МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Некоторые общие приемы регуляции эмоциональных состояний





Методы регулирования психоэмоционального

Состояния на занятиях физическими упражнениями

И спортом

Общее представление о саморегуляции

Психоэмоционального состояния

 

Саморегуляция психоэмоционального состояния — это умение самостоя­тельно активно изменять процессы, происходящие в соб­ственном организме, и управлять ими. В спорте это умение является одним из реша­ющих факторов в достижении высоких результатов. Путем саморегуляции можно на короткое время приме­нительно к ситуации активизировать или затормозить психические процессы, а также повысить качество под­готовки и эффективности выполняемой деятельности. С помощью различных форм саморегуляции можно воз­действовать как на познавательные, так и на мотивационные процессы; повышать действенность мотивов и установок (например, при работе с высокими нагрузками, сопровождающейся ощущениями монотонности и силь­ным утомлением). Это важно для развития боеспособ­ности и твердости духа на тренировочном этапе, когда нельзя ожидать немедленного достижения резуль­тата, в ситуациях, субъективно воспринимаемых как рискованные или опасные, а также при мобилизации работоспособности в условиях финала или финишного спурта.

Психическое воздействие с помощью саморегуляции помогает в общем созданию оптимальных внутренних условий, при которых реализация двигательной деятель­ности происходит полнее.

Принципиально психическая саморегуляция имеет две целевые установки: с одной стороны, создание мак­симально благоприятных психических и психовегетатив­ных предпосылок для успешного выполнения трениро­вочно-соревновательной нагрузки, с другой — облегчение перехода к отдыху. Сущность психической саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в процессе общения с окружающей средой и познание собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и организм в целом. Сигналом для этого могут служить ощущения тяжести тела в сочетании с мышечным расслаблением, тепла — в сочетании с испытываемым расслаблением и чувством физического комфорта. Пере­живание успеха может иметь продолжительное эмоцио­нальное последействие, ведущее к построению таких же или аналогичных стратегических решений (тренировка поведения) в процессе «организации» спортивной победы.

Опыт спортивной практики показывает, что каждый здоровый, работоспособный человек располагает пред­посылками к овладению методами саморегуляции. Если, тем не менее, при применении их не всегда достигается желаемый эффект, это, как правило, обусловлено одним из следующих факторов:

— отношением спортсмена к выполнению данных упражнений (его внутренним настроем). Достижению успе­ха не способствует чрезмерная самоуверенность. Эффек­та нельзя добиться только при помощи одного желания. Нужны систематическая работа, терпение, волевые усилия;

— успехом, достигнутым на ранней стадии трениров­ки, который может дезориентировать спортсмена в его отношении к занятиям, обусловить излишнюю веру в себя и неумение преодолевать трудности;

— плохими условиями самотренировки. Поэтому надо создавать спокойную обстановку, исключающую внешние помехи, способствующую расслаблению. По ме­ре овладения методами психорегуляции можно перехо­дить к тренировке в реальных условиях спортивной нагрузки;



— неправильным выбором метода саморегуляции, не соответствующим индивидуальной предпочтительности спортсмена. Поэтому выбор психорегулирующих средств должен производиться с большой осторожностью при постоянном контроле их эффективности;

— особенностью проявления таких личностных ка­честв, как внушаемость и способность к воображению.

 

Некоторые общие приемы регуляции эмоциональных состояний

 

В выборе и применении конкретных приемов регуляции эмоциональных состояний большое значение имеет правильный учет индивидуальных особенностей человека. Предлагая определенную систему приемов саморегуляции, следует сказать о том, что не существует стандартных приемов, пригодных для всех людей и всех случаев. Однако, учитывая существенные свойства, присущие всем эмоциям, можно рекомендовать для практического использования определенную систему приемов саморегулирования эмоциональных состояний.

