ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Билет №8. Организационно-педагогические требования, предъявляемые к проведению социально-педагогической диагностики. Значимым компонентом процедуры СПД - наличие специальных м-дов и методик, адекватных изучаемым критериям и проблеме в целом. Каждая м-дика должна иметь описание, обеспечивающее ее грамотное использование в точном соответствии со стандартами: предмет диагностики, сфера применения, контингент испытуемых, процедура применения. Описание методики должно учитывать подробные сведения о процедуре разработки методики, полученными данными, их надежности и валидности. Приведенные нормы должны сопровождаться однозначным описанием выработки стандартизации и хар-ра диагностической ситуации в обследовании: добровольное участие испытуемых, добросовестно сотрудничающих с соц педагогом в помощи др др. Помимо м-дик изучение проблемы осущ-ется с помощью разнообразных м-дов научного познания теорет-их, эмпирич-их, статистических. Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур 1. Педагогическая диагностика всегда требует особого внимания, особой чуткости к ребенку, обязательного его согласия и предрасположенности. 2. Педагогическая диагностика должна быть построена на совместной деятельности и взаимопомощи учителя и учащихся. Всем должно быть полезно и интересно. 3. Перед проведением педагогических диагностических процедур все учащиеся должны быть морально и психологически подготовлены к тому, чтобы воспринимать результаты диагностики спокойно, без всяких волнений и переживаний. 4. Во время проведения диагностических процедур необходимо исключить всякое постороннее влияние или взаимовлияние учащихся. 5. Работа с тестами должна проводиться в абсолютной тишине. 6. Учитель, занимающийся педагогической диагностикой, должен хранить профессиональную тайну. Сведения, полученные в процессе диагностического исследования, могут быть использованы только для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Билет № 24 Диагностика реб, поступающего в учрежден образования интернатного типа. В РБ предпринимается на уровне государства комплекс мер по охране детства. Приняты и реализуются Закон о правах реб, Национальный план действий по улучшению положения детей на 2004-2010 гг, Президентская программа «Дети Беларуси»(2004-2010), Закон РБ «О госу-дарственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Проблема детства находит отражение в деят-сти Национальной комиссии по правам реб, на заседаниях кот обсуждаются и анали-зируются правовые аспекты охраны детства в стране и мире, вопросы защиты прав детей, оказавшихся в экстремальных ситуациях, сохранения их здоровья, развит государственной системы медицинской помощи и оздоровления юных граждан как в стране, так и за рубежом. Однако проблема соц сиротства явл-ся на сегодняшний день одной из наиболее значимых в системе мер, предпринимаемых государством в области охраны прав реб. В Законе РБ «О гарантиях по соц защите детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей» термин «дети-сироты» имеет следующее определение: · дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у кот умерли оба либо единственный родитель; · дети, оставшиеся без попечения единственного либо обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявленными умершими, а также нахождение родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей. По статистике Министерства образован на 01.01.2008 в РБ насчитывается 32 300 детей сиротской категории, из кот 85-90 % явл-ся сиротами при живых родителях. По материалам Национального доклада «Положение детей в РБ» на 05.09.2006 в стране функционировало 173 детские интернатные учреждения, в кот воспитывалось 10 363 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Из них 154 детских интернатных учреждений, в кот воспитывается 8 664 реб, находятся в системе Министерства образован, 9 домов-интернатов с общим количеством 665 детей, принадлежит Министерству труда и соц защиты, 10 детск учреж-дений, в кот воспитывается 1034 реб, - находятся в ведении Министерства здравоохранения. В своем большинстве эти дети в прошлом выходцы из неблагополучных семей, где родители уклонялись от выполнения своих прямых обязанностей по их воспитанию либо злоупотребляли своими родительскими правами, жестоко обращались с ними, вели аморальный образ жизни. Рез-таты научн исследований проблемы соц сиротства (Гуськова, Дубровина, Лисина, Мартынова, Смагина, Фурманов и др.), а также опыт педагогов-практиков убеждают, что личностное развит данной категории детей хар-зуется рядом особ-стей, кот следует учитывать соц-педаг-им и психолого-педаг-им службам в их воспитании, подготовке к самост-ой жизни. Личностное развит реб включает индивид-ые особ-сти темперамента, черты хар-ра, взгляды, образ мышления, мотивы интересы, установки, отношение к жизни и труду, ценностные ориентации, самост-ность, уровень развитости интеллектуальной сферы. Диагностика личностного развит реб, поступающего в учреждение образован интернатного типа, - одна из важнейших и прямых обязанностей соц-педаг-ой и психолого-педаг-ой службы. При