МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

РЕАЛИЗМ В РУССКОЙ ПРОЗЕ РУБЕЖА ХIХ – ХХ ВЕКОВ





Филологи 3 стандарт

Часть (для 3 курса)

Занятие №1

МОДЕРНИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В ПОЭЗИИ КОНЦА ХIХ-НАЧАЛА ХХ ВЕКА

 

 

1.Символизм: история, теория и практика. Философский и эстетический смысл понятия «символ»

А) Старшие символисты. Теоретические выступления Д.Мережковского, В.Брюсова, К.Бальмонта. Поэтические манифесты В.Брюсова («Творчество», «Сонет к форме», «Юному поэту». «Психологический символизм» И.Анненского (сб. «Кипарисовый ларец»).

Б) Младосимволисты. Проблема общественного служения искусства. Миф о красоте. Поэзия А.Белого (сб. «Золото в лазури») и отражение в ней приципов младосимволизма.

 

2.Идейно-эстетическая программа акмеизма (статьи М.Кузмина, Н.Гумилева, О.Мандельштама). Ее отражение в дооктябрьской лирике Н.Гумилева (сб. «Путь конквистадоров», «Романтические цветы»).

 

3. Русский футуризм: программа и группировки.

А) Эгофутуризм и творчество И.Северянина.

Б) Поэтический эксперимент в творчестве Велимира Хлебникова («Заклятие смехом», «Кузнечик», «Бобэоби…».

 

ЛИТЕРАТУРА

 

I. Манифесты (по хрестоматиям: Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. Составитель Н.А. Трифонов. М., любое издание; Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ – начала ХХ века. Литературные манифесты и художественная практика. Составитель А.Г.Соколов. М., 1988):

 

1. Бальмонт К. Элементарные слова о символизме.

2. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм.

1. Кузмин М. О прекрасной ясности.

2. Мандельштам О. Утро акмеизма.

3. Мережковский Д. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.

4. Пощечина общественному вкусу.

 

II) Учебные пособия:

1. Барковская Н.В. Поэзия Серебряного века. Екатеринбург. 1993.

2. Долгополов Л. На рубеже эпох. Л., 1985.

3. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век. М., 1995.

4. Михайловский Б.В. Символизм// Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века. М., 1971.

5. Орлов В.Перепутья. Из истории русской поэзии начала ХХ века. М., 1966.

6. Русская литература ХХ века: Школы,направления, методы творческой работы. М., 2002.

7. Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века. М.. любое издание.

 

Занятие № 2

ТВОРЧЕСТВО А.БЛОКА

1. «Трилогия вочеловечения» А.Блока.

А) Поэтический идеал в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» и способы его воплощения. Цикл «Распутья»: образ «страшного мира».

Б) Мир стихий во втором томе лирики (циклы «Город», «Снежная маска», Фаина») и проблема выбора пути.

В) Мотив возмездия в стихах третьего тома (циклы «Страшный мир», «Возмездие»). Образ России (циклы «Родина», «На поле Куликовом»).

 

2. Блок и революция.

А) Концепция революции в статье «Интеллигенция и революция».

Б) Образ революции и проблема Идеала в поэме «Двенадцать». Споры о художественном методе А.Блока.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Вильчек Л., Вильчек Вс. Эпиграф столетия: Поэма А.Блока «Двенадцать»// Знамя. 1991. №11.

2. Горелов А. Гроза над соловьиным садом: Александр Блок. М., 1973.

3.Долгополов Л. Поэма Александра Блока. “Двенадцать”. Л.. 1979.

4.Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество. М., 1980.

5.Иванова Е. Об эволюции Блока после Октября и поэме «Двенадцать»//Литература в школе. 1993. №3.

6.Крук И.Т. Поэзия Александра Блока. М., 1970.

7.Орлов В. Поэма Александра Блока “Двенадцать”: Страница из Истории советской литературы. М., 1962. Гл. 2-3.



8. Стратановский С. Поэт и революция; Опыт современного прочтения поэмы А.Блока «Двенадцать» // Звезда. 1991. №11.

9. Тимофеев Л. И. Александр Блок. М., 1957. C.161-173.

10. Тимофеев Л. Поэма Блока “Двенадцать” и ее толкователи.//Тимофеев Л. Советская литература: Метод. Стиль. Поэтика. М., 1964. С. 507-522.

Занятие № 3

РЕАЛИЗМ В РУССКОЙ ПРОЗЕ РУБЕЖА ХIХ – ХХ ВЕКОВ

1.Новые черты реализма.

2.Своеобразие реализма А.Куприна (принципы и направленность

художественного познания, связь между характерами и обстоятельствами, формы художественного обобщения и отражения жизни, единство романтических и реалистических начал). Традиции русской классики в прозе Куприна.

3.Социально-психологическая направленность реализма В.Вересаева. Драма русского интеллигента в изображении писателя. Развитие традиций Тургенева.

4. «Фантастический реализм» Л.Андреева (соотношение бытового и бытийного в прозе писателя, принципы типизации, проблема рока, исследование «пограничных ситуаций).

 

ТЕКСТЫ

 

Андреев Л. Баргамот и Гараська. Большой шлем. Жизнь Василия Фивейского.

Вересаев В. Без дороги. На повороте.

Куприн А. Олеся. Молох. Поединок. Гамбринус.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Бровман Г. В. Вересаев. Жизнь и творчество. М., 1959.

2.Волков А. Творчество А.И.Куприна. М., 1981.3

3. Иезуитова Л.А. Творчество Л.Андреева. Л., 1976.

4.Келдыш В.А. Русский реализм ХХ века. М., 1975.

5.Крутикова Л.В. А.И.Куприн. Л., 1971.

6.Кулова Т.К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму// 7.Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ-начала ХХ вв. М., 1975.

8.Михайлов О.Н. Страницы русского реализма: Заметки о русской литературе ХХ века. М., 1982.

 

 

Занятие №4

ТВОРЧЕСТВО И.БУНИНА

 

1. Тема дворянства и крестьянства в дооктябрьской прозе И.Бунина. Проблема национального характера («Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол»). Стиль Бунина.

2. Проблема социального и космического зла в рассказах «Господин из Сан-Франциско». Историко-философская концепция писателя.

3. Жанр и пафос «Окаянных дней».

4. Концепция любви в «Темных аллеях».

5. Особенности реализма Бунина.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Колобаева Л.А. Проза И.А.Бунина. М., 1998.

2. Михайлов О.Н. Строгий талант. М., 1976.

3. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. М., 1994.

4. Мышалова Д.В. Очерки по литературе русского зарубежья. Новосибирск. 1995.

5. Сухих И. Русский канон: книги ХХ века. М., 2013. С.482-505.

Занятие № 5





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.