1. Преднамеренная задержка проявления или изменения выразительных движений. Научившись произвольно управлять тонусом лицевых мимических мышц и другими выразительными движениями тела, человек приобретает в какой-то мере умение владеть собой, подавлять, вызывать или изменять определенные эмоции.

2. Специальные двигательные упражнения. Они используются для регулирования эмоциональных состояний. Такие упражнения могут быть различными по скорости, амплитуде, последовательности, направлению движений, мышечным напряжениям и т. д. Размеренные ритмичные, плавные движения с широкой амплитудой успокаивают, а резкие, энергичные, быстрые напротив, возбуждают и бодрят.

3. Упражнения на расслабление и последующее напряжение различных групп скелетных мышц. Они составляют важную часть аутогенной тренировки, так как вызывают изменения в функциональном состоянии не только мышечной, но и нервной систем.

4. Индивидуализированная разминка. От характера разминки зависит не только физиологическое состояние организма перед началом спортивного действия, но и его психологическая готовность выполнять спортивную задачу наилучшим образом.

5. Специальные виды массажа и самомассажа. Сильное возбуждение центральной нервной системы можно снять успокаивающим массажем, самомассажем (медленное поглаживание, легкое разминание, спокойное потряхивание); при угнетенном — активный массаж, самомассаж с энергичным прорабатыванием мускулутары: бысрые поглаживания, растирания, энергичное и глубокое разминание.

6. Дыхательные упражнения, применяемые в разном ритме, с различным соотношением продолжительности вдоха, выдоха и паузы между ними в зависимости от их назначения. Для подбадривания, например, применяется «полное дыхание» с сильным выдохом. Упражнения с медленным, постепенным вдохом и выдохом являются успокаивающим.

7. Приемы, основанные на регуляции эмоций через воздействие на различные анализаторы. Эмоциональное воздействие раздражителей может быть возбуждающим и успокаивающим. Так, красный цвет действует возбуждающе; синий и зеленый цвета, напротив, успокаивают человека; мелодичная музыка, пение птиц также действуют на общее эмоциональное состояние, повышают тонус нервной системы.

8. Воздействие второсигнальных раздражителей (речь). Известно, что словом человека можно одобрить, обрадовать, поощрить, огорчить, успокоить и т. д. Чтобы вызвать чувство уверенности или те эмоции, которые будут способствовать проявлению воли, целеустремленности, человек должен уметь применять самоободрение, самоуспокоение, самоприказ, самоубеждение («я должен», «надо», «я могу», «я добюсь»).

 

Аутогенная тренировка

 

Вопросом методики саморегулирования посвящен целый ряд научно-практических исследований. На основании этих исследований разработаны рекомендации для спортсменов различных специализаций. Один из доступных способов регулирования психического состояния — психическая саморегуляция посредством аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка была разработана в 20-е годы австрийским врачом И. Шультцем. В основе аутотренинга лежат упражнения в произвольном, волевом длительном и глубоком расслаблении мышц. Строится она на основе последовательного самовнушения чувства тяжести и тепла в области солнечного сплетения, чувства тепла в области сердца, ощущения приятного прохладного прикосновения ко лбу.

Классическая аутогенная тренировка по Шультцу (1964) охваты­вает шесть тренировочных ступеней, каждая из которых направлена на определенную область или систему орга­нов тела: 1) мышцы, 2) кровеносные сосуды, 3) сердце, 4) легкие, 5) органы пищеварения, 6) голову.

Вспомогательные упражнения аутогенной тренировки по Шультцу направлены на значимые для саморегуля­ции «функциональные области» (табл. 3.1.1).