ее проведении целесообразно исходить из наиболее значимых структурообразующих сфер личн: интеллектуальной и эмоционально-волевой. Интеллектуальная сфера в структуре личн выступает как одна из наиболее значимых. Ее сформированность опред-ся глубиной и широтой знаний об окружающ мире и своем месте в нем, наличием познавательн интересов и их сформи-рованностью, богатством словарного багажа и его культурой, особ-стями мышления, внимания, памяти. В подавляющем большинстве у подростков, поступающих в интернатные учреждения, весьма ограниченная интеллектуальная сфера, познавательн интересы сформированы слабо, либо вообще не сформированы, мышлен носит шаблонный хар-р, обедненный словарный запас. Эмоционально-волевая сфера, по определению исследователей, выступает как одна из форм отражения действит-сти. Эмоции – внутренние переживания, связанные с восприятием окружающ мира, это определение внутреннего субъективного состояния личн, ее интересов, соц установок. По Огурцову: интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера в структуре личн нахо-дятся в диалектическом единстве. Тихомиров и Додонов указывают на тесную взаимосвязь эмоции и мышления. Эмоции и мышление – внутренняя деят-сть, в кот первичная информация о действит-сти подвергается переработке. Эмоционально-волевая сфера формируется на базе багажа знаний, интересов, представлений личн. Эмоционально-волевая сфера подростков- воспитанников интернатных учреждений хар-зуется излишне бурным эмоцион-ым реагиро-ванием, они не умеют взять ответственность на себя, зачастую агрессивны, испытывают чувство печали, тоски, собственной ненужности, недисциплинированны на уроках, стремятся обратить на себя внимание. Цель диагностики реб, поступающего в учреждение образован интернатного типа - определении уровня его личностного развит. Ее достижение во многом определ-ся продуманно грамотным отбором функций, т.е. кругом обязанностей, на решение кот она будет направлена: - поставить диагноз уровня личностного развития реб (оценочная функция);
- осущ-ять постоянный контроль за динамикой его личностного развит (контролирующая функция);
- прогнозировать дальнейший ход учебно-воспит-ой работы применительно к индивид-ности данного реб (прогностическая функция);
- помочь реб определить свои ближайшие задачи, свой нравственный рост (просветитель-ская функция).
Диагностическая процедура несомненно должна соответствовать ряду общепедаг-их принципов, кот целесообразно учитывать при ее проведении. Среди них максимальное исполь-зование системного подхода в изучении проблемы личностного развит подростка, комплексного использования теорет-их, эмпирич-их и статистических м-дов,проверка одного и того же факта многократно с помощью различных м-дов,системной проверки полученных рез-татов, логический и психолого-педаг-ий анализ полученных рез-татов, объективность, фиксация всех проявлений личн, получение объективных данных путем сравнения мнений коллег и самого реб, т.е. сравнительная хар-стика, единство изучения и воспитания реб и др. Изучение уровня личностного развит реб требует особого вниман, особой чуткости к нему, обязательного согласия с его стороны и предрасположенности. Оно должно строиться на совместной деят-сти реб и соц-пед-ой и психолого-пед-ой службы. Реб заранее морально и психологически готовится к проведению диагностической процедуры. Во время ее проведения необходимо исключать всякое постороннее влияние со стороны окружающих. Эффективность достижения поставленной цели во многом зависит от грамотного определения критериев, качеств, отражающих личностное развит реб сообразно его возрастным особ-стям. В качестве наиболее значимых из них применительно к личн школьн возраста: - Физическое, психическое, нравственное здоровье. Содержание данного критерия может включать общее состояние реб, наличие хронических и соматических заболеваний, откло-нений в физиологическом, психическом и нравственном развит. Его обязательный учет определяет продуктивность всей последующей проводимой учебно-воспит-ой работы со стороны пед коллектива с реб. Установление гармоничной взаимосвязи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в повышении эффективности учебно-воспит-ого процесса, и в соответствии с выявленными заболеваниями опред-ся система междисципли-нарных и пед мероприятий. Эти мероприятия имеют конкретную цель: восстановление утрачен-ных резервов здоровья реб. Но вместе с тем у них разные задачи и средства. Задачи медицин-ских работников: выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения, а также дальнейшая профилактика заболеваний. Что касается учреждения образования, то его основная задача – создание необходимых условий, отвечающих состоянию здоровья реб. Создание активной среды, в кот обучение и воспитание реб происходит вследствие специально органи-зованной системы личностного развит явл-ся актуальнейшей задачей интернатного учреждения. 1. Сформированность интеллектуальной сферы реб. Показателями критерия - его успеваемость, познавательн активность, речевой багаж, особ-сти мышления, внимания, памяти, наличие умений использовать знания на практике и др.
