МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Экономическое действие есть форма социального действия





Социальная укорененность экономического действия:

· Структуры

· Институты

· Культура

· Властные отношения

Рассмотрим подробнее данные формы:

Структурная укорененность экономического действия:

· Социальные сети

· Организации

· Социальные группы, социальные взаимоотношения

· Локальные и национальные общества

Культурная укорененность социологического действия:

Культура, как совокупность значений и смыслов, позволяющих интерпретировать происходящее, ставить цели действия и понятно объяснять окружающим свои поступки.

Социальная укорененность социологического действия:

Экономические действия имеют социальное происхождение и смысл, проистекающие из существующих социальных структур, институтов, культуры и властных интересов.

16. В чем состоят различия между пере- и недосоцилизированными концепциямичеловеческого действия в социологии и экономической теории?

Пересоциализованная концепция [oversocialised conception] – люди крайне чувствительны к мнению окружающих и в силу этого подчиняются диктату согласованных систем норм и ценностей, интериоризируемых в процессе социализации, в результате которой послушание уже не почитается за бремя.

Недосоциализованная концепция [atomized, undersocialized conception] - ей оперируют классическая и неоклассическая экономическая теория, продолжающие утилитаристскую традицию. Отвергается всякое влияние социальной структуры и социальных отношений на производство, распределение и потребление. Идеализированные рынки, на которых действует «множество анонимных покупателей и продавцов, ориентирующихся на цены и снабженных полной информацией…, функционируют без какого бы то ни было длительного человеческого или социального контакта между участниками» [А. Хиршман]. Социальная атомизация является предпосылкой совершенной конкуренции [А. Смит].

Концепция «социальных влияний» сверхсоциализирована, потому что она допускает, что люди следуют обычаям, привычкам или нормам автоматически и безусловно, трактовка «норм», даваемая почти всеми экономистами, имеет этот оттенок, и обсуждение «конвенций» также рискует скатиться к сверхсоци-
ализированной трактовке. Но это указывает на иронию огромной теоретической важности: сверхсоциализированный подход имеет сходство с недосоциализированным в концепции действия, не подверженного влиянию существующих между людьми социальных отношений.
В недосоциализированном подходе эта атомизация вытекает из узкого преследования своего интереса; в сверхсоциализированном подходе, который возник как поправка к недосоциализированному подходу, атомизация появляется, тем не менее, вследствие того, что поведенческие образцы трактуются как однажды интернализованные и, таким образом, не зависящие от развития социальных отношений.
Это удивляющее сходство недо- и сверхсоциализированного подходов помогает объяснить, почему экономисты, которые пытаются инкорпорировать социальные влияния в экономическое действие, переходят с такой легкостью к сверхсоциализированной аргументации. Таким образом, общепринято приписывать различные стили принятия решения членам различных социальных классов или как результат различной классовой культуры, или как результат различного опыта каждого класса, связанного с образовательной системой.
Но эта концепция того, как общество влияет на индивидуальное экономическое действие, слишком механистична: если мы знаем чей-то социальный класс, все остальное в его поведении автоматично, поскольку он так хорошо социализирован?



17. Дайте определение содержательного и формального значения термина«экономический».

Содержательное значение [substantive meaning] «экономического» вытекает из факта зависимости человека от природы и других людей. Оно характеризует его взаимоотношения с природным и социальным окружением, которые обеспечивают ему средства удовлетворения материальных потребностей. То есть, зависимость человека от средств удовлетворения своих потребностей, и как следствие, от природы и социума, которые способны удовлетворить эти потребности.

Формальное значение [formal meaning] термина «экономический» основывается на логическом характере связи между целями и средствами, являемой в таких понятиях, как «экономичный» или «экономить» [economical, economizing]. Оно подразумевает конкретную ситуацию выбора, а именно: выбора между различными способами использования средств, порождаемого их ограниченностью.

18. Чем отличатся процессы обмена, осуществляемые в симметричных группах и на ценообразующих рынках?

