующим тезисам, по сути это фактические данные, которые обосновывают истинность концепции, называя место действия (географические названия), время, фамилии участников, названия учреждений, даты, цифры, справки и т.д. Все они создают документальную основу текста; 2) фон к цели сообщения (факультативный элемент) ‑ чаще это материал ассоциативного плана, очень субъективный, объясняющий, что побудило автора обратиться к теме. Как правило, фон располагается в начале текста, изложения. Начинается аналитически, экспрессивно, например, с оценки или иллюстрации, что создает для читателя интригу, напряжение, увлекает его, заставляя читать, слушать. Модель смысловой структуры текста (его общего содержания): 1. Основная мысль. 2. Элементы общего содержания: 1) Констатирующий тезис 1: тема (= признаку основной мысли) + признак; - Развивающий тезис 1: тема (= признаку КТ1 ) + признак; - Развивающий тезис 2: тема (= признаку КТ1 ) + признак...; 2) Констатирующий тезис 2: тема (= признаку основной мысли) + признак; - Развивающий тезис 1: тема (= признаку КТ2 ) + признак...; 3) Аналитическая оценка содержания. 3. Второстепенные элементы: 1) Иллюстрации: - Иллюстрация к КТ1, - Иллюстрация к РТ1, - Иллюстрация к РТ2; - Иллюстрация к КТ2.... 2) Фон к цели сообщения. Модель смысловой структуры текста показывает, как развивается основная мысль текста, обеспечивая целостность и связность изложения, взаимоподчиненность мыслей, фраз. Смысловую структуру составляют не только смыслы отдельных компонентов текста, но и смысл самой структуры текста. Смысловая структура текста не равна структуре смыслов, заложенных в тексте. Общий смысл текста оказывается больше суммы смыслов его частей, поскольку уже сама структура значима, информативна. РЕАЛЬНОЕ ЗАПОЛНЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА ТЕЗИСАМИ И ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ ЗАВИСИТ от темы, стиля, жанра, объема текста. Например, а) в информационной заметке ‑ 1-2 тезиса и соответствующие им иллюстрации; б) в аналитической статье ‑ целая система констатирующих и развивающих тезисов, которая способствует наибольшей глубине раскрытия темы. Характер иллюстраций тоже различен в текстах, посвященных той или иной теме, написанных в разных жанрах, стилях. В корреспонденции используются подчеркнуто конкретные факты, официальные документальные данные (цифры, схемы) и т.п. Элементы смысловой структуры текста могут быть прямо выражены в тексте ‑ это эксплицитный способ выражения или уведены в подтекст ‑ имплицитный способ. Компоненты смысловой структуры могут располагаться нейтрально или экспрессивно. В понимании смысла каждого компонента текста, отдельной фразы, слова и смысла текста в целом важны те знания, которыми обладает адресат (читатель, редактор), его (их) картина мира, фоновые знания. Практические задания Вопросы. Какова основная мысль текста (ОМ)? На какие авторитетные мнения ссылается автор в качестве системы доказательства? Использует ли автор контртезис в качестве логической основы теста? Перечислите конкретизирующие тезисы. Сколько их? Приведите примеры иллюстраций КТ. Обозначьте развивающий тезис. Приведите пример иллюстрации РТ. Какова аналитическая оценка ситуации? Нарисуйте схему смысловой структуры данного текста. Научная статья Хайруллина Н.Г. Имидж судебного пристава в контексте безопасности российского общества [Текст] / Н.Г. Хайруллина // Вестник НЦБЖД. ‑ 2014. ‑ № 3 (21). ‑ С. 61-65. Аннотация В статье представлены результаты авторского социологического исследования общественного мнения о деятельности судебных приставов города Тюмени. Для решения поставленной задачи в начале 2013 года проведен опрос респондентов и экспертов, фокус-группы с судебными приставами. Инструментарий для опросов и гайд фокус-групп разработан автором и апробирован впервые. По результатам мнений жителей областного центра, экспертов органов судебного производства, судебных приставов представлен портрет судебного пристава. Автор подчеркивает необходимость выработки целенаправленной имиджевой стратегии в сфере исполнительного судопроизводства в контексте формирования новых гражданских позиций в российском обществе. В Российской Федерации и в отдельных ее субъектах Федеральная служба судебных приставов предпринимает активные действия по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. Сегодня все чаще расследуются злостные уклонения от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей, принудительное взыскание алиментов с должников, находящихся на территории иностранных государств. Особую тревогу для российского общества представляют нарушения действующего законодательства при исполнении судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей [1], которые могут иметь, а могут и не иметь под собой основу для тревожных настроений. Увеличивается число судебных решений о взыскании жилищно-коммунальных платежей. Опасность для российского общества представляют проявления терроризма и экстремизма, коррупция и организованная преступность. Как следствие судебные приставы вынуждены реализовывать полномочия по розыску и оказанию органам внутренних дел содействия в розыске и задержании лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда. Это все нарушает спокойствие граждан, подрывает здоровье россиян, противодействует развитию страны. Вместе с тем нельзя не отметить, что образ судебного пристава довольно размыт в современной культуре, причем основные оценки тяготеют к негативному полюсу. Большую роль в формировании негативного портрета судебного пристава сыграли и глобализационные процессы, которые продуцируют в различных странах определенные стереотипы профессионального поведения [2]. Несмотря на совершенствование нормативно-правовой базы (принятие), расширение полномочий судебных приставов для осуществления профессиональной деятельности, определенные законодательством для судебных приставов социальные гарантии, существующие формы материального и морального стимулирования, среди судебных приставов наблюдается высокая текучесть кадров, приводящая к снижению имиджа в целом данной профессии [3]. Для получения информации об отношении жителей областного центра к деятельности судебных приставов, о мнении экспертов и жителей области по вопросу определения правового статуса судебных приставов в январе-феврале 2013 года были проведены анкетный и экспертный опросы фокус-группы с судебными приставами. Рассмотрим некоторые результаты исследований. На вопрос анкеты «Известно ли Вам, что в России принят и с 2007 года действует Федеральный Закон «Об исполнительном производстве»?» только один из пяти опрошенных тюменцев (18,2 %) ответил утвердительно. При этом более половины опрошенных признались, что им не известно о том, что в России принят и с 2007 года действует Федеральный Закон «Об исполнительном производстве», и они об этом впервые слышат (36,8 и 32,9 % соответственно). В ходе анализа ответов мы выяснили, что чуть более трети участникам анкетного опроса известно, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. При этом об этом не известно ничего каждому пятому респонденту (21,5 %), а 13,6 % тюменцев впервые об этом слышат. Никогда об этом не задумывался каждый десятый житель областного центра, а 6,1 % заявили, что их это не интересует. Три четверти респондентов (76,6 %) в последние шесть месяцев никогда не сталкивались с деятельностью судебных приставов. При этом 17,3 % сталкивались часто или редко с деятельностью судебных приставов (5,4 и 11,9 % соответственно). Затруднились ответить 6,1 % участников анкетного опроса. Большинство участников анкетного опроса (82,4 %) в последние шесть месяцев никогда не сталкивались с неправомерны- ми действиями судебных приставов при исполнении ими служебных обязанностей по обеспечению общественного порядка. Положительно ответили на данный вопрос («сталкивался часто или редко») только 7,2 % респондентов. При этом каждый десятый затруднился ответить на поставленный вопрос. В целях исследования нам важно было выяснить отношение тюменцев к деятельности судебных приставов. Анализ ответов показал, что каждый третий житель областного центра (32,6 %) одобряет деятельность судебных приставов. Каждый десятый (11,8 %) высказал противоположное мнение – «не одобряю». Около половины опрошенных (42,7 %) ни- когда об этом не задумывались. При этом 12,5 % тюменцев затруднились ответить на поставленный вопрос [1]. На следующий вопрос «Удовлетворяет ли Вас деятельность судебных приставов?» было получено больше положительных ответов, чем отрицательных (23,2 и 13,8 % соответственно). Каждый третий признался, что его это не волнует. При этом треть опрошенных испытали затруднения при ответе на данный вопрос. На конкретно поставленный вопрос «Готовы ли вы работать судебным приставом?» мы получили следующие ответы тюменцев: а) да, безусловно, готов – 6,2 %; б) категорически нет – 19,8 %; в) скорее всего, нет – 33,7 %; г) никогда об этом не задумывался – 35,5 %; д) затрудняюсь ответить – 4,8 %. Следующий вопрос позволил нам выявить перечень профессиональных качеств, которыми должен обладать судебный пристав. Наиболее часто назывались следующие профессиональные качества: неподкупность; компетентность; исполнительность; вежливость; профессионализм; честность; порядочность; знание законов и их соблюдение; стрессоустойчивость; коммуникабельность; толерантность; образованность; ответственность; работоспособность; уравновешенность; устойчивость к