2. 2. Эмоцион-ая сфера реб. Критерий включает способ-сть к сопереживанию, умение придти на помощь, наличие агрессивности,тревожности,неадекватность в восприятии и оценке событий, неуравновешенность, отношение к окружающему миру, отзывчивость, открытость, робкость, застенчивость. 3. 3. Самооценка -сформированность «Я концепции»,позитивная либо отрицательн «Я концепц». 4. 4. Соц приспособленность. – соц активность, инициативность, наличие лидерских позиций, готовность к исполнению соц ролей, трудолюбие, организованность, коллективизм. Определе-ние состояния критериев применительно к общепринятым в пед теории и практике уровням осущ-ется с помощью продуманного отбора м-дов и методик. М-д предварительного знакомства позволяет получить первоначальное представление о реб, среде, в кот он находился и воспитывался, его здоровье, особ-стях его интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы и учесть их в дальнейшей работе. Изучение личн реб сопровождается беседами как с ним, так и всем пед персоналом, имеющим непосредственное отношение к его личностному развит. М-д наблюдения и его стандартизированных форм, когда к определению уровня личностного развит реб привлекаются педагоги, воспитатели, обслуживающий персонал, способствует более достоверному отражению состояния показателей по каждому из критериев. В процессе диагностики может быть использован биографический м-д, позволяющий получить информацию с опорой на биографию реб либо ее отдельные аспекты. М-д незаконченного тезиса (к примеру, продолжи мысль «В свободное время я люблю…», «Мой любимый учебный предмет – это…» и др.) помогает глубже изучить словарный запас, особ-сти памяти, мышления. Письменное либо устное высказывание реб дополняет полноту показателей и критериев, дает возможность получить более полное представление о личн реб, его интересах, мотивах, притязаниях. С помощью методики изучения основн свойств личн (личностный опросник «ОТКЛЭ») возможно проанализировать свойства личн реб с точки зрения соц сущности и главных индивид-но-психолог-их особ-стей. Такие свойства личн, как организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, стремление к прекрасному опред-ются с помощью набора вопросов, позволяющих установить их степень развит. Сведения, полученные с помощью опросника, требуют обязательного сопоставления с данными, полученными путем психолого-педаг-ого наблюдения, м-дов обобщения независимых хар-стик, анализа продуктов деят-сти и других эмпирических м-дов, позволяющих установить объективные показатели уровня развит разных сторон личн испытуемых. Опросник Юркевич направлен на более достоверное опредение интенсивности познавательных интересов реб. Изучение критерия самооценка личн возможно по методике Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан. Данная методика основана на непосредственном шкалировании таких качеств личн реб, как здоровье, уверенность в себе, способ-сти, хар-р, особ-сти внешности и др. Реб предлаг-ся на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развит этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, кот удовлетворял бы его. 5. Очень часто ребят, поведение кот отличается от существующих соц норм, хар-зует чрезмер-ная выраженность агрессивности в межличностных отношениях с окружающими. Одной из действенных диагностических методик в изучении агрессивности подростков явл-ся опросник «Басса-Дарки», авторы кот исходили из таких выводов реакций, как: агрессия физическая и косвенная, негативизм, раздражение, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Перечисленные м-ды и методики могут дополняться, уточняться с помощью других м-дов для получения достоверной информации относительно уровня сформированности каждого критерия. Получаемые рез-таты должны отражаться объективно. При этом очень важно учитывать в процессе диагностики все проявления изучаемых качеств и прежде всего положительных, т.к. они явл-ся опорой в дальнейшем его личностном развит. Анализ полученных рез-татов должен осущ-яться комплексно педагогами, психологами, медиками, юристами. С обязательным учетом рез-татов диагностики выстраивается система работы с реб, кот принимается пед коллективом, отслеживается соц-ой и психолого-педаг-ой службой. 6. Опыт показывает, что в стенах интернатного учреждения не в полной мере достигается решение проблемы полноценного личностного развит реб, оставшегося без попечения родителей. В связи с этим перед соц-пед-ой и психолого-пед-ой службой стоит задача совер-шенствования условий личностного развит детей-сирот в приемных, опекунских, патронатных семьях. |