С целью исследования институционального оформления реальных хоз-в (в первую очередь - как эти хоз-ва обретают внутреннее единство и стабильность, т.е. взаимозависимость и повторяемость их составных частей), Поланьи рассматривает три формы их (реальных хозяйств) интеграции (связи):

 

  • реципрокность предполагает наличие симметрично расположенных групп;ÞРеципрокность - перемещения м/у соответствующими точками в симметричных группах
  • перераспределение зависит от существования в группе определенной степени централизованности;ÞПерераспределение - акты «стягивания» товаров центром с их последующим перемещением из центра
  • обмен, чтобы порождать интеграцию, предполагает наличие системы ценообразующих рынков;ÞОбмен - встречные перемещения из рук в руки в условиях рыночной системы


Реципрокность: Если некая группа вознамерится построить свои экономич. отношения на реципрок. основе, для достижения своих целей она должна будет разбиться на подгруппы, члены которых смогут идентифицировать друг друга в качестве таковых. Крупные сообщества имеют тенденцию вырабатывать многоуровневую симметрию отношений, в соответствии с которой реципрокное поведение станет развиваться в сообществах низшего порядка. Чем более близкими друг другу чувствуют себя члены крупного сообщества, тем более они будут склонны переводить на реципрокную основу конкретные отношения, ограниченные во времени, пространстве или как-либо иначе. Родство, соседство, тотем являются наиболее постоянными и полными группами; внутри них добровольные и полудобровольные объединения военного, профессионального, религиозного или социального хар-ра создают условия для формирования симметричных групп, члены которых связаны теми или иными взаимными узами.

Обмен: чтобы выступать в качестве формы интеграции, обмен должен поддерживаться системой ценообразующих рынков (используется денежный эквивалент).

Три типа обмена:

- простое перемещение товаров в пространстве «из рук в руки» = операциональный обмен;

- обмен м/у их владельцами на основе фиксированного эквивалента (фиксированная цена) = обмен на основе решения;

- обмен на основе торга = интегративный обмен;

19. Каковы, согласно М. Моссу, основные принципы экономики дара?

Здесь конспективно приведены основные принципы, отражённые в упомянутой работе Мосса, которые предстоит раскрыть:

 

1.Делать подарки, принимать подарки, делать ответные дары –это в равной степени важные обязанности, которые должны неукоснительно выполняться.

 

2. В обмене дарами на равной основе участвуют как предметы движимого и недвижимого имущества, так и знаки внимания, услуги, приглашения на участие в пирах, обрядах, ритуалах,играх, танцах, празднествах.

 

3. Объём и торжественность дарения - основная форма соперничества между вождями, родами, кланами. Величие вождя, степень его власти над другими определяется количеством сделанных им подарков.

 

М. рассматривает дар как тотальный социальный факт, пронизывающий все сферы архаических обществ. Дар - элемент тотальных экономических поставок, элемент обмена, постоянно происходящего между сегментированными частями первобытных обществ. В этих обществах обмен происходит не между индивидами, а между группами или между вождями, олицетворяющими группы. Существующая система даров, внешне бескорыстная, имеет скрытый утилитарный характер, более того, она социально нормирована. Правила дарить, принимать и возмещать дары регулируются магическими и религиозными представлениями.

 

 

В отличие от Дюркгейма он не стремился конструировать универсальные теории об-ва и его институтов, а сосредоточился на структурно-функциональном и сравнительно-истор. анализе конкр. фактов в рамках конкр. культур. Для его методологии характерна традиция объяснять изучаемые явления в понятиях той культуры, к-рая является объектом изучения.

20. В чем состоит специфика социологического взгляда на природу рациональности? Покажите на примерах переменный характер рационального типа действия.

Понимание рациональности и фиксация ее пределов стали ключевыми предпосылками, на базе которых определяется характер экономических действий. Человек, согласно современной экономической теории, волен отречься от максимизации полезности, способен следовать альтруистическим мотивам, может оказаться профаном, ошибающимся на каждом шагу. Но чтобы его действие считалось "экономическим", он обязан вести себя рационально.

С социологической точки зрения, чтобы вести себя рационально, индивид вынужден учитывать возможную реакцию на свои действия со стороны других индивидов. Но характер этой ответной реакции зависит во многом от социальных условий (представлений, традиций, норм), специфических для данного конкретного сообщества

Экономист выбирает логику "объективной рациональности". Он признается в том, что не знает, рационально ли поведение хозяйствующих субъектов в действительности, но оценивает его так, как будто оно рационально (предпосылка "as if rational"). По мнению Й.Шумпетера, во множестве случаев экономист вполне способен обойтись без "субъективной рациональности", особенно если в его распоряжении находятся полные данные о поведении людей и фирм. Но если таких данных не хватает, "субъективная рациональность" может оказаться весьма полезной. Социологи, наоборот, зачастую склонны дискриминировать "объективную рациональность", считая, что, во-первых, позиция исследователя сама во многом субъективна, а во-вторых, нет принципиального разрыва между обыденным и экспертным знанием. Признавая, что разделение на "объективную" и "субъективную" рациональность выглядит довольно грубо, мы все же придерживаемся мнения о нетождественности теоретического и обыденного уровня рационализации. И проблема соотнесения рациональностей хозяйствующего субъекта и интерпретатора для нас сохраняет свое значение.