 

 

Таблица 3.1.1

Вспомогательные упражнения аутогенной тренировки по Шультцу

 

Цель самовнушения Примерные формулы
Успокаивающее упражнение «Я совершенно спокоен»
Упражнения на создание ощущения тяжести «Моя правая рука очень тяжелая» «Моя левая рука очень тяжелая» «Мои ноги очень тяжелые» «Мое тело очень тяжелое»
Упражнения на создание ощущения тепла «Моя правая рука очень теплая» «Моя левая рука очень теплая» «Мои ноги очень теплые» «Мое тело очень теплое»
Упражнение для живота «Солнечное сплетение излучает тепло»
Упражнение на дыхание «Дыхание совершенно спокойно. Ды­шится легко»
Упражнение для сердца «Мое сердце работает спокойно, рит­мично и надежно»
Упражнение для головы «Мышцы лица не напряжены. Лоб приятно прохладен»

 

Мысленно проговаривая необходимые словесные формулы и вызывая в своих мышцах ощущение тяжести, тепла и расслабления человек самостоятельно вводит себя в состояние аутогенного погружения. Формулы можно наговорить и записать на магнитофон на музыкальный фон: успокаивающий или активизирующий.

Общий порядок построения аутогенной тренировки:

1. Общее успокоение.

2. Последовательное расслабление, вызывание чувства тяжести и тепла: мышц лица и шеи; мышц плечевого пояса и рук; мышц спины; мышц живота и таза, области солнечного сплетения; мышц ног.

3. Формулы, затрагивающие отдельные группы мышц, произносятся вперемежку с общими успокаивающими формулами.

4. По мере освоения аутотренинга количество повторений словесных формул можно постепенно уменьшать.

5. Прежде, чем вы приступите к тренировке, выучите текст проговариваемых формул, снимите стесняющую одежду, обувь и настройтесь на решение задач аутотренинга.

6. Для проведения тренировки применяются в основном два положения: поза «кучера» и лежа на спине.

«Позы кучера» (рис. 3.1.1) выполняется следующим образом: надо сесть на половину стула, не опираясь на спинку, ноги, стоящие на полной ступне, слегка выдвинуть вперед так, чтобы между задней поверхностью бедер и икроножными мышцами образовался угол в 120–140°. На бедра, свободно расстав­ленные, надо положить кисти рук так, чтобы они не свисали между бедер (а то отекут пальцы), голову следует слегка наклонить вперед, не отводя ее ни влево, ни вправо. Но самое главное — это положение туловища. Спина сгибается так, чтобы плечевые суставы оказались строго по вертикали над тазобедренными. Если же плечи уйдут вперед, то при погружении в дремоту тело начнет валиться на колени. А если плечи окажутся сзади воображаемой вертикали, начнется падение назад. При правильном же положении спина по мере расслабления мышц будет лишь все больше и больше выгибаться, а туловище сохранит вертикальное положение.

Поза «Лежа на спине» (рис. 3.1.2). Исходное положение — лежа на спине, руки слегка согнуты в локтях, лежат ладонями вниз вдоль тулови­ща, а ступни расставлены на 20–30 сантиметров. Людям ху­дым и длинноруким подчас удобнее класть руки ладонями вверх.

 

 

Рис. 3.1.1. «Поза кучера» Рис. 3.1.2. Поза лежа

 

7. Приняв необходимое положение, начинайте проговаривать формулы, при этом не спешите, старайтесь добиться внушаемых ощущений, каждую формулу повторяйте 2–3 раза.

Каждое занятие аутогенной тренировкой должно за­канчиваться следующей процедурой самовнушения:

1. «Руки и ноги энергично согнуть и выпрямить»;

2. «Глубоко вдохнуть и выдохнуть»;

3. «Открыть глаза».

Это ускоряет процесс гармонизации общего состоя­ния и устраняет «остаточную тяжесть» и возможную скованность.

После окончания тренировочного курса достигнутый эффект должен постоянно подкрепляться, иначе про­изойдет его стирание. Поэтому следует 2–3 раза в не­делю продолжать тренироваться индивидуально или в группе. Причем тренировочная программа должна соответствовать конкретным спортивным условиям (тре­нировочный зал, спортивный комплекс), чтобы вырабо­тать способность к расслаблению в них.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.