психофизическим перегрузкам; физическая подготовленность. Далее респондентам предлагалось назвать личностные качества, которыми должен обладать судебный пристав, а именно: вежливость; добропорядочность; воспитанность; гуманность; заботливость; сочувствие; опрятность; выдержка; открытость; психологическая устойчивость; человечность; уверенность; эмпатия; честность. Зная, с какими трудностями сталкивается в своей повседневной работе судебный пристав, нам интересно было выяснить у участников анкетного опроса, это мужская или женская профессия? По мнению 39,1 % респондентов, судебный пристав – это мужская профессия. В шесть раз меньшее число респондентов высказали противоположное мнение, по их мнению, это женская профессия. Одновременно каждый второй считает, что пол не имеет значения, а 7,2 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Общаясь с судебными приставами во время проведения фокус-группы, мы выяснили, что на сегодняшний день приставами чаще работают женщины, чем мужчины. Представим анализ ответов экспертов. Все эксперты оценили роль судебных приставов как ведущую, главную, основополагающую или первоочередную, поскольку они являются основными исполнителями решений судов и от их действий зависит исполнение решений суда и авторитет государственной власти. Большинство экспертов правовой статуc судебного пристава определили как гражданского служащего. Один эксперт определил его как процессуальное лицо, исполняющее решения суда и уполномоченных органов. На вопрос «Соответствуют ли права и обязанности судебного при- става его статусу?» мнения экспертов разделились. Так, каждый пятый эксперт считает, что права и обязанности судебного пристава соответствуют его статусу. Противоположного мнения (не соответствуют) придерживаются оставшиеся четыре пятых участников экспертного опроса. Все эксперты выразили неудовлетворенность социальными гарантиями, определенными законодательством для судебных приставов. При этом 20,0 % из них удовлетворены не в полной мере. Все участники экспертного опроса уверены, что судебным приставам необходимо предоставить дополнительные социальные гарантии. Из ответов экспертов прослеживается главное решение существующих проблем судебных приставов, которое заключается в предоставлении им социальных гарантий сотрудников правоохранительных органов. В заключение представим мнения судебных приставов – участников фокус-группы. Модератор в ходе встречи определял отношение судебных приставов по вопросам правопорядка, по проблемам, существующим в их деятельности, о ходе реализации Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» [4], а также вопросы, касающиеся имиджа судебного пристава. Фокус-группы показали, что с судебными приставами проводится постоянно правовая и специальная подготовка, выполняются прописанные в Федеральных законах права и гарантии, но при этом выявлены определенные проблемы с материально-техническим обеспечением для полноценной деятельности судебного пристава. Кроме того, существующие формы материального и морального стимулирования судебных приставов не устраивают. Это, в первую очередь, касается размера заработной платы. Судебные приставы знают о сложившемся негативном отношении общественности к их деятельности. Выявлена зависимость: взыскатели к судебным приставам относятся положительно, должники – отрицательно. В целом судебные приставы хотели бы поднять имидж своей профессии. Средства массовой информации должны пропагандировать позитивные моменты, связанные с деятельностью судебных приставов. Показывать положительные примеры, когда возвращаются государству или гражданам принадлежавшие ранее объекты собственности, недвижимости и др. Таким образом, выявлен невысокий престиж профессии судебного пристава, связанный с негативной оценкой их деятельности. Эта профессия малооплачиваемая, не предоставляющая перспектив для карьерного роста и саморазвития, требующая частого и длительного присутствия на работе. Функциональные обязанности требуют высокой психологической и юридической подготовки. Список литературы 1. Khairullina N.G. Bailiff’s Social Portrait //Middle-East Journal of Scientific Research. – 2014. – №3// http://www.idosi.org/mejsr/mejsr19%283%2914.htm http://www.idosi.org/ mejsr/mejsr19(3)14/15.pdf 2. Силин А.Н., Хайруллина Н.Г. Управление персоналом. – Тюмень: Вектор Бук, 2002. – 336 с. 3. Хайруллина Н.Г., Конова Т.А. Оценка деятельности судебных приставов города Тюмени: по результатам социологического исследования // Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. – 2013. – №2. – С. 33–37. 