Для иллюстрации предположим, что есть четыре предпринимателя, решивших увеличить производство некоего продукта. Один провел детальный расчет, показывающий выгодность дополнительных вложений. Второй ничего не считал, а просто поддался мимолетному увлечению новым проектом. Третий был убежден, что должен выполнить какие-то моральные обязательства. А четвертый вот уже двадцать лет производит именно этот продукт, потихоньку расширяя масштабы предприятия, что и определило его решение. С точки зрения внешнего, непосредственного понимания, к которому тяготеет большинство экономистов, действия всех этих четырех предпринимателей одинаковы: они вкладывают определенную сумму денег и увеличивают на несколько процентов объем производства. Экономисту нет никакой нужды вдаваться в истинные мотивы поведения хозяйствующих субъектов. Он прослеживает цепочки внешних связей: осязаемый стимул — наблюдаемое действие — полученный результат — наличие и характер повторного действия. Проблема мотивации как таковая здесь по существу снимается. Социологу же нужно "объясняющее понимание", раскрывающее мотивы происходящих действий. А с этих позиций перед нами четыре совершенно разных случая.

21. Дайте определение понятию капитал и охарактеризуйте основные элементы капитала.

Капитал– накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путём взаимной конвертации своих разнообразных форм.

Капитал – это самовоспроизводящаяся стоимость, кот. Включена в непрерывный процесс кругооборота: денежный капитал превращается в производственный, производств. –в товарный, который вновь готов принять денежную форму. ( По Марксу)
Св-ва:

1. Способность к хозяйственному использованию. Это ограниченный ресурс, кот. Может быть присвоен и вовлечен в хозяйственный процесс.

2. Способность к накоплению.

3. Способность превращаться в денежную форму – ликвидность. Ликвидность обнспечивается благодаря наличию стоимости, определяется способность к обмену на другие ресурсы.

4. Способность к конвертации – постоянной смене собственных форм.

5. Приносит добавочную стоимость или прибыль. Капитал часто выступает как самовозрастающая стоимость.

22. Опишите основные формы капитала в их объективированном, институционализированном и инкорпорированном состояниях.

Подход П. Бурдье, три состояния капитала:

· Инкорпорированное (Совокупность относительно устойчиво воспроизводимых диспозиций и демонстрируемых способностей, которыми наделен обладатель той или иной формы капитала.

· Объективированное (Принятие капиталом форм, которые доступны непосредственному наблюдению и передаче в их физической, предметной форме.

· Институционализированное (Предполагает объективированные формы признания данного вида капитала в кач-ве ресурса. Может быть формализовано в виде прав собственности, рангов, сертификатов. Могут выступать и в неформализованном виде.)

23. Как может быть определено понятие «рынок»?

1. Рынок — это место, где регулярно встречаются продавцы и покупатели и организуется процесс торговли. Таково наиболее старое, пространственно детерминированное понятие рынка. Оно сформировалось еще в XII в., но живо и сегодня. Например, в обыденной речи мы по-прежнему называем так «открытые рынки», подразумевая места организации так называемой «внемагазинной торговли». Добавим, что такие места могут быть постоянными и временными, регулируемыми и стихийно организованными — сути определения это не меняет.

2. Рынок есть определенная территория, на которой происходят акты купли- продажи. Это более широкое, «географическое» определение, которое привязывает понятие рынка к определенным городам, странам, территориям, континентам. Например, мы говорим: «российский рынок», «европейский рынок».

3. Рынок — это суммарный платежеспособный спрос, предъявляемый на определенный вид продуктов и услуг. Данное понимание рынка обозначает уже не территорию, а совокупность потребителей того или иного товара. В этом случае, говоря о тех или иных рынках, мы имеем в виду спрос — на труд, на акции, на потребительские товары и т.п.

4. Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм спроса и предложения. Здесь хозяйственные агенты сами решают, что производить и по какой цене продавать. Иными словами, рынок характеризуется как сфера, где доминируют конкуренция между независимыми агентами и свободное ценообразование. В этом определении исчезает всякая пространственная, временная или предметная локализация, их место занимает модель, фиксирующая условия, при которых достигается рыночное равновесие.

5. Рынок — это экономическая система, в которой саморегулирующийся рыночный механизм является господствующей формой хозяйства. В данном случае рыночные принципы хозяйственной организации вменяются целым сообществам, именуемым «рыночными обществами».

24. В чем заключается специфика экономико-социологического подхода к изучению рынков?

