РОМАН М.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» 1. История создания и публикации. 2. Мотивная структура «Мастера и Маргариты». 3. “Библейские главы” в романе. Пилат и Иешуа. Особенности трактовки библейского сюжета. (На материале глав “Понтий Пилат”, “Казнь”, “Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа”, “Погребение”, “Прощение и вечный приют”.) 4. Московские” главы в романе: комическое и трагическое. Люди, быт, нравы 20-30-х годов. 5. Воланд и его роль в романе. Особенности булгаковской трактовки этого вечного образа. 6. Жизнь и судьба художника в советском обществе (Образы Мастера и Ивана Бездомного). 7. «Странный реализм» Булгакова. Литература 1.БэлзаИ. Генеалогия «Мастера и Маргариты» // Контекст – 1978. М., 1979. 2. Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Даугава. 1988. №11; 1989 №1. 3.Лакшин В. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” / Булгаков М. “Мастер и Маргарита”. М., 1988. С.420 – 47 . 4.Палиевский П. Пути реализма. М., 1974. С. 188 – 196. 5.Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991. 6.Утехин Н.П. “Мастер и Маргарита” М. Булгакова: об источниках действительных и мнимых // Русская литература. 1979. №4. 7.Химич В.В. «Странный реализм» М.Булгакова. Екатеринбург, 1995. 8.Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988. С. 9.Яновская Л.М. Творческий путь М. Булгакова. М., 1983. Занятие № 13 НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ В ЭПОХУ РЕВОЛЮЦИИ 1. Новокрестьянская поэзия: своеобразие художественного мира. 2. Черты лирического героя Н.Клюева («Мы ржаные, толоконные…», «Есть две страны…»). Концепция революции в поэме «Погорельщина» и цикле «Разруха». 3. Эволюция лирического героя С.Есенина. 4. Образ революционной России в поэме «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в произведении. ЛИТЕРАТУРА 1.История русской литературы ХХ века (20 -90-е годы): Основные имена. М., 1998. 2.История русской литературы ХХ века (20 – 90 годы): Литературный процесс. М., 2006. 3.Карпов А. Поэмы Сергея Есенина. М., 1989 4.Марченко А. Поэтический мир Есенина. М.. 1980. 5.Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. Л., 1990. 6.Наумов Е. Сергей Есенин . Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1973. 7.Семенова С. Поэт «поддонной России (религиозно-философские мотивы творчества Николая Клюева)// Николай Клюев. Исследования и материалы. М., 1997. Занятие № 14 1ПОЭМЫ В. МАЯКОВСКОГО 1. Дореволюционные поэмы В. Маяковского “Флейта - позвоночник”, “Человек”, “Облако в штанах”: содержание и эволюция основного конфликта. 2. “Люблю”, “Про это” как первые послеоктябрьские лирические поэмы о любви: проблематика и поэтика. Новое в освещении темы революции и любви. 3. “Владимир Ильич Ленин”, “Хорошо!”: особенности стиля и композиции, лирическое и эпическое в поэмах. 4. Поэма “Хорошо!” Ее лирический герой. Полифоничность стиля и ритмики. 5. “Во весь голос” как отражение этики и эстетики поэта. ЛИТЕРАТУРА 1. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 2001. 2. Кацис Л. В курганах книг, похоронивших стих // Вопросы литературы. 1989. № 11. 2. Машбиц-Веров И. Во весь голос: О поэмах Маяковского. Куйбышев, 1973. 3. Михайлов А Это время гудит// Русская литература. 1988. №3. 4. Михайлов А. Мир Маяковского. М.1990. 5. Перцов В. Маяковский в 3-х т. Т.3. М., 1965. 6. Пицкель Ф. Маяковский. М., 1979. 7. Субботин А.С. Маяковский сквозь призму жанра. М., 1986. Занятие № 15 ПОЭЗИЯ О.МАНДЕЛЬШТАМА И М.ЦВЕТАЕВОЙ 1. Раннее творчество поэтов в контексте поэтических течений 10-х годов ХХ века. Библейская и античная мифология, герои культуры и истории в лирике Цветаевой и Мандельштама. 2. Образ революции в стихах поэтов (М.Цветаева циклы «Лебединый стан», «Октябрь в вагоне»; О.Мандельштам «Сумерки свободы») 3. Концепция поэта в творчестве Цветаевой и Мандельштама и ее связь с жизненной реальностью. Проблема творческой и человеческой свободы ( 4. Уникальность поэтики М.