Внутреннее материальное право, коллизионные нормы Коллизионные нормы (кратко) - Коллизионные нормы Варшавской и Монреальской конвенций Варшавская и Монреальская конвенции содержат нормы, отсылающие к внутреннему законодательству государств. Однако они немногочисленны, а коллизионные привязки обычно отсылают к закону суда, рассматривающего спор. Согласно Монреальской конвенции закон суда применяется при возмещении судебных издержек и других расходов истца по судебному разбирательству, которые могут присуждаться сверх установленных лимитов ответственности перевозчика (п. 6 ст. 22). Этим же законом определяется процедура рассмотрения исков (п. 4 ст. 33) и порядок исчисления срока исковой давности (п. 2 ст. 35). Подобные нормы есть и в Варшавской конвенции. В Монреальской конвенции появилась новая коллизионная норма, отсылающая к закону государств - участников Конвенции в отношении определения в национальной валюте сумм пределов ответственности перевозчика, установленных в специальных правах заимствования МВФ и специальных золотовалютных единицах (п. 1 и 2 ст. 23). - Коллизионные нормы (Россия) Особенностью коллизионных норм в сфере международных перевозок является наличие общих и специальных коллизионных привязок. Российское законодательство (ст. 1211 ГК РФ) по этому поводу имеет общую коллизионную норму, отсылающую к праву страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Согласно ч. 3 ст. 1211 ГК РФ такой стороной в договоре перевозки является перевозчик. В силу ст. 1202 ГК РФ в указанных случаях применяется закон страны, где соответствующая авиакомпания-перевозчик учреждена (инкорпорирована). Специальные коллизионные нормы. По своему существу названные коллизионные привязки, как правило, соответствуют используемым в международном частном праве применительно к другим обязательствам. Так, закон страны отправления груза является, как правило, законом места заключения договора (lex loci contractus), закон страны задержания груза - это вариант коллизионной привязки закона местонахождения вещи (lex rei sitae), закон страны назначения представляет собой закон места исполнения договора (lex loci solutionis). Особое значение придается специальным коллизионным нормам, применяемым к отношениям, возникающим в связи с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров. Статья 800 ГК РФ изымает отношения, возникающие в связи с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров, из сферы специального транспортного законодательства, подчиняя ответственность перевозчика в этих случаях общим правилам об обязательствах из причинения вреда (гл. 59 ГК). Это приводит к необходимости применять право страны, где имело место причинение вреда (ст. 1219 ГК). Внутреннее законодательство РФ Положения действующего российского законодательства распространяются на международные авиаперевозки в части, дополняющей международные конвенции и соглашения, участницей которых является Россия, и не противоречащей им. ГК РФ Важнейшие нормы российского законодательства, определяющие основы правового регулирования перевозочных отношений на всех видах транспорта, содержатся в гл. 40 "Перевозка", а также в гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда". ВК РФ Воздушный кодекс РФ 1997 г. является специальным российским законом, регулирующим деятельность воздушного транспорта, включая перевозку пассажиров, багажа, грузов и почты. Согласно ст. 5 ВК РФ 1997 г. воздушным законодательством РФ регулируются отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории РФ, а также отношения, возникающие в связи с нахождением российских воздушных судов за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором РФ. ВК РФ носит комплексный характер, поскольку, регулируя деятельность воздушного транспорта в целом, наряду с гражданско-правовыми нормами содержит и нормы публичного права: положения, определяющие принципы государственного регулирования и контроля гражданской авиации, требования, которым должны соответствовать воздушные суда и их экипажи, важнейшие элементы инфраструктуры воздушного транспорта, правила их функционирования (гл. I - VIII). Затем следуют сравнительно краткие положения, определяющие порядок осуществления коммерческой деятельности российских и иностранных авиакомпаний, основные условия перевозок, ответственность перевозчика и грузоотправителя (соответственно гл. IX, XV и XVII). В последующем в ВК РФ внесены некоторые изменения, касающиеся, в частности, и его гражданско-правовых разделов. Так, Государственной Думой РФ принят Федеральный закон от 04.12.2007 N 331-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации". Изменения касаются важнейших вопросов регулирования ответственности воздушного перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров, несохранность багажа, ручной клади и грузов и обязательного страхования такой ответственности (ст. 117, 119 и 133). Изменения касаются внутренних перевозок (подробнее - см. вопрос 47). Подзаконные акты - указы Президента РФ (скорее публично-правовой характер имеют) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 747 "Об упорядочении использования авиации общего назначения", Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 1996 г. N 825 "О дополнительных мерах по развитию гражданской авиации Российской Федерации" - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (тоже, как я поняла со семинаров Остроумова, публично-правовые скорее) Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 424 "О совершенствовании функционирования и развитии системы организации воздушного движения в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 85 "О лицензировании деятельности в области гражданской авиации" Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" - инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82. Ст. 102 ВК РФ предусматривает обязанность перевозчиков соблюдать федеральные авиационные правила, относящиеся к воздушным перевозкам: - применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее - перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее - регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (далее - чартерные рейсы); - при выполнении международных перевозок настоящие Правила применяются в части, не противоречащей международным соглашениям Российской Федерации о воздушном сообщении. |