4. Научно-практические комментарии к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года №229-ФЗ. – М.: Издательство Юрайт; ГОУ ВПО Минюста России, 2008. – 456 с. Литература Пресс-служба. Всероссийский специализированный журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.press-service.ru/about/ (дата обращения 11.02.2016). Справочно-информационный портал «Грамота.Ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://new.gramota.ru/ (дата обращения 11.02.2016). [1] Паблисити (англ. publicity ‑ публичность) ‑ узнаваемость публичной компании, продукта или бренда. Паблисити обеспечивает лояльность потребителей, престиж и доверие к ней целевой аудитории. Паблисити может быть заметка в газете о заключении компанией крупных контрактов, репортаж с благотворительной акции с участием представителей компании, передача о компании, сообщение в местных СМИ о новых инициативах и т.д. Материалы, подготовленные для конкретных СМИ, передаются им в виде пресс-релизов, подборки фотоматериалов и очерков, интервью, видеозаписей. Чтобы сформировать успешное паблисити, необходимо учитывать, что аудитория будет заинтересована только актуальной, профессионально поданной информацией, затрагивающей животрепещущие вопросы и проблемы, интересующие общественность. В меру провокативная, необычного формата информация заинтересует аудиторию гораздо больше, чем скучные цифры и известные, повторяющиеся факты. При этом информация, подающаяся малыми дозами, часто гораздо эффективнее однократной большой по объему информации: она воспринимается как объективная, а не заказная, и более действенна в формировании паблисити (Пресс-служба. Всероссийский специализированный журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.press-service.ru/terms/136/ (дата обращения 11.02.2016)). [2] Как правильно записать дату? При написании даты используются арабские цифры (пара цифр для обозначения числа, пара цифр для месяца и четыре цифры для обозначения года), разделительный знак ‑ точка: 27.08.2007, 01.09.2007. Возможно также буквенно-цифровое обозначение даты: 05 марта 1999 г.,01 сентября 2007 г. Как писать, с пробелом или без пробела: 1500г.; 150г. до н.э. / 1500 г., 150 г. до н. э.? Графически наличие пробела – признак слова. Следует разделять все сокращения и цифры: 2007 г., 2008–2014 гг., с 2001 по 2008 г. Если в состав даты входит день месяца (число), месяц и год, то возможно различное написание: цифрами: 22.08.2007; словами и цифрами: 22 августа 2007 года; 22 августа 2007 г.; только словами: двадцать второе августа две тысячи седьмого года. Если дата записывается цифрами, то слово года или сокращение г. после даты не требуется. Как правильно писать: 2000–2002 г.г. или 2000–2002 гг.? Принятое сокращение слова годы – гг. Следует писать: 2000–2002 гг. Такое сокращение читается как «двухтысячный – две тысячи второй годы». Между числами ставится тире, без пробелов с обеих сторон (Источник: справочно-информационный портал «Грамота.Ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://new.gramota.ru/spravka/letters/22-spravka/letters/90-data. (дата обращения 11.02.2016)). [3] Правила написания адресов. - почтовый индекс указывается в отдельном поле, не нужно дублировать его в поле адреса; - если в адресе необходимо указать регион, то он приводится перед названием населенного пункта (например: Московская обл., г. Долгопрудный); - перед названием населенного пункта необходимо указать сокращенное название его типа (перечень сокращений см. ниже), отделив его пробелом; - сокращения ул., пр-т, пр., б-р, наб., пл. и т.д. также должны отделяться пробелом от названия улицы, проспекта и т.д.; - между сокращениями д., корп., кв. и т.д., и соответствующими номерами пробелов быть не должно; - название региона, населенного пункта, улицы, номер дома, корпус, номер квартиры отделяются друг от друга запятой и пробелом; - названия населенных пунктов и улиц должны быть приведены полностью, без сокращений (например, нельзя писать С.-Петербург, Н.Новгород, Б.Черкизовская и т.д.); - если улица названа чьим-то именем, инициалы указываются перед фамилией и отделяются точкой без пробелов (например, ул. М.Ульяновой). Перечень рекомендуемых сокращений: обл. | область | пл. | площадь | р-н | район | б-р | бульвар | г. | город | линия | линия | пос. | поселок | ш. | шоссе | ул. | улица | д. | дом | пр-т | проспект | корп. | корпус | пр. | проезд | стр. | строение | пер. | переулок | этаж | этаж | наб. | набережная | кв. | квартира | Примеры правильного заполнения: г. Москва, ул. Автозаводская, д.37, корп.2, кв.17 Московская обл., Ногинский р-н, пос. Черноголовка, Институтский пр-т, д.8 [4] Легенда представляет собой историю, которая выставляет компанию или бренд в определенном свете, выгодном для продаж, повышения узнаваемости, оправдания цены и т.д. [5] Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Комкнига, 2006, С. 18. |