Цветаевой. проблема «неконвенциальности» позднего Мандельштама. ЛИТЕРАТУРА 1.История русской литературы ХХ века (20 -90-е годы): Основные имена М., 1998. 2.Левин Ю.И. О некоторых особенностях поэтики позднего Мандельштама// 3.Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама. Воспоминания. Материалы к биографии. Новые стихи. Комментарии. Исследования. Воронеж. 1990. 4.Мусатов В. Лирика Осипа Мандельштама. Киев. 2000. 5. Осипова Н.О. Творчство М.И.Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века. Киров 2000. 6.Павловский А.И. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. Л., 1989. 7.Саакянц А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества. М., 1986. 8.Струве Н. Осип Мандельштам. Томск. 1992. 9. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992. Занятие № 16 ДРАМАТУРГИЯ 1920-Х ГОДОВ 1. Человек и революция в драматургии 20-х годов (М. Булгаков “Дни Турбиных”, К. Тренев “Любовь Яровая”, Б. Лавренев “Разлом”). Своеобразие конфликта и композиции пьес. Изображение враждующих лагерей. 2. Основные образы пьес. Элементы литературной переклички. Проблема долга. Столкновение общечеловеческих и классовых ценностей. 3. Социальная сатира в драматургии 20-х годов (М. Булгаков” Зойкина квартира”, “Багровый остров”, Н. Эрдман “Мандат”, В. Маяковский “Клоп” и “Баня”). Сатирические адреса пьес. Перекличка и полемика драматургических произведений М. Булгакова и В. Маяковского. Общее и различное в комедиях (жанр, авторская позиция, типы героев, способы разрешения конфликта). ЛИТЕРАТУРА 1. Богуславский А., Диев В. Русская советская драматургия. Основные проблемы развития 1917-1935. М.,1963 2. Гудкова В. “Зойкина квартира” М. Булгакова. //М.А. Булгаков - драматург и художественная культура его времени. М., 1988. 3. Милявский Б. Сатирик и время: О мастерстве Маяковского-драматурга. М., 1963. 4. Петровский М. Михаил Булгаков и Владимир Маяковский. //М. А. Булгаков - драматург и художественная культура его времени. М., 1988. 5. Руднева С. Комедия Николая Эрдмана, ее триумф и забвение //Театр. 1987. №10. 6. Устюжанин Д. Драма К. Тренева “Любовь Яровая”. М.,1972 7. Фролов В. Муза пламенной сатиры. Очерк советской комедиографии (1918 – 1986). М., 1988. 8.. Щеглов Ю. Конструктивистский балаган Н.Эрдмана // Новое литературное обозрение. 1998. №33. Занятие №17 РОМАНЫ В. НАБОКОВА 1. Проза В. Набокова в отечественной критике и критике русского зарубежья. 2. Роман “Дар”. Художественное творчество и мир в романе. Композиционная структура. Образ Чернышевского. 3. “Приглашение на казнь”. Особенности жанра. Экзистенциальное и социально-историческое в романе. Игровое начало. 4. Стиль В. Набокова. ЛИТЕРАТУРА 1. Адамович Т. Владимир Набоков// Октябрь. 1989. №1. 2. Анастасьев Н. Феномен Набокова М., 1993. 3. Берберова Н. Курсив мой// Вопросы лит. 1988. № 11. 4. Долинин А. Поглядим на Арлекинов // Лит. обозрение. 1988. №9. 5. Ерофеев В. Русская проза В. Набокова // Набоков В.В. Собр.соч: в 4-х т. М.,1990. Т.1. 6. Ходасевич В.Ф. О Сирине// Октябрь. 1988. №6. 7. Шаховская 3. В поисках Набокова. М. ,1991. С.45 – 107. Занятие № 19 «ЧЕВЕНГУР» И «КОТЛОВАН» А. ПЛАТОНОВА 1. История создания и публикации. 2. Особенности жанра и композиции произведений. 3. Смысл и истоки утопического сознания героев А. Платонова. 4. Идея и “вещество существования” в философско-художественной структуре произведения. 5. Боги, вожди, герои и “прочие” в художественной системе текста. 6. Время и пространство в произведениях. 6. Специфика словесного образа в прозе А. Платонова. ЛИТЕРАТУРА. 2. Семенова С. Преодоление трагедии. М., 1989. 3. Аннинский Л. Откровение и сокровение//Литературное обозрение 1989.№9. 4. Елистратов В. О структуре прозы А. Платонова//Вестник МГУ: Сер. 9. Филология. 1989. №2. 5. А.Платонов - писатель и философ. // Вопросы философии. 1989. №4. 6. Чалмаев В. Андрей Платонов. М., 1989. С.287-361. |