· Человек с точки зрения экономической социологии ищет не только материальную выгоду на рынке – он изучает его не с целью совершить наиболее выгодную сделку, а для того, чтобы найти тех, кому он может доверять и установить с ними прочные социальные связи, их мотивация направлена не только на получение денежного дохода, но и на общение с людьми. Применяется модель экономико-социологического человека:
- рефлексирующий человек, который способен совершать осознанный выбор, основываясь на прошлом опыте
- человек гибкий, т.е. способен не всегда следовать исключительному стремлению максимизировать собственную полезность, а выбирать на основе уже установившихся связей, пренебрегая собственной выгодой.
- человек волевой, т.е. он способен принимать решения вопреки сложившимся обстоятельствам и привычным ему способам.
- человек социально-дифференцированный, проявляющий свою социальную укоренённость. Индивид ограничена в силу интеллектуальных способностей и подвержен влиянию других людей, зависит от окружающих. Его действия характеризуются укоренённостью в социальных связях.
Содержание самого рационального поведения тоже не универсально – то, что рационально в рамках одной культуры, может быть расценено как глупость или даже преступление в другой, т.е. как нерациональное поведение с точки зрения данных институциональных и культурных условий – все действия человека совершаются через призму его культуры. Также стоит отметить, что рынок контролируется государством.
Экономическая социология предлагает дополнить исходное понятие рынка категорией социальных отношений, которые образуют сам механизм формирования условий рыночной формы хозяйства, которые только кажутся «естественными» (соответствующими природе людей) и «спонтанными» (саморегулирующимися).

25. Из каких элементов складывается рыночное взаимодействие?

Наиболее существенным элементом рыночного взаимодействия является экономическая сделка, представляющая собой товарно-денежный обмен между продавцом и покупателем определённого товара и выступающая как соглашение двух и более сторон (в том числе зафиксированное в контракте) по поводу добровольного и возмездного обмена принадлежащими им благами. Сделка предполагает наличие не менее двух участников, обладающих отчуждаемыми правами собственности на определённые блага (товары и деньги), стоимость которых приравнивается в обмене. Совершение сделки означает взаимное отчуждение данных благ с их переходом из рук в руки и взаимным возмещением их стоимости. Данный элемент взаимодействия является конституирующим в рыночном обмене.
Также для рынка характерны четыре группы элементов, а именно:
• структурные элементы, выражающие устойчивые формы организации и связи между участниками рынка;
• институциональные элементы, включая формальные и неформальные правила, ограничивающие и стимулирующие поведение участников рынка;
• властные элементы, отражающие иерархию участников рынка и их возможность влиять на других участников;
• культурные элементы, предусматривающие наличие накопленных знаний и навыков, разделяемых значений и символов.

26. В чем заключается специфика сетевого подхода к изучению рынков?

· Рынок как переплетение социальных сетей [social networks], под которыми понимается совокупность устойчивых связей между участниками рынка.

· Рынки различаются прежде всего структурой сложившихся связей, а рыночная ниша каждого участника, его конкурентоспособность и, более того, сама идентичность определяются не столько собственными свойствами организации сколько их позиционированием в сетях

· Сетевой подход исходит из простой предпосылки о том, что участники рынка, вступая в добровольный рыночный обмен, с большей вероятностью завязывают отношения с теми, с кем они имели дело ранее, убедившись в надежности уже известных им партнеров. При регулярно повторяющихся актах обмена для участника рынка становится важным опыт предыдущего взаимодействия.

· Участник исходит прежде всего из персонального взаимного доверия [personal reciprocal trust], где предпочтения отдаются «своим», проверенным, а не «чужим», случайным контрагентам, а способность к формальной калькуляции издержек и выгод часто уступает место мобилизации ресурсов социального капитала.

· участники рынка, организуя свою деятельность, исхо- дят не только из узкоэгоистического интереса, проявляющегося в ожидании возмещения затрат и получения выгоды по принципу «здесь и сейчас», но на принципах реципрокности (взаимности), когда выгода может быть получена в будущем, причем в иной, неэквивалентной, форме и к тому же от других аген- тов сетевого сообщества

· Подход фиксирует наличие или отсутствие связей между участниками рынка, помогает определить их частоту и плотность, представить общую конфигурацию контактов

27. В чем заключается специфика институционального подхода к изучению рынков?

· рынок как совокупность институтов

· институты одновременно ограничивают и стимулируют повседневные действия участников рынка

· изучение разных сторон неформальной и теневой экономики

· изучение трансакций

· Мотивы действий и предпочтения акторов непредсказуемы. Они могут располагаться вне сферы институционального регулирования.

28. В чем заключается специфика позиции государства в отношении участников рынка?

Ночной сторож





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.